Методическая разработка урока по курсу История Хакасии
план-конспект урока по истории (7 класс)
В данном материале приводятся методические рекомендациидля проведения урока по Истории с применением НРК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_hakasiya_v_epohu_rannego_zheleza.docx | 155.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«ХАКАСИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО ЖЕЛЕЗА»
Методическая разработка урока по курсу ИСТОРИЯ ХАКАСИИ
с древнейших времен до конца XVI века
Горшкова Зинаида Николаевна
учитель истории и обществознания
МБОУ "Абазинская средняя общеобразовательная школа №50»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Целевая установка учебного занятия:
Формировать у учащихся знания о народах Хакасско-минусинской котловины в эпоху раннего железа, представления об изменениях, произошедших в хозяйственном укладе степняков Евразии в I тысячелетии до н.э., формировании тагарской культуры, характеризующейся элементами скифского стиля, влиянии империи хунну на историю народов Евразии, создании и развитии самобытной таштыкской культуры, развивать умение работать с историческими источниками, анализировать исторические документы. Показывать на карте территорию расселения евразийских кочевников эпохи раннего железа; высказывать суждения о роли империи хунну в истории Хакасии; (предметные результаты).
Рассматривая цепь событий, явлений, процессов, связанных с историей Хакасско-минусинской котловины в в I тыс. до н.э. и их значение, развивать у учащихся умение строить логические рассуждения и делать оценочные выводы, формулировать и аргументировать своё мнение, составлять смысловые планы. Используя метод смыслового чтения (работа с текстом из книги М. А. Дэвлет «Большая Боярская писаница»,) развивать умения осмысливать цели чтения, извлекать необходимую информацию из текста, подразделяя ее на основную и второстепенную. (метапредметные результаты).
Используя групповые технологии, способствовать освоению правил поведения, ролей и форм коммуникации в группах и сообществах, работая с историческими источниками, развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов родного края (личностные результаты)
Формы работы: фронтальная, групповая.
Основные термины: тагарская культура, курган, звериный стиль, хунну, таштыкская культура, туески, чекан, писаница.
Ход урока
- Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Урок начинается с приветствия и проверки готовности к уроку.
Для проверки домашней работы учитель использует прием «Крестики – нолики»: учащимся предлагаются карточки с утверждением или вопросом требующим ответа «да»/ «нет», а также карточка для ответов, где отмечаются крестиком верные утверждения/ответ на вопрос «да», или нолик – отрицание /ответ на вопрос «нет». На выполнение задания отводится 5 минут, затем учащиеся обмениваются карточками с соседом по парте и проверяют работу (на обратной стороне доски учитель открывает правильные ответы и критерии оценки).
- Основная часть.Рассмотрение параграфа 3 «Хакасия в эпоху раннего железа» учитель начинает с вводной беседы о периоде становления господства народа хунну на территории ХМК. Объяснение материала учитель сопровождает работой с картой «Распространение племен в Средней Азии около VII в. до н.э» (Приложение 1). В качестве проблемы урока учитель формирует вопрос: какие изменения в образ жизни коренного населения ХМК принес период господства хуннов?
Дальнейшее изучение темы предлагается проводить посредством разделения класса на группы и использования различного вида тестов, итогом станет составление сравнительной таблицы развития ХМК да прихода племен хунну (Тагарская культура) и после распада первой степной империи (Таштыкская культура). Таблица может быть изменена/дополнена по желанию учителя.
Вопросы для сравнения | Тагарская культура | Таштыкская культура |
1. Развитие хозяйства. | ||
2. Ремесло. | ||
3. Тип жилища. | ||
4. Культура погребения (курганы). |
Учащиеся делятся на 4 группы (по количеству вопросов). 1-я группа сравнивает уровень развития хозяйства, работает с 3 параграфом учебника (иллюстрации стр. 39, 43,49; текст параграфа на стр.43-44, 49-50; источник «Большая Боярская писаница» стр. 51-52); 2-я группа сравнивает развитие ремесла (иллюстрации стр.39, 41, 42,43, 49; текст параграфа стр.41-43, 48-50; источник «Большая Боярская писаница» стр. 51-52); 3- группа сравнивает тип жилищ ( иллюстрации стр. 47, 52; текст параграфа стр. 44, источник «Большая Боярская писаница» стр. 51-52); 4-я группа сравнивает курганы (иллюстрации стр.40, 47; текст параграфа стр. 40-41, 47-49; источник «Большая Боярская писаница» стр. 51-52). Каждый член группы занимается изучением одного из видов текста, это необходимо для того, что бы втянуть в учебный процесс всех учащихся. На работу в группах отводится 10 минут.
Подведение итогов. Обобщение и обсуждение результатов деятельности. Учащиесяпредставляя результаты групповой работы должны заполнить общую таблицу представленную на доске, и в своих тетрадях. Учитель обращается к вопросу сформулированному в начале работы, ученики отвечают на вопрос, опираясь на результаты сравнительной таблицы, подводят итоги работы.
При оценивании деятельности учеников учитываются оценки предложенные каждому ученику внутри группы, а также выступления и дополнения учащегося.
Рефлексия результатов деятельности и взаимодействия в группе проводится по методу «фотовспышки», учащиеся передают какой-либо предмет от одного к другому и кратко говорят по пунктам представленным на обратной стороне доски («как я себя чувствую в данный момент», «как я оцениваю свой результат», «как я оцениваю взаимодействие в группе» и т.д.).
Домашнее задание: параграф 3 прочитать, составить вопросы по параграфу (не менее 3-х).
Список литературы:
- Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980.
- Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года / Л.Р. Кызласов. - М.: Наука, 1993. – 523с.
- Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск, 1979.
- Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. ЛГУ. 1984.
- Членова Н.Л. Центральная Азия и скифы. М., 1997.
- Худяков Ю. С. Проблемы истории древних кыргызов (первоначальное расселение) // Этнографическое обозрение. 2001. № 5.
- Хакасия в скифскую эпоху. Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова [Электронный ресурс]. – URL: http://nhkm.ru/index.php?id=57&Itemid=248&lang=ru&option=com_content&view=article
Приложение 1
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Методическая разработка урока по курсу "Духовное краеведение Подмосковья" на тему "Бородино.История памятных мест"
Данный урок является звеном мероприятий, посвященных празднованию 200-летию Бородинского сражения. В тоже время он продолжает общую тему «Святыни Подмосковья», которая изучается в курсе «Духовное кра...
Методическая разработка урока из курса занятий по формированию глобально-ориентированной личности
В период интеграции России в мировое сообщество в условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, а также усиления влияния глобальных проблем современного мира на всё человечество перед педаг...
Методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" "Отработка задания формата С5 по разделу "Социология""
Цели урока:1. Закрепление знаний, полученных на уроках обществознания, по разделу «Социология»;2. Формирование компетенции...
Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера".
Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера". Методическая разработка приурочена к Году защиты окружающей среды с целью привлечь вним...
методическая разработка урока по новой истории для 8-го класса
Урок посвящен образованию национальных государств в Италии и Германии в 50 - 60-е годы XIX века. Урок комбинированный с использованием методики «Взаимообмен заданиями» А.Ривина (КСО)....
Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»
Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорга...