Развитие читательской грамотности и навыков смыслового чтения на уроках истории
методическая разработка по истории
В материалах представлены различные тексты и задания к ним для опредления уровня сформированности смыслового чтения обучающихся. Для систематизации проверяемых элементов предложен кодификатор. Тексты могут использоваться как для отработки так и проврки умений обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya.docx | 2.77 МБ |
kodifikator.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Схема уровней грамотности чтения
1-ый уровень | ||
Найти один или более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию . | Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нем общеизвестна . | Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями . |
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста. | ||
Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, которая включает в себя небольшой по объему текст в несколько слов или фраз. |
2-ый уровень | ||
Найти один или несколько отрывков информации. Работать с противоречивой информацией | Определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы | Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями либо объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях |
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим связям внутри части текста. | ||
Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, либо объединить небольшие части информации из графика или таблицы. |
3-ый уровень | ||
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации. Работать с известной, но противоречивой информацией | Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснить связи и истолковать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации | Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на известных знаниях. |
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценивать информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям. | ||
Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах, в их взаимосвязи и сделать на этой основе вывод |
4-ый уровень | ||
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания | Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте. Истолковывать разделы текста, беря в рассчѐт понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформированы в негативном контексте | Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. |
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста; найти, интерпретировать или оценивать неявно выраженную информацию либо сделать выводы философского характера. | ||
Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их |
5-ый уровень | ||
Работа с информацией Интерпретация текста Рефлексия и оценка Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/или достаточно объемной | Истолковать знания нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его деталей | Критически оценивать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов информацией |
Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена. | ||
Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, которая представлена в виде графиков, таблиц, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информации., внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же текста, например, сноски. |
Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения
Классы | Чему учить/что проверять (кодификатор) | Стратегии | |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (ПП) | |||
5-6 | ПП1 | -определять главную тему, общую цель или назначение текста; | Интерактивные подходы (упражнения, задания) Развитие критического мышления через чтение и письмо: «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановкам» |
ПП2 | - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; | ||
ПП3 | - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; | ||
ПП4 | - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; | ||
ПП5 | -находить в тексте требуемую информацию | ||
ПП6 | -решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. | ||
7-9 | ПП7 | - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; | Словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация дискуссий выделенных фактов и мыслей; «Чтение про себя с пометками», «Отношения между вопросом и ответом» |
ПП8 | -сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; | ||
ПП9 | -выполнять смысловое свѐртывание ; | ||
ПП10 | -формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции; | ||
ПП11 | -понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; | ||
ПП12 | -организовывать поиск информации; | ||
ПП13 | -приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления еѐ с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. | ||
ПП14 | -Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме. | ||
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (ПИ) | |||
5-6 | ПИ-1 | -структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; | Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками) «Список тем книги», «Черты характера» «Синквейн» |
ПИ-2 | -проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; | ||
ПИ-3 | -преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. | ||
7-9 | ПИ-4 | -Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). | Визуальные методы организации материала, таблица «Кто?Что?, Когда?, Где?, Почему?», |
Работа с текстом: оценка информации (О) | |||
5-6 | О1 | -Откликаться на содержание текста: -связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; | Интерактивные подходы, Логические цепочки, Инсерт, Тайм –аут, Вопросы после текста, Проверочный лист |
О2 | -оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; | ||
О3 | -откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения. | ||
7-9 | О4 | -На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. | Кластеры, логические цепочки |
О5 | -В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; | ||
О6 | -Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) критически относиться к рекламной информации; | ||
О7 | -Находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков смыслового чтения на уроках физики
Презентация подготовлена к выступлению на районном методическом объединении учителей физики. Раскрыты основные аспекты развития навыков смыслового чтения на уроках физики. Использованы теоритече...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....
Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии.
Выступление на семинаре заместителей директоров по УВР....
«Формирование читательской компетенции школьников: навыки смыслового чтения и работы с текстом»
laquo;Методическая разработка урока по формированию навыков смыслового чтения и работы с текстами в условиях реализации требований ФГОС»...
статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания
статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...
Сообщение на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности (смысловое чтение) на уроках истории и обществознания."
Сообщение было подготовлено для выступления на РМО учителей истории и обществознания...