Рабочая программа курса "История" предназначена для учащихся 5 класса (ФГОС).
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме
Рабочая программа по истории древнего мира для основной школы предназначена для учащихся 5-х классов
Программа включает четыре раздела:
• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета; сформулированы цели изучения предмета «История» описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
• «Содержание учебного предмета», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
• «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания истории древнего мира в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_5.doc | 181 КБ |
istoriya_5_ktp.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
пос. ЧЁРНОВСКИЙ муниципального района Волжский Самарской области
443538, Самарская область, Волжский район, п. Чёрновский ул. Школьная 14 тел.9997498
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №___от_______ ___________ Иванова О.А. «___»___________2013г | «Согласовано» Зам. директора по УВР Протокол №___от_______ __________ Грибанова Е.А. «___»___________2013г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ пос.Чёрновский Приказ №___от________ ___________ Шиндин И. П. «___»____________ 2013г. |
Рабочая программа
по истории
учителя
I квалификационной категории
Ивановой Оксаны .Анатольевны
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная запискаВедение
Рабочая программа по истории древнего мира для основной школы предназначена для учащихся 5-х классов
Программа включает четыре раздела:
• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета; сформулированы цели изучения предмета «История» описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
• «Содержание учебного предмета», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
• «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания истории древнего мира в современной школе.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно правовых документов:
- Закон РФ «ОБ образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Планируемые результаты основного общего образования.
- Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
- Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва).
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189).
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ пос. Чёрновский.
- Федеральный институт педагогических измерений. Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2012 году. http://www.alleng.ru/d/hist/hist_gia_shkala.htm.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы, рекомендованные МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
Учебники:
1. Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват.. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2010 – 2012 гг.
Рабочие тетради:
1. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.5кл. - М.: Просвещение, 2012.
Дидактический материал:
1. Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.
2. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: . – М.: Дрофа, 2002
3. Г.А.Цветкова Дидактические материалы по истории Древнего мира. - М., «Владос –пресс» 2004
Методическая литература:1. Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.
2. Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. – М. : ВАКО, 2005.
3. Зверева Л.Н., Тувельман А.Е. Древний мир: 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
Характеристика учебного предмета
Отбор учебного материала для содержания программы по истории Древнего мира для основной школы произведен с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5 класса, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу курса истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
- изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность);
- проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, – человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Цели и задачи учебного предмета
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курса «История Древнего мира» - освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира» следующие:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Основные ценностные ориентиры программы
Школьный курс по истории древнего мира предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества – всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальное каждой личности. В программе акцентируется внимание на что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимай истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этап мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявлен общего, выход на закономерности в процессе работы с текста ми будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материал по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творчески коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
- научиться пользоваться информацией;
- научиться общаться;
- научиться создавать завершённый продукт деятельности. Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Методы и формы решения поставленных задач
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.
Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5 – 9 классов основной школы. И поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, (здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
- личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные. практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.
Требования к результатам обучения истории:
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5–9 классов включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5–9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• соотносить единичные исторические факты и общие явления;
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
- способность осуществлять поиск нужной информациино заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
- способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
Инструментарий для оценивания результатов
устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ пос. Чёрновский на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «История древнего мира» в 5 классе отводится 2 учебных часа в неделю и того 68 часов в год.
По Программе Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011. На изучение предмета «История древнего мира» отводится 2 учебных часа в неделю и того 68 часов в год.
Учебный процесс в ГБОУ СОШ пос. Чёрновский осуществляется по триместрам, поэтому изучение предмета «История древнего мира» в 5 классе будет проходить в следующем режиме:
Предмет | Количество часов в | ||||
неделю | триместр | год | |||
I | II | III | |||
История древнего мира 5 класс | 2 | 20 | 22 | 26 | 68 |
Рабочая программа по предмету «История древнего мира» рассчитана на 68 учебных часов, в том числе для проведения:
Вид работы | История древнего мира | |||
триместр | год | |||
I | II | III | ||
Контрольные работы | 1 | 1,5 | 2,5 | 5 |
Лабораторные работы | ||||
Практические работы | ||||
Творческие работы | 8 | 7 | 6 | 21 |
Экскурсии | 1 | |||
Проекты | 1 | 1 | 2 | 4 |
Исследования |
Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса «История Древнего мира» 5 класса в сравнении с авторской программой: Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой.
Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсу «История Древнего мира» 5 класс не предусмотрено авторской программой
Содержание курса «История Древнего мира» ( 68 ч)
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. 1 час.
Первобытность. 6 часа.
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.1час
Древний Восток. 18 часов.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Итоговое обобщение. 1 часа.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция. 20 часов.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Итоговое обобщение. 2 часа.
Древний Рим. 17 часов.
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Итоговое обобщение. 2 часа.
Историческое и культурное наследие Древнего мира. Повторение и обобщение по курсу «История Древнего мира». 2 часа.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного предмета
История
№ | Наименования объектов | Необходимое количество | Примечания |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по истории | Д | 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011 |
1.2 | Примерная программа основного общего образования по истории | Д | 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011 |
1.3 | Примерные программы по учебным предметам | Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 | |
1.4 | Авторские рабочие программы по курсам истории | Д | Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011 |
1.5 | Учебник для 5 класса | К | История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012 |
1.6 | Рабочая тетрадь по истории Древнего мира | К | Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011-12. |
1.7 | Контрольно-измерительные материалы по истории древнего мира | П | 1. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003. 2. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2010 3. Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010. |
1.8 | Хрестоматия по истории Древнего мира | П | Крушкол Ю. С., Мурыгина Н. Ф., Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории Древнегомира.-М., 1987. |
1.9 | Книги для чтения по истории России и Всеобщей истории | П | 1.Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М., 1986. 2.Немировский А.И. Три войны. Книга для чтения в 5 классе. |
1.10 | Научная, научно-популярная, художественная историческая литература. | П | Джованьоли Р. Спартак. — М., 1986. Дмитриева N. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. — М., 1989. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — Ташкент, 1986. Лесли С. Изучаем Древний Рим. — М., 2001. Нейхардт А. А. Семь чудес Древнего мира. — М., 1966. Пич С., Миллард Э. Греки. - М., 1994. Торопцев А. 1000 великих битв с древних времен до XI века. — М., 2001. Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света. Керрам К. Боги, гробницы, ученые. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. Ботвинник, Рабинович, Стратановский "Жизнеописания знаменитых греков и римлян" Кравчук А. Император Август. Линдсей Дж. Ганнибал. Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. |
1.11 | Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.) | П | 1.ЧизолмД., МаилзЛ., РидС. Древняя Греция: Энциклопедия для школьников. — М.,2001. 2. Я познаю мир: Энциклопедия: История. — М., 1996. 3.Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994. |
1.12 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | Д | 1. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с. 2. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2007. 3.Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004 4. Зверева Л.Н., Тувельман А.Е. Древний мир: 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 5.Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002 6.Г.А.Цветкова Дидактические материалы по истории Древнего мира. - М., «Владос –пресс» 2004 |
2. | Печатные пособия | ||
2.1 | Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории. | Д | |
2.2 | Атлас по истории Древнего мира с комплектом контурных карт | К | 1.Атлас. История древнего мира с комплектом контурных карт. – М. : Роскартография, 2006 .2.Ляпустин Б. С. Атлас по истории Древнего мира. 5 кл |
2.3 | Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории | Д |
|
2.4 | Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.) | П | Альбом по истории культуры древнего мира 2.Никитина. Одежда эпохи Древнего мира.( 1) 3.Орудия труда и транспорт .Древний мир.(1) |
3. | цифровые образовательные ресурсы | ||
3.1 | Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу истории. | Д |
|
3.2 | Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. | Д/П | |
4. | Экранно-звуковые пособия | ||
4.1 | Видеофильмы по всеобщей истории и истории России | Д | 1. 5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» 2005 информационный источник сложной структуры СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г 2.Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение. 3. История Древнего мира. Загадки сфинкса. МедиаХауз. 4. Атлас истории Древнего мира. 5. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс. |
4.2 | Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России | Д | |
Технические средства обучения (средства ИКТ) | |||
Телевизор с универсальной подставкой | Д | ||
Мультимедийный компьютер | Д | ||
Мультимедиа проектор | Д | ||
Экран | Д |
Предварительный просмотр:
№ п / п | Название раздела или темы | Количество часов на изучение темы | Темы урока | Количество часов на изучение | Примерная дата проведения урока | Характеристика деятельности ученика | Планируемые результаты | |||||
№ урока | Название | триместр | Примерная дата | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||||
Введение. | 1 | 1 | Что изучает история | 1 | I тр | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | ||||||
1 | Жизнь первобытных людей | 6 | ||||||||||
Тема 1 Первобытные собиратели и охотники | 3 | 2 | Древнейшие люди | 1 | I тр | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него | находить в учебниках и др. источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач | излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами; | определять цель, проблему в учебной деятельности; | ||
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | I тр | Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. | вырабаты-вать собственные мировоззренческие позиции. | анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; | корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. | выдвигать версии; планировать учебную деятельность; | ||||
4 | Возникновение искусства и религии | 1 | I тр | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей. | строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне; | |||||||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | 2 | 5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | I тр | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. | строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне; | организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); | работать по плану, сверяясь с целью; | |||
