Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»
план-конспект занятия по географии по теме

Солдатова Нина Николаевна

Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»

Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_zarubezhnaya_aziya.docx49.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»

Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»

Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды.

Задачи:

  1. Создать условия для успешной деятельности учащихся, применить на уроке средства информационно – коммуникационных технологий.
  2. Использовать на уроке: физические паузы, просмотры фотографий, прослушивание музыки с целью предупреждения утомляемости учащихся.
  3. Привить здоровый образ жизни.

Тип урока:  комбинированный

Оборудование: физическая и политическая карта мира, компьютер, медиаустановка, записи на доске.

Дидактический материал:  карточки с заданиями, атласы, контурные карты.

План урока:

  1. Организационный этап
  2. Мотивационный этап
  3. Проверка домашнего задания
  4. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
  5. Объяснение нового материала, усвоение знаний
  6. Закрепление материала
  7. Итоги урока

Оформление класса.

Здоровье в наших руках

ДОСКА

Классификация стран по социально-экономическим показателям.

Распространение религий в Зарубежной Азии

                 Стол учителя

Андрианова Катя

Солдатова Настя

Ильина

Настя

Савельева

Юля

Чижова

Саша

Степанцева

Альбина

Филатов

Алеша

Молотков

Андрей

Сиднева

Алена

Пастухова

Ирина

Сулягина

Кристина

Казанцева

Наташа

Матвеев

Сережа

Ход урока

Этапы.

Учебно-воспитательные задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое (психолого – педагогическое) обоснование

1.Орзанизационный.

Задачи:

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Здравствуйте ребята!

Рада приветствовать вас на уроке. Садитесь. Отмечаю отсутствующих, обращаю внимание на подготовленность класса (учебники, тетради, ручки, атласы). Беру психологическую паузу. Затем предлагаю учащимся повернуться друг к другу лицом, хлопнуть в ладоши, сесть правильно, выпрямив спину, руги положив на парту, ноги поставив под прямым углом.

Учащиеся приветствуют учителя, молча встав из-за парт. Дежурные подают сведения об отсутствующих.

Учащиеся концентрируют внимание, настраиваются на работу, хлопают друг другу в ладоши, правильно садятся.

Выясняю причину отсутствия, сопереживаю больным, создаю атмосферу доброжелательности, симпатии. Обращаю внимание на внешний вид. Во время психологической паузы выражаю настроение улыбкой, предлагаю перейти к уроку, мобилизую учащихся на деловой настрой урока.

2.Мотивационный.

Задачи:

Организую познавательную деятельность, подготавливаю учащихся к усвоению знаний, учу формировать цели и задачи урока, нахожу средства для их реализации.

Ребята, мы продолжаем изучать Зарубежную Азию. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)

Цель урока выясняю с помощью учеников и объявляю ее: Сформировать представление об особенностях развития хозяйства региона Зарубежной Азии, показать ее своеобразие.

Ваши задачи:

  1. Образовательная:

вспомнить ранее пройденный материал, применив его к теме Зарубежная Азия и соответственно ближе познакомится с хозяйством Зарубежной Азии.

  1. Развивающая: уметь работать с текстом учебника, атласом, компьютером, анализировать, выделять главное, самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  2. Воспитательная:

Уметь работать в группе, с учителем, умение поддерживать оптимистический настрой на уроке, быть доброжелательным, получить максимум знаний и хороших оценок.

На парте лежат листки оценивания. Выставляете себе оценки за каждый этап урока, затем итоговую оценку. Я согласую вашу оценку со своей и выставлю в журнал.

Записывают число и тему урока в тетради, определяются с целями и задачами урока.

Постановка темы урока, цели и задач позволяет учащимся увидеть проблему, определить план действий, помогает  активизировать ранее полученные знания.

3. Проверка домашнего задания.

Задачи:

Проверить усвоение материала.

Давайте проверим, как вы усвоили географическое положение Западной Азии. Открываем учебники, повторяем.

Работает первая группа (берут каточку у учителя):

  1. Матвеев Сережа
  2. Молотков Андрей
  3. Казанцева Наташа
  4. Филатов Алеша

Пока готовится группа, даю задание второй группе:

  1. Пастухова Ирина
  2. Чижов Саша
  3. Андрианова Катя (консультант)

Задание второй группе: заполнить таблицы на доске.

  1. Распространение религий в Западной Азии
  2. Классификация стран по социально – экономическим показателям.

Пока первая группа готовится, я создаю группу консультантов:

  1. Савельева Юля
  2. Ильина Настя

Даю им задание.

Задание исследовательской группе. 1.Работая с учебником (страницы 225 – 226), с атласом (страницы 16,17,18,19), подготовьте мини доклад. Тема: Какие полезные ископаемые добываются в Зарубежной Азии.

Ответить на вопросы:

  1. Какие минеральные богатства в Зарубежной Азии имеют мировое значение?
  2. Для развития каких отраслей промышленности имеются благоприятные предпосылки? В каких регионах?
  3. Где в Азии имеются наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства и животноводства.

Проводим физ. паузу.

Работает третья группа:

Давайте проверим следующий вопрос: население в Зарубежной Азии.

  1. Сулягина Кристина
  2. Солдатова Настя
  3. Сиднева Алена
  4. Молотков Андрей
  5. Степанцева Альбина

Пастухова Ирина раздает листы с религиями Зарубежной Азии.

Молотков Андрей показывает государства.

  1. Матвеев Сережа показывает презентацию на компьютере.
  2. В это время: Молотков Андрей рассказывает о  географическом положении. Его рассказ должен быть таким: На политической карте 39 суверенных государств. В его составе выделяют 4 региона:
  1. Центральную и Восточную Азию
  2. Юго-Восточную Азию
  3. Юго-Западную Азию
  4. Южную Азию

На территории Зарубежной Азии находятся  страны гиганты: Китай, Индия, много довольно крупных, есть и микрогосударства.  Границы проходят по выраженным природным рубежам. ЭГП стран характеризуется тремя главными чертами:

  1. Соседское положение (Казанцева Наташа стоит у карты и показывает страны: Китай – Непал, Бангладеш – Мьянма, Таиланд  - Лаос)
  2. Приморское положение:
  1. Индия
  2. Пакистан
  3. Китай
  4. Вьетнам
  5. Оман
  1. Глубинное положение:
  1. Монголия
  2. Афганистан
  3. Непал

Политическая карта Зарубежной Азии остается ареной многих территориальных споров:

  1. Ирак – Иран
  2. Ирак  - Кувейт
  3. Индия – Пакистан

Вывод: Филатов Алеша показывает страны на политической карте.

  1. Островные (Филиппины, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка)
  2. Полуостровные (Вьетнам, Индия, Саудовская Аравия, Оман, Немал, Катар, Кувейт, Бахрейн, Корея)
  3. Материковые (Монголия, Пакистан, Китай)

Работа второй группы должна выглядеть так (записи на доске). Работу на доске закончили, садятся на место.

Третья группа: Сулягина Кристина показывает презентацию на компьютере, Солдатова Настя рассказывает о населении. Ее рассказ должен быть таким : По численности населения Зарубежная Азия занимает внеконкурентное первое место среди крупных регионов Мира (3,6 миллиарда человек). Большинство стран региона находятся на втором этапе демографического перехода.  Этнический состав сложен, здесь проживает более 1000 народов, принадлежащих к разным языковым группам и семействам.

Азия родина всех мировых религий (обратите внимание на доску). Сложность этнического  и религиозного состава ряда азиатских стран приводит к возникновению многих межэтнических и религиозных конфликтов.

Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Афганистан, Филиппины. Большинство конфликтов связано с колониальным прошлым. Они протекают под лозунгом сепаратизма (это политика, направленная на отделение, обособление  и создание главной целью собственного национального государственного образования.

Размещение населения неравномерно (есть приморские равнины, долины и долины рек, полупустыни, пустыни, высокогорья, тропические леса.

Международные миграции велики. Они связаны с добычей нефти и газа, с процессами урбанизации, с религиозными верованиями, конфликтами.

Сиднева Алена ведет диалог в форме беседы:

В регионе Зарубежной Азии есть страны, где много долгожителей. С чем это связано? Возьмем это себе на заметку для укрепления здоровья и здорового образа жизни.

  1. Мусульмане и буддисты практически не пьют спиртные напитки и не курят (запрещено Кораном).
  2. В пищу употребляют мало мяса, больше рыбы и морепродуктов.
  3. Многие являются вегетарианцами (употребляют только овощи и фрукты).
  4. Пьют много только зеленого чая.
  5. Соблюдают посты.
  6. Очень тесны родственные связи (почитание престарелых родителей).
  7. Занимаются спортом: гимнастика, УШУ в Китае, сумо, карате, дзюдо, Япония, Индия – страны шахмат.

