Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси
план-конспект урока по истории (7 класс)
На уроке истории в 7 классе ученики формируют представления о том, что развитие хозяйства в стране, рабочих ремесел, торговли создало предпосылки для возрождения сельского и городского хозяйства на Руси; знакомятся со значением терминов «десятина», «оброк», «дворяне», «погреб».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_55_ou.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 54. Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси
Цель: дать представление о том, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения.
Задачи
Образовательные: показать, что развитие хозяйства в стране, рабочих ремесел, торговли создало предпосылки для возрождения сельского и городского хозяйства на Руси; ознакомить со значением терминов «десятина», «оброк», «дворяне», «погреб».
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию восприятия, памяти, внимания в процессе работы с планом.
Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.
Основные знания: Возрождение и развитие хозяйства — условие для объединения страны.
Основные термины и понятия: Десятина, оброк, дворяне, погреб.
Оборудование и материалы: Карта «Русские земли в XIII - XV веках», презентация.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Ход урока
- Оргмомент
- Вводное слово учителя
Монгольское нашествие нанесло тяжелый урон хозяйству Руси. Многие города и села были сожжены и разрушены, тысячи земледельцев были убиты, угнаны в плен. Искусных ремесленников увели в Золотую Орду. Ордынское иго сильно задержало развитие Руси. Но русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения.
Сообщение новой темы: «Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси»
- Изучение нового материала
Зачитывает план, написанный на слайде.
План
- Возрождение и развитие сельского хозяйства
- Возрождение и развитие ремесел.
- Рост городов
- Возрождение и развитие сельского хозяйства
- Рассказ учителя. Возрождение и развитие сельского хозяйства
- Разорение русских земель монголо-татарским нашествием.
- Жители прятались в лес, болотах.
- В XIV веке началось возвращение в родные места крестьян-земледельцев: заново отстраивали дома, разводили скот, пахали землю и собирали урожай.
- ? Как же жили простые люди в русских землях? Материалы слайдов
- Комментированное чтение рассказа для дополнительного чтения «Жизнь простых людей» С. 275-276.
- Из чего в Московском княжестве строили дома?
- Какие печи были в избах?
- Что было на 1 этаже избы?
- Что размещалось на 2 этаже избы?
- Что такое погреб?
- Чем освещали свои дома жители Московского княжества?
- Какая посуда была в избах?
- В чем хранили свою одежду хозяева домов?
- Как одевались простые люди Московского княжества?
- Что ели жители Московского княжества?
3. Рассказ учителя. Заселение крестьянами русских земель.
Карта Население Руси уменьшилось, поэтому свободной и брошенной земли было много. Крестьяне селились на монастырских, боярских и княжеских землях.
- Поближе к монастырям, т.к. они были освобождены от уплаты дани Золотой Орде.
Запись. Десятина – десятая часть от собранного урожая.
- Крестьяне селились на вотчинных землях. Они также платили боярину-вотчиннику налог – оброк. Он был натуральным.
Запись. Оброк – налог в виде продуктов сельскохозяйственного труда.
- Те крестьяне, которые селились на землях князя, назывались «черными». Князю они платили дань.
Беседа по вопросам:
- На каких землях селились крестьяне?
- Почему крестьяне чаще всего селились на монастырских землях?
- Какой налог платили эти крестьяне?
- Что платили крестьяне. Селившиеся на землях боярина-вотчинника?
- Как назывались крестьяне, проживавшие на землях князя?
4. Обсуждение. Занятия крестьян.
- Крестьяне были свободными людьми.
- Трудности освоения новых земель.
- Какие трудности встречали крестьяне при освоении новых земель?
- Куда могли реализовать крестьяне овощи, фрукты, мясо и молоко?
- Куда могли применить крестьяне заработанные деньги?
- Карта. Освоение плодородных земель привело к тому, что началось освоение земель на севере Руси.
- Необходимость военных слуг. Князья раздавали военным слугам часть своих земель с крестьянами дворами во временное пользование. Военные слуги владели дворами и потому их и звали «дворяне».
Запись. Дворяне – военные слуги князя, получавшие земельные наделы за службу.
II. Возрождение и развитие ремесел.
Много ремесел после монголо-татарского нашествия было утрачено.
- Вспомните почему?
Но основные ремесла продолжали развиваться.
- Какие ремесла вы знаете? Что изготавливали эти ремесленники?
Задание 1. Соотнесите ремесленные профессии с их продукцией.
Ремесленные профессии | Продукция |
Кузнец | Квас ягодный, хлебный |
Мельник | меч, копье |
Оружейник | Кольчуга, подкова, топор |
Ювелир | Шапки |
Шапошник | Браслеты, кольца, бусы |
Квасник | Сапоги |
Сапожник | Мука |
Заслушивает ответы учащихся.
III.Рост городов.
Комментированное чтение учебника. С.273, 5,6 абзацы
- Как шло возрождение городов?
IV.Кратко проговорив изученный материал, учитель делает вывод по теме
- Первичное закрепление нового материала
– Когда стали возрождаться русские земли? ( в XIV веке)
- На каких землях селились крестьяне?
– Почему крестьяне селились рядом с монастырями?
- Что такое десятина и оброк?
– Для чего князьям нужны были дворяне?
- За что дворне получали земли с крестьянами?
– Докажите, что городское хозяйство возрождалось?
- Подведение итогов
Комментарии, объявление оценок за работу
Прочитать текст учебника С.271-276, дать ответ на второй вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение биологии для сельского и промыслового хозяйства, медицины.
Значение биологии в разных сферах жизни человека....
Урок по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе
Разработка урока по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе, учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой, издательство "Мнемозина". Раздел "Регионы России", тема "С...
Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»
Девиз урока: «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....
Курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 110301 «Механизация сельского хозяйства» 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Электронный учебник с теоретическим материалом. Создан в формате справочного информационного файла формата ОС Windows. Файл заархивирован....
Тест по теме: «Особенности расселения людей. Сельское и городское население».
Тест разработан для учащихся 7 класса...
Тема урока: Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание.
Конспект урока по теме: "Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание" 6 к...
Отличия в проведении дистанционных мероприятий для сельской и городской школ
Сравнительная характеристика дистанционных мероприятий ...