Урок истории, 7 кл. Дворцовые перевороты.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Рима Хамзиевна Рахмятуллова
Урок истории, 7 кл. Дворцовые перевороты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_7_kl._dvortsovye_perevoroty.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

Урок истории. 7 класс.

 Тема урока:     Дворцовые перевороты.

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, обстоятельствами и следствиями дворцовых переворотов в России XVIII в.

Задачи:

 образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

развивающая развивать историческое мышление, устную речь,    способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций.

воспитательнаявоспитывать чувство патриотизма, уважение к    историческому прошлому страны.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

вид урока: лекция + ИКТ

Оборудование: компьютер, интерактивная доска,  презентация, учебник.

Новые понятия:

дворцовый переворот, фаворит, привилегии,  Верховный тайный совет,  Кондиции,  “бироновщина”.

План урока:

1. Причины и сущность дворцовых переворотов.

1725-1727 гг. - правление Екатерины I.

1727-1730 гг. - царствование Петра II.

1730 - ."Верховники". Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха

1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны. Бироновщина

1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича.

1741-1761 гг. - правление императрицы Елизаветы Петровны.

1761-1762 гг. - правление Петра II.

1762 г. - начало царствования Екатерины II.

 

                                                      Ход урока:

(на экране презентация «Дворцовые перевороты»)


Учитель: 

- Ребята, расскажу вам притчу:  

- Строился  великолепный храм. Руководитель работ был монахом. И вот монах решил спросить у каменщиков о своей работе.

 Первый каменщик  ответил срывающимся голосом, полным злобы и негодования:

— Эта работа никогда не кончится, она продолжается бесконечно, изо дня в день. Это изнуряет меня. Где удовлетворение? Я умру задолго до того, как собор будет построен.

Монах подошёл ко второму каменщику и попросил рассказать о своей работе.

 Каменщик ответил  спокойным голосом: С каждым ударом резца по камню я чувствую, что я создаю жизнь и будущее. Я отдаю собору своё умение, и он тоже одаривает меня.

Монах подошел к третьему каменщику и спросил  его работе.

Брат, — ответил каменщик голосом, полным радости, и широко улыбнувшись. - Работая  здесь, я не только воплощаю своё умение и своё ремесло, я делаю свой вклад в то, что ценю и во что верю. Вселенная, отражённая в храме, воздаст каждому из нас. Я с удовольствием выполняю свою работу.

- На сегодняшнем уроке я хочу, чтобы вы работали с удовольствием и взяли для себя много нового и интересного.

Учитель:     

- 1725-1762 гг. - время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживали сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперед.


-   Сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого и  до воцарения Екатерины II.

Когда  за 37  лет  5 раз при помощи оружия произошла смена власти на царском престоле.

- Решающую роль в этих событиях играла гвардия. 

- Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”.                 1   СЛАЙД

- Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.


- Мы  познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи.

- Выясним причины дворцовых переворотов,

- По ходу урока заполним таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века” и в конце урока сделаем проверку.

Имя императора

Годы правления

Сподвижники, т.е. кто помог стать на престол


(
таблицы выданы каждому ученику, по ходу урока, знакомясь с новой темой, учащиеся самостоятельно заполняют таблицы, проверка осуществляется в конце урока)

- Проверку сделаем в конце урока

I. Изучение нового материала.

- И так, что же такое «Дворцовые перевороты»? –  

Запись в тетрадь.

Дворцовый перевороты – смена власти, которая совершалась дворянскими группировками и при поддержке  гвардии.   2  СЛАЙД

- Что же привело к дворцовым переворотам?

- Вспомним времена Петра Великого. Реформы Петра I вызвали сопротивление бояр и духовенства. Это привело к заговору против царя. Среди заговорщиков был и сын Петра I – царевич Алексей. Давайте вспомним это событие.
- Что вы знаете о “Деле царевича Алексея”?   с.132 - 133

Ученик:  В 1718 году Алексей был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Царевич умер в тюрьме до приведения приговора в исполнение.