Прислушайтесь и вы к здоровому образу жизни.

Подводим итог по домашнему заданию, его подводит Андрианова Катя.

Итог должен быть таким:

На политической карте Азии около 39 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире.

Азия – один из очагов зарождения человечества, земледелия, орошения городов, культурных ценностей.

Большинство стран развивающиеся и многонациональны.

Домашнее задание способствует развитию, усиливает любознательность и желание получить хорошую оценку.

Групповая работа способствует развитию коммуникативных, организационных способностей, развитию твердой позиции, умения общения друг с другом.

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Задачи:

Настроить учащихся на добывание знаний, умений, навыков.

Ребята приводим в порядок свои мысли для усвоения новых знаний, настраиваемся на их приобретение.

Проведем географический бой. Выходят Солдатова Настя  и Молотков Андрей.

Настя называет страну, Андрей называет столицу.

5 вопросов  друг другу, они должны быть такими:

  1. Афганистан – Кабул
  2. Индия – Дели
  3. Китай – Пакистан
  4. Монголия – Улан Батыр
  5. Таиланд – Банкок
  1. Пакистан – Исламабад
  2. Ирак – Багдад
  3. Филиппины -  Манила
  4. Оман – Маскат
  5. Вьетнам – Ханой

Создаю ситуацию успеха в получении знаний.

5. Объяснение нового материала.

Задачи:

Дать конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи вопроса, добиться изучения способов, путей и средств, которые привели бы к воспроизведению изученного материала.

Ребята открываем учебники и записываем в тетради 1 вопрос.

Возрастающая роль в мировом хозяйстве стран Зарубежной Азии: пять центров экономической мощи.

Учащиеся подготовили нам доклады, послушаем их, а чтобы лучше усвоить материал, я предлагаю вам заполнить табличку. Слушайте и запоминайте.

Настя Ильина раздает таблички.

Ребята записывают 2 вопрос. Промышленность в Зарубежной Азии основанная на добыче полезных ископаемых.

Ребята записывают 3 вопрос. Сельскохозяйственные районы, размещение специализации.

Ребята у нас работала исследовательская группа, я им предлагаю ответить на вопросы:

  1. Какие минеральные богатства в Зарубежной Азии имеют мировое значение?
  2. Для развития каких отраслей промышленности имеются благоприятные предпосылки? В каких регионах?

3 вопрос: Где в Зарубежной Азии имеются наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства и животноводства?

Учащиеся приготовились слушать и запоминать таблицу.

Сулягина Кристина читает доклад, он должен быть таким:

Мы уже знаем, если исходить из десятичной структуры мирового хозяйства, то 5 его центров оказывается в пределах Зарубежной Азии. Среди них 3 отделившиеся страны: Китай, Япония, Индия и две группы стран НИС – новые индустриальные и нефтеперерабатывающие страны.

Китай начал осуществление экономической  реформы «Гайгэ», основанной на сочетании планового и рыночного хозяйства, что привело к тому, что он вышел на 3 место по размерам ВВП после США, Японии, а сейчас  обогнав Японию, вышел на вторую строчку.

Япония, потерпевшая поражение во второй мировой войне,  вышла из нее с разрушенной экономикой, но затем в кротчайшие сроки ей удалось ее восстановить и перестроить сове хозяйство.

Индия – одна из ключевых развивающихся стран, играющая большую роль в мировой экономике. Современная Индия по объему промышленного производства занимает 5 место  в мире, пропустив вперед США, Китай, Японию, Германию.

НИС , состоящую из 2 эшелонов. Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг из-за большого экономического скачка называют «азиатскими тиграми». Их примеру последовали: Малазия, Таиланд, Индонезия. Перестройка экономики по образцу японской модели привела к возникновению крупной, автомобильной нефтеперерабатывающей промышленности, нефтехимии, судостроительной и особенно электротехнической и электронной.

Нефтеэкпортирующие страны Пердситского залива занимают важное местно в мировой экономике. Опираясь на огромные доходы от продаж нефти, за короткий срок осуществили « прыжок через века». Вместо городков, появивились современные промышленные небоскребы, широко используется капельное орошение.

 Филатов Алеша показывает презентацию по данному вопросу.

Учащиеся слушают и заполняют таблицу.

