Статья "Лэпбук как средство обучения на уроках истории"
презентация к уроку по истории (8 класс)
В данной статье рассказывается о применении на уроках истории техники лэпбука. На основе своего опыта автор статьи показывает преимущества данного метода в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В данной статье рассказывается о применении на уроках истории техники лэпбука | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Лебедева Оксана Валерьевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34» Московского района г. Казани
Аннотация. В данной статье рассказывается о применении на уроках истории техники лэпбука. На основе своего опыта автор статьи показывает преимущества данного метода в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому».
Перед учителем стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели я нахожу в использование на уроках истории методики создания лэпбука.
Термин «лэпбук» (lap – колени, book – книга, дословно «наколенная книга») был впервые введен мамой и писателем из Верджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала данное средство для обучения своих детей. Она назвала его так, именно потому, что весь лэпбук умещался на коленях ребенка.
Лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Хочется отметить, что подобный способ организации учебного материала и не является принципиально новым. Представляется, что в российской школе педагоги использовали и используют похожие средства и приёмы, не используя данное определение. На первых порах лэпбук применялся в младших классах, но с не меньшей эффективностью его можно использовать и более старших классах.
Кто-то может задаться вопросом - зачем нужен лэпбук?
Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
В-третьих, ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию проектной или исследовательской работы.
В-четвёртых, работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный, так и групповой характер.
Каждый Лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы.
Виды лэпбуков, которые можно использовать в обучении истории:
1. В зависимости от того, кто выступает автором:
а) созданный учителем – в данном случае он является средством обучения, учебным пособием;
б) созданный учащимися в ходе проектной деятельности – в этой ситуации он выступает как метод обучения.
2. В зависимости от формы:
а) стандартная книжка с двумя разворотами;
б) папка с 3-5 разворотами;
в) книжка-гармошка.
3. В зависимости от содержания:
а) по школьному предмету - такие лэпбуки предназначены для тщательной проработки темы в познавательной форме, поэтому содержат основные понятия параграфа, отражают связь изучаемого с жизнью, а также включают задания на закрепление. Чтобы полученное пособие выполняло функцию тренажера, учитель может перечислить его обязательные компоненты, дать обобщенный шаблон. Это позволит учащимся одновременно проработать все необходимые вопросы и проявить творчество в рамках конкретных элементов, а содержание лэпбука станет своего рода отражением содержания конкретного параграфа, темы или раздела;
б) по энциклопедии - он создается по материалам исторической энциклопедии, с той же структурой и содержанием: определение (определения), классификация или типология и т.п. Этот тип лэпбука обычно обеспечивает комплексное освещение вопроса, выходящее за рамки изучаемого параграфа или темы (например, «Этапы закрепощения крестьян», «Общественный строй XVI века» и др.);
в) по определенной тематике - данное пособие составляется по определенной теме (например, «Иван Грозный – первый царь», «Русская православная церковь XVI века», «Северная война» и др.). Его содержание выходит за рамки изучаемого параграфа и даже исторической науки. Этот вид чаще других становится продуктом проектной деятельности. Кроме того, такой лэпбук может выполнить роль отчета по учебной экскурсии.
Лэпбук обычно формируется из разных элементов:
- «карманы» - это самый простой элемент, имеющий прямоугольную или квадратную форму, предназначенный для того, чтобы вкладывать в него фотографии, рисунки, небольшие тексты-описания;
- «обычные конверты» - это закрытый элемент, выполненный как конвертик с треугольным или прямоугольным клапаном. В него можно вложить листочки с датами, понятиями, портретами и историческими картинами, а также схемами. Обычные конверты и карманы хороши тем, что они не только выполняют иллюстративную функцию, но и могут содержать задания, которые следует выполнить – расположить события в хронологическом порядке, угадать личность по описанию, дать определение понятию или термину и т. д.;
- «вращающиеся круги» представляют собой круг, возможно, с вырезанным сектором-окошком, в котором можно увидеть необходимую информацию при вращении круга;
- «простые книжки» это небольшие простые или в форме какого-либо объекта книжки. Они включают информацию о каком-либо историческом деятеле, периоде, явлении, процессе с более или менее полной его характеристикой.
Все выше перечисленные элементы стали уже традиционными, но простор для творчества ученика огромен – в лэпбук можно вклеить исторические карты, которые будут разворачиваться в полном объеме каждый раз, когда ребенок раскрывает данное учебное пособие. Панорамки хороши для фиксации внимания на особенно значимых исторических событиях. В лэпбуке можно разместить и иные подвижные элементы – выдвигающиеся полоски, качающиеся фигурки и др.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.
Как у любого метода обучения, у лэпбука есть недостатки. Одним из минусов данной работы является время, необходимое для его создания. Учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию и большую часть работы нужно осуществлять дома.
Лэпбук представляет собой самодельную бумажную книжечку с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ученик может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ему нужно будет выполнить определенные задания, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
Подводя итог, необходимо отметить, что, создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу - личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативные технологии обучения на уроках история как средство формирования субъективизма.
Существующая система лекционного обучения в старших классах не способствует формированию «Я-позиции», субъективизма учащихся, что снижает их конкурентоспособность во внешкольном социуме, степень...
Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...
Статья "Игровые технологии как средство обучения на уроках истории"
Статья "Игровые технологии как средство обучения на уроках истории" учителя истории и обществознания Фоменко М.С....
презентация к докладу на тему «Активные приёмы, средства и способы обучения на уроках истории»
laquo;Активные приёмы, средства и способы обучения на уроках истории»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории....
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...