-  Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола.

 В 1722 году он подписал Указ о престолонаследии, согласно которому царь мог назначать себе преемника по своему усмотрению, но сам назначить не успел.

- При спасении матросов во время шторма Петр I заболел. Болезнь протекала очень быстро, и в январе 1725 году император  умер, не объявив наследника. Последние слова его были: «Оставляю все …». А кому - неизвестно.
- Отсутствие законного порядка наследования престола вело к усилению дворцовых интриг и острой борьбе за власть.

- В итоге у власти часто оказывались люди, неспособные управлять великой страной. Они беспокоились только об удовлетворении собственных интересов и интересов близких им лиц – фаворитов.

Запись в тетрадь.

Фаворит – придворный, который пользуется  особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику. (стр. уч. 174).    3 СЛАЙД

Привилегии – исключительные права, которых нет у других людей.                                                                            

                                                                                              4  СЛАЙД

Правами на престол обладали:  

                                                                                                         5 СЛАЙД

- Внук Петр  - сын царевича Алексея        

- Жена - Екатерина 1 (коронованная как правящая царица  Петром 1 в 1724году)    

- Дочери -  Анна  и Елизавета  

- Родня старшего брата  Ивана, с которым Петр начал царствовать в 1682 году.

- Здесь хочется сказать стихами 

    «Тут  кротко  или строго

                                                                                           Царило много лиц.    

                                                                                           Царей не очень много                                                                

                                                                                А более цариц».
                                                                                                         
А.К.Толстой 

                                                                                                                                                                                                                                                                                              

- Действительно:  Царей не очень много, а более цариц. 

- Кто же станет по праву на престол? – Петр

- Внук Петр - сын царевича Алексея

- Жена - Екатерина 1    

- Дочери -  Анна  и Елизавета  

- Родственники  старшего брата  Ивана

- Дочери Анна и Елизавета были рождены от 2 брака Петра, и считались незаконнорожденными, так как родились, за 2 года до официального  заключения брака между Пётром и Екатериной.

 
- Для решения вопроса о престолонаследии были созваны высшие чины империи. И когда чаша весов начала склоняться в пользу Петра, оказалось, что дворец окружен солдатами Семеновского и Преображенского полков, выведенных Меньшиковым в поддержку Екатерины. Никто из присутствующих не решился выступить против гвардии.

- Императрицей была провозглашена Екатерина I. Ее первым министром был назначен Александр Данилович Меньшиков. Для примирения враждующих сторон был создан Верховный тайный совет.


- Екатерина I.  (1725-1727 гг.)        6 СЛАЙД

Имя императора

Годы правления

сподвижники

1.

Екатерина  I

1 дворцовый переворот

1725-1727 гг.

 Александр Меньшиков

Запись в тетрадь.

Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России в 1726-1730г.г., созданное Екатериной I в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства.                                 7  - СЛАЙД

- Главную роль в нем играл Александр Меньшиков. Екатерина правила недолго, в 1727 году она умерла.

- Вновь,  встал  вопрос о престолонаследии

Петр II.    (1727-1730 гг.)         8 - СЛАЙД

- После смерти Екатерины I на престол стал Петр II.

- заполняем таблицу.

Имя императора

Годы правления

сподвижники

2

Петр II.

1727-1730 гг.

Долгорукие

 - Еще при жизни Екатерины I, Меньшиков начал сложную интригу в пользу великого князя Петра, видя в нем наиболее подходящую кандидатуру на престол после Екатерины. Он рассчитывал выдать свою дочь Марию замуж за Петра и  породниться с царским домом. Согласие на этот брак дала умирающая императрица.

Петру – 11 лет. До совершеннолетия опекуном должен был стать Верховный тайный совет во главе с Меншиковым.