Слушаем доклад Казанцевой Наташи, он должен быть таким:

К Зарубежной Азии относится сочетание товарного и потребительского хозяйства, помощечьего земледелия, резкое преобладание посевных культур. Общее заключается в том, что продовольственная проблема во многих странах еще не решена, где десятки миллионов людей постоянно находятся на грани голода. Но на такой огромной территории самые разные районы сельского хозяйства.  Район субтропического земледелия   сформировался на побережье Средиземного моря. На остальной территории выращивают пшеницу, просо. Характерно пастбищное животноводство: коровы, овцы, лошади, козы, верблюды.

Ильина Настя отвечает на вопрос, он должен быть таким:

Мировое значение В Зарубежной Азии имеет добыча нефти.

Отвечает на вопрос Савельева Юля:

При исследовании карты Зарубежной Азии, я пришла к следующему выводу:

4 страны этого региона добывают более 100 млн. тонн нефти в год каждая (Саудовская Аравия, Иран, Арабские Эмираты, Кувейт). Большая часть газовой промышленности тоже добывается в этих странах. Уголь  и железная добываются в Индии, Китае ( это великие горнодобывающие державы). Черная металлургия быстрыми темпами развивается в Китае, Японии. Химическая промышленность развита в странах Персидского залива.

Вывод: Регион богат полезными ископаемыми.

На другой вопрос отвечает Ильина Настя:

Рис выращивают в Китае в дельте рек Янцзы, Хуанхэ.

Во Вьетнаме в дельте рек Инд и Тунг.

Кукуруза на Великой китайской равние, картофель в Китае, сахарный тростник во Вьетнаме, чай в Китае, Индии.

Сообщения учащихся способствуют основным навыкам  поиска новых знаний путем работы с дополнительной литературой, учебником, атласом, приобщает к самостоятельной работе, учит видеть главное.

  1. Закрепление нового материала.

Задачи:

Закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

Ребята, мы  проделали огромную работу по изучению хозяйства Азии.

Давайте вспомним, что мы узнали нового и сделаем выводы по нашей теме.

Сиднева Алена и Чижов Саша идут работать на компьютере, выполнять тест.

Повторяем понятия:

  1. Что означает десятичная модель мирового хозяйства.
  2. Товарное сельское хозяйство.
  3. Потребительское сельское хозяйство.

Вопросы:

  1. В результате международного географического разделения труда в мировом хозяйстве сформировались «Великие горнодобывающие державы». Назовите их?

Проверяю тестовую работу.

  1. На чем держится опорный каркас территориальной структуры Зарубежной Азии?  

Сиднева Алена и Чижов Саша идут работать на компьютере, выполнять тест.

Отвечает Солдатова Настя:

Десятичная модель мирового хозяйства – это выделение ядер – главных центров хозяйства мира.

Отвечает Андрианова Катя:

Интенсивное земледелие с севооборотом, животноводством с внедренным НТР, часть продукции идет на продажу.

Отвечает Молотков Андрей:

Отсталое плужное земледелие, кочевое скотоводство, продукция идет себе на пропитание.

Отвечает на вопрос Матвеев Сережа:

Китай, Индия.

Отвечает Степанцева Альбина:

В странах Зарубежной Азии сложилась система экономических регионов и типов как и во всем мире:

  1. Высокоразвитые районы
  2. Старопромышленные районы.
  3. Аграрные районы
  4. Районы нового освоения.

Ребята получают оценку за тесты на компьютере.

Закрепление материала активизирует полученные знания, создает позитивный настрой.

7. Подведение итогов урока.

Задачи:

Выставление оценок, инструктаж по домашнему заданию.

Ребята, давайте согласуем оценки. Ваше мнение, я думаю, совпадает с моим.

Домашнее задание:

Страницы 207 – 210 учебника. Прочитать дополнительный текст, задание 11,12.

Страница 237 задание 6 (творческого характера) в тетради. Благодарю всех за урок.

Выставляют оценки в дневники, записывают домашнее задание. Если что-то непонятно, задают вопросы.

Создается ситуация успеха.

Дается методика выполнения Домашнего задания.

Анализ проведенного урока в 11а классе Солдатовой Н.Н. по теме:

«Создание комфортных условий на уроках географии как обязательная составляющая здоровосберегающих технологий».

При проведении урока я ставила перед собой следующую цель: обеспечить положительную динамику мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортных условий образовательной среды.

