Статья "Воспитание гражданственности средствами краеведения"
статья по истории (8 класс)
Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_grazhdanstvennosti_sredstvami_kraevedeniya.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Груздова Ольга Сергеевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ школа №401 Колпинского района
Санкт - Петербурга
Воспитание гражданственности средствами краеведения
"Изучение своего города есть лучший способ воспитания гражданина"
Н.П.Анциферов
Энциклопедические словари определяют краеведение как науку, которая осуществляет полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем, в том числе, - и историки. Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания[1]
Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи.[2].
По мнению бессменного (вплоть до своей кончины) председателя Союза краеведов России, академика РАО С.О.Шмидта, к рубежу XX - XXI столетий краеведение опять начинало становиться формой не только научно-просветительской, но и общественной деятельности. Это явственно отражало и усиление самостоятельной роли провинции в нашей общественно-политической жизни, в развитии культуры. С.О.Шмидт также писал, что «краеведение стало и одной из главных программ учрежденного в начале перестройки Фонда культуры, возглавлявшего академиком Д.С. Лихачевым, который придавал особое значение краеведению не только в развитии культуры, но и в формировании «нравственной оседлости[3]». Сам академик Лихачёв в статье «Краеведение как наука и как деятельность» говорит, что «краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Краеведение ближе к истории вообще и ближе к изучению отдельных людей, разумеется, в местной обстановке. В этом замечательная особенность и сила краеведения. Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, мало патриотов, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной «отдачи», не верим в медленные целители души. А ведь памятники старины воспитывают, как ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе. С этой точки зрения «моральная отдача» краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика. Краеведение гораздо более «воспитывающая наука», требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения»[4].
Очевидно, что ныне, когда человечество фактически поставило себя на грань выживания, проблемы воспитания юных граждан планеты в духе понимания ими собственной ответственности за сохранение и восстановление памятников культуры и природы, приобретают как никогда прежде огромное значение.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
В обществе созрело понимание того, что правда об истории страны - неисчерпаемый источник подлинного патриотизма. Колпинская земля не раз становилась полем брани ,здесь решалась судьба Новгородской Руси в 1240 году, утверждался державный статус России в XVIII веке, здесь были остановлены рвавшиеся к Ленинграду гитлеровские захватчики.
В истории вообще, а в военной истории в особенности переплетены героические и трагические страницы. Память о войне - это память не только о блестящих операциях военноначальников и подвигов солдат, но и память о народной трагедии, о скорби.
На основе примеров и героических страниц истории Отечества и Истории своей малой Родины у школьников формируется чувство патриотизма и национального самосознания при выборе вектора самостоятельного личностного развития.
Памятуя о том, что педагогика – это наука о воспитании и обучении подрастающего поколения, можно с уверенностью говорить о том, что изучение истории и культуры своего родного города является, пожалуй, одним из лучших средств воспитания гражданина. Ибо маленький гражданин здесь живет, растет, радуется или печалится, учится постигать красоту места своего обитания. И чем взрослее становится юный житель города. Тем с большей ответственностью он должен понимать необходимость сохранения культурного наследия, которое ему оставили предыдущие поколения горожан.
В воспитательной и образовательной деятельности ГБОУ СОШ №401 по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России используются разные виды работ по краеведению.
Прежде всего это целостные уроки гуманитарного цикла с использованием краеведческого компонента, которые позволяют ученикам рассматривать один и тот же местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, а так же содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной, познавательной деятельности по изучению края. При этом возрастает и степень осознания значимости наследия края.
Краеведческий компонент в учебных дисциплинах имеет разную содержательную нагрузку. Во-первых, это могут быть краеведческие темы, сюжеты которые вводятся в соответствии с программой курса истории, литературы, географии и т.д. Этот материал может изучаться как синхронно с краеведческим курсом, так и асинхронно.
Во-вторых, краеведческий материал может быть введен в другие учебные дисциплины в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач этих курсов.
Важнейший компонент в системе школьного краеведческого образования – краеведческий учебный предмет “История и культура Санкт - Петербурга”, программу которого осваивают все учащиеся. Поэтому небольшой по количеству часов краеведческий курс – своеобразный камертон системы. Ориентируется на него, отбирается местный материал в другие учебные дисциплины, во внеклассную и внешкольную работу, определяются виды познавательной деятельности учащихся.
Важную роль в активной познавательной деятельности учащихся по освоению краеведческого материала, а так же в развитии умений, в формировании познавательного интереса к изучению края играет внеклассная работа. Краеведческий блок в ней должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса.
В соответствии с целями краеведческого образования внеклассные мероприятия можно условно разделить на три группы:
К первой группе относятся мероприятия, на которых участники являются «потребителями» информации (традиционные классные часы, экскурсии, проводимые экскурсионными бюро, туристическими фирмами, встречи с представителями местной администрации, молодежных организаций, бюро трудоустройства и т.д.). Благодаря этим мероприятиям у учащихся расширяются и углубляются сведения, полученные на уроке.
Вторая группа мероприятий – продолжение ученической деятельности, начатой на уроке. Подготовка и проведение увлекательных по форме мероприятий (праздники-инсценировки, игры, «живые» газеты, выставки, вернисажи творческих работ) позволяет ученикам не только актуализировать знания, полученные на уроке, но и расширить, углубить их в самостоятельной деятельности. Главное, что такие мероприятия способствуют формированию познавательного интереса к изучению края, содействуют самореализации ребенка.
Следующая группа мероприятий позволяет применять знания и умения, приобретенные на уроках. Среди них мероприятия, завершающие самостоятельную интеллектуальную деятельность учеников (защита рефератов, олимпиады, конкурсы) и позволяющие выразить свое отношение к городу, краю (акции по благоустройству, охране окружающей среды, восстановительной работы) в этой группе мероприятий выделяются и долгосрочные: поисковые экспедиции, исследования состояния окружающей среды ( в том числе памятников истории и культуры), социологические опросы, пропаганда краеведческих знаний ( лекции, экскурсии, публикации в средствах массовой информации (СМИ)).
Введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины и во внеклассную работу должно быть согласовано. Избыточность местного материала так же неразумно, как и его недостаточность. Необходимо специальное планирование краеведческого компонента в образовательной программе, в котором намечаются уроки межпредметных связей, бинарные, интегрированные уроки, интегрированные задания, внеклассные мероприятия (в том числе экскурсии, поисковые экспедиции, практическая деятельность школьников и т. д.).
Необходимым условием для духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их жизненном пространстве является связь школы с другими компонентами образовательного пространства и образовательной среды. Возможны направления взаимодействия:
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (центром, координирующим деятельность учреждений дополнительного образования, является Дворец творчества юных) В этих центрах городской культуры с детворой занимаются лучшие краеведы и историки, экскурсоводы и ученые, психологи и журналисты. Здесь ребята учатся работать в библиотеках и архивах. Здесь проводятся олимпиады, краеведческие чтения, конкурсы знатоков истории города, выступают ребята и роли экскурсоводов ;
- участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;
- использование культурного потенциала края, города (связь с музеями, экскурсионными фирмами, театрами, библиотеками);
- вовлечение в процесс краеведческого образования органов местной администрации, молодежных движений, средств массовой информации;
- вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (особенно в начальной школе: совместные классные мероприятия, совместное выполнений творческих заданий; совместные занятия; лекторий для родителей).