   Но воцарение Петра надежды Меньшикова не оправдало. Император почти не общался с Меньшиковым, проводя все время со своим сверстником Иваном Долгоруким. Меньшиков, обидевшись на Петра, написал прошение об отставке, Он считал, что юноша растеряется и будет просить его вернуться, но Петр сразу подписал прошение. А вскоре и расторгнул помолвку. Петр поручил комиссии проверить его коммерческие дела. Комиссия нашла множество злоупотреблений, И Меньшиков вместе с семьей был отправлен в ссылку, в  сибирский городок Березов, где вскоре  умер.

   Теперь уже царской невестой была Екатерина Долгорукая, а страной от имени Петра правили Долгорукие. Молодого императора всячески старались отвлекать от государственных дел, предлагая взамен охоты, балы и пирушки.  

  В 1730 году во время очередной охоты четырнадцатилетний Петр простудился и умер. Как раз в день своей свадьбы. Со смертью Петра II

пресеклась мужская линия династии Романовых.

 – Кто фактически правил государством - Долгорукие. ( в таблице укажите)

- Вновь встал вопрос о престолонаследии.

Реальная власть на время оказалась в руках Верховного тайного совета.

«Верховники» - члены Верховного тайного совета, стали искать подходящую кандидатуру.

- Кто, по вашему мнению, мог быть следующим кандидатом на престол?

 «Верховники» никак не принимали в качестве кандидатов на престол дочерей Петра 1 – Анну и Елизавету, как незаконнорожденных.

- Выбор был сделан в пользу Анны – дочери Ивана Алексеевича, племянницы Петра 1.

 В свое время она вышла замуж за герцога курляндского. На данный момент она была вдовствующей герцогиней курляндской.

Анна Иоанновна    (1730-1740 гг.)                  9  - СЛАЙД

Имя императора

Годы правления

Сподвижники

3

Анна Иоанновна

2-ой дворцовый переворот

1730-1740г.г.

Э.И.Бирон

 

Её пригласили на престол, но при соблюдении  (кондиций) условий:

Кондиции – условия, ограничивающую абсолютную власть монарха

                                                                                                                                        10    - СЛАЙД

с. уч. 174

- Прочитаем кондиции

Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной

  • без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:
  • не объявлять войны и не заключать мира;
  • никаких не налагать поборов или налогов;
  • никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;
  • беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;
  • казенных вотчин никому не дарить;
  • не вступать в брак и не назначать наследника престола

- Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.

Анна подписала кондиции и поехала в Москву.

Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь, дворянство и такая влиятельная сила как гвардия.

- Анна, узнав о настроении дворянства и гвардии, публично изобразила возмущение тем, что документ не был обсужден в среде дворянства,  и разорвала кондиции.      

                                                                                                         11  - СЛАЙД

- Так при помощи гвардии был совершен второй  дворцовый переворот  Верховный тайный совет был упразднен. А вопрос о власти был решен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков.

О  внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сделает небольшое сообщение - ….

Ученик:  О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более  мужское, нежели женское. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские”.

Учитель:

- Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие ключевые посты в органах государственного управления, ее фаворит  Бирон, стал ее первым  министром, вице-канцлер - А.И.Остерман, глава военной коллегии -  Б.К.Миних                                     12  - СЛАЙД


- Правление Анны Ивановны вошло в историю под названием «Бироновщина».

Современник писал о Бироне:  - …..

Ученик: “Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”.

В.О.Ключевский дал такую характеристику периоду, получившему название бироновщины: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

- Анна  Иоанновна, как и ее предшественники самого начала правления она была обеспокоена проблемой престолонаследия.

- Ей хотелось закрепить власть за потомками царя Ивана Алексеевича.

Ко двору была приближена племянница императрицы Анна Леопольдовна, которая становилась главной кандидаткой на престол.

- Родня Петра I была удалена от двора.
- Итак, используя материал учебника, назовите  имя следующего императора.

