Становление Древнерусского государства
план-конспект урока по истории (6 класс)

Зиннатуллина Венера Ильдусовна

Тема урока

Становление Древнерусского государства

Тип урока

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: формирование представлений о процессе образования Древнерусского государства, политике первых русских князей

Образовательные задачи: выделить и охарактеризовать  основные направления внутренней и внешней политики, определить их роль в развитии государства

Развивающие задачи: развитие умений и навыков  характеризовать причинно – следственные связи, излагать грамотно мысли, работать с текстом и картой, сотрудничества, сравнения

Воспитательные задачи: воспитание патриотизма, трудолюбия, уважения при работе в группах.

Необходимое оборудование

Мультимедийная доска. Компьютер, проектор, экран, доска, документ - камера

Дидактическое обеспечение

  • Карта «Русь в IX – XI вв..»
  • Документ «Из повести временных лет.
  • Фильм "История государства Российского" (сочинение Н.М. Карамзина)
  • Атласы
  • Презентация
  • История России.6 класс: учебник для общеобразовательных школ /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.. Ч. 1 и 2. – М.: Просвещение 2016.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_drevnerusskogo_gosudarstva_6_klass.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Становление Древнерусского государства

Тип урока

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: формирование представлений о процессе образования Древнерусского государства, политике первых русских князей

Образовательные задачи: выделить и охарактеризовать  основные направления внутренней и внешней политики, определить их роль в развитии государства

Развивающие задачи: развитие умений и навыков  характеризовать причинно – следственные связи, излагать грамотно мысли, работать с текстом и картой, сотрудничества, сравнения

Воспитательные задачи: воспитание патриотизма, трудолюбия, уважения при работе в группах.

Необходимое оборудование

Мультимедийная доска. Компьютер, проектор, экран, доска, документ - камера

Дидактическое обеспечение

  • Карта «Русь в IX – XI вв..»
  • Документ «Из повести временных лет.
  • Фильм "История государства Российского" (сочинение Н.М. Карамзина)
  • Атласы
  • Презентация
  • История России.6 класс: учебник для общеобразовательных школ /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.. Ч. 1 и 2. – М.: Просвещение 2016.   

Планируемые результаты  урока

личностные

  • самоиндетификация (Я-житель России, ее гражданин); смыслообразование (учебная мотивация), стремление к установлению взаимопонимания с учителем, одноклассниками

предметные

  • признаки государства, особенности формирования, внутренней и внешней политики Древнерусского государства

метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

  • Познавательные - выполнение логических операций (выделение и характеристика признаков понятий, сравнения, обобщения, характеристика причино - следственных связей,); работа с текстом (выделения главного в содержании, поиска нужной информации), систематизация информации.
  •  Коммуникативные - развитие речи, навыков сотрудничества, публичного выступления.
  •  Регулятивные - управление своей деятельностью, развитие внимания, организации выполнения поставленных задач

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Используемые методики, технологии

1.Организационный

Приветствие учащихся, визуальная проверка их готовности к уроку

Организуют рабочее место, приветствуют учителя

Сотрудничество

2. Вводно -мотивационный

Демонстрирует фрагмент фильма "История государства Российского" (сочинение Н.М. Карамзина), предварительно задает вопрос: о чем фрагмент фильма? (фрагмент демонстрирует события 882 года, поход кн. Игоря в Киев, объединение двух государственных центров восточных славян).

Комментирует :фрагмент фильма связан с нашей темой, сформулируйте тему уроку?

Просматривают фильм, анализируют материал, размышляют над вопросом, дают ответы:

1.Фрагмент фильма демонстрирует создание Русского государства.

2. Тема урока: Создание Древнерусского

государства

Проблемного обучения

ИКТ

3. Актуализация знаний

Организует беседу по вопросам для подготовки к усвоению нового материала:

1) Как вы думаете, почему важно помнить о возникновении нашего государства?

2) Вспомните признаки государства.

3) Кто такие восточные славяне, покажите на карте территорию их расселения.

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы:

1.Мы - россияне, нам важно знать  прошлое, чтобы понять настоящее.

 2. Вспоминают признаки государства. 3.Восточные славяне -  племена, которые жили в Восточной Европе. На карте показывают расселение, комментируя ответ.

Проблемное обучение

4.Целеполагание

Напоминает тему: Создание Древнерусского

Государства, предлагает ученикам сформулировать вопросы новой темы.

Формулируют основные вопросы темы:

1)Условия (причины) возникновения государства.

2) Как формировалось государство.

3) Как была организована власть

4)Первые правители государства и их политика.

Проблемное обучение.

Сотрудничество

5.Первичное усвоение новых знаний

1этап: Учитель организует беседу по просмотренному  фрагменту  фильма (кто стал  преемником кн. Рюрика, как произошло объединение Киева и Новгорода), демонстрирует на интерактивной карте территорию государства, портреты первых русских князей, последовательность их правления.

2 этап: Организует работу в группах (предлагает ознакомиться с текстом параграфа, совместно выполнить задания, ответы записать в тетрадь):

1гр.: Составить схему государственной власти, охарактеризовать полномочия князя и дружины(1 пункт).

2 гр.: Охарактеризовать «путь из варяг в греки по вопросам»: записать в виде логической цепочки путь следования купцов, показать на карте (в группе работают с атласом, при ответе пользуются интерактивной картой), его роль в жизни Древнерусского государства(2 пункт).

3-5 группы выписывают основные мероприятия

3гр.: Политика Олега и Игоря(3пункт)

4 гр.: Политика кн. Ольги- (4 пункт).

5гр.: Политика кн. Святослава(5 пункт).  

3 этап: организует выступление групп

Размышляют над поставленными вопросами, обобщают материал, отвечают на вопросы, записывают дату (882г.)

Знакомятся с текстом параграфа, в группе  выполняют задания, ответы и новые термины записывают в тетрадь.

Устно дают развернутую характеристику власти, внутренней и внешней политики.

Показывают на карте «путь из варяг в греки»

Сотрудничество

Исследовательская

Критического мышления

ИКТ

6. Первичное закрепление умений (применение алгоритма на практике)

Предлагает  ознакомиться с документом к параграфу (в нем содержится информация об изученных событиях), ответить на вопросы (узнать событие)  

Выполняют задание

Критическое мышление

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует  в парах составление синквейна

Составляют синквейн

Сотрудничество

Критическое мышление

8.Организация изучения домашнего задания

Параграф 5 читать, устно ответить на вопросы.

Устно описать иллюстрации параграфа(«Убийство Аскольда и Дира», «Применение греческого огня», «Полюдье», «Крещение кН.Ольги»

Записывают задание

Сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Становление Древнерусского государства в IX–X веках» урок истории России 6 класс

Урок истории России 6 класс (с использованием технологии развития критического мышления)Тема: «Становление Древнерусского государства в IX–X веках» Ознакомление учеников с процессом формирования ...

Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"

Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"...

Становление Древнерусского государства, история, 6 класс

Технологическая карта урока, презентация к уроку, рефлексия...

Тема урока «Становление Древнерусского государства»

Технологическая карта урока истории...

Открытый урок в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства"

Открытый урок в 6 классе  по теме "Становление Древнерусского государства" составлен в соответствии с ФГОС по линейной системе.  Основные образовательные технологии: технология про...