Историческая викторина " на службе отечеству"
методическая разработка по истории (10 класс)
Викторина предназначена для проведения внеклассного мероприятия по истории в 10-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_na_sluzhbe_otechestvu.docx | 137.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Историческая игра
« На службе Отечеству»
Разработала: учитель истории и обществознания
МОУ «Разуменская СОШ№1»
Белгородского района
Белгородской области
Васильева Светлана Викторовна
Историческая игра «На службе Отечеству»
Игра предназначена для учащихся 10-11 классов (задания охватывают период X-XIX вв.). Участвуют в игре разновозрастные команды из учащихся указанных учебных параллелей. Ведущими могут быть старшеклассники, а жюри включает учителей, учащихся и приглашенных гостей (ветеранов, библиотекарей, родных и др.). Задания выполняются поэтапно, на доске фиксируются промежуточные результаты каждой команды. Игра может сопровождаться демонстрацией фрагментов художественных фильмов соответствующей тематики («Александр Невский», «Суворов», «Адмирал Нахимов» и др.).
Главная цель игры — поддержать и развивать у школьников интерес к историческому прошлому своей страны, воинской славе России и ее национальным героям, сформировать чувство гордости за свою страну.
Игра проходит в несколько этапов. Каждый этап оценивается определенной суммой баллов. Наибольшее количество баллов, набранных к концу игры, выделяет из команд абсолютную победительницу.
• Этапы игры
- Полководцы и победы.
- Противники или союзники?
- Кому принадлежат слова?
- Узнай событие по стихотворным строкам.
- Что означают эти выражения?
- В оружейной мастерской.
- Ордена — в награду.
- Пословицы и поговорки.
Первый этап «Полководцы и победы»
На первом этапе предлагаем участникам разобраться в россыпи карточек, на которых написаны имена полководцев и флотоводцев, названия сражений, военных походов и их даты. Задача играющих — привести карточки в соответствие, вслух зачитать ответы.
Второй этап
Противники или союзники?
Святослав — Иоанн Цимисхий
Александр Невский — Биргер
Дмитрий Донской — Мамай
Пересвет — Челубей
Дмитрий Донской — Ягайло
Дмитрий Донской — В. Серпуховской
Иван III — Ахмат
Ермак Тимофеевич — Кучум
Лжедмитрий I — Юрий Мнишек
Лжедмитрий II — Василий Шуйский
К. Минин — Д. Пожарский
Василий Шуйский — Сигизмунд III
Иван IV — Андрей Курбский
М. В. Скопин-Шуйский — Я. Делагарди
Петр I — Карл XII
Б. П. Шереметев — А. Д. Меншиков
П. И. Багратион — Л. Даву
М. Б. Барклай де Толли — М. Ней
А. В. Суворов — Наполеон Бонапарт
А. Г. Орлов — Г. А. Спиридов
П. С. Нахимов — В. И. Истомин
Третий этап «Кому принадлежат слова?»
- «Иду на вы».
- «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».
- «Нам не пожалети животов своих; да не токмо животов своих, ино не пожалети и дворы свои продавать и жены и дети закладывать и бить челом».
- « Русский штык прорвался через Альпы ».
- «Пуля — дура, штык — молодец».
- «С потерей Москвы не потеряна Россия. Потеряв же армию, мы потеряем и Москву, и Россию».
- «Благодарение Богу! Наконец достигли мы того, что шведов уже побеждаем».
- «Брат, князь Владимир Андреевич, тут, брат, изопьем медовые чары круговые, нападем, брат, своими полками сильными на рать татар поганых».
(Ответы: 1. Святослав. 2. Александр Невский. 3. Кузьма Минин. 4. А. В. Суворов. 5. А. В. Суворов. 6. М. И. Кутузов. 7. Петр I. 8. Дмитрий Донской)
Четвертый этап
«Узнай событие по стихотворным строкам»
• Фрагмент 1
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог И сказал: «Дань платить мы не будем!..»
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
А в Орде начались несогласье, вражда,
И распалась татарская сила.
(Н. Кончаловская)
(Ответ: падение монголо-татарского ига при Иване III)
- Фрагмент 2
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
(А. С. Пушкин)
(Ответ: борьба Руси с кочевниками в X в.)
- Фрагмент 3
Пять дней оборонял народ
Свой край, как говорит сказанье,
И пять ночей небесный свод
Пылал над стонущей Рязанью.
А на заре шестого дня
В леса, в приют шатровых елей,
Врага жестокого кляня,
Бежали те, кто уцелели.
И к ним, как воин и как брат.
Горя упорной жаждой мщенья,
Пришел рязанец Коловрат И стал готовить ополченье.