Самостоятельная работа с учебником.   с.170

Запишите это имя в таблицу. Сколько лет он правил?    13 - СЛАЙД

Имя императора

Годы правления

сподвижники

4.

Иван Антонович (VI)

3-й дворцовый  переворот за 15 лет в пользу Анны Леопольдовны

 1740-1741 гг.

Фельдмаршал Б.К.Миних и гвардия

- К концу жизни у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола.

- В октябре 1740 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.

Учитель: Дайте определение слову «регент»

Регентство - в монархических государствах временное осуществление полномочий главы государства в связи с  малолетством или болезнью монарха.

-  Маленькому Ивану было два месяца, когда он был объявлен императором.

Вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона – он издавал законы от имени малолетнего царя.

- Заносчивость, высокомерие и честолюбие Бирона сделали его одиноким в высших кругах двора. Он не мог рассчитывать на поддержку кого бы то ни было.
-
Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Б.К. Миних.

9 ноября 1740 года  Миних во главе гвардейского отряда арестовал Бирона и провозгласил регентшей мать Анну Леопольдовну. Это был третий переворот за 15 лет.
-
Правление Анны Леопольдовны не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась.

- В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. 

- Наиболее популярной кандидатурой на императорский престол была дочь Петра  I  и Екатерины I - Елизавета.

  В ночь на 25 ноября 1741 года произошел новый переворот.

 Анна Леопольдовна вместе со всей семьей была арестована без какого-либо сопротивления.

- В ночь на 25 ноября 1741 года  Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу. Наутро двор и столица узнали о четвертом перевороте

Императрицей на 20 лет стала Елизавета, дочь Петра Великого.

Имя императора

Годы правления

сподвижники

4.

Елизавета Петровна

4-й дворцовый  переворот

1741-1761гг.

Гвардия

А.Г.Разумовский

П.И.Шувалов

М.И.Воронцов.

Государством Елизавета управляла – 20 лет, через своих фаворитов и доверенных лиц – А.Г. Разумовского, П.И. Шувалова, М.И.Воронцова.

( Запишите эти имена в таблицу)

А вот как пишут о Елизавете историки:

Ученик: 

-  Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Елизавета Петровна оставила после себя 15 тыс. платьев.

Учитель:

- Для Елизаветы как и для ее предшественников вопрос о наследнике престола был крайне важен. В 1742 году она назначила своим преемником своего племянника Петра Федоровича, сына Анны Петровны – внука Петра I.

Петру Федоровичу было 14 лет, императрица женила его на немецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт Цербстской, которая после крещения  по православному обряду получила новое имя - Екатерина

- Вскоре, однако,  Елизавета разочаровалась в племяннике. Он так и остался немецким принцем, равнодушным к России, боготворившим лишь прусского короля.

- после рождения у Петра и Екатерины в 1754 году сына Павла Елизавета взяла на собственное воспитание и стала задумываться о передаче ему прав ему на престол.

- В декабре 1761 года Елизавета умерла. И на престол стал… помогите мне… (Петр III).

Запишите в таблицу.

Имя императора

Годы правления

сподвижники

4.

Петр III

5-й  переворот,  в пользу Екатерины 2

1761-1762 гг.

Гвардия

А.Г.Орлов, Потемкин

 -  На престол стал племянник Елизаветы – Петр III.

-  Петр III царствовал всего 186 дней.

-  Из- за своей непредсказуемости и  пренебрежения русскими национальными и религиозными традициями у императора появились  много  противников. В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины.

 -   28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит в пьяной драке графом А.Г.Орловым. Это был пятый дворцовый переворот с момента смерти Петра I. 

- На престол на  долгие  34 года, вступила Екатерина II, вошедшая в историю как Великая.

Имя императора

Годы правления

сподвижники

5

Екатерина II

1762-1796 гг.

Гвардия

А.Г.Орлов, Потемкин

В. О. Ключевский так отзывался об этом событии: «К возмущённому национальному чувству примешивалось в ней (Екатерине) самодовольное сознание, что она создаёт и даёт Отечеству своё правительство, хоть и незаконное, но которое лучше законного поймёт и соблюдёт его интересы».

