Коммуникативные технологии обучения на уроках история как средство формирования субъективизма.
материал (история) по теме

Существующая система лекционного обучения в старших классах не способствует формированию «Я-позиции», субъективизма  учащихся, что снижает их конкурентоспособность во внешкольном социуме, степень их социализации.Главное назначение коммуникативных технологий в процессе обучения —побуждение к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции. Ведущая роль интерактива в  процессе воспитания — формирование убеждений молодежи, ответственного нравственного выбора, субъективной оценки ситуации. Его учебную задачу надо понимать не как простое обнаружение закономерностей и отношений между вещами, а как проблемную ситуацию, имеющую разные пути решения. Следовательно, грамотно организованный образовательный процесс с использованием данных  технологий имеет обучающую и воспитательную значимость, учит более глубокому восприятию проблемы, умению аргументировано отстаивать  субъективную точку зрения, оценивать мнения других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestaciya_2.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные технологии  обучения  как средство развития субъектности.

Жукова Ольга Владимировна,

учитель истории МОУ СОШ с УИОП № 47 г.Кирова

Человек неудачлив настолько, насколько он

пренебрегает своей субъективной истиной.

А. Менегетти

«Паша, я не вижу твои глаза!» - стандартная фраза начала моего урока.  Мне важно в начале работы установить контакт с каждым находящимся в кабинете. Мне важно знать насколько они готовы общаться, познавать вместе со мной себя и самый интереснейший из предметов – историю.  Проблема «дефицита общения» - проблема 21 века. По данным социологических опросов, проводимых психологами Детского фонда в 2007 году,   70% подростков назвали своими друзьями компьютер, телевизор или домашнего животного. Средний уровень автономности или самостоятельности в выборе и принятии решения у современных выпускников - 2,3 (мах3). Исследования психологов только  подтверждают установившееся мнение педагогов об инфантильности современных подростков, несамостоятельности при разрешении собственных трудностей.

Социализация – это процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней. Индивидуальное «Я» приобретает социальные качества в коммуникации, в межличностном общении внутри первичной группы, т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

  Проблема субъекта приобрела широкое значение и практический смысл в настоящее время, когда социально востребованными оказались творческие личности, со сформированной способностью быть субъектом процесса личностного и социального развития. Вследствие этого становится необходимым ориентация образования на выполнение новой для него функции - выступать пространством развития субъекта, способного к самоопределению и саморазвитию. Субъектность является одним из показателей социализированности выпускника.

        Сущностными признаками   сформированности  субъектности является его готовность и способность:  управлять своими действиями;  моделировать, планировать способы своей деятельности,  взаимодействия;  реализовывать намеченные программы; контролировать ход и адекватно оценивать результаты своих действий, взаимодействий;  рефлектировать свою деятельность, деятельность других.

           Обучение с использованием коммуникативных технологий  воздействует  не только на мышление учеников, но и на их чувства, эмоции. Самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний,  участники общения чувствуют себя в  безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания, возникает чувство эмпатии.

В основе моего опыта – рациональное  сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм и средств коммуникативного обучения, позволяющих создавать высокую активность учеников, умение  самостоятельно мыслить, рассуждать, делать выводы, стремиться к самообразованию и самореализации.           Основными методиками коммуникативной  технологии, которые я использую в своей деятельности учителя истории,   являются учебный диалог или полилог, игровое взаимодействие.

          Разновидностями учебного диалога являются -  беседа, спор, диспут, дискуссия.        Приемы ведения учебного диалога могут быть использованы в разные моменты урока, а так же и вне его. На этапе контроля  знаний и проверки выполнения домашнего задания в моей деятельности  используется прием «Взаимоконтроль». Учащиеся разделены на группы, в каждой группе назначается староста. На уроке я обращаю внимание на те элементы домашнего задания, знание или наличие которых проверяет перед следующим уроком староста. Оговариваются критерии оценки выполнения задания. Этот прием  стимулирует учащихся к систематическому выполнению домашнего задания, учит ответственности за результат своей деятельности, позволяет ребятам, испытывающим трудности в публичном выступлении, презентовать свои знания   одноклассникам. Старостами становятся учащиеся,  имеющие высокий или прогрессирующий рейтинг по предмету.   При этой системе общение носит вынужденный характер. Позволяет попробовать себя в разных социальных ролях.  Прием «Атака веером» и «Оборона» позволяет не только проверить фактический материал, но и учит четкой формулировке вопросов, дает опыт публичного выступления.  Во время подготовки домашнего задания учащиеся готовят 5 вопросов. Уровень сложности вопросов: низкий – Что? Где? Когда?; средний – Почему?; высокий – Докажи, что.  А что было бы, если? Атакующий выбирает сам объекты диалога. Затем роли меняются,  атакующий занимает оборону и принимает от оппонентов вопросы, самостоятельно  определяя их уровень.        

На этапе изучения нового материала используется  дидактический прием «учебный мозговой штурм».  Его преимущества очевидны, так как эта активная форма работы, при которой учащиеся тренируют умение четко выражать свои мысли, учатся слушать и слышать других, наработанные идеи дают новый подход к изучению темы. Так при рассмотрении  вопроса «Реформы 60—70 годов XIX века» учащимся было предложено сделать предположение относительно факторов, которые подтолкнули Россию к реформам. Урок был выстроен как совместный анализ гипотез. Прием «Мельница» позволяет организовать продуктивную работу в группе. Класс разбит на четверки,  каждый участник которой получает свое задание. Например,  при изучении темы «Восточные славяне» задания могут быть следующими: 1 – происхождение, расселение славян; 2 – общественное устройство; 3 – развитие хозяйства восточных славян; 4 –религия восточных славян. Затем идет обмен информацией по определенной схеме. Прием позволяет организовать гранулирование материала, ранжирование его по значимости, делает учебную активность учащихся неизбежной. 