Задачи урока:

  1. Создать условия для успешной деятельности учащихся, с этой целью применить на уроке информационно – коммуникационные средства.
  2. Создать гигиенические условия в классе, использовать физ. паузы, смену видов учебной деятельности, просмотр фотографий, прослушивание музыки с целью предупреждения утомляемости.
  3. Привить здоровый образ жизни.

В связи с поставленными задачами строится мой урок.

Кратко охарактеризую класс.

Одиннадцатый класс – это, можно сказать, подведение итогов полученных знаний.   В классе 13 человек, все без исключения хотят и умеют получать знания. Но даже в таком довольно сильном классе можно выделить ядра, центры на которые можно опереться в любом случае, в  том числе и на открытом уроке. Хотя были заметными и работали на уроке все. Особенно отличились: Молотков Андрей, Андрианова Катя, Солдатова Настя, Степанцева Альбина, Савельева Юля, Сиднева Алена, Ильина Настя. Остальные ребята тоже старались. Поэтому работа строилась группами (поддержка друга, проявление индивидуальности). Ученики сидели за партами с теми учениками с кем им комфортно, но соблюдая все правила ГОС.  Не случайно я все-таки выбрала этот класс. Класс работоспособный, сплоченный, знающий, общая успеваемость хорошая.

Мой урок комбинированный, состоящий из следующих этапов:

  1. Организационный этап
  2. Мотивационный этап
  3. Проверка домашнего задания
  4. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
  5. Объяснение нового материала, усвоение знаний
  6. Закрепление материала
  7. Итоги урока

Все этапы урока мною были соблюдены, на каждом этапе были проработаны поставленные задачи.

Вот какие задачи я ставила на каждом этапе и мотивация их осуществления учителем, учеником.

Учащимся было предложено поучаствовать в каждом этапе, выставить оценку себе за каждый этап, самому убедиться в том, что они лучше усвоили, что нужно доработать.

По ходу урока: при проверке домашнего задания ребята работали в группах. Выбирали для себя оптимальный вариант ( на что они способны). При знакомстве с новым материалом  они практически вспомнили пройденный  материал, активизировали его и показали свои ЗУН.  Ребята умело выделяли главное, работали с компьютером, учебником, атласом, картой.

Ну конечно урок был построен таким образом, что при подаче нового материала им было даны подсказки на доске, к которым мы неоднократно возвращались. Обратите внимание на смену деятельности учеников. Предлагаю выследить маршрут одного ученика -  Молоткова  Андрея.

Андрей рассказывает о географическом положении Зарубежной Азии, помогает второй группе показать на карте страны, дает определения понятиям, участвует в географическом бое.

Ребята умеют сами добывать знания (работа исследовательской группы). Ученики сделали чудесные выводы по каждому вопросу. Учащиеся умеют работать в группе (один участник группы отвечает на поставленный вопрос, другой одновременно показывает по этому вопросу презентацию). Это оркестр коллеги! Консультанты работали у доски очень быстро и четко (сделали схемы подарили шпаргалки по ЕГЭ ученикам). Конечно,  на каждом уроке я стараюсь привлекать здоровый образ жизни. Даже в учебном материале выделяю черты здорового образа жизни.

На каждом этапе урока ребята смогли сделать выводы, в том числе, при выставлении оценок.

 Во время урока проводились физ. паузы. Это способствовало укреплению скелета детей, снятию утомляемости, получению позитива. Приветствие друг друга способствовало отдаче тепла и энергии своему соседу.

Я считаю, что поставленные мной задачи были достигнуты.

Что мне самой понравилось на уроке:

  1. Андрей пошел работать в другую группу.
  2. Алеша выручил свою группу, добавив свои знания.
  3. Катя организовала работу у доски.
  4. Девочки, работая в исследовательской группе, помогали друг другу.
  5. Кристина помогала Ирина, Альбина - Саше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по теме "Зарубежная Азия "

В данном уроке представлен обобщающий материал по теме "Зарубежная Азия". Учащимся предлагаются различные задания на знания учебного материала, на нахождение дополнительной информации, творческие зада...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Агробизнес в свеклосахарной промышленности» по дисциплине: «Технология отрасли»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технология отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Агробизнес в свеклосахарной промы...

Технологическая карта урока по теме: «Зарубежная Азия» 10 класс

Технологическая карта урока  по теме:«Зарубежная Азия» 10 класс...

Открытый урок по теме: Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Открытый урок по теме: Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония....

Тест по географии "Население России. Промышленность. Сельское хозяйство" для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями

Тест по географии "Население России. Промышленность. Сельское хозяйство" для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями...