Историческая викторина " на службе отечеству"
методическая разработка по истории (10 класс)

Васильева Светлана Викторовна

Викторина предназначена для проведения внеклассного мероприятия по истории в 10-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_na_sluzhbe_otechestvu.docx137.79 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая игра

« На службе Отечеству»

Разработала: учитель истории и обществознания

МОУ «Разуменская СОШ№1»

Белгородского района

Белгородской области

Васильева Светлана Викторовна

Историческая игра «На службе Отечеству»

Игра предназначена для учащихся 10-11 классов (задания охватывают период X-XIX вв.). Участвуют в игре разновозрастные команды из учащихся указанных учебных параллелей. Ведущими могут быть старшеклассники, а жюри включает учителей, учащихся и приглашенных гостей (ветеранов, библиотекарей, родных и др.). Задания выполняются поэтапно, на доске фиксируются промежуточные результаты каждой команды. Игра может сопровождаться демонстрацией фрагментов художественных фильмов соответствующей тематики («Александр Невский», «Суворов», «Адмирал Нахимов» и др.).

Главная цель игры — поддержать и развивать у школьников интерес к историческому прошлому своей страны, воинской славе России и ее национальным героям, сформировать чувство гордости за свою страну.

Игра проходит в несколько этапов. Каждый этап оценивается определенной суммой баллов. Наибольшее количество баллов, набранных к концу игры, выделяет из команд абсолютную победительницу.

• Этапы игры

  1. Полководцы и победы.
  2. Противники или союзники?
  3. Кому принадлежат слова?
  4. Узнай событие по стихотворным строкам.
  5. Что означают эти выражения?
  6. В оружейной мастерской.
  7. Ордена — в награду.
  8. Пословицы и поговорки.

Первый этап «Полководцы и победы»

На первом этапе предлагаем участникам разобраться в россыпи карточек, на которых написаны имена полководцев и флотоводцев, названия сражений, военных походов и их даты. Задача играющих — привести карточки в соответствие, вслух зачитать ответы.

image1

C:\Users\ABE8~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

Второй этап

Противники или союзники?

Святослав — Иоанн Цимисхий

Александр Невский — Биргер

Дмитрий Донской — Мамай

Пересвет — Челубей

Дмитрий Донской — Ягайло

Дмитрий Донской — В. Серпуховской

Иван III — Ахмат

Ермак Тимофеевич — Кучум

Лжедмитрий I — Юрий Мнишек

Лжедмитрий II — Василий Шуйский

К. Минин — Д. Пожарский

Василий Шуйский — Сигизмунд III

Иван IV — Андрей Курбский

М. В. Скопин-Шуйский — Я. Делагарди

Петр I — Карл XII

Б. П. Шереметев — А. Д. Меншиков

П. И. Багратион — Л. Даву

М. Б. Барклай де Толли — М. Ней

А. В. Суворов — Наполеон Бонапарт

А. Г. Орлов — Г. А. Спиридов

П. С. Нахимов — В. И. Истомин

Третий этап «Кому принадлежат слова?»

  1. «Иду на вы».
  2. «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».
  3. «Нам не пожалети животов своих; да не токмо животов своих, ино не пожалети и дворы свои продавать и жены и дети закладывать и бить челом».
  4. « Русский штык прорвался через Альпы ».
  5. «Пуля — дура, штык — молодец».
  6. «С потерей Москвы не потеряна Россия. Потеряв же армию, мы потеряем и Москву, и Россию».
  7. «Благодарение Богу! Наконец достигли мы того, что шведов уже побеждаем».
  8. «Брат, князь Владимир Андреевич, тут, брат, изопьем медовые чары круговые, нападем, брат, своими полками сильными на рать татар поганых».

(Ответы: 1. Святослав. 2. Александр Невский. 3. Кузьма Минин. 4. А. В. Суворов. 5. А. В. Суворов. 6. М. И. Кутузов. 7. Петр I. 8. Дмитрий Донской)

Четвертый этап

«Узнай событие по стихотворным строкам»

• Фрагмент 1

Государь прочитал и, спокоен и строг,

Повернулся к Ахматовым людям,

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог И сказал: «Дань платить мы не будем!..»

С той поры не решалась нас грабить Орда,

Иго тяжкое сброшено было,

А в Орде начались несогласье, вражда,

И распалась татарская сила.

(Н. Кончаловская)

(Ответ: падение монголо-татарского ига при Иване III)

  • Фрагмент 2

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам.

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

(А. С. Пушкин)

(Ответ: борьба Руси с кочевниками в X в.)

  • Фрагмент 3

Пять дней оборонял народ

Свой край, как говорит сказанье,

И пять ночей небесный свод

Пылал над стонущей Рязанью.

А на заре шестого дня

В леса, в приют шатровых елей,

Врага жестокого кляня,

Бежали те, кто уцелели.

И к ним, как воин и как брат.

Горя упорной жаждой мщенья,

Пришел рязанец Коловрат И стал готовить ополченье.

