Оценка знаний
учебно-методический материал по истории

Калачева Ирина Николаевна

Задания для компдексной оценки знаний обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В рыцарском замке» (6 класс)

 Обучающимся предлагаются групповые задания, целью которых является самостоятельное получение и интерпретация информации по новой теме.

Задачные формулировки выглядят следующим образом:

      Группа №1.

1.Прочитайте описание рыцарского замка (учебник, §11, п.1, с.91-92).

2.Разместите на доске в виде схемы контуры основных частей замка (башня, стена, донжон, подъѐмный мост, дом феодала, хозяйственные постройки) и подпишите название сооружений замка.

3.Подготовьте небольшое выступление, объясняющее вашу схему, опишите основные части замка.

4. Дайте определения понятиям: замок, донжон.


      Группа №2. 1.Прочитайте текст «Снаряжение рыцаря» (учебник, §11, п.2, с.92-93).

2.Рассмотрите иллюстрации, изображающие вооружение рыцаря.

3.Подготовьте небольшое выступление, описывающее вооружение рыцаря с использованием иллюстраций.

4. Дайте определения понятиям: палица, кольчуга, латы, забрало.

     Группа №3.

1.Прочитайте текст «Турнир».

2.Найдите в тексте описание правил турнира, запишите их.

3. Подготовьте небольшое выступление о правилах проведения рыцарского турнира.

4. Дайте определения понятиям: турнир, герольд (учебник, §11, п.3).

      Группа №4.

1.Познакомьтесь с правилами составления герба. Рассмотрите изображения различных гербов.

2.Опишите гербы, изображѐнные на иллюстрациях.

3. Подготовьте небольшое выступление, описывающее представленные изображения гербов.

4. Дайте определения понятиям: герб, девиз (учебник, §11, п.4).

Все задания для групп содержат несколько задачных формулировок, указание на источник информации; стимулом является устное высказывание учителя, инструментом проверки - бланк наблюдений за групповой работой.

                                           Тема: «Завоевание турками-османами Балканского полуострова»

Стимул:

В январе 2008 года серьѐзным политическим событием стало отделение автономного края Косово от государства Сербия. Изначально весь регион Косово был населен сербами и черногорцами. После завоевания Балканского полуострова в 14 веке турки-османы проводили политику планомерного изгнания сербов и заселения территории горными албанцами, принявшими ислам.

Задачная формулировка:

На основе отрывков из исторических источников и художественных произведений определите причины завоевания турками-османами Балканского полуострова.

Источник информации:

1) Султан Мехмед II сказал: «Не положу оружия, доколе в Европе останется хоть один христианин».

2) В сербской народной песне о турках есть такие слова: «Если бы хлынул дождь, ни одна капля не упала бы на землю».

3) Современник событий (серб) писал: «Знайте, что поганые смелы и мужественны не сами по себе, а благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, и мы сами куѐм им победу».

4) Из книги австрийского писателя С.Цвейга: «От прежнего Византийского государства осталась, увы, только голова без туловища, столица без страны, - Константинополь. Город, однажды уже разграбленный дотла крестоносцами, наполовину вымерший от чумы, измотанный необходимостью вечно обороняться от нашествий, раздираемый распрями, город этот теперь не в состоянии обрести ни солдат, ни мужества, чтобы защищаться собственными силами от врага».

5) Из книги С. Загорчинова «День последний»: «Силѐн сын мусульманский, но одинок; а христиане многочисленны, но слабы. Оттого слабы, о царь, что нет между ними согласия! Покажи пример, подай руку дружбы, чтоб оставить Великий брод в христианских руках, отогнать антихриста от господней земли, поразить и расточить силы мусульманские».

Бланк Ответов:

Причины завоевания турками-османами Балканского полуострова:

1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3.________________________________________________________

4.________________________________________________________

Модельный ответ:

Причины завоевания турками-османами Балканского полуострова:

1.Ослабление Византии, утрата Константинополем своего значения как столицы.

2.Численное преимущество турок-османов.

3.Отсутствие согласия между христианскими государствами.

4.Воинственность турок-османов, их настрой на победу.

 Компетентностно-ориентированное задание по истории средних веков (6 класс)

Тема: «Крестовые походы»

Стимул: Крестовые походы продолжались 200 лет. За это время из Европы на Восток ушли десятки тысяч человек. Многие из них погибли в тяжѐлых походах, бесконечных сражениях и стычках с опасным противником. Что же гнало этих людей в путь? Прежде всего, конечно, религиозное воодушевление, столь естественное в средневековье. Но, пожалуй, сыграли свою роль и некоторые земные причины.

Задачная формулировка:

Прочитайте внимательно текст «Кто отправился на Восток?» Определите участников крестовых походов, цели их участия. Заполните таблицу.

Источник информации:

Кто отправился на Восток?

Среди крестоносцев было немало бедняков. Они бежали от тяжѐлой жизни, надеясь, что на Востоке сумеют найти состояние и обрести счастье. Большинство крестоносного войска составляли рыцари, часто из небогатых семейств. Многие из них были младшими сыновьями в своих семьях, а значит, не могли рассчитывать на главную часть родительского наследства. Они хотели воинскими подвигами добыть себе славу и богатство. На восток отправились даже некоторые короли и императоры. Они искали для себя новых владений и подданных. Кроме того, участие в крестовом походе значительно повышало уважение к ним и в Европе. С войском шли и купцы, поскольку они прекрасно знали: торгуя восточными товарами, можно очень быстро разбогатеть. Впрочем, нельзя сказать, что все крестоносцы думали только о наживе. Забота о собственном кошельке часто сочеталась у них с искренней верой в святость их дела – освобождения Иерусалима от «неверных» – мусульман.

У церкви были тоже свои земные интересы. Покорение мусульман христианским воинством означало распространение власти церкви на новые страны. Папы надеялись, что походы на Восток помогут подчинить Риму и православную церковь.

Бланк ответа: Участники крестовых походов

Цели участия



Предварительный просмотр:

 «Предпосылки петровских преобразований».

Во время рассмотрения предлагаемых проектов были перепутаны работы авторов. Помогите восстановить авторов, приведенных ниже идей.  Для этого обсудите идеи с одноклассником, определите кому принадлежит эта идеи  и   рядом с ней впишите в таблицу ее автора. Авторы, которым принадлежат идеи: А.Л. Ордин-Нащекин, В.В. Голицин, Ю. Кижанич.

Идеи

Автор

1) Предложил сократить дворянское ополчение и увеличить число стрелецких полков, тем самым создав постоянную армию.

2) Считал, что армия должна быть построена по западному образцу и должна быть наемной.

3) Необходимо ввести элементы самоуправления, при помощи предоставления некоторых судебных и исполнительных функций выборным представителям на местах.

4) Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского и создать единое славянское государство.

        Ключ:

Идеи

Автор

1) Предложил сократить дворянское ополчение и увеличить число стрелецких полков, тем самым создав постоянную армию.

2) Считал, что армия должна быть построена по западному образцу и должна быть наемной.

3) Необходимо ввести элементы самоуправления, при помощи предоставления некоторых судебных и исполнительных функций выборным представителям на местах.

4) Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского и создать единое славянское государство.

А.Л.Ордин-Нащекин

В.В.Голицин

А.Л.Ордин-Нащекин

Ю.Кижанич

Оценивание:

4 правильных ответа – «5»

3 правильных  ответа – «4»

1-2 правильный ответа – «3»

0 правильных ответов  –«2»

Развиваемые компетентности:

Информационная при работе с документом (структурирование); коммуникативной.

«Предпосылки петровских преобразований».

Почему  человек незнатного происхождения стал решать проблемы войны и мира во времена правления Алексея Михайловича? Хочешь знать ответ на этот вопрос? Выпиши в тетрадь из ниже приведенного текста основные заслуги Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина – выдающегося дипломата и крупного политического деятеля XVII века.

Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокин получил прекрасное образование, а  его дипломатические способности позволили  сделать блестящую карьеру. Нащокин сумел убедить царя в необходимости для России сближения с Польшей  и был назначен туда в 1662 году в качестве полномочного посла. Весной 1665 года он стал окольничим. Именно ему Алексей Михайлович доверил вести мирные переговоры с поляками в 1667 году. Переговоры были очень тяжелыми и от дипломата потребовалось невероятная выдержка и упорство. В результате Ордину- Нащокину удалось  заключить Андрусовское перемирие на 13 лет. После такого успеха его поставил во главе Посольского приказа, которым он руководил вплоть до 1671 года. Именно ему принадлежит инициатива выпуска первых рукописных газет «Куранты» и «Вести».

Ключевский В.О.(историк).Исторические портреты. М..1991 с.127-130

__________________________________________________________________

Образец ответа:

Основные заслуги А.Л.Ордин-Нацщекина:

  •  
  •  
  •    

Ключ

Основные заслуги А.Л.Ордин-Нацщекина:

  •   сумел убедить царя в необходимости сближения с Польшей;
  •   в 1667 удалось  заключить Андрусовское перемирие на 13 лет
  •   инициатива выпуска первых рукописных газет «Куранты» и «Вести».

Оценивание:

3 правильных ответа – «5»

2 правильных  ответа – «4»

1 правильный ответа – «3»

0 правильных ответов  –«2»

Развиваемые компетентности:

Информационная при работе с документом (извлечение, систематизация и структурирование).

Тема: «Полководцы России»

Класс: 8-9, внеурочное мероприятие в рамках Недели истории.

Ключевая компетентность : информационная,

Аспект: первичная обработка информации в рамках заданной структуры.

Сложность учебного материала 2.

Сложность источника 2: несколько тем, несколько источников информации, избыточная информация.

Текст задания.

Стимул:  известный индийский философ Рабиндранат Тагор сказал: «человек не выявляет себя в истории: он пробивается в ней». В нашей истории немало великих полководцев, которые «пробились сквозь историю неодинарными решениями, умением мыслить нестандартно. Насколько ты сам готов к нестандарному решению?

Задачная формулировка: СОСТАВЬТЕ ЛОГИЧЕСКИЙ РЯД, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ТЕКСТА, ИЛЛЮСТРАЦИИ СОБЫТИЙ, ПОРТРЕТА

Источник информации:

А) ТЕКСТ 1.Из воспоминаний:

«...Операция «Багратион».  План наступления планировался в виде двух ударов. Оба удара должны быть главными. Это шло вразрез с установившимися взглядами, согласно которым при наступлении наносится один главный удар…  но в болотах полесья другого пути к победе у нас не было… Решение о двух ударах подверглось резкой критике…  Дважды главнокомандующий предлагал мне выйти в соседнюю комнату, чтобы продумать предложение… Убедившись, что я твердо настаиваю на нашей точке зрения, Сталин утвердил план операции»

ТЕКСТ 2.

Этот русский полководец обхитрил одного из величайших в истории людей.

Дав ему серьезный бой в генеральном сражении, которое до сих пор остается спорным вопросом в плане определения победителя, он  предоставил ему возможность достигнуть своей цели, но

не дал ему возможность этой победой воспользоваться. Великая армия практически

была блокирована в Москве и была вынуждена покинуть нашу страну. В результате похода Великая армия практически перестала существовать.

ТЕКСТ 3

Этот русский полководец прославился своими победами. Одной из них стало взятие неприступной крепости, 25-метровая стена которой считалась неприступной. Любые попытки ее захватить заканчивались гибелью солдат. Русский полководец, чтобы подготовить солдат к штурму, приказал построить земляной вариант крепости, которую в качестве тренировки брали наши солдаты. 11.12.1790 года крепость была взята.