Здесь же при организации работы с новым материалом используется прием «Пометки на полях». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост.  Ученики вооружаются маркировочным рядом. Помечать можно целые абзацы или предложения.  Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста.  Очень важно формировать у учащихся субъектное  отношение к событиям, позитивное отношение к жизни.  Метод «Хорошо-плохо», используемый для самостоятельной оценки  исторической ситуации,   позволяет организовать не только когнетивную деятельность, но и креативную. Пример: «нашествие кочевников»: плохо – разоряли русские земли, хорошо – способствовали сплочению русских князей перед внешней опасностью.

        На этапе обобщения изученного раннее материала мною применяется методика «Дебаты»,  где идет активная речевая деятельность. Необходима тщательная подготовка к диспуту,  умение легко опелировать учебным материалом, ставить вопросы оппоненту. Формат урока не позволяет следовать традиционной схеме игры, поэтому она несколько упрощена.  Тема  игры обязательно носит спорный характер: «О пользе княжеских усобиц», «Святополк - братоубийца", «Екатерина ты была неправа», «Значение  фаворитизма в  русской  истории».

При  учебном  диалоге и игровом взаимодействии используются как моно, так и метаформы организации занятий. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств: умение вырабатывать совместное решение; терпимость к другим мнениям и позициям; необходимость поиска компромиссов; способность аргументировано отстаивать свою точку зрения; стремление к диалогу;  умение строить общение с учетом эмоционального состояния, общей атмосферы.

        Важной составляющей учебных занятий становится игровое взаимодействие. Естественно процесс организуется с учетом возрастных особенностей учащихся. В старших классах на уроках истории используются такие техники как «ролевая игра», «деловая игра» или «игра - имитация».  При организации ролевой игры учащимся задаются условия,  в рамках которых идет взаимодействие, распределяются роли. Так на уроке по теме «Культура и быт XVII века» была проведена игра «Как крестьянин сына женил». Соответственно при подготовке  учащиеся выполняли опережающее домашнее задание и на занятии действовали в рамках,  заданных особенностями исторического периода и условий обусловленных  игрой. Эмоциональный эффект ролевой игры строится на своего рода  открытиях, которые совершает ученик, участвуя в  игре. Ролевая игра дает в полной мере возможность проявления субъектности.  В отличии от ролевых игр «игры – имитации» или «деловые игры»  представляют  собой динамическую модель упрощенной действительности.  

        Результат деловой игры для учащихся — это новый опыт  переживания возможностей своего Я.  Оптимальной формой деловой игры является «Защита исследовательского  проекта». Такую деловую игру можно проводить в форме пресс-конференции, симпозиума, премии «Умник года» и т.д. Организация деловой игры предполагает наличие обязательно экспертной оценки.

        Важной составляющей частью занятий в режиме коммуникации является рефлексия собственных действий и достигнутых результатов. При подведении итогов используются различные приемы, позволяющие ученику определить степень удовлетворенности собственной деятельностью,

определить уровень достижения цели урока. При анализе мною используются приемы: «Штамп» - ученик дает оценку урока, в рамках заданного шаблона «Я узнал, что ….», «Мне удалось ….», «Меня сегодня удивил ….»; «Цветометрия» - использование различных цветов для оценки удовлетворенности уроком; «Синквейн» - анализ урока по буквам основного термина или персоны; гоу-тест – когда учащиеся по звонку с урока встают с мест по степени удовлетворенности результатами собственной работы.

        Таким образом, использование коммуникативных технологий в обучении позволяет: создать  условия для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы; осознать  и развивать имеющиеся личностные ресурсы, способствующие формированию субъектности подростка;  формировать  навыки активной жизненной позиции, творческого отношения к деятельности; обучение самостоятельности и готовности нести личную ответственность за принятые решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дебатов как средство формирования коммуникативных УУД на уроках истории

Глава 1. Методологические основы формирования коммуникативной компетенции у школьников.   §1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ. §2.КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙ...

Ролевая игра на уроках математики как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.

p { margin-bottom: 0.21cm; } Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание, она влияет на учебную успешност...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Обобщение опыта по теме: «Применение текстовых таблиц на уроках истории как средство формирования учебных компетенций"

Применение текстовых таблиц при изучении истории способствует активному осмыслению информации, умению самостоятельно решать учебные задания и творчески их выполнять. Актуальность выбора данной темы по...

Работа с историческими источниками на уроках истории как средство формирования информационно-коммуникативной компетентности

Использование источников на уроках истории затрудняется выбором соответствующих источников, организацией последовательной и продуктивной работы с ними. Для решения проблемы необходимо рассмотреть комп...

Статья использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций студентов

Тезисы на онлайн - выступления на межрегиональном научно – практическом симпозиуме«Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемствен...

Использование ИКТ на уроках истории как средство формирования информационной компетентности учащихся

Использование ИКТ на уроках истории как средство формирования информационной компетентности учащихся...