(Н. Кончаловская)
(Ответ: создание Евпатием Коловратом ополчения для борьбы с войсками Батыя на Рязанской земле в 1237 г.)
- Фрагмент 4
Как мне о битве на Дону Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было еще такой.
И, хоть кого спроси, —
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!..
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья...
(Н. Кончаловская
(Ответ: Куликовская битва, 1380 г.)
- Фрагмент 5
И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
(К. Симонов )
(Ответ: разгром немецких рыцарей войском Александра Невского на льду Чудского озера в 1242 г.)
- Фрагмент 6
От москвичей призыв идет,
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика,
Что звали Минин-Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг.
Поволжье Минин призывал,
Он ополченье собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединясь,
Сплотились русские войска.
(Н. Кончаловская)
(Ответ: формирование Второго ополчения во время Смуты)
- Фрагмент 7
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн.
И вдаль глядел.
Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
(А. С. Пушкин)
(Ответ: отрывок посвящен основанию Петербурга Петром I во время Северной войны)
- Фрагмент 8
Гром победы раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся:
Магомета ты потрес.
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!
Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ <...>
(Г. Державин )
(Ответ: заключение мира с турками в 1774 г.)
- Фрагмент 9
Сквозь тучи вкруг лежащи, черны,
Твой горний кроющи полет,
Носящи страх нам, скорби зельны,
Ты грянул наконец! — И свет
От молнии твоей горящий,
Сердца Альпийских гор потрясший,
Струей вселенну пролетел;
Чрез неприступны переправы
На высоте ты новой славы
Явился, северный орел!
О радость! — Муза, дай мне лиру,
Да вновь Суворова пою!
Как слышен гром за громом миру,
Да слышит всяк так песнь мою! <...>
(Г. Державин )
(Ответ: переход А. В. Суворова через Альпы)
- Фрагмент 10
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
(А. С. Пушкин)
(Ответ: вступление наполеоновской армии в Москву и пожар Москвы осенью 1812 г.)
- Фрагмент 11
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки, —
Французы тут как тут.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля,
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
(М. Ю. Лермонтов)
(Ответ: Бородинское сражение, 26 августа 1812 г.)
- Фрагмент 12
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клекот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
(А. Блок )
(Ответ: Куликовская битва, 8 сентября 1380 г.)
- Фрагмент 13
Горит восток зарёю новой,
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки.
Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкий Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
(А. С. Пушкин)
(Ответ: Полтавская битва, 27 июня 1709 г.)
Пятый этап
Что означают эти выражения?
Участники игры объясняют следующие выражения и раскрывают их современный смысл.
1) «На стенку лезть».
2) «Быть настороже».
3) «Предать мечу».
4) «Кричать караул».
5) «Не робкого десятка».
6) «Дневать и ночевать».
7) «Копья ломать».
8) «Между двух огней».
9) «Как Мамай прошел».
10) «Идет коза рогатая».
11) «Лечь костьми».
12) «Сложить голову».
13) «Как швед под Полтавой»,
Шестой этап
В оружейной мастерской
На этом этапе игры ребятам предстоит проявить знания по истории вооружений и доспехов.
Участники команд должны дать разъяснения следующим названиям:
- кольчуга,
- бармица,
- шлем (шелом),
4) | бердыш, |
5) | ручница, |
6) | сабля, |
7) | зерцала, |
8) | «тюфяки», |
9) | тягеляй, |
10) | сулицы, |
П) | пищаль. |
(Ответы:
- Защитная рубаха, изготовленная из металлических колец.
- Кольчужная сетка на шлеме, закрывавшая уши и затылок воина.
- Защитный доспех на голове воина.
- Специальные топоры-подставки, на которых в бою устанавливались пищали. Верхний конец бердыша был заострен, поэтому бердыш являлся не только рубящим, но и колющим оружием.
- Название пищали у стрельцов.
- Оружие ближнего боя у всадников.
- Круглые или прямоугольные металлические пластины, надеваемые поверх кольчуги.
- Первые деревянные русские пушки, стрелявшие каменными ядрами.
- Стеганый кафтан с высоким воротником, заменяющий кольчугу.
- Металлические короткие копья с кинжаловидными наконечниками.
- Огнестрельное оружие с фитильным замком.)
Седьмой этап «Ордена — в награду»
Предпоследний этап игры посвящен истории российских наград. Участникам игры к карточкам-описаниям нужно как можно быстрее подобрать соответствующий орден и огласить ответы.
Первый российский орден. В центре его покрытый синей эмалью крест особой формы, на котором, по преданию, был распят этот святой. Девиз ордена: «За веру и верность». | Орден Св. Андрея Первозванного |
Останки этого князя были по приказу Петра I перевезены из Владимира в Санкт-Петербург и преданы земле вблизи того места, где почти за 500 лет до этого его дружина разбила шведов. По месту сражения сам князь получил почетное прозвание, а в XIV в. Русская православная церковь причислила его к лику святых. | Орден Св. Александра Невского |
Этот орден выдавался «За службу военную», а в его названии отразилось имя великомученика и победоносца, по церковному преданию, пострадавшего в Риме при императоре Диоклетиане за преданность христианской вере. В статуте ордена было сказано, что «ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостое- нии к ордену за воинские подвиги». | Орден Св. Георгия |
Этот орден назван именем киевского князя, который прославился как полководец и государственный деятель, много сделавший для объединения и укрепления Древнерусского государства. А за одно из своих деяний, совершенное в 988 г., он был канонизирован не просто как святой, а как «равноапостольный». Орденом этого святого награждают как за военные заслуги, так и за гражданские отличия. | Орден Св. Владимира |
В XVIII столетии в систему наград Российской империи был впервые введен этот иностранный по происхождению орден. Его учредил Голь- штейн-Готторпский герцог Карл Фридрих в память о своей умершей в 1728 г. жене, дочери Петра I. Девизом ордена были слова: «Любящим правду, благочестие и верность». | Орден Св. Анны |
Этот российский «женский» орден был учрежден Орден Петром I в память о поступке его жены, спасшей Св. Екатерины безнадежную, как казалось, ситуацию во время Прутского похода. Первоначально он назывался орденом Освобождения и предназначался в награду лишь самой супруге, а позднее, названный ее именем, уже выдавался другим дамам империи. Девизом ордена были слова: «За любовь и отечество» | Орден Св. Екатерины |
Восьмой этап Пословицы и поговорки
Ведущие игры называют пословицы, посвященные солдатской службе и жизни, а командам нужно вспомнить их завершение. За каждый правильный ответ — балл.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не... (жалей).
- Родина — мать, умей за нее... (постоять).
- Чужбина — калина, а Родина — ... (малина).
- Мало победы ждать, надо победу... (взять).
- В бою нужны смекалка, отвага и... (закалка).
- Честь солдата береги... (свято).
- Умелый боец везде... (молодец).
- Смелый побеждает — трус... (погибает).
- Смелость города... (берет ).
- Славу свою добывай... (в бою).
- Русский солдат не знает... (преград).
- Плох тот солдат, который не мечтает быть... (генералом).
- Кто честно служит, с тем слава... (дружит).
- Кто храбр да стоек, тот десятерых... (стоит).
- Кто за правое дело стоит, тот всегда... (победит).
- Бой — святое дело, иди на врага... (смело).
- Смелого пуля боится, смелого штык не... (берет).
После окончания игры победителям вручают награды, а также заслушивают отзывы и мнения жюри о степени подготовленности и активности команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час " Служба Отечеству в истории моей семьи"
Данный класный час можно приурочить к празднованию 23 февраля. Необходима подготовительная работа: собрать и отсканировать фотографии родственников , служащих в рядах Российской армии - отцов, дедушек...
«На службе Отечеству» (о жизни и деятельности первого кавалера Ордена Андрея Первозванного графе Ф. А. Головине)
Реферат выполнялся ученицей в рамках Межрегионального конкурса "Служение Отечеству: события и имена". Одна из номинаций конкурса посвящалась Ф. Головину, его жизни и деятельности....
Урок Истоки в 7 классе_Знаки доблести и праведной службы Отечеству.
Конспект занятия предмета "Истоки" в 7 классе. Раздел "Воинство"....
Мудрость правителя на службе отечеству. А. Невский.
Материал данной работы можно использовать на классных часах, на занятиях ОПК и ОРКСЭ. О ратных заслугах князя Невского перед отечеством дети знают. Интересно узнать в чём заключался духовный подвиг А...
Учебный проект:«Армия России – на службе Отечества"
Учебный проект предусматривает изучение причин отказа от службы в армии, профилактики различного рода заболеваний, развитию физических качеств и физической подготовленности будущего солдата, глу...
Литературно-историческая викторина "За Веру, Царя и Отечество"
Викторина предназначена для обучающихся 9-11 классов. Не все вопросы удастся "взять штурмом". Содержание выходит за рамки школьных учебников. Будет очень интересно!...
Интерактивная викторина «Три века на службе Отечеству и Закону»
Попробуете себя в роли знатоков истории органов внутренних дел нашей страны в интерактивной игре-викторине...