6 | Появление неравенства и знати | 1 | I тр | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне. | находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. | ||||||
7 | Повторение разделу 1 «Жизнь первобытных людей». | 1 | I тр | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. | ||||||||
Тема 3Счёт лет в истории | 1 | 8 | Измерение времени по годам. Контрольная работа | 1 | Iтр | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. | ||||||
2 | Раздел II. Древний Восток Тема 4 Древний Египет | 18 7 | 9 | Государство на берегах Нила. | 1 | Iтр | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нрав | анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать. доказывать, делать выводы, определять понятия; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, | излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); | ||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 | Iтр | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. | ||||||||
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | I тр | Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать | |||||||
12 | Военные походы фараонов. | 1 | I тр | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | ||||||||
13 | Религия древних египтян. | 1 | Iтр | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб | классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; | ||||||
14 | Искусство древних египтян. | 1 | Iтр | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | ||||||||
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | Iтр | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | ||||||||
1 | 16 | Повторение по теме 4 «Древний Египет».. | 1 | Iтр | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | |||||||
Тема 5 Западная Азия в древности | 7 | 17 | Древнее Двуречье. Контрольная работа | 1 | I тр | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции | устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; | различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории | определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | ||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Iтр | Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | объяснять взаимные интересы, ценности,обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других; | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; | создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения — с помощью и самостоятельно
| определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче- ской (в т.ч. в своих проектах); | ||||
19 | Финикийские мореплаватели. | 1 | Iтр | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | ||||||||
20 | Библейские сказания. | 1 | I тр | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | ||||||||
21 | Древнееврейское царство. | 1 | II тр | Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, | находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач | преодолевать конфликты договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; | планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), | ||||
22 | Ассирийская держава. | 1 | II тр | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. | ||||||||
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | II тр | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях | ||||||||
Тема 6. Индия и Китай в древности | 4 | 24 | Природа и люди Древней Индии. Контрольная работа | 1 | II тр | Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | добровольно ограничивать себя ради пользы других; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, | анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия | преодолевать конфликты договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; | планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), | ||
25 | Индийские касты. | 1 | II тр | Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы — хранители знаний. Сравнивать основные положения 1брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев | ||||||||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | II тр | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости | ||||||||
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | II тр | Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. | ||||||||
1 | 28 | Повторение по разделу 2 «Древний Восток». Промежуточный мониторинг | 1 | II тр | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии. | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; | создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения — с помощью и самостоятельно
| оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки | ||||
3 | Раздел 3. Древняя Греция | 20 | ||||||||||
Тема 7. Древнейшая Греция | 5 | 29 | Греки и критяне. | 1 | II тр | Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. | извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах | сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. | создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения — с помощью и самостоятельно;
| определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) | ||
30 | Микены и Троя. | 1 | II тр | Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. | объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; | устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне; | понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). | выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду-ально; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самос-тоятельно, используя ИКТ; | ||||
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | II тр | Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. | ||||||||
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | II тр | В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. | ||||||||
33 | Религия древних греков. | 1 | II тр | Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». | ||||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | II тр | Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | ||||||||
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | 35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | II тр | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. . | устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне | преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; | определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практичес-кой (в т.ч. в своих проектах оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. | ||
36 | Древняя Спарта. | 1 | II тр | Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев | ||||||||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей | 1 | II тр | Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека. | ||||||||
38 | Олимпийские игры в древности. | 1 | II тр | Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени | ||||||||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | II тр | Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве. | ||||||||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | II тр | Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: о создании военного флота; о Фермопильском сражении; о Саламинской битве | ||||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | II тр | Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. | ||||||||
Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии | 5 | 42 | В городе богини Афины. Контрольная работа | 1 | II тр | Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; . | устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне; | преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; | определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактичес оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. | ||
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | 1 | Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | ||||||||
44 | В театре Диониса. | 1 | 1 | Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества. | ||||||||
45 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | 1 | Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла. | ||||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | 1 | Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. | ||||||||
Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. | 2 | 47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | 1 | Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивать поступки А. Македонского, его противников. | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | пользоваться смысловым чтением самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию | преодолевать конфликты договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; | работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки | ||
48 | В Александрии Египетской. | 1 | 1 | Называть причины распада державы А. Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины. | ||||||||
1 | 49 | Повторение по разделу 3 «Древняя Греция». | 1 | 1 | Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартан-ское воспитание, Олим-пийские игры. Характе-ризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. | |||||||
4 | Раздел 4. Древний Рим | 17 | ||||||||||
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | 50 | Древнейший Рим. Контрольная работа | 1 | 1 | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; . | устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне; | преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; | определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактичес оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. | ||
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | 1 | Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э. | выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор | анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; | организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). | выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | ||||
52 | Устройство Римской республики. | 1 | 1 | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | ||||||||
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | 53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | 1 | Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | пользоваться смысловым чтением _ самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию | преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; | работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки | ||
54 | Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. | 1 | Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа. | |||||||||
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. | |||||||||
Тема 13. Гражданские войны в Риме | 4 | 56 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту беднков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян. | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. | организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). | планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | |||
57 | Восстание Спартака. | 1 | Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать кратко-срочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака». | |||||||||
58 | Единовластие Цезаря. | 1 | Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. | |||||||||
59 | Установление империи. | 1 | Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характе-ризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков. | |||||||||
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры | 5 | 60 | Соседи Римской империи. Самостоятельная работа. | 1 | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции | устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; | различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории | определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | |||
61 | Рим при императоре Нероне. | 1 | Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. | |||||||||
62 | Первые христиане и их учение. | 1 | Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | |||||||||
63 | Расцвет Римской империи во 2 в. | 1 | Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравни-вать новизну в строи-тельном деле Рима и современность. | |||||||||
64 | «Вечный город» и его жители.
| 1 | Инсценировать виртуаль-ную экскурсию по Риму (с использованием презен-тации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументиро-ванно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме. | |||||||||
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 2 | 65 | Римская империя при Константине. Итоговый мониторинг. | 1 | Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. | выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор | анализировать (выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; | организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). | выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | |||
66 | Взятие Рима варварами. | 1 | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. | |||||||||
2 | 67-68 | Итоговое повторение | 2 | Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданствен-ности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.
Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по алгебре 8 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 8 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.
Программа рассчитана на 1 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса....
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...
Рабочая программа по информатике 11 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 11 класса.Базовый уровень
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 11 классах основной школы. Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 ...