Адаптированная рабочая программа курса "Мир истории"
рабочая программа
Адаптированная рабочая программа курса "Мир истории" для обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_mir_istorii_6_klass_2.docx | 51.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа курса «Мир истории» составлена на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4\150.
- Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
- формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
- формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
- формирование умения работать с «лентой времени»;
- формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
- воспитание интереса к изучению истории.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав, основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ. Руководитель страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление). «Лента времени».Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др.(элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческаякарта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, вистории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;
использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Мир истории. 6 класс – 68 часов
№ урока | Тема | Количество часов |
Зачем надо изучать историю – 1 час | ||
1 | Введение. Зачем нужно изучать историю | 1 |
Глава 1. Имя, отчество, семья, родословная человека – 9 часов | ||
2 | История имени | 1 |
3 | Отчество | 1 |
4 | Прозвища и возникновение фамилии человека | 1 |
5 | Семья | 1 |
6 | Биография | 1 |
7 | Поколения людей | 1 |
8 | Практикум «Составление родословной моей семьи» | 1 |
9 | Практикум по теме «Имя, отчество, семья, родословная человека | 1 |
Глава 2. Отчий дом. Наша Родина – Россия – 11 часов | ||
10 | О доме | 1 |
11 | Название городов и улиц | 1 |
12 | Практикум. Названия населенных пунктов и улиц моей Малой Родины | 1 |
13 | Родник «Двенадцать ключей» | 1 |
14 | Истоки | 1 |
15 | Наша Родина - Россия | 1 |
16 | Как устроено государство | 1 |
17 | Герб, флаг и гимн России | 1 |
18 | Москва – столица России | 1 |
19 | Мы жители планеты Земля | 1 |
20 | Практикум по теме «Наша Родина – Россия» | 1 |
Глава 3. О том, что такое время и как его изучают – 7 часов | ||
21 | Что такое время. | 1 |
22 | Что изучает наука хронология | 1 |
23 | Практикум. Счет времени | 1 |
24 | История календаря | 1 |
25 | Русский земледельческий календарь | 1 |
26 | Счет лет в истории. Историческое время | 1 |
27 | Практикум по теме «Что такое время и как его изучают» | 1 |
Глава 4. Что изучает наука история – 7 часов | ||
28 | Что такое история | 1 |
29 | Какие науки помогают истории | 1 |
30 | Как работают археологи | 1 |
31 | Исторические памятники | 1 |
32 | Практикум. Исторические памятники моей Малой Родины | 1 |
33 | Историческая карта | 1 |
34 | Практикум по теме «Что изучает наука история» | 1 |
Глава 5. История Древнего мира – 8 часов | ||
35 | Земля и космос | 1 |
36 | От кого произошел человек | 1 |
37 | Человек умелый | 1 |
38 | Следующее поколение людей каменного века | 1 |
39 | Наступление ледника | 1 |
40 | Как жили древние охотники, кочевники, собиратели | 1 |
41 | Новые занятия людей | 1 |
42 | Практикум по теме «История Древнего мира» | 1 |
Глава 6. История вещей. Занятия человека на Земле – 15 часов | ||
43 | Огонь в жизни древнего человека | 1 |
44 | Огонь, глина, гончар | 1 |
45 | Огонь открывает новую эпоху в жизни человека | 1 |
46 | Вода, ее значение в жизни человека | 1 |
47 | Вода и земледелие | 1 |
48 | Вода как источник энергии | 1 |
49 | Какие дома строили древние люди | 1 |
50 | Как появилась мебель | 1 |
51 | Как появились каша и хлеб | 1 |
52 | История об обыкновенной картошке | 1 |
53 | О керамике, фарфоре и деревянной посуде | 1 |
54 | История появления одежды | 1 |
55 | Одежда и положение человека в обществе | 1 |
56 | Как люди украшали себя | 1 |
57 | Практикум по теме «История вещей. Занятия человека на Земле» | 1 |
Глава 7. Человек и общество – 15 часов | ||
58 | О далеких предках – славянах и родовом строе | 1 |
59 | Как люди понимали мир природы в древности | 1 |
60 | Современные религии, как они появились. О буддизме | 1 |
61 | Современные религии. О христианстве | 1 |
62 | Современные религии. Об исламе | 1 |
63 | Искусство и культура | 1 |
64 | Письмо и первые книги | 1 |
65 | От изобретения колеса к новым открытиям | 1 |
66 | Человечество стремится к миру | 1 |
67 | Практикум по теме «Человек и общество» | 1 |
68 | Итоговое повторение | 1 |
Рекомендуемые виды практических заданий:
заполнение анкет;
рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т. д.;
составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством учителя);
составление родословного дерева (рисунок);
рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц: изображение «ленты времени» одного столетия, одного тысячелетия; ориентировка на «ленте времени»;
объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени и др.
чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам;
экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;
просмотр фильмов о культурных памятниках;
викторины на темы: «С чего начинается Родина?», «Моя семья», «Мой род», «Я и мои друзья», «Страна, в которой я живу», «События прошлого», «Время, в котором мы живем», «История одного памятника», «История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники нашего города» и др.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебная программа |
|
Состав УМК |
|
Интернет-ресурсы | Сайт интернет-поддержки издательства «Просвещение» https://www.prosv.ru/umk/history-bgazhnokova.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по истории России для 7-9 классов СКОШ VIII вида 2015-16 уч. год
...
Адаптированная рабочая программа по истории. 7, 8, 9 класс
Адаптированная рабочая программа по истории для учащихся с ОВЗ. 7, 8, 9 класс....
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества 9 класс
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества для учащихся с нарушением интеллекта. 9 класс....
адаптированная рабочая программа по истории
адаптированная рабочая программа по истории...
Адаптированная рабочая программа по истории 8 вида
Адаптированная рабочая программа по истории 8 вида...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ФГОС ООО ОВЗ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИСТОРИИ ФГОС ООО ОВЗ 5-9
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ...