Представление педагогического опыта
статья по истории
Обобщение по методической теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_balandinoy_i.a.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт
«РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ»
Баландина Ирина Алексеевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Пятинская средняя общеобразовательная школа»
Ромодановского муниципального района
Педагогический опыт «Развитие у обучающихся познавательного интереса к истории через внеклассную работу» реализуется мною в МБОУ «Пятинская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района с 2015 года. Обращение к данной теме произошло ещё раньше – в 2011 году: методический семинар по теме «Развитие познавательного интереса на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе» был представлен мною на конкурсе «Учитель года-2011».
В настоящее время, в условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС, перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. В этой связи проблема развития и формирования устойчивого познавательного интереса у учащихся не только не теряет своей актуальности, но и становится одной из центральных проблем современной школы. Именно поэтому я вновь обратилась к данной методической теме.
Проблема интереса - одна из важнейших при обучении в школе. В современной педагогической науке интерес рассматривается как избирательная направленность личности, её стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету как к чему-то для неё ценному и привлекательному.
Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Развитие познавательного интереса учащихся было одной из центральных проблем в истории советской педагогической науки 60-80 гг. двадцатого века (наиболее широко данная тема представлена в таких трудах, как: Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.; Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. - М.: Значение, серия Педагогика и психология»,1979, №2, Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета/Б.Г. Ананьев -Л., 1959 -126 с.). Причин этому было много, среди которых: научно-техническая революция и социальный прогресс, увеличение объёма теоретических знаний, бурный рост количества научной информации и одновременно – старение некоторых научных сведений (см. О.Ю.Стрелова, А.В.Гашичев, стр. 265).
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является неотъемлемо присущим человеку от рождения. Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом (см. О.Ю.Стрелова, А.В.Гашичев, стр. 268).
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Развитие познавательного интереса у учащихся – основа основ учебной деятельности и поддержание его необходимо для устойчивого внимания у обучающихся к предмету, например, через внеклассную работу.
Внеклассная работа по истории - важное условие расширения кругозора учащихся, развития их исторического мышления, формирования необходимых умений; это процесс изучения школьниками исторического прошлого вне рамок учебного плана и требований программы. Её отличают разнообразие форм и широта тематики, самостоятельность учащихся, разнообразные источники. Задачи внеклассной работы напрямую связаны с общими целями исторического образования.
Ведущую идею моего педагогического опыта можно представить как гипотезу: различные формы внеклассной работы помогают усилить познавательный интерес к истории, способствуют воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников.
Специфика проводимой мной внеклассной работы по истории заключается в следующем:
- внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности;
- состав учащихся для внеклассных занятий может быть различным: учащиеся одного класса, либо разных классов (при этом группы создаются на добровольных началах и состав группы может меняться);
- занятия организуются на добровольных началах;
- учащиеся проявляют свой интерес к определённым видам занятий, предусмотренных планом внеклассной работы: материал, предлагаемый для внеклассной работы с учащимися должен быть занимательным либо по содержанию, либо по форме;
- формы проведения внеклассной работы разнообразны.
Формы внеклассной работы, которые я применяю:
1. Кружковая работа. На протяжении многих лет я руковожу школьным музеем и объединением дополнительного образования «Краеведение». Кружок посещают обучающиеся 5-11 классов. Несколько лет я вела занятия по внеурочной деятельности в начальных классах «Мой музей». Мною разработана программа дополнительного образования «Краеведение», ежегодно составляется план работы музея (материалы о музее представлены на сайте МБОУ «Пятинская сош» https://pyatrom.schoolrm.ru/outside-lessons/museums/ ). На занятиях кружка, которые проводятся в музее, дети не просто знакомятся с историей родного края, села и школы, но и вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, сами пробуют себя в роли экскурсоводов, в соответствующем разделе музея могут сфотографироваться на старый фотоаппарат, посмотреть на работу пишущей машинки и др. Экспонаты школьного музея доступны, некоторые их них можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность «погрузиться» в прошлое, прикоснуться к истории в прямом смысле этого слова.