- Таким образом, с воцарением Екатерины II заканчивается эпоха дворцовых переворотов.

- Посмотрите свою таблицу внимательно и выполните  задание.

- Приведите в соответствие:

Екатерина I                               1741-1761г.г.

Петр II                                       1730-1740г.г

Анна Ивановна                         1725-1727г.г.

Иван Антонович                       1727-1730г.г.

Елизавета Петровна                  1740-1741г.г.

Петр III                                        1762-1796г.г.

Екатерина II                               1761-1762г.г.

-  Проверим таблицу,  выполненную в ходе урока

Имя императора

Годы правления

сподвижники

Екатерина  I

1-й переворот

1725-1727 гг.

- Александр Меньшиков

- гвардия

Петр II

1727-1730 гг.

Долгорукие

Анна Иоанновна

 2-й переворот

1730-1740 гг.

Э.И.Бирон

Иван Антонович (VI) 3-й переворот

за  15 лет в пользу Анны Леопольдовны

 1740-1741 гг.

Фельдмаршал Б.К.Миних

Елизавета Петровна

4-й переворот в пользу Елизаветы

1741-1761г.г.

Гвардия

А.Г.Разумовский

П.И.Шувалов

М.И.Воронцов.

Петр III

5-й переворот,  в пользу Екатерины 2

1761-1762г.г.

Екатерина II

1762-1794г.г.

А.Г.Орлов, Потемкин

Закрепление изученного материала.

- Итак, какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

- отсутствие законного порядка наследования престола;

- усиление роли гвардии.

- Появление дворянских группировок, борющихся за власть

Учитель:

- Ответим на вопросы:

  1. Сколько лет престол сотрясали перевороты?
    а) 25 лет
    б) 35 лет
    в) 37лет
  2.  2. Кто из императоров смог дольше удержаться на троне во время дворцовых переворотов?
    а) Анна Ивановна
    б) Анна Леопольдовна
     

в) Елизавета Петровна – 20 лет
3.  Кто такие «Верховники»?

а) Представители высшего управления церкви;

б) Высшее офицерство, ведавшее вопросами армии и её обеспечения;

в)  Высшее государственное учреждение в России в 1726-1730г.г., созданное Екатериной I в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства

5.  Что такое «кондиции 1730 года»?

 а) Правила проведения военных смотров;

 б) Условия, ограничивающие самодержавную власть.

1-й  тест

1. После смерти Петра I кто унаследовал российский престол?
а)  Петр II Алексеевич, внук;
б)  Анна, его дочь;
в)  Екатерина I,  жена.

2. В годы  царствования  Екатерины I  реальная власть принадлежала:
а) представителям старой знати (Е. А. Долгорукому, Д. М. Голицыну);
б)  Сенату;
в)  П. И. Ягужинскому; 
г)  А. Д. Меншикову.

3. Расположите в хронологической последовательности царствование перечисленных ниже монархов:
а)  Петр II;
б)  Елизавета Петровна;
в)  Екатерина II;
г)  Петр III;
д)  Иван Антонович;
е)  Анна Иоанновна;
ж)  Екатерина I. 

4. Человек, который при дворе Анны  Иоанновны играл основную роль:
а)  Ушаков;
б)  Бирон;
в)  Остерман.

5. Указ Петра I о престолонаследии (1722г.) утверждал право государя: 
а)  передавать  престол по наследству;
б)  самому выбирать и назначать наследника независимо от родства; 
в)  вместе с Сенатом выбирать и назначать наследника.

2-й тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:

Алексей Михайлович,

а)  Петр I,

б)  Петр II,

в)  Петр III.

2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:

Екатерина I,

а)  Анна Иоанновна,

б)  Анна Леопольдовна,

в)  Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740гг.

