Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс)

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Финикия" составлен в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Финикия

Цель урока: формирование представлений об образе жизни и культурных достижениях финикийцев.

Задачи занятия:

Образовательные 

совершенствовать умения в области чтения и понимания прочитанного, построения связанного высказывания;

продолжить работу со словарем и приемом «инсерт»

Воспитательные

формировать внутреннюю установку нести ответственность за свои слова и поступки;

способствовать воспитанию  толерантности, желания работать в коллективе, быть ответственным за себя и своих товарищей;

Развивающие

способствовать развитию умения составлять план прочитанного текста;

развивать  умение работать с картой

Проблемное задание:

Перечислите условия, способствовавшие быстрому развитию торговли, ремесел и культуры

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные результаты:

  • понимание культурного многообразия мира;
  • уважение к культуре своего и других народов;
  • формирование целостного мировоззрения

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способствовать сознательной организации и регулированию своей деятельности учениками
  • решать вместе с учителем проблемное задание

Познавательные УУД:

  • владеть навыками смыслового чтения при помощи приема «инсерт», дидактической игры «Знайка», составления простого плана;
  • использовать знаково – символические средства для решения проблемного задания;

строить рассуждения, используя новые понятия «колония», «клинопись», «глиняные таблички»

  • овладение приёмами анализа  исторического события, документов

Коммуникативные УУД:

  • слушать мнение собеседника, воспринимать его позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • определять общие цели деятельности в парах и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

Предметные результаты: 

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний народов в истории своей страны и человечества в целом

Образовательные технологии:

Технология развития критического мышления, технология организации самостоятельной деятельности школьников, игровые технологии

Приёмы и методы:

«Инсерт», работа в малых группах, игра «Знайка»

Дидактические материалы и средства обучения:

  1. Раздаточные материалы:
  • карты  самооценки  
  • карточки оценки эмоционального настроя
  • карточки с заданиями

План занятия:                                                                                                                                                                                                                                                                  

1. Организационный момент.

2. Постановка задач

3. Совместное исследование проблемы

4. Моделирование

5. Конструирование нового способа деятельности

6. Решение проблемы

7. Рефлексия

                                                        Структурные элементы учебного занятия

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационный момент (2 мин)

Создать рабочую атмосферу

Ученики приветствуются учителем. Предлагается  оценить их эмоциональный настрой (карточки – смайлики)

Проверяется уровень технической подготовленности учеников к труду  (дневник, учебник, ручка, простой карандаш,тетрадь, атлас. хронологические карточки)

                           

Поднимают карточки – смайлики, соответствующие их настроению   Картинки по запросу смайлики картинки

Проверяют готовность к уроку

2.Постановка учебных задач (5 мин)

Проверка домашнего задания

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Хронологическая разминка

1.Создание государства Древний Египет

2. Походы Тутмоса III

3. Строительство пирамиды Хеопса

4. Правление Хаммурапи

Учитель просит учеников  показать на с.- атласа на Восточном побережье Средиземного моря города Тир, Библ и Сидон.

В каком государстве они находятся?

- Назовите тему урока

Записывает тему урока на доске и выводит на экран  

Финикия (слайд 1)

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Выводит на экран цель урока (слайд 2)

  • формирование представлений об образе жизни и культурных достижениях финикийцев

Показывают хронологические карточки

Ученики  работают с картой

Называют тему урока

Финикия

Предлагают варианты цели урока

- Узнать местоположение Финикии

- Узнать, почему такое название

- узнать о занятиях финикийцев

 Слушают учителя.

Строят свои высказывания Слушают высказывания друг друга

По мере выполнения задания поднимают руки, делают высказывания

Принимают учебную цель

3.Совместное исследование проблемы

(5 мин)

Поиск решения учебной задачи

Сегодня мы должны выполнить с вами к концу урока проблемное задание:

Перечислите условия, способствовавшие быстрому развитию торговли, ремесел и культуры

Выводит на экран  проблемное задание (слайд 3)

Почему так называется государство?

Прочитайте варианты  объяснения названия государства Финикия по цепочке. (слайд 4) (Приложение 1)

Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως — «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей

Другое объяснение — греч. Φοϊνιξ — «страна Феникса» (красного солнечного божества, появлявшегося с востока).

Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.

Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы».

Называют, как они понимают, что такое Финикия

- растут финиковые паоьмы

Читают определение по цепочке, выделяя значение слова

Осознанно строят речевые высказывания, связанные с решением проблемы. Внимательно слушают выступающих

Оценивают высказывания одноклассников

Сравнивают свои ответы с вариантами из словарей

4.Моделирование (8 мин)

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта

Чтение текста п.1 с.74 Игра «Знайка»

Составить вопросы, прочитав п.1, учитывая малозначительные факты

Работа в парах

  1. -занятия финикийцев
  2. достижения и открытия

Физкультминутка

 Читают текст про себя

Записывают вопросы в тетради

Задают друг другу вопросы

Дают ответы

Оценивают себя в карте самооценки (см. выше)

5.Конструирование нового способа действия (15 мин)

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Куда совершали плавания финикийцы?

Предлагает учащимся прочитать п.3, используя прием «инсерт»

Инсерт 

V – знаю

- - противоречит моим первоначальным представлениям

? – хочу знать

+ -  это для меня новое

Как назывались поселения, основанные финикийцами?

Найдите на карте Карфаген

Посмотрите иллюстрацию на экране.

Как вы думаете, что изображено на экране?

Физкультминутка

Работа с картой

Читают п.3, используя прием «инсерт»

Делают на полях пометки карандашом

Отвечают «колонии»

Записывают определение в тетради

Колония – это поселение на чужих землях.

Работа с картой

Рассматривают иллюстрацию

Отвечают «Буквы»

Рассматривают алфавит

Дают названия букв

Слушают ответы одноклассников

Оценивают себя в карте самооценки

(см.выше)

6. Контроль на этапе окончания учебной темы (4 мин)

Контроль

Предлагает выполнить задание на карточках

Выставляет оценки в журнал

Домашнее задание & 15 З.1 Какое современное государство находится на месте древней Финикии?

Взаимопроверка выполненного задания

Дают ответы

Оценивают свою работу на уроке.

Слушают друг друга. Предлагают свои варианты

7.Рефлексия

Саморефлексия

Учащимся предлагается  оценить эмоциональный настрой, используя карточки

Ученики поднимают карточки  - смайлики

Определяют настрой в  конце урока

Приложение 1.

  1. Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως — «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей
  2. Другое объяснение — греч. Φοϊνιξ — «страна Феникса» (красного солнечного божества, появлявшегося с востока).
  3. Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.
  4. Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы».
  5. Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως — «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей
  6. Другое объяснение — греч. Φοϊνιξ — «страна Феникса» (красного солнечного божества, появлявшегося с востока).
  7. Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.
  8. Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"

Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....

План - конспект урока по истории Древнего мира 5 класс с использованием ЭОР

План-конспект урока по истории Древнего Египта 5 класс с использованием ЭОР по теме: "Искусство Древнего Египта". Комбинированный  тип урока  изучения нового материала....

План-конспект урока по Истории Древнего мира 5 класс

Разработка плана-конспекта урока по Истории Древнего мира в 5 классе по теме: "Древнее Двуречье", "Искусство Древнего Египта"...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс Тема Персия (использование интерактивной доски Smart Notebook)

Конспект  подробно характеризует ход урока, комментирует использование слайдов презентации (прилагается в портфолио)....

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...