Конечно, цель это труднодостижимая. Кто – то скажет даже – утопическая. Но ведь проще всего ничего не делать! С чего тогда начать? С создания условий, через историческое краеведение, для развития творческой активности учащихся и формирование познавательного интереса к истории своей малой Родины, а через приобретенные знания о славных страницах прошлого своей страны, города, района способствовать развитию чувства любви, гордости за свою малую Родину, содействовать формированию активной гражданской позиции, желания участвовать в созидательной работе на благо родного города. Решение поставленных задач осуществляется через социально – педагогическое партнерство ГБОУ СОШ № 401 с Дворцом Творчества Детей и Молодежи (ДТДиМ) Колпинского района Санкт – Петербурга. Образовательная программа « История Колпинского края », разработанная отделом краеведения ( 4 года обучения для детей от 10 до 14 лет ) реализуется на базе нашей школы и состоит из следующих направлений:
- 5 класс – «Родной город Колпино»
-6 класс - «Мой любимый город Колпино»
-7 класс – «Воинская слава нашего края»
-8 класс – «Современное Колпино»
Цель образовательной программы «История Колпинского края» в том, чтобы: сформировать представление об окружающем мире ( о городе и о семье, т.е. о мире который окружает ребенка), способствовать через знания формированию чувства любви и гордости за свою малую Родину, создать условия для формирования познавательного интереса к своей малой родине. Тактика творческой деятельности учащихся состоит из следующих этапов: изучение Колпино в целом с темы, предложенной команде; обозначение на карте мест расположения объектов темы; посещение объектов темы и фотографирование их; поиск материала по теме объекта; оформление освещение темы в творческом отчете и распределение работы между членами команды; оформление страниц отчета по каждому объекту темы; представление освещение темы в виде творческого отчета. Результатом исследовательской деятельности школьников является участие в игре – конкурсе между командами школ района, где ребята представляют творческие альбомы в соответствии с поставленными заданиями, театрализованные представления, заочные экскурсии. Итоги всей игры подводятся на её финале по номинациям ( по пунктам заочного задания 1 и 2 тура, состязаниям на финальной встрече и сумме баллов, полученных за всю игру).
Таким образом, общеобразовательные учреждения, выполняя стандарты второго поколения, должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологическом мире, но в современных условиях без социально – педагогического партнерства субъекты образовательного процесса неспособны обеспечить полноценное духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся. Поэтому, для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими объектами социализации.
Резюмируя разговор о воспитании гражданина в контексте школьного краеведения, следует подчеркнуть, что воспитание юных граждан нашей страны в духе уважения к памятникам культуры и природы, оставленным нам в наследие предыдущими поколениями, является не только педагогической задачей, но и гражданским долгом учителей истории и краеведения.
[1]Краеведение.//http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
[2] Краеведение.//Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание. 2006.
[3] Шмидт С.О.. Краеведение – это всегда краелюбие. // Из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск, 2004. // http://his.1september.ru/2004/22/4.htm .
[4] Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность.// Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — С. 159—173 // http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kra.htm
[5] ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят ГД Федерального Собрания 21 декабря 2012.
[6] Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 года. Пр.-827
[7] ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание средствами краеведения.
Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и р...
Нравственно – патриотическое воспитание средствами краеведения и музейной педагогики
Доводилось ли вам плыть на лодке в плохую погоду? Каковы были эти ощущения, когда холодный мокрый ветер дует навстречу, большие волны раскачивают вашу лодку?(пауза)...
Патриотическое воспитание средствами краеведения в урочной и внеурочной деятельности.
Развитие краеведения является актуальным направлением современного образования, т.к. главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения. Патриотиче...
Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся образовательных организаций Республики Калмыкия средствами краеведения
Школьное краеведение является одним из самых эффективных средств обучения и воспитания учащихся в Республике Калмыкия. Творческий, созидательный характер краеведческой деятельности способствует ...
Воспитание патриотизма средствами краеведения
В статье представлен опыт работы по реализации проекта "Разговоры о важном" через внедрение регионального и местного компонента....
Патриотическое воспитание школьников средствами краеведения в урочной и внеурочной деятельности.
Краеведческая работа является эффективным средством формирования патриотического сознания и включения учащихся в общественную жизнь. Историческое краеведение – это элемент исторического образова...