а)  К.Фридрих,

б)  А.И.Остерман,

в)  Э.И.Бирон,

4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу,  началось 20-летнее царствование:

а)  Елизаветы Петровны,

б)  Екатерины II,

в)  Анны Иоанновны.

Текст с ошибками.

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор «верховников» пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

Закрепление

1. В чём вы видите причины частых дворцовых переворотов?

2. Кто играл главную роль во всех переворотах?

3. Сколько произошло переворотов в эту эпоху?

4. Сколько лет длилась эпоха дворцовых переворотов?


- Вернемся к притче. Вы удовлетворены своей работой?


IV. Рефлексия

Рефлексия.

Оцениваю себя:

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

5. Д/з параграф 21-22 

  1. Чем наш урок отличался от предыдущих? (весь урок изучали новую тему)
  2. Что вам понравилось на уроке, а что нет?
     

1-й  тест

1. После смерти Петра I кто унаследовал российский престол?
а)  Петр II Алексеевич, внук;
б)  Анна, его дочь;
в)  Екатерина I,  жена.

2. В годы  царствования  Екатерины I  реальная власть принадлежала:
а) представителям старой знати (Е. А. Долгорукому, Д. М. Голицыну);
б)  Сенату;
в)  П. И. Ягужинскому; 
г)  А. Д. Меншикову.

3. Расположите в хронологической последовательности царствование перечисленных ниже монархов:
а)  Петр II;
б)  Елизавета Петровна;
в)  Екатерина II;
г)  Петр III;
д)  Иван Антонович;
е)  Анна Иоанновна;
ж)  Екатерина I. 

4. Человек, который при дворе Анны  Иоанновны играл основную роль:
а)  Ушаков;
б)  Бирон;
в)  Остерман.

5. Указ Петра I о престолонаследии (1722г.) утверждал право государя: 
а)  передавать  престол по наследству;
б)  самому выбирать и назначать наследника независимо от родства; 
в)  вместе с Сенатом выбирать и назначать наследника.

2-й тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:

а) Алексей Михайлович,

б)  Петр I,

в)  Петр II,

г)  Петр III.

2. Лишь подписав кондиции, могла стать Российской императрицей:

а)  Екатерина I,

б)  Анна Иоанновна,

в)  Анна Леопольдовна,

г)  Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740гг.

а)  К.Фридрих,

б)  А.И.Остерман,

в)  Э.И.Бирон,

  1. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу,  началось 20-летнее царствование:

а)  Екатерина I,

б)  Елизаветы Петровны,

в)  Екатерины II,

г)  Анны Иоанновны.

Текст с ошибками.

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор «верховников» пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

Ученик:  О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские”.

Ученик: Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”.

В.О.Ключевский дал такую характеристику периоду, получившему название бироновщины: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

Ученик: 

- Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе,  в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Елизавета Петровна оставила после себя 15 тыс. платьев.

Имя императора

Годы правления

Сподвижники

1.

2.

3.

4.

5.

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории Тема: "Промышленный переворот в Англии"

Урок дает представления об изменениях, происшедших в Англии XVIII в., о переходе от традиционного общества к индустриальному....

Презентация к уроку истории "Эпоха дворцовых переворотов"

Урок изучения нового материала на основе технологии системно-деятельностного подхода, групповой работы....

план-конспект урока 7 кл Дворцовые перевороты

В данном файле представлен план-конспект урока истории на тему "Дворцовые перевороты" 7 класс....

Открытый урок по истории "Эпоха дворцовых переворотов"

Конспект открытого урока подготовленный к конкурсу "Преподаватель года 2011"...

презентация к уроку по истории России "Дворцовые перевороты"

Презентация с поэтапной генеалогической таблицей по теме "Дворцовые перевороты"...

Конспект урока по теме "Дворцовые перевороты-2 часть. Анна Иоанновна"

Вторая часть темы по Дворцовым переворотам. Время правления Анны Иоанновны...