 Б) ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1

Шипкинском перевале.jpg

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2.

Suvorov.jpg

     

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 3.

Военный совет в Филях. (Кившенко). Бородинское поле сражения....gif 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 4

vnap.jpg

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 5

Гангутское морское сражение.jpg 

КАРТИНА 6

1264599852_16-vzyatie-izmaila.jpg

В) ПОРТРЕТЫ  ПОЛКОВОДЦЕВ.

Ф.И.Ушаков.ушаков.jpeg

М.В.Фрунзе. сталин.jpeg

К.К.Рокоссовский

                              vnap.jpg   

М.И.Кутузов

кутузов.jpeg 

А.В.Суворов

E:\КАРТИНКИ\суворов.jpeg

Модельный ответ:

РЯД 1: текст 1, иллюстрация 4, К.К.Рокоссовский. – 3 балла.

РЯД 2: текст 2, иллюстрация 3, М.И.Кутузов.- 3 балла.

РЯД 3: текст3, иллюстрация 6, А.В.Суворов.- 3 балла.

Максимум за задание- 9 баллов.



Предварительный просмотр:

Характеристика задания:

Название: «Ты – археолог»

Предмет: история

Класс: 5 класс

Уровень владения компетенцией:2

Уровень сложности источника:1

Сложность учебного материала:1

Ключевая компетентность: Компетентность разрешения проблем

Аспект: Идентификация проблемы

 Уровень: 1

Текст задания:

Ты – археолог. По каким находкам с уверенностью можешь  сказать, что здесь жили древнейшие люди.

А) Кирпичи.

Б) Следы очага.

В) Кости скелета человека.

Г) Орудия труда.

Д) Черепки посуды.

Е) Рисунки на стенах пещеры.

Запиши буквы правильных ответов.

Ответ: _______________

Инструмент проверки:

Ответ: БГЕ

Правильный ответ- 1 балл,

Другие ответы – 0 баллов

Ключевая компетентность: Информационная

Аспект: обработка информации.

Уровень: 2

Текст задания:

На школьном историческом турнире тебе предложили кроссворд. Победит тот, кто выполнит задание. Словом нужно заменить следующее выражение:

  1. Вера в богов и духов-_________________
  2. Изображения почитаемых богов и духов- ______________
  3. Подарки богам и духам-_____________________
  4. Поражение копьями нарисованное животное-_______________
  5. Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей-___________________

Источник информации:

Слова:1. обряд, 2. оборотни, 3. религия, 4. живопись, 5. жертвоприношение.

Ответ запиши в таблицу:

№ предложения

1

2

3

4

5

№ слова

Инструмент проверки:

№ предложения

1

2

3

4

5

№ слова

3

4

5

1

2

5баллов- 5 ответов совпадает.

4балла-4 ответа совпадает,

3балла-3 ответа совпадает,

2балла- 2 ответа совпадают,

1балл- 1 ответ совпадает,

0баллов - нет совпадений ответов.



Предварительный просмотр:

Характеристика задания.

Предмет: история России.

Класс: 8-9, внеурочное мероприятие в рамках Недели истории.

Тема: «Полководцы России»

Ключевая компетентность : информационная,

Аспект:первичная обработка информации в рамках заданной структуры.

Сложность учебного материала 2.

Сложность источника 2: несколько тем, несколько источников информации, избыточная информация.

Текст задания.

Стимул:  известный индийский философ Рабиндранат Тагор сказал: «человек не выявляет себя в истории: он пробивается в ней». В нашей истории немало великих полководцев, которые «пробились сквозь историю неодинарными решениями, умением мыслить нестандартно. Насколько ты сам готов к нестандарному решению?

Задачная формулировка:

СОСТАВЬТЕ ЛОГИЧЕСКИЙ РЯД, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ТЕКСТА, ИЛЛЮСТРАЦИИ СОБЫТИЙ, ПОРТРЕТА

Источник информации:

А) ТРИ ТЕКСТА.

ТЕКСТ 1.Из воспоминаний:

«...Операция «Багратион».  План наступления планировался в виде двух ударов. Оба удара должны быть главными. Это шло вразрез с установившимися взглядами, согласно которым при наступлении наносится один главный удар…  но в болотах полесья другого пути к победе у нас не было… Решение о двух ударах подверглось резкой критике…  Дважды главнокомандующий предлагал мне выйти в соседнюю комнату, чтобы продумать предложение… Убедившись, что я твердо настаиваю на нашей точке зрения, Сталин утвердил план операции»

ТЕКСТ 2.

Этот русский полководец обхитрил одного из величайших в истории людей.

Дав ему серьезный бой в генеральном сражении, которое до сих пор остается спорным вопросом в плане определения победителя, он  предоставил ему возможность достигнуть своей цели, но

не дал ему возможность этой победой воспользоваться. Великая армия практически

была блокирована в Москве и была вынуждена покинуть нашу страну. В результате похода Великая армия практически перестала существовать.

ТЕКСТ 3

Этот русский полководец прославился своими победами. Одной из них стало взятие неприступной крепости, 25-метровая стена которой считалась неприступной. Любые попытки ее захватить заканчивались гибелью солдат. Русский полководец, чтобы подготовить солдат к штурму, приказал построить земляной вариант крепости, которую в качестве тренировки брали наши солдаты. 11.12.1790 года крепость была взята.

 Б) ШЕСТЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1

Шипкинском перевале.jpg

ИЛЛЮСТРАЦИЯ2.

Suvorov.jpg

     

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 3.

Военный совет в Филях. (Кившенко). Бородинское поле сражения....gif 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 4

vnap.jpg

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 5

Гангутское морское сражение.jpg 

КАРТИНА 6

1264599852_16-vzyatie-izmaila.jpg

В) ПЯТЬ ПОРТРЕТОВ ПОЛКОВОДЦЕВ.

Ф.И.Ушаков.ушаков.jpeg

М.В.Фрунзе. сталин.jpeg

К.К.Рокоссовский

                              vnap.jpg   

М.И.Кутузов

кутузов.jpeg 

А.В.Суворов

E:\КАРТИНКИ\суворов.jpeg

Модельный ответ:

РЯД 1: текст 1, иллюстрация 4, К.К.Рокоссовский. – 3 балла.

РЯД 2: текст 2, иллюстрация 3, М.И.Кутузов.- 3 балла.

РЯД 3: текст3, иллюстрация 6, А.В.Суворов.- 3 балла.

Максимум за задание- 9 баллов.


Характеристика задания.

Предмет: обществознание

Класс: 9,

Тема: «политические партии»

Ключевая компетентность : коммуникативная, аспект: письменная коммуникация, 2 уровень. публичное выступление 2 уровень; информационная, аспект: первичное извлечение информации.

Сложность учебного материала 2.

Сложность источника 2, кроме учебника необходим самостоятельный поиск информации.

Стимул:

Мы живем в стране с многопартийной политической системой, через 3 года многие из вас примут участие в выборах в Государственную Думу РФ. На следующем уроке мы попробуем смоделировать ситуацию предвыборной агитации политических партий.

Задачная формулировка:

Разделиться на группы и к следующему уроку составить текст агитационного публичного выступления представителей центральных политических партий РФ перед избирателями с целью привлечения электората, на следующем уроке выступление этих групп.

Источник информации:

Учебник, самостоятельное привлечение дополнительных источников информации.

Аналитическая шкала выступления:

Содержание

До 10 баллов

Жанровые черты

До 5 баллов

Нормы речи

До 5 баллов

Регламент

До 10 минут

Единая Россия

Справедливая Россия

КПРФ

ЛДПР


Предмет: История Прикамья

Класс: 8,

Тема: «Горнозаводская уральская промышленность 18-19 века»

Ключевая компетентность : компетентность решения проблем, 1 уровень.

Сложность учебного материала 1.

Сложность источника 1, кроме учебника возможно привлечение дополнительной информации.

Стимул:  Объясни ученику младших классов, почему в  нашем городе нет крупных прудов,  и летом жители нашего города ездят купаться на пруды в соседние районные центры Очер, Павловск, Нытву.

Задачная формулировка:

Воспользуйтесь материалом учебника, с. 56-59 и вашими знаниями о соседних городах и найдите ответ на этот вопрос, к ответу представьте список обязательных элементов городского ландшафта уральских заводских городков 18 – 19 веков.

Источник информации:

учебник «История Прикамья», часть 2, с. 56-59.

Модельный ответ:  Очер, Нытва, Павловск основаны в начале 19 века в связи с основанием металлургических заводов, для таких заводов необходимо большое количество воды, поэтому пруд был обязательным элементом города.

Элемент городского ландшафта

Металлургический завод

1 балл

Пруд

плотина

1 балл

1балл

Макимум: 3 балла.



Предварительный просмотр:

Информационная компетентность

Предмет: история

Класс 9

Тема: «Великая Отечественная война»

Уровень 3

Аспект: извлечение первичной информации

Сложность источника: уровень 2

Инструмент проверки: тест, за правильный ответ -5 баллов.

Задача

Учащиеся 9 класса готовятся к встрече с ветераном  Великой Отечественной войны. Чтобы подготовить вопросы к встрече, им  необходимо заранее определить, участником какого военного события он был. Учитель предлагает  изучить  отрывок из характеристики данного сражения и  ответить на вопрос: «В каком сражении участвовал герой войны?»

 Текст:

«Традиционно, советские источники указывают, что в сражении участвовало около 1500 танков: порядка 800 — с советской и 700 — с германской стороны (напр. БСЭ). В некоторых случаях указывается несколько меньшая цифра — 1200.Многие современные исследователи считают, что, вероятно, введённые в бой силы были значительно меньше. В частности указывается, что сражение происходило на узком участке (шириной 8—10 км), который был ограничен с одной стороны рекой Псёл, а с другой — железнодорожной насыпью. Ввести настолько значительные массы танков на такой участок затруднительно. С западного направления наступал 2-й танковый корпус СС (2 тк СС), при этом в полосе между рекой Псёл и железной дорогой действовала дивизия «Адольф Гитлер», а с южного направления — 3-й танковый корпус (3 тк). Известное по[2] наличие танков и штурмовых орудий без САУ немецкое наступление закончилось неудачей, и больше таких масштабных атак немцы под Курском не предпринимали. По немецким данным поле боя осталось за ними и они смогли эвакуировать большинство подбитых танков, часть из которых впоследствии была восстановлена и снова введена в бой. Помимо своих машин немцы «стащили» и несколько советских. У них было уже 12 «тридцатьчетвёрок». Потери советских танкистов составили не менее 270 машин (из них только два танка — тяжёлые) в утреннем бою и ещё пару десятков в течение дня — по воспоминаниям немцев небольшие группы советских танков и даже отдельные машины появлялись на поле боя до вечера. Вероятно, это подтягивались отставшие на марше. Тем не менее, выведя из строя четверть танков противника (а учитывая качественное соотношение сил сторон и неожиданность удара это было чрезвычайно непросто), советские танкисты вынудили его остановиться и, в конечном итоге, отказаться от наступления».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_под_Прохоровкой)

Ветеран войны был участником:

  1. Сталинградской битвы.
  2. Курской битвы
  3. Битвы под Москвой
  4. Сражения под Прохоровкой

Правильный ответ  - 4.


Класс: 9

Предмет: история

 Тема: «Великая Отечественная война»

Уровень: 3

Аспект: идентификация проблемы

Сложность задания: уровень 1, есть избыточная информация

Источник проверки: тест, за правильный ответ -5 баллов

задача

В видеоигре Call of Duty — есть миссия «Битва за Прохоровку». Учащемуся 9 класса надо подготовиться  к этой игре.  Сравнив разные позиции, он должен раскрыть значение этого сражения для всей Отечественной войны.

Текст источника: (по материалам Википедии (http://ru.wikipedia.org)

 Официальная советская версия

Когда советские танки, во время контратаки, вышли на дистанцию прямого выстрела своих орудий и их встретили плотным огнем противотанковые орудия немцев, то танкисты были просто ошеломлены. Под ураганным огнем было необходимо не только вести бой, но прежде всего психологически перестраиваться от рывка вглубь обороны противника к позиционной борьбе со средствами ПТО противника. Особенно сложно пришлось командирам рот, батальонов и бригад, ведь они тоже были в боевых порядках наступающих соединений. От их реакции и профессионализма напрямую зависел исход боя и, соответственно, жизни сотен людей. Южнее основного сражения наступала немецкая танковая группа «Кампф», которая стремилась зайти наступающей советской группировке в левый фланг. Угроза охвата заставила советское командование отвлечь на это направление часть своих резервов. Около 13 часов немцы вывели из резерва 11 танковую дивизию, которая совместно с дивизией «Мёртвая голова» нанесла удар по советскому правому флангу, на котором находились силы 5 гвардейской армии. Им на подмогу были брошены две бригады 5 гвардейского мехкорпуса и атака была отбита. К 14 часам советские танковые армии стали теснить противника в западном направлении. К вечеру советские танкисты смогли продвинуться на 10—12 километров, оставив, таким образом, поле сражения у себя в тылу. Сражение было выиграно.

Версия на основании воспоминаний германских генералов

На основании воспоминаний германских генералов (Гудериан, Меллентин и др.), в бою приняло участие около 700 (часть, вероятно, отстала на марше — «на бумаге» армия имела более тысячи машин) советских танков, из которых было подбито около 270 (имеется в виду только утренний бой 12 июля). Авиация участия в бою не принимала, с немецкой стороны не летали даже разведчики. Столкновение танковых масс было неожиданным для обеих сторон, так как обе танковые группировки решали свои наступательные задачи и не предполагали встретить серьёзного противника.

По воспоминаниям Ротмистрова, его армия должна была прорвать фронт и двигаться на Харьков (косвенно это подтверждается качественным составом армии, наполовину состоящей из лёгких машин и почти не имеющей тяжёлых), обходя германское танковое скопление, находящееся, по данным разведки, в 70 км от Прохоровки и «успешно атакуемое» в тот момент штурмовой авиацией.

Группировки двигались навстречу друг другу не «в лоб», а под заметным углом. Немцы первыми заметили советские танки и успели перестроиться и приготовиться к бою. Лёгкие и большая часть средних машин атаковали с фланга и заставили обратить на себя все внимание танкистов Ротмистрова, принявшихся на ходу менять направление атаки. Это вызвало неизбежную сумятицу и позволило роте «тигров» при поддержке самоходок и части средних танков неожиданно атаковать с другой стороны. Советские танки оказались под перекрёстным огнём, причём откуда ведётся вторая атака, видели лишь немногие. Танковая свалка имела место лишь на направлении первого удара немцев, «тигры» вели огонь без помех, как в тире (отдельные экипажи заявили до 30 побед. Это был не бой, а избиение. Тем не менее, советские танкисты сумели вывести из строя четверть германских танков. Корпус вынужден был остановиться на двое суток. К тому времени начались контрудары советских войск по флангам немецких ударных группировок и дальнейшее наступление корпуса становилось бесперспективным. Как и под Бородино в 1812 году, тактическое поражение в конечном итоге стало победой.

Проверка: тест

  1. Сражение закончилось поражением для обеих армий.
  2. Сражение закончилось победой советских танкистов
  3. Немецкое наступление закончилось неудачей, и больше таких масштабных атак немцы под Курском не предпринимали.

Правильный ответ: 3.



Предварительный просмотр:

Тема: «Великая Отечественная война» .  Класс 9

Информационная компетентность

Предмет: история

Уровень 3

Аспект: извлечение первичной информации

Сложность источника: уровень 2

Инструмент проверки: тест, за правильный ответ -5 баллов.

Задача

Учащиеся 9 класса готовятся к встрече с ветераном  Великой Отечественной войны. Чтобы подготовить вопросы к встрече, им  необходимо заранее определить, участником какого военного события он был. Учитель предлагает  изучить  отрывок из характеристики данного сражения и  ответить на вопрос: «В каком сражении участвовал герой войны?»

 Текст:

«Традиционно, советские источники указывают, что в сражении участвовало около 1500 танков: порядка 800 — с советской и 700 — с германской стороны (напр. БСЭ). В некоторых случаях указывается несколько меньшая цифра — 1200.Многие современные исследователи считают, что, вероятно, введённые в бой силы были значительно меньше. В частности указывается, что сражение происходило на узком участке (шириной 8—10 км), который был ограничен с одной стороны рекой Псёл, а с другой — железнодорожной насыпью. Ввести настолько значительные массы танков на такой участок затруднительно. С западного направления наступал 2-й танковый корпус СС (2 тк СС), при этом в полосе между рекой Псёл и железной дорогой действовала дивизия «Адольф Гитлер», а с южного направления — 3-й танковый корпус (3 тк). Известное по[2] наличие танков и штурмовых орудий без САУ немецкое наступление закончилось неудачей, и больше таких масштабных атак немцы под Курском не предпринимали. По немецким данным поле боя осталось за ними и они смогли эвакуировать большинство подбитых танков, часть из которых впоследствии была восстановлена и снова введена в бой. Помимо своих машин немцы «стащили» и несколько советских. У них было уже 12 «тридцатьчетвёрок». Потери советских танкистов составили не менее 270 машин (из них только два танка — тяжёлые) в утреннем бою и ещё пару десятков в течение дня — по воспоминаниям немцев небольшие группы советских танков и даже отдельные машины появлялись на поле боя до вечера. Вероятно, это подтягивались отставшие на марше. Тем не менее, выведя из строя четверть танков противника (а учитывая качественное соотношение сил сторон и неожиданность удара это было чрезвычайно непросто), советские танкисты вынудили его остановиться и, в конечном итоге, отказаться от наступления».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_под_Прохоровкой)

Ветеран войны был участником:

  1. Сталинградской битвы.
  2. Курской битвы
  3. Битвы под Москвой
  4. Сражения под Прохоровкой

Правильный ответ  - 4.


Класс: 9

Предмет: история

 Тема: «Великая Отечественная война»

Уровень: 3

Аспект: идентификация проблемы

Сложность задания: уровень 1, есть избыточная информация

Источник проверки: тест, за правильный ответ -5 баллов

задача

В видеоигре Call of Duty — есть миссия «Битва за Прохоровку». Учащемуся 9 класса надо подготовиться  к этой игре.  Сравнив разные позиции, он должен раскрыть значение этого сражения для всей Отечественной войны.

Текст источника: (по материалам Википедии (http://ru.wikipedia.org)

 Официальная советская версия

Когда советские танки, во время контратаки, вышли на дистанцию прямого выстрела своих орудий и их встретили плотным огнем противотанковые орудия немцев, то танкисты были просто ошеломлены. Под ураганным огнем было необходимо не только вести бой, но прежде всего психологически перестраиваться от рывка вглубь обороны противника к позиционной борьбе со средствами ПТО противника. Особенно сложно пришлось командирам рот, батальонов и бригад, ведь они тоже были в боевых порядках наступающих соединений. От их реакции и профессионализма напрямую зависел исход боя и, соответственно, жизни сотен людей. Южнее основного сражения наступала немецкая танковая группа «Кампф», которая стремилась зайти наступающей советской группировке в левый фланг. Угроза охвата заставила советское командование отвлечь на это направление часть своих резервов. Около 13 часов немцы вывели из резерва 11 танковую дивизию, которая совместно с дивизией «Мёртвая голова» нанесла удар по советскому правому флангу, на котором находились силы 5 гвардейской армии. Им на подмогу были брошены две бригады 5 гвардейского мехкорпуса и атака была отбита. К 14 часам советские танковые армии стали теснить противника в западном направлении. К вечеру советские танкисты смогли продвинуться на 10—12 километров, оставив, таким образом, поле сражения у себя в тылу. Сражение было выиграно.

Версия на основании воспоминаний германских генералов

На основании воспоминаний германских генералов (Гудериан, Меллентин и др.), в бою приняло участие около 700 (часть, вероятно, отстала на марше — «на бумаге» армия имела более тысячи машин) советских танков, из которых было подбито около 270 (имеется в виду только утренний бой 12 июля). Авиация участия в бою не принимала, с немецкой стороны не летали даже разведчики. Столкновение танковых масс было неожиданным для обеих сторон, так как обе танковые группировки решали свои наступательные задачи и не предполагали встретить серьёзного противника.

По воспоминаниям Ротмистрова, его армия должна была прорвать фронт и двигаться на Харьков (косвенно это подтверждается качественным составом армии, наполовину состоящей из лёгких машин и почти не имеющей тяжёлых), обходя германское танковое скопление, находящееся, по данным разведки, в 70 км от Прохоровки и «успешно атакуемое» в тот момент штурмовой авиацией.

Группировки двигались навстречу друг другу не «в лоб», а под заметным углом. Немцы первыми заметили советские танки и успели перестроиться и приготовиться к бою. Лёгкие и большая часть средних машин атаковали с фланга и заставили обратить на себя все внимание танкистов Ротмистрова, принявшихся на ходу менять направление атаки. Это вызвало неизбежную сумятицу и позволило роте «тигров» при поддержке самоходок и части средних танков неожиданно атаковать с другой стороны. Советские танки оказались под перекрёстным огнём, причём откуда ведётся вторая атака, видели лишь немногие. Танковая свалка имела место лишь на направлении первого удара немцев, «тигры» вели огонь без помех, как в тире (отдельные экипажи заявили до 30 побед. Это был не бой, а избиение. Тем не менее, советские танкисты сумели вывести из строя четверть германских танков. Корпус вынужден был остановиться на двое суток. К тому времени начались контрудары советских войск по флангам немецких ударных группировок и дальнейшее наступление корпуса становилось бесперспективным. Как и под Бородино в 1812 году, тактическое поражение в конечном итоге стало победой.

Проверка: тест

  1. Сражение закончилось поражением для обеих армий.
  2. Сражение закончилось победой советских танкистов
  3. Немецкое наступление закончилось неудачей, и больше таких масштабных атак немцы под Курском не предпринимали.

Правильный ответ: 3.

Тема: «Социально-экономическое развитие Российской империи в начале XX века» . 11 класс.

Стимул:

1.Количественные и качественные показатели социально-экономического развития Российской империи существенно различаются. При высоких количественных показателях (объѐм добычи нефти, объѐм выплавки чугуна) по качественным показателям


(валовой национальный продукт на душу населения) Российская империя значительно уступала ведущим державам.

2.Каждая семья независимо от уровня доходов планирует свой бюджет, очень важно уметь правильно планировать семейные расходы.

Задачная формулировка:

Проанализируйте информацию о ценах на различные виды продуктов, товаров и услуг в Москве в 1913 году. Составьте бюджет семьи квалифицированного рабочего (чернорабочего, инженера, учителя начальной школы) из четырѐх человек на 1 месяц. Заполните таблицу. Сделайте вывод об уровне жизни различных категорий городского населения.

Источник информации:

Среднегодовые цены 1913 года в Москве Название продуктов, товаров и услуг

Цены

Название продуктов, товаров и услуг

Цены

Хлеб чѐрный (1кг)

5 коп.

Полуботинки женские

3 руб.

Хлеб белый (1 кг)

12 коп.

Ботинки мужские

4 руб

Мука ржаная (1кг)

6 коп.

Сапоги

7 руб.

Мука пшеничная (1кг)

7 коп.

Полушубок

15 руб.

Картофель (1кг)

2 коп.

Билет в Большой театр

32 коп.

Говядина высшего сорта (1кг)

50 коп.

Билет в кино

18-20 коп.

Молоко (1л)

8 коп.

Визит к врачу

20 коп.

Колбаса варѐная (1кг)

35 коп.

Плата на обучение ребѐнка в школе

2 руб. в месяц

Колбаса копчѐная (1кг)

75 коп.

Плата за жильѐ («угол»)

1 руб. в месяц

Чай (1 фунт)

1 руб. 50 коп.

Плата за жильѐ (комната)

От 3 руб. в месяц

Масло растительное (1л)

32 коп.

Плата за жильѐ (комната в центре с прислугой)

11 руб. в месяц

Масло сливочное (1 кг)

70-90 коп

Сервиз фаянсовый на 12 человек

10 руб.

Крупа гречневая (1кг)

9 коп.

Ситец (1м)

18 коп.

Водка (1л)

30 коп.

Сукно (1м)

2 руб. 80 коп.

Вино (1л)

40 коп.



Предварительный просмотр:

Компетентностно- ориентированное задание по теме:

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

В Филадельфии в 1878 году была принята Конституция Соединенных штатов Америки, но сложно представить себе всю вертикаль власти по этому документу, изначально известно что существовало три ветви  власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Помогите составить схему вертикали власти в США по Конституции 1787 года, используя текст Конституции. В схеме отразите ветви власти, государственные органы и их деятельность. Для этого примените  навык анализа исторического документа. Обсуди полученный результат с одноклассниками.

 «Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных штатов, который будет состоять из Сената и Палаты представителей. … Конгресс имеет право: устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы для того, чтобы уплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благосостояние Соединенных Штатов [т.е принимать законы]. Палата представителей состоит из членов, избираемых раз в два года народом каждого из штатов. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов.<…> Исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки. Он состоит в своей должности в продолжение четырехлетнего срока, … и избираемого на тот же срок Вице-президента … Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов <…> Он имеет право с совета и согласия Сената заключать международные договоры. <…>  Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и .. низшими судами. Судебная власть распространяется на все дела, решаемые по закону и по праву справедливости, возникающие на основе настоящей Конституции»

Извлечения из Конституции США, 1787 год


Ключ:

                 Власть

Оценивание:

  1. ошибка или 2 неточности – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

6 и более –«2»

Развиваемые компетентности:

Информационная при работе с документом (извлечение, систематизация и структурирование) и коммуникативная при обсуждении.



Предварительный просмотр:

Мониторинг сформированности ключевых компетентностей средствами КОЗ

Анализ тестового задания

Этапы конструирования компетентностно-ориентированные заданий

Формирование компетентностей средствами компетентностно-ориентированные заданий происходит в рамках учебного занятия.

Алгоритм конструирования компетентностно-ориентированные заданий

  • Определение аспекта/аспектов компетентности, подлежащих формированию/ оценке.
  • Формулирование задачной формулировки на основе выбранного аспекта.
  • Поиск источников, позволяющих реализовать планируемую деятельность.
  •  Формулирование стимула.
  • Создание ключей / модельных ответов / шкал.
  • Самоэкспертиза задания

Основные принципы разработки мониторинговых КОЗ

  • Ориентация при разработке заданий на проверку компетентностей, заложенных в ГОС.
  • Учет возраста (класса) при отборе проверяемых знаний и умений, а также компетентностей.
  • Соблюдение традиционных требований к задачам: однозначная определенность; разумная сложность и трудоемкость; наличие как полных, так и частных вариантов решения.
  • Ориентация на проверку отдельных ключевых компетентностей.
  • Полнота анализа проверяемой компетентности: выявление связанных предметных тем, знаний и умений; учет межпредметных связей; уточнение реальных объектов изучаемой действительности и общекультурных знаний об изучаемой действительности, соответствующих компетентности.

Принципы отбора компетентностей

  • источник – это ГОС, а именно рубрика «Использовать приобретенные знания и умения в …» для предметных компетентностей
  • и рубрика «общие учебные умения, навыки и способы деятельности» для ключевых компетентностей; 
  • проверяемая компетентность формулируется в виде проблемной ситуации (проблемы);
  • проблемная ситуация устанавливается с учетом возраста школьника на основе анализа внутрипредметных и межпредметных связей; реальных объектов изучаемой действительности и общекультурных знаний о ней.

Подбор источников для выполнения заданий

  • Предъявляемые тексты должны содержать информацию, представленную в разных форматах: графики, схемы, диаграммы, и моделировать возможные реальные источники: статьи в различных СМИ, обсуждения на форумах Интернет, всевозможные инструкции и т.п.

Какова цель анализа учебных заданий?

Следует назвать три основные цели.

1. Определить соответствует ли структура задания требованиям компетентностного подхода.

2. Сформированность каких компетентностей позволяет проверить (или обеспечить) учебное задание.

3. Проверить выполнение требований к элементам структуры, если задание относится к компетентностно-ориентированным.

                                             В каком случае следует говорить о соответствии структуры задания требованиям компетентностного подхода?

Ключевыми элементами структуры, на наш взгляд, являются: «стимул», как мотив выполнения задания, и источник информации, который позволяет вынести рассмотрение ситуации, рассматриваемой в задаче за рамки учебной.

Как определить компетентности, на проверку (формирование) которых направлено задание?

Ответ на данный вопрос зависит от принятого подхода к классификации компетентностей. Если принять во внимание иерархию компетентностей в государственном образовательном стандарте (по Хуторскому А.В.)., тогда можно предложить следующую последовательность вопросов для выявления компетентностей относительно конкретного учебного задания.

1. Какой предметной компетентности соответствует задание? Конкретизированная предметная компетентность представлена в разделе стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников» в рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в…».

2. Какие аспекты информационной компетентности предполагает работа с источниками информации?

3. Требует ли выполнение задания сформированности коммуникативной компетентности в тех или иных ее аспектах?

4. Какие виды деятельности должен реализовать ученик, организуя себя на выполнение задания (см. тему №4)?

Какие требования предъявляются к элементам структуры компетентностно-ориентированного задания?

Характеристика задания должна включать

  • название,
  • предмет,
  • класс,
  • уровень владения компетенцией (например, по таксономии Кембриджа)
  • уровень сложности источника,
  • сложность учебного материала

  • Стимул должен содержать описание какой-либо жизненной (проблемной) ситуации.
  • В задачной формулировке должна быть четко задана деятельность и сформулированы требования к ответу
  • Требования к источникам информации.

Должны моделировать возможные реальные источники: статьи в различных СМИ, обсуждения на форумах Интернет, всевозможные инструкции и т.п.

Могут содержать информацию одного вида (текст, рисунок, таблица, диаграмма, музыка и др.) или сочетание отдельных видов информации.

Информация может быть прямой или косвенной.

  • Бланк для выполнения задания является формой для фиксации ответа. Его представление зависит от формы проведения контроля (письменной или компьютерной).
  • Инструмент проверки определяет количество баллов за каждый этап деятельности и определяет общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.

Мониторинг сформированности ключевых компетентностей средствами компетентностно-ориентированных заданий

Задания, разработанные для проверки сформированности предметных компетентностей, предполагают определенный уровень ключевых компетентностей.

Для каждого из аспектов компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетентности предложены три уровня (ступени) развития (табл.1). Уровни соотнесены с видами деятельности учащихся. Таким образом, в зависимости от видов деятельности учащихся, которая требуется для выполнения, задание позволяет проверить уровень сформированности ключевой компетентности в том или ином аспекте.

Таблица 1

Аспект

Уровень I

Уровень II

Уровень III



Предварительный просмотр:

        Результаты ГИА в сравнении

Форма экзамена

Максимальный балл

Средний балл

ОГЭ история 2016

Школа 26

Школа 17

Округ 15,9

ОГЭ история 2018

           Школа 36

Школа 26

Город 25

Округ 26,2

ЕГЭ история 2015

Школа 75

   Школа 51,9

Город 50

Округ 48

ЕГЭ история 2018

Школа 57

Школа 50

Город 55

Округ 51,4

Результаты освоения обучающимися образовательных программ

2015

2016

2017

2018

2019

успеваемость

качество

успеваемость

качество

успеваемость

качество

успеваемость

качество

успеваемость

качество

история

100

72

100

70

100

79

100

68

100

история ХМАО

100

94

-

-

-

-

-

-

-

-

обществознание

-

-

-

-

-

-

99

69

-

-

медали

«За особые успехи в учении»

10 золото

Нет выпуска

Нет выпуска

2 золото

Нет выпуска

Мониторинг  уровня сформированности  познавательной компетентности                                                  на основе наблюдений, анкетирования,  результата выполнения заданий

Критерии

Показатели

1 полугодие

2 полугодие

Умение работать с источниками информации

Доля учащихся, имеющих высокий уровень  осмысливания цели чтения, нахождения  нужной информации по заданной теме

31%

57 %

Доля учащихся, имеющих  высокий уровень  сортировки и обработки информации сети Интернет

19%

32%

Доля учащихся, имеющих  высокий  уровень  составления  тезисов по прочитанному тексту

20%

32%

Доля учащихся, имеющих  высокий уровень  составления схем, таблиц, опорных конспектов по прочитанному тексту

25%

37%

Доля учащихся, свободно ориентирующихся и воспринимающих тексты официально-делового стиля

22%

45%

Поступление  выпускников  в вузах

по профилю история и юриспруденция

Год поступления

Количество поступивших

Учебное заведение

Факультет

2012

2

УрГЮУ (бывш. УрГЮА)

2013

1

Кубанский государственный университет

Исторический факультет

2015

2

УрГЮУ (бывш. УрГЮА)

2018

1

УРГЭУ-СИНХ

Юриспруденция

1

Юридический колледж при УрГЮУ

Право и организация социального обеспечения

1

УрГЮУ

Прокурорская деятельность

1

ТюмГУ  

Юриспруденция


Сравнительный  уровень динамики развития

учебно-логических  умений учащихся

5 классов 2 полугодие  и  6 класс 2 полугодия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Оценка знаний учащихся с помощью системы «Символ»"

В статье поднимается проблема объективности оценки знаний учащихся. Предлагается решение указанной проблемы с помощью системы «Символ»....

Статья "Тестирование, как средство оценки знаний у учащихся начальных классов"

В данной статье рассказано об актуальности введения тестирования в процессе обучения учащихся начальных классов, показаны этапы создания компьютерных текстов, требования, предявляемые к компьютерным т...

методическая статя" Контроль. учет и оценка знаний учащихся по математике

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя трад...

Эссе по теме: "Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?"

Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом.  Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?...

Оценка знаний суворовцев. Объективные и субъективные стороны оценки.

Как определить уровень знаний обучающихся? Как мотивировать дальнейшее изучение предмета? В ходе оценивания письменных работ и устных ответов суворовцев преподаватель проверяет знание как фактического...

Оценка знаний суворовцев. Объективные и субъективные стороны оценки.

Как определить уровень знаний обучающихся? Как мотивировать дальнейшее изучение предмета? В ходе оценивания письменных работ и устных ответов суворовцев преподаватель проверяет знание как фактического...

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность ...