Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p._29_ist._9_vseobshch.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
История
Тема: Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.
Задачи урока:
- показать эволюцию политических идеологий и гражданского общества в 1945 - начале 2000-х гг.;
- определить особенности политического и социально-экономического развития СССР в 1945 - начале 2000-х гг.;
- выделять наиболее общие причины революций 1989 - 1991 гг.;
- формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой; развивать умение строить логические связи.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия и термины: тоталитарный политический режим, командная экономика, «бархатные революции», «шоковая терапия».
Ход урока.
Организационный момент.
II. Повторение изученного. Проверка д/з (тест)
III. Изучение нового материала.
Общие черты «строительства социализма».
Задание: прочитать с. 237-239, ответить на вопросы и выполнить задания.
В чём заключается особенность установления новой власти в странах Восточной Европы?
Проанализируйте перечисленные факты из истории Польши и сделайте вывод об общих экономических тенденциях, характерных для стран Восточной Европы во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг.:
а) в январе 1946 г. был принят закон, закрепивший национализацию основных средств производства и переход в руки государства решающих позиций в экономике; национализированный сектор в промышленности в 1946 г. составил 86,3 %, к 1949 г. - 90 %;
б) в 1947 г. проведена земельная реформа, ликвидировавшая помещичье землевладение и создавшая сильный государственный сектор в сельском хозяйстве - госхозы;
в) государство осуществляло основные капиталовложения в тяжёлую промышленность, создавало новые отрасли - судостроение, автомобильную, построило металлургический комбинат.
Почему руководство СССР заставило страны Восточной Европы отказаться от экономической помощи по плану Маршалла?
Что означало объединение в 1948 г. в большинстве стран Восточной Европы коммунистических партий с социал-демократическими?
В чём была суть советско-югославского конфликта?
В результате проведённых реформ уже к середине 1950-х гг. страны Восточной Европы достигли впечатляющих успехов в «догоняющем развитии» -был совершён рывок в наращивании производственного потенциала, урбанизации, модернизации социальной структуры. Однако в обществе нарастали тенденции недовольства. С чем это могло быть связано?
7. Дискуссии в коммунистических партиях восточноевропейских стран, формирование в них влиятельных реформаторских группировок состоялись после 1953 и 1956 гг. Почему это происходило именно в эти годы? Как руководство СССР должно было относиться к такого рода событиям?
Кризис коммунистических режимов.
Задание: прочитать с. 239-240.
Вопрос: Каковы основные проявления кризиса коммунистических режимов в восточноевропейских странах?
Революции 1989-1991 гг.
Творческая работа учащихся с текстом учебника.
Попробуйте классифицировать по значимости причины революций 1989 - 1991 гг. в странах Восточной Европы:
а) недовольство широких масс населения - ?
б) неспособность «реального социализма» решить проблемы, стоящие перед обществом - ?
в) ослабление СССР и отказ Москвы от силовых действий в отношении своих союзников по соцлагерю - ?
Реформы в странах Центральной и Восточной Европы.
Задание: изучить в учебнике текст пункта «Реформы в странах Центральной и Восточной Европы» (с. 240 - 243) и составить план - конспект по его содержанию:
- общий вектор (направление) политического и социально-экономического развития этой группы стран;
- судьба бывших коммунистических партий; основные направления социально-экономических реформ;
- что такое «шоковая терапия»;
- последствия «шоковой терапии» (приватизация, промышленное производство, аграрный сектор, социальные и этнические проблемы).
Задание: изучить фрагмент из книги Л. Бальцеровича (с. 244 - 245), выполнить задания к нему.
5. Страны Центральной и Восточной Европы в Европейский союз.
Задание: работа с картой «Политическая карта Европы» (см. цветную вклейку);
- показать на карте страны Центральной и Восточной Европы, бывшие страны социалистического лагеря;
- определить, какие из них являются членами Евросоюза.
IV. Закрепление изученного материала.
Вопрос: Какие страны и почему быстрее других преодолели сложности 1990-х гг.?
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание – п. 29, вопросы 1-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме"Страны Восточной Европы"
Прекрасный материал для внеклассной работы по предмету...
Урок «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ»
Данная разработка используется в 11-х классах по новейшей истории соответственно теме «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ...
«Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ»
урок в 11 классе по новейшей истории с применением информационно-коммуникационных технологий...
СССР и Восточная Европа :опыт демократической революции
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в ХХ веке называли странами Восточной Европы или «социалистическим лагерем», сразу после войны они попали в сферу влияния СССР . В большинстве из ...
Преобразования и революции в странах Восточной Европы.
9 классИсторияТема: Преобразования и революции в странах Восточной Европы.Задачи урока:Раскрыть материал темы.Формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой. Р...
Урок истории России в 6 классе Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей
Отношение Киевской Руси и Византии сложно охарактеризовать, одним словом. Киевские князья не редко воевали, с Византией, добиваясь выгодных торговых соглашений, перенимали какой-то технический и научн...
11 класс "страны Центральной и Восточной Европы". Презентация
11 класс "Страны Центральной и Восточной Европы". Презентация...