Методическая разработка тематического внеклассного мероприятия «Холокост. Забвению не подлежит».
классный час по истории (8, 9 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №1 с.Арзгир
Методическая разработка тематического внеклассного мероприятия
«Холокост. Забвению не подлежит».
Виртуальная экскурсия.
Автор:
Динейкина Оксана Николаевна,
учитель истории МБОУ СОШ №1 с. Арзгир
с.Арзгир
2018 г
Внеклассное мероприятие для 8 – 9 классов.
Виртуальная экскурсия «Холокост. Забвению не подлежит»
Цель: формирование толерантного отношения к жертвам геноцида на примере изучения истории Холокоста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей Холокоста;
- показать, что Холокост есть жесточайшее проявление нарушения прав человека.
Развивающие:
- развивать умение слушать, умение выступать перед аудиторией.
Воспитательные:
- способствовать осознанию опасности возрождения фашизма и антисемитизма в мире.
Ход мероприятия.
Учитель: 1-й экскурсовод 2-й экскурсовод 1-й экскурсовод 2-й экскурсовод 1-й экскурсовод 2-й экскурсовод 1-й экскурсовод 2-й экскурсовод 1-й экскурсовод 2-й экскурсовод Учитель: | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию, которая называется «Холокост. Забвению не подлежит». Провести экскурсию мне помогут экскурсоводы – это учащиеся 9 класса Токмакова Марина и Ковтун Олеся (слайд 1). Слово «холокост» имеет греческое происхождение holos (целое) и kaustos(сожженный). Оно использовалось в качестве описания приношений, которые сжигали на жертвенном алтаре. Но с 1914 года слово приобрело иной, более ужасный смысл: массовый геноцид почти 6 миллионов европейских евреев (и еще представителей других социальных групп), учиненный немецко-фашистским режимом в период Второй мировой войны. Лидер НСДАП Адольф Гитлер был одержим идеей превосходства «чистой» немецкой расы, которую называл «арийской», и необходимостью такого понятия как «Lebensraum» – жизненного и территориального пространства для расширения ареала этой расы. С 1933 года эта идея стала движущей силой его внутренней и внешней политики (слайд 2). В 1933 году в Германии евреев насчитывалось около 525 тысяч человек, что составляло лишь 1% от всего населения Германии. В течение следующих шести лет нацисты предприняли «арианизацию» Германии: они «освободили» неарийцев от государственной службы, ликвидировали принадлежащие евреям предприятия и лишили еврейских адвокатов и врачей всех клиентов. Первый официальный концентрационный лагерь был открыт в марте 1933 года в Дахау (недалеко от Мюнхена) и был готов принять первую партию заключенных – неугодных новому режиму коммунистов. К июлю 1933 года немецкие концлагеря содержали около 27 тысяч человек. Ребята, на слайде вы видите карту Европы, на которой отмечены крупнейшие немецкие концлагеря в разных странах (слайд 3). Вас попросили взять контурные карты Европы и европейской части Советского Союза. Просим в ходе экскурсии находить и отмечать те места, о которых будет идти речь. Так мы с вами составим маршрут экскурсии. В сентябре 1939 года немецкая армия оккупировала западную половину, так началась Вторая мировая война. Вскоре после этого немецкая Польши полиция вынудила десятки тысяч польских евреев покинуть свои дома и поселиться в гетто, отдавая конфискованное имущество этническим немцам. На протяжении весны и лета 1940 года немецкая армия расширила гитлеровскую империю в Европе, завоевав Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург и Францию. Начиная с 1941 года, евреи со всего континента, а также сотни тысяч европейских цыган, были перевезены в польские гетто. Затем, еще пять центров массовых убийств были построены в лагерях в оккупированной Польше, включая Хелмно (Chelmno), Собибор (Sobibor), Треблинку (Treblinka), Майданек (Majdanek) и из них — Освенцим самый крупный -Биркенау (Auschwitz-Birkenau). Один из главнокомандующих фюрера Герман Геринг – «нацист номер два» руководил осуществлением программы рабского труда и был создателем программы угнетения евреев и других расс как внутри страны, так и за границей. Он послал Рейнхарду Гейдриху, шефу СД (служба безопасности СС), меморандум от 31 июля 1941 года, указывающий на необходимость Endlösung – «окончательного решения еврейского вопроса» (слайд 4). Освенцимский лагерь был построен в 1939 году по приказу рейхсфюрера СС Гиммлера специально для уничтожения порабощенных граждан оккупированных стран Европы. Лагерь расположен на огромной территории вокруг г. Освенцима и представлял собой целую систему: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовице, Нейдахс и др. В 1941 г. в лагере Аушвиц был выстроен для сжигания трупов умерщвленных людей первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая баня особого назначения, т. е. газовая камера для удушения людей. В августе 1941 г. отравили 500 советских военнопленных газовым ядом «Циклон-Б». Затем эсэсовцы сделали огромный заказ на газ немецкой фирме, которая специализировалась на выпуске средств по борьбе с насекомыми-вредителями (слайд 5). В лагере были организованы специальные больницы, хирургические блоки, лаборатории. В них немецкие врачи производили массовые эксперименты над здоровыми мужчинами, женщинами и детьми (слайд 6). Из показаний свидетеля, коменданта Освенцима Рудольфа Гёсса: «Я думаю, что, по крайней мере, 2500000 жертв там было истреблено путем отравления в газовых камерах и сожжения. Среди погибших было примерно 100000 немецких евреев и множество лиц, принадлежавших к еврейской национальности из других стран» (слайд 7). Немецкое вторжение в Советский Союз в июне 1941 года ознаменовало новый уровень жестокости в войне. Мобильные подразделения по убийствам, называемые Айнзацгруппы, убили путем расстрела более 500 тысяч советских евреев и других неугодных режиму в ходе немецкой оккупации. Великая Отечественная война унесла 27 млн. человеческих жизней, 12 млн. 300 тыс. погибших в бомбежках и артобстрелах, расстрелянных, замученных в концлагерях (слайд 8). 19 сентября 1941 года фашистские войска вступили в город Киев, а примерно через неделю по городу на стенах домов и других строений были вывешены объявления. В них предлагалось всему еврейскому населению города с необходимым количеством одежды, ценностями и документами, а также с трехдневным запасом пищи собраться в районе улицы Мельника. За неявку на сборный пункт грозила кара — расстрел. Гитлеровцы согнали 29 сентября 1941 года на угол улиц Мельника и Доктеривской тысячи граждан. Собравшихся повели к Бабьему Яру и расстреляли. Немцы бросали в овраг грудных детей и закапывали их живыми. «Было заметно, как слой земли шевелился от движений еще живых людей» (слайд 9). В августе 1942 года немецко-фашистские войска захватили территорию Ставропольского края и с первых же дней приступили к массовому и планомерному уничтожению евреев, цыган, членов семей советского и партийного актива. Кроме того, немцы и их пособники убивали подпольщиков, партизан, уничтожали психически больных. Командовал палачами группен-фюрер СС Вальтер Биркамп. За полгода оккупанты убили 31645 мирных граждан. Значительная их часть – около 19700 человек – составляют жертвы Холокоста. В сентябре 1942 г. рядом с с. Арзгир в Арзгирской балке было расстреляно 695 человек: евреев, русских, молдаван. Местный краевед, заместитель председателя совета музея истории села Арзгир имени В. Пономаренко Анатолий Карнаух собрал большой материал о тех трагических событиях. Благодаря ему стали известны имена восьми погибших здесь людей: Гершкович Ита Хаимовна, Гершкович Сарра Моисеевна, Заславская Софья, Портной Мойша, Портная Фаина Мойшовна, Портной (сын), Фридман Блюма, Фридман Ита Аврумовна (слайд 10) В Арзгир их свозили на автомашинах, в которые они сели со своим скромным имуществом. Немецкий комендант заверил, что собирают их для переселения. В Арзгирской балке им приказано было раздеться и сложить взятые с собой вещи, а затем несчастных группами ставили на край оврага и расстреливали. Когда было расстреляно около 4 десятков человек, очередь дошла до супружеской четы, у которой были 2 пятилетние девочки – близнецы. Родители умоляли карателей оставить в живых хотя бы их, но их мольбы не были услышаны. Девочки спокойно, как будто это была игра стали на колени у края оврага и одна из них, обернувшись к пособнику нацистов Суслину, робко спросила: «Дяденька, мы правильно сидим?». Этот простой детский вопрос потряс даже видевшего кровавые оргии Суслина. Он вдруг потерял самообладание и, отбросив в сторону автомат, побежал к машине, возле которой стоял, покуривая нацист Герберт Драбант… Драбант вынул пистолет и хладнокровно расправился с девочками, а потом начал расстреливать остальных. Это лишь один факт из кровавой биографии нациста Герберта Драбанта, суд над которым состоялся в Берлине в 1976 году. Он был приговорен к пожизненному заключению. Не менее трагична история семьи Гершкович, эвакуированной в Арзгир из Молдавии. Анатолий Карнаух разыскал Александра Михайловича Гершковича, который теперь живет в Израиле. Ветеран Великой Отечественной войны рассказал, что за несколько дней до начала оккупации он вместе с отцом был зачислен в один из строительных батальонов Советской армии. Строил укрепления вдоль реки Терек. Затем воевал гвардейским минометчиком. Награжден орденом Отечественной войны, несколькими медалями. Только после окончания войны, в 1946 году, А. Гершкович узнал о том, что его мама и сестренка Сарра убиты фашистами в Арзгире. Старшая Лидия стала медсестрой – партизанкой одного из отрядов, действовавших в Ставропольском крае, награждена медалью «За оборону Кавказа» и ушла из жизни уже в Израиле в 2003 году (слайд 11). Многие жители Арзгира помогали обреченным людям. Иван Палагута и его жена Прасковья укрыли у себя дома чудом выжившего в массовой казни раненого мальчика Ивана Бортникова. Ребенка, за помощь которому грозил расстрел, они прятали у себя все месяцы оккупации, а после войны усыновили. В 2001 году чете Палагута в Израиле посмертно присвоено звание «Праведник мира». Их родным вручены медали, на которых выгравировано: «Кто спас жизнь, подобен тому, кто спас целый мир». Имена еще 14 жителей Ставрополья, рисковавших жизнями ради спасения евреев во время холокоста, выбиты на стене мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме. После освобождения Ставрополья в 1943 году чрезвычайной комиссией по расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими оккупантами и их сообщниками, установлено: за полгода оккупанты убили 31645 мирных граждан. Значительная их часть – около 19700 человек – составляют жертвы Холокоста. Фашистским преступлениям нет срока давности. Время проходит, стираются даты Надо ли помнить, что было когда – то Здесь, где все реже следы ветеранские? Кости еврейские… Кости славянские… В. Ванштейн На месте массовой казни в 1968 году на средства, собранные комсомольцами, был сооружен памятник. Факт расстрела зафиксирован в акте, который теперь хранится в Государственном архиве Ставропольского края. В 2016 г. состоялось торжественное открытие обновленного памятника, в церемонии открытия приняли участие свидетели тех страшных событий. На митинге прозвучало и письмо из израильского города Димона от ветерана Второй мировой войны Александра Гершковича. В нем, в частности, говорится: «Дорогие односельчане – жители села Арзгир! Спасибо вам! Низко склоняю голову за все, что вы сделали и поныне делаете для увековечивания памяти безвинно погибших здесь людей. В их числе моя мама и сестра. Память и боль, которую храню в своем сердце всю мою жизнь. Мысленно и я здесь стою перед вами, отдавая дань памяти погибшим. Вечная им память!» (Слайд 12, 13). Звучит, надрываясь, печальная флейта, Ребятая, давайте сверим наши маршруты. Смотрят и проверяют контурные карты и карту на слайде. На этом наша экскурсия подошла к концу. Я думаю, что мы все извлекли уроки из этой страшной войны и сделаем все от нас зависящее, чтобы подобной трагедии больше не повторилось никогда. |
Используемая литература
- В. Гнеушев А. Попутько «Партизанский заслон» Ставрополь:1985г.
- Статьи газеты «Заря»1980г.,1986г.,1993г.,2001г
- Энциклопедия для школьников» Великая Отечественная война» М: Олма-Пресс 2005г.
- Звягинцев А. Г. Главный процесс человечества: Репортаж из прошлого. Обращение к будущему. – М., 2011. – с. 353
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка билингвального внеклассного мероприятия
Ни для кого не является секретом тот факт, что у учащихся старших классов наблюдается некоторое снижение интереса к иностранному языку, ибо элемент новизны иcчез, появилось осознание того , что ...
Методическая разработка для внеклассного мероприятия
Это мероприятие я проводила со своими детишками, летом. Прошло на "Ура"!!!...
Разработка тематического внеклассного мероприятия «Кубанское – значит качественное. Тепличная столица Кубани»
Кубанская земля богата замечательными традициями, доставшимися нам в наследство от дедов и отцов. Наша задача — вырастить достойную смену, внести свой вклад в воспитание поколения, которое буд...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме «Героям Отечества забвения нет»
Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»...
Методическая разработка.Конспект внеклассного мероприятия: Тематическая неделя «Здравствуй, Зимушка - зима»
Цель: знакомить детей с изменениями в природе, происходящими с наступлением зимы, расширять представления о зиме и ее признаках. Задачи: · продолжать зна...
Презентация к внеклассному мероприятию "Холокост. Забвению не подлежит..."
Презентация - виртуальная экскурсия к внеклассному мероприятию "Холокост. Забвению не подлежит..."...