Серебрянный век русской культуры
презентация к уроку по истории (9 класс)

Презентация к учебнику по Истории России 9 класс, под редакцией Торкунова

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Серебряный век русской культуры

Слайд 2

Городской быт На центральных улицах выросли банки, правления пароходных и железнодорожных товариществ, акционерных компаний , дорогие магазины. В 1904 г. в Москве появился первый восьмиэтажный «небоскреб ». Во многих доходных домах имелись не только водопровод и канализация, но и ванные комнаты с душем. В квартирах загорелись электрические люстры и бра, в многоэтажных домах появились электрические лифты Широко распространилась телефонная связь. В начале ХХ в. на улицах появились первые автомобили. К услугам дворян, купцов, чиновников высших рангов были многочисленные дорогие рестораны с изысканной кухней и вышколенными официантами. Публика попроще посещала трактиры, в меню которых преобладали плотные русские блюда: похлебки, блины, пироги , кулебяки . Благоустройство города во многом зависело от благотворительности. Особенно щедро тратили средства на городские нужды богатые московские купцы: Алексеевы , Бахрушины, Морозовы, Солодовниковы , Шелапутины и многие другие.

Слайд 3

Большая Покровская улица в Нижнем Новгороде, 1900-е гг. Доходный дом М. Бабанина в Москве. Архитектор Э.К. Нирнзее , 1912–1913 гг. Телефонный аппарат начала ХХ в.

Слайд 4

Образование Согласно переписи 1897 г. лишь 22,3% российских подданных старше 8 лет были грамотными. 94 % российских начальных школ были одноклассными , а срок обучения составлял 1–3 года. Лишь в 1900 г. Министерство просвещения установило единый срок обучения в начальной школе — 3 года, а в 1910 г. увеличило его до 4-х лет . В начале ХХ в. в России появился всего один новый университет — Саратовский, открытый в 1909 г. В 1915 г. на основе эвакуированных Варшавского и Дерптского были образованы Ростовский и Воронежский университеты. Продолжало развиваться женское высшее образование . Ж енские Педагогический и Медицинский институты – в Петербурге. В ряде провинциальных городов были открыты Высшие женские курсы. С 1911 г. их дипломы приравнивались к университетским. В 1915 г. женщины были допущены в Казанский и Саратовский университеты . С 1906 г. стали создаваться народные университеты . Самым известным среди них был Московский городской народный университет.

Слайд 5

Казанский университет

Слайд 6

Наука П.Н . Лебедев экспериментально доказал возможность измерения давления света. В.И. Вернадский заложил основы биохимии, биогеохимии и радиогеологии. В начале ХХ в. два русских ученых были удостоены Нобелевской премии: И.П. Павлов — за изучение высшей нервной деятельности и И.И. Мечников — за исследования в области иммунологии . И.И. Сикорский в 1911 г. разработал и сконструировал первый в мире вертолет, а в 1913 г. — первый многомоторный самолет «Русский витязь». Работы К.Э. Циолковского о движении ракет заложили теоретические основы космических полетов. В 1899 г. вышел в плавание первый российский ледокол «Ермак». Благодаря использованию ледоколов в 1913 г. удалось исследовать и нанести на карту архипелаг Новая Земля. В 1912 г. Г.Я. Седов предпринял экспедицию к Северному полюсу, но погиб при попытке достичь цели на собачьих упряжках.

Слайд 7

Владимир Иванович Вернадский Иван Петрович Павлов Илья Ильич Мечников Константин Эдуардович Циолковский Ледокол «Ермак»

Слайд 8

Литература В русской литературе на рубеже XIX–ХХ вв. взаимодействовали несколько различных тенденций. Творчество писателей-реалистов, как и прежде, было направлено на бичевание общественных пороков . Продолжали работать Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко . В 1890-х гг. начался творческий путь А.И. Куприна и И.А. Бунина. Иван Алексеевич Бунин Александр Иванович Куприн

Слайд 9

Литература Начиная с 1890-х гг. Л.Н. Толстой все больше задавался философскими вопросами. Отрицая официальную церковь , писатель призывал вернуться к первоначальному учению Христа, понимая его как любовь к человеку , всепрощение и непротивление злу насилием. Призыв Толстого к опрощению и нравственному очищению физическим трудом получил широкое распространение в среде интеллигенции. Возникло движение его последователей — толстовцев. Они создавали обособленные земледельческие коммуны, отказывались от несения военной службы, уплаты налогов. Лев Николаевич Толстой и Максим Горький в Ясной Поляне

Слайд 10

Литература Основными темами реалистической прозы того времени стали утрата идеалов и бессмысленность обывательского существования (« Ионыч » и « Крыжовник» Чехова , «Поединок» Куприна), гибель прежней дворянской культуры («Вишневый сад» Чехова, « Антоновские яблоки » Бунина), грубость и жестокость крестьянского мира («Мужики» и «В овраге» Чехова, «Деревня» и « Суходол » Бунина), устрашающее наступление фабричной цивилизации («Молох» Куприна). В повести Чехова «Палата № 6», рассказывающей о страшной повседневности психиатрической лечебницы, были, по словам Н.С . Лескова, «в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры».

Слайд 11

Литература Особое место в литературе занял М. Горький . В ранних рассказах Горький поэтизировал обитателей городского «дна » — босяков, которые казались ему истинно свободными людьми. В ряде произведений писатель выступал как революционный романтик («Старуха Изергиль », «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). В 1905 г. Горький вступил в РСДРП, активно поддерживал революцию . Романтизм в его творчестве уступает место «героическому реализму». Первым произведением «героического реализма» стал вышедший в 1906 г. роман «Мать», в центре которого — фигура «сознательного пролетария» Павла Власова. В этом романе Горький пожертвовал сложностью образов ради плакатного революционного пафоса. Пьесу Горького «Враги» цензура запретила к постановке как «сплошную проповедь против имущих классов».

Слайд 12

Литература На рубеже XIX и ХХ вв. безоговорочное прежде господство реализма в русской литературе и искусстве сменилось сочетанием множества новых стилей. Эту эпоху Н.А . Бердяев назвал Серебряным веком русской культуры . Одним из ведущих художественных направлений стал символизм . Крупнейшими представителями символизма в русской литературе являлись К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов , З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский Ф.К. Сологуб, а несколько позднее — А. Белый, В.И. Иванов, А.А. Блок . Идеи символизма и мистицизма проповедовали в 1900-х гг. журналы «Новый путь», «Вопросы жизни», «Весы».

Слайд 13

Литература Символисты противопоставляли живой реальности мир видений и грез, выражающих потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Мережковский видел причину упадка литературы в преобладании реализма, а будущее ее связывал с « божественным идеализмом». Для символистов было характерно увлечение «чистым искусством», воспевание индивидуализма, культ «сверхчеловека ». Константин Дмитриевич Бальмонт Рисунок В. Серова Валерий Яковлевич Брюсов

Слайд 15

Литература В 1912 г. было создано литературное объединение «Цех поэтов», провозгласившее намерение реформировать символизм. Новое литературное направление стало называться акмеизмом . Его лидерами были Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, А.А . Ахматова. Николай Степанович Гумилев

Слайд 16

Литература Примерно в это же время заявило о себе другое поэтическое направление — футуризм . Его приверженцы — Д.Д. Бурлюк , В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В . Хлебников — выступали за создание абсолютно нового «искусства будущего», отвергали культурное наследие прошлого, требовали «сбросить Пушкина, Достоевского , Толстого с парохода современности». Поэт И . Северянин провозгласил себя создателем эгофутуризма , что переводится как «я — будущее». Владимир Владимирович Маяковский Велимир Хлебников

Слайд 17

Литература В начале ХХ в. заявили о себе «крестьянские поэты »: С.А . Клычков и Н.А. Клюев . В 1916 г. был опубликован первый сборник стихотворений С.А. Есенина.

Слайд 18

Театр и кино Новая эпоха в истории русского драматического театра началась с создания К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского художественного театра . Он открылся в 1898 г. спектаклем по исторической драме А.Н. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Но подлинным рождением театра стала премьера «Чайки» А.П. Чехова . Пьесы Чехова и М. Горького составили основу репертуара МХТ . В труппе театра выступали выдающиеся актеры: М.А. Чехов, О.Л. Книппер -Чехова, И.М. Москвин, В.И. Качалов.

Слайд 19

Театр и кино Ольга Леонардовна Книппер -Чехова Владимир Иванович Немирович-Данченко Константин Сергеевич Станиславский

Слайд 20

Театр и кино Иную театральную эстетику развивал В.Э. Мейерхольд , ставший в 1906 г. главным режиссером театра В.Ф . Комиссаржевской . Он начинал как ученик Станиславского и Немировича-Данченко, но вскоре предпочел реализму символистскую условность и практически полный отказ от декораций. Вера Фёдоровна Комиссаржевская

Слайд 21

Театр и кино В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм , снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г . выход фильма « Стенька Разин » положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм « Оборона Севастополя » режиссера А.А. Ханжонкова вышел на экраны в 1911 г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов , поставивший почти 80 фильмов . Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В . Холодная и И.И. Мозжухин .

Слайд 22

Вера Холодная Иван Мозжухин

Слайд 23

Театр и кино В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм , снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г . выход фильма « Стенька Разин » положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм « Оборона Севастополя » режиссера А.А. Ханжонкова вышел на экраны в 1911 г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов , поставивший почти 80 фильмов . Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В . Холодная и И.И. Мозжухин .

Слайд 24

Театр и кино В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм , снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г . выход фильма « Стенька Разин » положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм « Оборона Севастополя » режиссера А.А. Ханжонкова вышел на экраны в 1911 г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов , поставивший почти 80 фильмов . Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В . Холодная и И.И. Мозжухин .

Слайд 25

Театр и кино В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм , снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г . выход фильма « Стенька Разин » положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм « Оборона Севастополя » режиссера А.А. Ханжонкова вышел на экраны в 1911 г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов , поставивший почти 80 фильмов . Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В . Холодная и И.И. Мозжухин .

Слайд 26

Театр и кино В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм , снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г . выход фильма « Стенька Разин » положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм « Оборона Севастополя » режиссера А.А. Ханжонкова вышел на экраны в 1911 г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов , поставивший почти 80 фильмов . Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В . Холодная и И.И. Мозжухин .

Слайд 27

Театр и кино В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм , снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г . выход фильма « Стенька Разин » положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм « Оборона Севастополя » режиссера А.А. Ханжонкова вышел на экраны в 1911 г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов , поставивший почти 80 фильмов . Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В . Холодная и И.И. Мозжухин .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Серебряный век Русской культуры"

Презентация к уроку - http://ifolder.ru/22123735...

Презентация "Серебряный век русской культуры "

Серебряный век русской культуры....

Серебряный век русской культуры

Презентация к уроку литературы "Серебряный век. Увенчанные славой" помогут создать проникновенную атмосферу.Творческие биографии и судьбы в истории страны....

Урок истории в 9 классе Серебряный век русской культуры

Начало  XX века вошло в русскую культуру  под названием «серебряного века». На примерах научных достижений и направлений показано искусство во второй половине  XIX века....

Тема урока: «Серебряный век русской культуры»

Цели: 1. Обучающая: познакомить учащихся с особенностями стилей культуры начала XX века, творчеством композиторов, литераторов и художников данного периода; 2. Развивающая: развивать познавательн...

"Серебряный век русской культуры"

Интегрированный урок литературы и истории России в 11-ом классе....