(Н. Кончаловская)

(Ответ: создание Евпатием Коловратом ополчения для борьбы с войсками Батыя на Рязанской земле в 1237 г.)

  • Фрагмент 4

Как мне о битве на Дону Рассказ продолжить мой?

Читатель, я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было еще такой.

И, хоть кого спроси, —

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!..

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья...

(Н. Кончаловская

(Ответ: Куликовская битва, 1380 г.)

  • Фрагмент 5

И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повел дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, громом,

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

(К. Симонов )

(Ответ: разгром немецких рыцарей войском Александра Невского на льду Чудского озера в 1242 г.)

  • Фрагмент 6

От москвичей призыв идет,

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика,

Что звали Минин-Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг.

Поволжье Минин призывал,

Он ополченье собирал,

Всех одевал, всех обувал,

Кормил, поил и снаряжал,

И всех вооружал.

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвел,

К Москве, к столице он повел.

Та рать от каждого села

Все прибывала и росла.

Сюда пришел Пожарский князь,

За ним текла людей река,

И, с Мининым объединясь,

Сплотились русские войска.

(Н. Кончаловская)

(Ответ: формирование Второго ополчения во время Смуты)

  • Фрагмент 7

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн.

И вдаль глядел.

Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

(А. С. Пушкин)

(Ответ: отрывок посвящен основанию Петербурга Петром I во время Северной войны)

  • Фрагмент 8

Гром победы раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся:

Магомета ты потрес.

Славься сим, Екатерина,

Славься, нежная к нам мать!

Воды быстрые Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Храбрость Россов почитая,

Тавр под нами и Кавказ <...>

(Г. Державин )

(Ответ: заключение мира с турками в 1774 г.)

  • Фрагмент 9

Сквозь тучи вкруг лежащи, черны,

Твой горний кроющи полет,

Носящи страх нам, скорби зельны,

Ты грянул наконец! — И свет

От молнии твоей горящий,

Сердца Альпийских гор потрясший,

Струей вселенну пролетел;

Чрез неприступны переправы

На высоте ты новой славы

Явился, северный орел!

О радость! — Муза, дай мне лиру,

Да вновь Суворова пою!

Как слышен гром за громом миру,

Да слышит всяк так песнь мою! <...>

(Г. Державин )

(Ответ: переход А. В. Суворова через Альпы)

  • Фрагмент 10

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

(А. С. Пушкин)

(Ответ: вступление наполеоновской армии в Москву и пожар Москвы осенью 1812 г.)

  • Фрагмент 11

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки, —

Французы тут как тут.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля,

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

(М. Ю. Лермонтов)

(Ответ: Бородинское сражение, 26 августа 1812 г.)

  • Фрагмент 12

С полуночи тучей возносилась

Княжеская рать,

И вдали, вдали о стремя билась,

Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы

Реяли вдали.

А над Русью тихие зарницы

Князя стерегли.

Орлий клекот над татарским станом

Угрожал бедой,

А Непрядва убралась туманом,

Что княжна фатой.

(А. Блок )

(Ответ: Куликовская битва, 8 сентября 1380 г.)

  • Фрагмент 13

Горит восток зарёю новой,

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки.

Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдается пылкий Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамен,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлен.

(А. С. Пушкин)

(Ответ: Полтавская битва, 27 июня 1709 г.)

Пятый этап

Что означают эти выражения?

Участники игры объясняют следующие выражения и раскрывают их современный смысл.

1) «На стенку лезть».

2) «Быть настороже».

3) «Предать мечу».

4) «Кричать караул».

5) «Не робкого десятка».

6) «Дневать и ночевать».

7) «Копья ломать».

8) «Между двух огней».

9) «Как Мамай прошел».

10) «Идет коза рогатая».

11) «Лечь костьми».

12) «Сложить голову».

13) «Как швед под Полтавой»,

Шестой этап

В оружейной мастерской

На этом этапе игры ребятам предстоит проявить знания по истории вооружений и доспехов.

Участники команд должны дать разъяснения следующим названиям:

  1. кольчуга,
  2. бармица,
  3. шлем (шелом),

4)

бердыш,

5)

ручница,

6)

сабля,

7)

зерцала,

8)

«тюфяки»,

9)

тягеляй,

10)

сулицы,

П)

пищаль.

(Ответы:

  1. Защитная рубаха, изготовленная из металлических колец.
  2. Кольчужная сетка на шлеме, закрывавшая уши и затылок воина.
  3. Защитный доспех на голове воина.
  4. Специальные топоры-подставки, на которых в бою устанавливались пищали. Верхний конец бердыша был заострен, поэтому бердыш являлся не только рубящим, но и колющим оружием.
  5. Название пищали у стрельцов.
  6. Оружие ближнего боя у всадников.
  7. Круглые или прямоугольные металлические пластины, надеваемые поверх кольчуги.
  8. Первые деревянные русские пушки, стрелявшие каменными ядрами.
  9. Стеганый кафтан с высоким воротником, заменяющий кольчугу.
  10. Металлические короткие копья с кинжаловидными наконечниками.
  11. Огнестрельное оружие с фитильным замком.)

Седьмой этап «Ордена — в награду»

Предпоследний этап игры посвящен истории российских наград. Участникам игры к карточкам-описаниям нужно как можно быстрее подобрать соответствующий орден и огласить ответы.

Первый российский орден. В центре его покрытый синей эмалью крест особой формы, на котором, по преданию, был распят этот святой. Девиз ордена: «За веру и верность».

Орден

Св. Андрея

Первозванного

Останки этого князя были по приказу Петра I перевезены из Владимира в Санкт-Петербург и преданы земле вблизи того места, где почти за 500 лет до этого его дружина разбила шведов. По месту сражения сам князь получил почетное прозвание, а в XIV в. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Орден

Св. Александра Невского

Этот орден выдавался «За службу военную», а в его названии отразилось имя великомученика и победоносца, по церковному преданию, пострадавшего в Риме при императоре Диоклетиане за преданность христианской вере. В статуте ордена было сказано, что «ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостое- нии к ордену за воинские подвиги».

Орден Св. Георгия

Этот орден назван именем киевского князя, который прославился как полководец и государственный деятель, много сделавший для объединения и укрепления Древнерусского государства. А за одно из своих деяний, совершенное в 988 г., он был канонизирован не просто как святой, а как «равноапостольный». Орденом этого святого награждают как за военные заслуги, так и за гражданские отличия.

Орден

Св. Владимира

В XVIII столетии в систему наград Российской империи был впервые введен этот иностранный по происхождению орден. Его учредил Голь- штейн-Готторпский герцог Карл Фридрих в память о своей умершей в 1728 г. жене, дочери Петра I. Девизом ордена были слова: «Любящим правду, благочестие и верность».

Орден Св. Анны

Этот российский «женский» орден был учрежден Орден Петром I в память о поступке его жены, спасшей Св. Екатерины безнадежную, как казалось, ситуацию во время Прутского похода. Первоначально он назывался орденом Освобождения и предназначался в награду лишь самой супруге, а позднее, названный ее именем, уже выдавался другим дамам империи. Девизом ордена были слова: «За любовь и отечество»

Орден Св. Екатерины

Восьмой этап Пословицы и поговорки

Ведущие игры называют пословицы, посвященные солдатской службе и жизни, а командам нужно вспомнить их завершение. За каждый правильный ответ — балл.

  1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не... (жалей).
  2. Родина — мать, умей за нее... (постоять).
  3. Чужбина — калина, а Родина — ... (малина).
  4. Мало победы ждать, надо победу... (взять).
  5. В бою нужны смекалка, отвага и... (закалка).
  6. Честь солдата береги... (свято).
  7. Умелый боец везде... (молодец).
  8. Смелый побеждает — трус... (погибает).
  9. Смелость города... (берет ).
  10. Славу свою добывай... (в бою).
  11. Русский солдат не знает... (преград).
  12. Плох тот солдат, который не мечтает быть... (генералом).
  13. Кто честно служит, с тем слава... (дружит).
  14. Кто храбр да стоек, тот десятерых... (стоит).
  15. Кто за правое дело стоит, тот всегда... (победит).
  16. Бой — святое дело, иди на врага... (смело).
  17. Смелого пуля боится, смелого штык не... (берет).

После окончания игры победителям вручают награды, а также заслушивают отзывы и мнения жюри о степени подготовленности и активности команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " Служба Отечеству в истории моей семьи"

Данный класный час можно приурочить к празднованию 23 февраля. Необходима подготовительная работа: собрать и отсканировать фотографии родственников , служащих в рядах Российской армии - отцов, дедушек...

«На службе Отечеству» (о жизни и деятельности первого кавалера Ордена Андрея Первозванного графе Ф. А. Головине)

Реферат выполнялся ученицей в рамках Межрегионального конкурса "Служение Отечеству: события и имена". Одна из номинаций конкурса посвящалась Ф. Головину, его жизни и деятельности....

Урок Истоки в 7 классе_Знаки доблести и праведной службы Отечеству.

Конспект занятия предмета "Истоки" в 7 классе. Раздел "Воинство"....

Мудрость правителя на службе отечеству. А. Невский.

Материал данной работы можно использовать на классных часах, на занятиях ОПК и ОРКСЭ. О ратных заслугах князя Невского перед отечеством дети знают. Интересно узнать в чём заключался духовный подвиг А...

Учебный проект:«Армия России – на службе Отечества"

Учебный проект предусматривает изучение причин отказа от службы в армии, профилактики различного  рода заболеваний, развитию физических качеств и физической подготовленности будущего солдата, глу...

Литературно-историческая викторина "За Веру, Царя и Отечество"

Викторина предназначена для обучающихся 9-11 классов. Не все вопросы удастся "взять штурмом". Содержание выходит за рамки школьных учебников. Будет очень интересно!...

Интерактивная викторина «Три века на службе Отечеству и Закону»

Попробуете себя в роли знатоков истории органов внутренних дел нашей страны в интерактивной игре-викторине...