Рабочая Программа по истории ФГОС для 5-9 классов
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Голина Ирина Петровна

Рабочая программа по истории для 5-9 классов по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_2-19-_20_poslednee.doc448 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по истории для 5-9 классов составлена на основе примерной программы по истории в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

• Авторская программа по всеобщей истории для предметной линии учебников А.А.Вигасина О.С.Сороко-Цюпы  5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. Авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др., М.: Просвещение, 2017

• Авторская программа по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова  6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций Авторы: АА.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. М.: «Просвещение»- 2017

• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»);

• Основная образовательная программа основного общего образования ГБПОУ СОЧГК им.О.Колычева.

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на

ступени основного общего образования:

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе

демократических ценностей современного общества;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках

информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом

историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6 класс). Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и

значение.

История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс). Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени• используя историческую карту, характеризовать социально-

экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «История»

5 КЛАСС

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных

результатов.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных

версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально – этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко- географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

-  уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

6 КЛАСС

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных

результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание

важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной

деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять

план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и

роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении

человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,

расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности,

памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на

жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных

славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

7 КЛАСС

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие

умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—

XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в

средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное

осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

8 КЛАСС

Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание

важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под

руководством учителя);

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);

• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания;

• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных  учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные

черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и

события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и

терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

9 КЛАСС

Личностные результаты изучения истории включают:

• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям

исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную

идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты изучения истории включают:

• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

• определение и использование основных исторических понятий периода;

• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

Содержание  учебного  курса «История»

История России. Всеобщая история.

Всеобщая история

5 класс

Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.  Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний  Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи  и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности.  Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в  Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток.  В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим.  Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.  Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима  германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.

6 класс

Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя  и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)  Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.  Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

7 класс

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.

8 класс

Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв.  Европейское общество в раннее  в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв.  Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

9 класс

Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика.  Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.   Политическое развитие в начале XX в.

История России.

6 класс

Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России.  Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.

7 класс

Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.  Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в.  Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

8 класс

Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика  Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I.   Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

9 класс

Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя  политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во  внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое  развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в.  Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.  Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г  Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.  Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.

Тематическое  планирование

5 класс (68 ч.)

Темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Что изучает история

1

2

Древнейшие люди

1

3

Родовые общины охотников и собирателей

1

4

Возникновение искусства и религиозных верований

1

5

Возникновение земледелия и скотоводства

1

6

Появление неравенства и знати

1

7

Повторительно-обобщающий урок. Значение эпохи первобытности для человечества

1

8

Историческая хронология

1

9

Государство на берегах Нила

1

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

11

Жизнь египетского вельможи

1

12

Военные походы фараонов

1

13

Религия древних египтян

1

14

Искусство Древнего Египта

1

15

Письменность и знания древних египтян

1

16

Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян

1

17

Древнее Двуречье

1

18

Вавилонский царь Хаммурапи  и его законы

1

19

Финикийские мореплаватели

1

20

Библейские сказания

1

21

Древнееврейское царство

1

22

Ассирийская держава

1

23

Персидская держава «царя царей»

1

24

Природа и люди Древней Индии

1

25

Индийские касты

1

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

27

Первый властелин единого Китая

1

28

Повторительно-обобщающий урок. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

1

29

Греки и критяне

1

30

Микены и Троя

1

31

Поэма Гомера «Илиада»

1

32

Поэма Гомера «Одиссея»

1

33

Религия древних греков

1

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

35

Зарождение демократии в  Афинах

1

36

Древняя Спарта

1

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

38

Олимпийские игры в древности

1

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

40

Нашествие персидских войск на Элладу

1

41

В гаванях афинского порта Пирей

1

42

В городе богини Афины

1

43

В афинских школах и гимнасиях

1

44

В афинском театре

1

45

Афинская демократия при Перикле

1

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

48

В Александрии Египетской

1

49

Повторительно-обобщающий урок. Вклад древних эллинов в мировую культуру

1

50

Древний Рим

1

51

Завоевание Римом Италии

1

52

Устройство Римской республики

1

53

Вторая война Рима с Карфагеном

1

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

55

Рабство в Древнем Риме

1

56

Земельный закон братьев Гракхов

1

57

Восстание Спартака

1

58

Единовластие Цезаря

1

59

Установление империи

1

60

Соседи Римской империи

1

61

В Риме при императоре Нероне

1

62

Первые христиане и их учение

1

63

Расцвет Римской империи во II в. н.э.

1

64

Вечный город и его жители

1

65

Римская империя при Константине

1

66

Взятие Рима варварами

1

67

Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима

2

68

Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима

6 класс  (28 ч. – всеобщая история)

Темы

Кол-во часов

1

Введение. Живое Средневековье

1

2

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

1

3

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1

5

Англия в раннее Средневековье

1

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

1

7

Образование славянских государств

1

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата

9

Средневековая деревня и ее обитатели

1

10

В рыцарском замке

1

11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни

1

12

Торговля в Средние века

1

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

14

Крестовые походы

1

15

Как происходило объединение Франции

1

16

Что англичане считают началом своих свобод

1

17

Столетняя война

1

18

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

1

19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

20

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

1

21

Гуситское движение в Чехии

1

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

23

Образование и философия. Средневековая литература.

1

24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

1

25

Научные открытия и изобретения.

1

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1

27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

28

Повторительно-обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества»

1

6 класс  (40 ч. – история России)

Темы

Кол-во часов

29

Наша Родина Россия

1

30

Древние люди и их стоянки

на территории современной России

1

31

Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

32

Образование первых государств

1

33

Восточные славяне и их соседи

1

34

Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1

35

Первые известия о Руси

1

36-37

Становление Древнерусского государства

2

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

39

Русское государство при Ярославе Мудром

1

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

41

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

42

Культурное пространство

Европы и культура Древней Руси

1

43

Повседневная жизнь населения

1

44

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий

урок по теме II

1

45

История и культура родного края в древности

1

46

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

47

Владимиро-Суздальское княжество

1

48

Новгородская республика

1

49

Южные и юго-западные русские княжества

1

50

Повторительно-обобщающий урок по теме III

1

51

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

52

Батыево нашествие на Русь

1

53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

54

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

55

Литовское государство и Русь

1

56

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская

битва

1

58

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

1

59

Родной край в истории и культуре Руси

1

60

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

1

61

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1

62

Московское княжество в первой половине XV в.

1

63

Распад Золотой Орды и его последствия

1

64

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

65

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

1

66

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1

67

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

68

История и культура родного края

1

7 класс  (40ч – история России.)

Темы

Кол-во часов

1

Мир и Россия в начале

эпохи Великих географических открытий

1

2

Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в.

1

3

Формирование единых государств в Европе и России

1

4

Российское государство в первой трети XVI в.

1

5-6

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Начала правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

2

7

Государства Поволжья,

Северного Причерноморья, Сибири

в середине XVI в.

1

8-9

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

2

10-11

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Народы России во второй половине XVI в.

2

12-13

Опричнина

2

14

Россия в конце XVI в.

1

15-16

Церковь и государство в XVI в.

2

17-18

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

2

19-20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

2

21

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

1

22-23

Смута в Российском государстве

2

24

Окончание Смутного времени

1

25

Экономическое развитие России в XVII в.

1

26

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

1

27

Изменения в социальной структуре российского общества

1

28

Народные движения в XVII в.

1

29

Россия в системе международных отношений

1

30

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины

в состав России

1

31

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

1

32

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

1

33-34

Культура народов России в XVII в.

2

35-36

Народы России в XVII в.

2

37-38

Повторительно-обобщающие уроки по теме:

-«Смутное время»

-«Россия при первых Романовых»

2

39-40

Итоговое повторение «Россия  в 16-17 вв.»

2

7 класс (28 ч. – всеобщая история)

Темы

Кол-во часов

41

Введение. От Средневековья к Новому времени.

1

42

Технические открытия и выход к Мировому океану.

1

43-44

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

2

45

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе

1

46-47

Дух предпринимательства преобразует экономику

2

48

Европейское общество в раннее Новое время.

Повседневная жизнь

1

49

Великие гуманисты Европы

1

50

Мир художественной культуры Возрождения.

1

51

Рождение новой европейской науки.

1

52-53

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

2

54-55

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

2

56

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море

1

57-58

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

2

59

Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени»

1

60-62

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.  

3

63-65

Парламент против короля. Революция  в Англии. Путь к парламентской  монархии.  

3

66-67

Международные отношения в XVI –  XVIII вв.  

2

68

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. XVI-XVII вв.»

1

8 класс (28 ч – всеобщая история.)

Темы

Кол-во часов

1

Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв.

1

2

Европейское общество в раннее  в начале XVIII в.

1

3-

4

Великие просветители Европы

2

5-

6

Мир художественной культуры Просвещения

2

7-

8

На пути к индустриальной эре

2

9-10

Промышленный переворот в Англии

2

11-12

Английские колонии в Северной Америке

2

13-14

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.

2

15

Франция в XVIII в.

1

16

Причины и начало Великой французской революции.

1

17

Великая французская революция. От монархии к республике

1

18-19

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

2

20

Обобщающее занятие «Эпоха Просвещения. Время преобразований»

1

21-

22

Традиционные общества Востока.

Начало европейской колонизации

2

23

Международные отношения  в XVIII в.

1

24

Европейские конфликты и дипломатия

1

25

Мир на рубеже XVIII–XIX вв.

1

26

От традиционного общества к обществу индустриальному.

1

27-28

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 18 вв.»

2

8 класс  (40ч. – история России)

Темы

Кол-во часов

29

У истоков российской модернизации

1

30

Россия и Европа в конце XVII в.

1

31

Предпосылки Петровских реформ

1

32

Начало правления Петра I

1

33

Великая Северная война 1700—1721 гг.

1

34

Реформы управления Петра I

1

35

Экономическая политика Петра I

1

36

Российское общество в Петровскую эпоху

1

37

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

1

38

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

1

39

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1

40

Повседневная жизнь и быт при Петре I

1

41

Значение петровских преобразований в истории страны

1

42

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

1

43-44

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

2

45

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

1

46

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1

47

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

1

48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I»

1

49

Россия в системе международных отношений

1

50

Внутренняя политика Екатерины II

1

51

Экономическое развитие России при Екатерине II

1

52

Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

1

53

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

1

54

Народы России. Религиозная и национальная политика

Екатерины II

1

55

Внешняя политика Екатерины II

1

56

Начало освоения Новороссии и Крыма

1

57

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II»

1

58

Внутренняя политика Павла I

1

59

Внешняя политика Павла I

1

60

Общественная мысль, публицистика, литература

1

61

Образование в России в XVIII в.

1

62

Российская наука и техника в XVIII в.

1

63

Русская архитектура XVIII в.

1

64

Живопись и скульптура

1

65

Музыкальное и театральное искусство

1

66

Народы России в XVIII в.

1

67

Перемены в повседневной жизни российских сословий

1

68

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в»

1

9 класс  (40 ч. История России)

Темы

Кол-во часов

1

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

1

2

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

1

3

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.

1

4

Отечественная война 1812 г.

1

5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика

Александра I в 1813—1825 гг.

1

6

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней

политике Александра I в 1815—

1825 гг.

1

7

Национальная политика

Александра I

1

8

Социально-экономическое

развитие страны в первой четверти XIX в.

1

9

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

1

10

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

1

11

Социально-экономическое

развитие страны во второй четверти XIX в.

1

12

Общественное движение при Николае I

1

13

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1

14

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.

1

15

Крымская война 1853—1856 гг.

1

16

Культурное пространство

империи в первой половине XIX в.

1

17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»

1

18

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

1

19

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа

1861 г.

1

20

Реформы 1860—1870-х гг.:

социальная и правовая модернизация

1

21

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный

период

1

22

Общественное движение при Александре II и политика правительства

1

23

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

1

24

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

1

25

Александр III: особенности внутренней политики

1

26

Перемены в экономике и социальном строе

1

27

Общественное движение при Александре III

1

28

Национальная и религиозная политика Александра III

1

29

Внешняя политика Александра III

1

30

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

1

31

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

1

32

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.

1

33

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

1

34

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

1

35

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

1

36

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

1

37

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

1

38

Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

1

39

Серебряный век русской культуры

1

40

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже  XIX-XX вв»

1

9 класс (28 ч. Всеобщая история)

Темы

Кол-во часов

41

От традиционного общества к обществу индустриальному

1

42

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

1

43

Индустриальная революция: новые проблемы и новые ценности

1

44

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

1

45

Наука: создание научной картины мира

1

46

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. 1

1

47

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство

1

48

Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

1

49

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

1

50

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису

1

51

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.

1

52

Германия: на пути к единству

1

53

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1

54

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна

1

55

Германская империя: борьба за «место под солнцем».

1

56

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

57

Франция: Третья республика.

1

58

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

59

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.

1

60

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

1

61

США: империализм и вступление в мировую политику.

1

62

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

1

63

Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам

1

64

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен

1

65

Международные от- ношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий

1

66

Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.

1

67

Политическое развитие в начале XX в

1

68

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 1800—1900»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебные материалы

5 класс

1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. М: «Просвещение»-2017

2. Годер Г. И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. М: «Просвещение»-2017

3. Вигасин А. А., Годер Г. И. Электронное приложение к учебнику (CD). 5 класс. М: «Просвещение»-2017

6 класс

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. М: «Просвещение»-2017

2. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В. М: «Просвещение»-2017

7 класс

1. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. Под редакцией А. А. Искендерова. М: «Просвещение»-2017

2. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500–1800. Рабочая тетрадь.  В 2 частях. М: «Просвещение»-2017

3. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории. 1500 – 1800.  М: «Просвещение»-2017

4. История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В. М: «Просвещение»-2017

8 класс

1. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800–1900. Под редакцией А. А. Искендерова. М: «Просвещение»-2017

2. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800 – 1900. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 частях. М: «Просвещение»-2017

3. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800 – 1900. Поурочные разработки. 8 класс. М: «Просвещение»-2017

4. История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В. М: «Просвещение»-2018

9 класс

1. Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник. 9 класс. М: «Просвещение»-2017

2. История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В. М: «Просвещение»-2019

Дополнительная литература

1. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. / Сост. К.В. Волкова. М.

2. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

3. Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

4. Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

5. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

6.  Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.

7. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

8. Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

9. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: 9 класс / Сост. К.В.Волкова.: ВАКО.

Интернет-ресурсы по курсу «Всеобщая история»

http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://eor.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.http://www.vostlit.info/ – сайт-хранилище исторических источников Средневековья.

http://historic.ru/ – сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.

http://history.rin.ru/ – сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей).

http://www.ellada.spb.ru/ – интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).

http://ancientrome.ru/ – интернет-проект «История Древнего Рима» (история, искусство, мифология, источники, литература).

http://rulers.narod.ru/ – интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной истории).

http://his.1september.ru/urok/ – электронная копилка методических материалов для учителей истории.

http://catalog.prosv.ru/attachments/f0c38d62-d207-11e0-8eef-001018890642.pdf - программы «Просвещение» А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому

Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...

Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс

Пояснительная запискаРабочая программа разработана  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нра...

Рабочая программа курса "История" предназначена для учащихся 5 класса (ФГОС).

Рабочая программа по истории древнего мира для основной школы предназначена для учащихся 5-х классовПрограмма включает четыре раздела:• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика у...

Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс

Рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием....

Рабочие программы по истории ФГОС 5-9 класс

Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы). Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго покол...

Рабочие программы по истории ФГОС 5-9 класс

Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы). Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго покол...

Рабочая программа по истории ФГОС ООО 5-9 класс

Рабочая программа  и тематическое планирование  учебного курса  «История»  разработаны на основе  Федерального  государственного  образовательного  ...