2. Проведение внеклассных мероприятий и акций. Внеклассные мероприятия по истории, которые я провожу – это недели истории и обществознания, Уроки Мужества и Уроки Памяти, посвящённые героической истории; литературно-музыкальные композиции к памятным датам; уроки внеклассного чтения исторической, документальной или художественной литературы; викторины и конкурсы. Традиционными в нашей школе стали такие акции как, «Бессмертный полк», «Читаем «Блокадную книгу» Д.Гранина и А.Адамовича» (в ходе которой ученики, учителя и родители читают отрывки из книги, выбранные им самими). Фотоотчёты о проведённых мероприятиях представлены на сайтах https://pyatrom.schoolrm.ru/ и https://nsportal.ru/balandina-irina-alekseevna). В 2018-2019 учебном году учащиеся 9 класса приняли активное участие в акции «Русский Крым и Севастополь» Всероссийского движения «Сделаем вместе!» (материалы о проводимых уроках и мероприятиях представлены на сайте https://doit-together.ru/school/14356/ ). Под моим руководством ребята проводили уроки и мероприятия по заданной теме. Участие в этой акции позволило учащимся проявить лидерские качества, приобрести навыки самостоятельной работы по поиску нужного материала.
3. Исследовательская и проектная деятельность. Она выражается в планомерном систематическом сборе материала по заданной теме. К исследовательской и проектной работе я привлекаю не только старших, но и младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности. Даю им задания следующего характера: 1) рассказать о самой любимой старой фотографии из семейного архива; 2) прошу написать сочинение о понравившемся музейном экспонате; 3) оформить фотографию для акции «Бессмертный полк» и т.д. Старшие школьники выполняют более сложные задания: проводят самостоятельное исследование и обобщают его в письменную работу, разрабатывают экскурсии для школьного музея: обзорные и тематические и т.д. Исследовательские работы представляются на различных конкурсах и чтениях. С большим интересом старшеклассники работают над проектом «Книжная полка»: учащимся даётся поручение организовать выставку книг, посвящённую определённому событию. Например, «Читаем книги о Блокаде», «Крым на страницах книг и журналов», «Новогодние и рождественские чтения». Цель этого проекта – не просто оформить книжную выставку, но и рассказать о какой-либо книге, обязательно прочитать её.
Некоторые материалы и наработки по методической теме «Развитие у обучающихся познавательного интереса к истории через внеклассную работу» были представлены мной на районном семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе: проведены мастер-класс на тему «Исследовательская работа по краеведению на примере изучения истории школы» и интерактивная игра в музее «Пионер –всем ребятам пример!».
Свою работу над темой «Развитие у обучающихся познавательного интереса к истории через внеклассную работу» считаю результативной: обучающиеся добиваются успехов на различных конкурсах, олимпиадах.
Позитивные результатаы внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам
Учитель: Баландина И.А.
Уч. год | Название олимпиад, конкурсов, конференций и др. | Участник | Уровень проведения | Результат |
2014-2015 | Конкурс на знание государственной символики РФ и РМ. | Хапугина Анжела, 11 класс | Муниципальный | Победитель 1 место |
Районная олимпиада по школьному краеведению | Хапугина Анжела, 11 класс | Муниципальный | Победитель 1 место | |
Открытый межрегиональный историко-патриотический конкурс «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» | Хапугина Анжела, 11 класс | Республиканский | Победитель 1 место | |
2015-2016 | Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество». | Безбородова Диана, 9 класс | Республиканский | Призёр 3 место |
2016-2017 | Районная олимпиада по школьному краеведению | Федотова Виктория, 10 класс | Муниципальный | Призёр 2 место |
2017-2018 | Республиканский конкурс на знание государственных символов и атрибутов РФ и РМ. | Романов Сергей, 11 класс | Республиканский | Призёр 3 место |
Районная олимпиада по школьному краеведению | Федотова Виктория, 11 класс | Муниципальный | Призёр 3 место | |
Республиканский творческий конкурс по краеведению «Мой музей» | Безбородова Диана, 11 класс | Республиканский | Победитель 1 место | |
Республиканский конкурс творческих краеведческих работ «Моё Отечество» | Здобнова Анастасия, 6 класс | Республиканский | Призёр 3 место | |
2018-2019 | Конкурс на знание государственной символики РФ и РМ. Номинация «Исследовательская работа» | Здобнова Анастасия, 7 класс | Муниципальный | Победитель 1 место |
Районная олимпиада по школьному краеведению | Заречнева Екатерина, 9 класс | Муниципальный | Призёр 3 место | |
Районный конкурс на лучший реферат на тему «Избирательное право – право каждого» | Заречнева Екатерина, 9 класс | Муниципальный | Призёр 2 место | |
Республиканский творческий конкурс по краеведению «Добро пожаловать в музей». | Здобнова Анастасия, 7 класс | Республиканский | Призёр 2 место | |
Всероссийская акция «Сделаем вместе»: «Русский Крым и Севастополь». Конкурс «Лидер» | Чугунова Алина, 10 класс; Глухов Дмитрий,10 класс | Республиканский | Победитель Победитель | |
Всероссийская акция «Сделаем вместе»: «Русский Крым и Севастополь». Конкурс «Лидер» | Чугунова Алина, 10 класс | Всероссийс кий | Победитель |
Проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий
Учитель: Баландина И.А.
Дата проведения | Место проведения мероприятия, уровень | Тема / название мероприятия |
20.11.2014 | МБОУ «Пятинская сош» | Устный журнал «Как живёте, дети?», посвящённый Дню правовой помощи детям. |
январь, ежегодно | МБОУ «Пятинская сош» | Организация и проведение ежегодной школьной акции «Читаем «Блокадную книгу». |
28.04.2015 | МБОУ «Пятинская сош» | Урок Мужества «Подвиг Городов-героев». |
25.11.2015 | МБОУ «Пятинская сош» | Урок Памяти «Сроку давности не подлежит» (посвящённый 70-летию начала Нюрнбергского процесса). |
18.03.2016 | МБОУ «Пятинская сош» | Всероссийский урок «Крым в моём сердце». |
23.03.2017 | П. Ромоданово, в рамках конкурса «Учитель года» (муниципальный уровень) | Урок истории в 10 классе по теме «Крымская война». |
27.09.2017 | МБОУ «Пятинская сош» | Урок истории в 8 классе «Либералы, консерваторы, социалисты». |
31.10.2017 | МБОУ «Пятинская сош» (муниципальный уровень) | Районный семинар по теме «Роль исторического и литературного краеведения в формировании патриотизма школьников»: - доклад «Потенциал школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма обучающихся»; - мастер-класс «Исследовательская работа по краеведению на примере изучения истории школы»; - экскурсия в школьном музее «Моё родное русское село»; - интерактивная игра «Пионер – всем ребятам пример!». |
04.12.2018 | МБОУ «Пятинская сош» | Урок Памяти «Пост номер 1», посвящённый Дню неизвестного солдата. |
12.12.2018 | МБОУ «Пятинская сош» | Урок обществознания в 9 классе «Конституция РФ», посвящённый 25-летию Конституции России. |
Март-май 2019 | МБОУ «Пятинская сош» | Всероссийское движение «Сделаем вместе!», акция «Русский Крым и Севастополь»: курирование проведения уроков и мероприятий, исследовательской работы лидерами акции. |
30.04.2019 | МБОУ «Пятинская сош» | Урок Мужества «Легендарный Севастополь», посвящённый 75-летию освобождения Севастополя от фашистских захватчиков. |
Май, ежегодно | С. Пятина | Организация и проведение акции «Бессмертный полк». |
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2003.
2. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - М.: Просвещение, 2010.
3. Концептуализация подходов советских психологов к феномену «познавательный интерес» в 60-х - 80-х гг. ХХ в. О.Ю.Стрелова, А.В.Гашичев // Вестник ТОГУ, 2013, №1.
4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. - 2009. - №2,
5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...