Рабочие программы 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа
им.Константинова И.И.-ДэлэгээтУйбаан»
МР «Амгинский улус (район
"Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО
гуманитарного цикла зам.директора по УВР Директор школы
Протокол №1 _____________/Слепцова И.С./ ___________ /Никифоров А.И/
«30» августа 2018 г. «31» августа 2018 г. «31 » августа 2018 г.
Рабочая учебная программа
по Истории Древнего мира
5 класс.
срок реализации 2018-2019 гг.
Учитель: Неустроева Оксана Ивановна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса основной школы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и на основе рабочей программы к учебнику Ф.А. Михайловского, автором которой является Ф.А.Михайловский.
Учебные материал по истории:
Михайловский Ф.А. История древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 304 с.: ил.
Цель и задачи курса «История Древнего мира» состоит в освоении исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов, в приобщении учащихся к мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.
Задачи курса:
- Овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социальном-экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;
- Формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;
- Формирование умений анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебным материалами;
- Развитие умений самостоятельно овладеть историческими знаниями, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
- Воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию, религиям различных народов;
- Формирование ценностных ориентиров для культурной, этнонациональной самоиндетификации в современном обществе на основе освоенных знаний по курсу Древней истории.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный предмет «История Древнего мира» является структурной частью предмета «История», который входит в область «Общественно – научные предметы» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Учебный предмет «История Древнего мира» реализуется за счет часов обязательной части учебного плана, изучается в течение учебного года по 2 часа в неделю (35 учебные недели), 70 часов в год (с учетом праздничных дней) и требует корректировки.
Особенности класса
В классе 9 учащихся: 1 девочка, 8 мальчиков. Согласно по учебному плану предмет изучают первый год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
- Знание хронологии, работа с хронологией:
-Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
- Характеризовать место, обстоятельство, участников, результаты, важнейших исторических событий;
-Группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- Работа с историческими источниками:
- Читать историческую карту с опорой на легенду;
- Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
- Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция):
- Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ, объяснение:
- Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- Соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Работа с версиями, оценками:
- Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
- Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- Использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- Способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного предмета
Введение. Увлекательный мир истории (1ч.)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре, Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч.)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники каменного века (3 ч.).
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Тема 2. У истоков цивилизации (3 ч.)
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к про: изводящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва». Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Раздел II. Древний Восток (18 ч.)
Тема 1. Цивилизация речных долин. Древний Египет (8 ч.)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.Держава Тутмоса III.Города — Мемфис, Фивы.Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых».
Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении: каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Контрольная работа (1ч.)
Тема 2. Западная Азия в век железа (4ч.)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильга- меше. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст- во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид. Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидий- ское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Контрольная работа (1ч)
Тема 3. Великие державы Древнего Востока (3 ч.)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение (1 ч.)
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Контроль и кореккция знаний по темам :»Древний Восток», « Древний Вавилон, Финикия, Палестина и Ассирия».
Раздел III. Древняя Греция (18 ч.)
Тема 1. Древнейшая Греция (3 ч.)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 2. Рождение античного мира (3 ч.)
Греческие полисы и Великая греческая колонизация. Афыинский полис. Древняя Спарта.
Тема 2. Греко-персидские войны (2 ч.)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Тема 3. Могущество и упадок Афин. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (3 ч.)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтей-он. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Тема 4. Древнегреческая культура (2ч.)
Граждане, ученые и атлеты Греции. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции.
Повторение (1 ч.) Древняя Греция.
Тема 5. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 ч.)
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока с управлением в Афинах. Особенности Афинской демократии Контроль и коррекция знаний по темам: «Древняя Греция», «Македонский завоевания».
Раздел IV. Древний Рим (21 ч.)
Тема 1. Образование Римской республики (3 ч.)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Тема 2. Римские завоевание в Средиземноморье (3 ч.)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Повторение (1ч)
Тема 3. Гражданские войны в Риме (5 ч.)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх— продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезари. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор»
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 4. Расцвет и могущество Римской империи (3ч.)
Император Октавиан Август. Цезари Рима. Жизнь римской империи.
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Повторение (1ч)
Тема 5. Закат античной цивилизации. (4 ч.)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Повторение (5 ч.)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. «Семь чудес света».
Контроль и коррекция знаний по теме «Древний Рим».
Итоговое повторение.
Итоговый контроль знаний по теме «История древнего мира»
Отличие Греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Настенные исторические карты(некоторые карты взаимозаменяемы)
I. Древние государства мира. 2. Рост территории государств в древности. 3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия. 4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э,— III в. н. э.). 5. Древняя Греция (до середины V в. до н. э.). 6. Древняя Греция (V в. до н. э.). 7. Завоевания Александра Македонского в IVв. до н. э. 8. Древняя Италия. 9. Рост Римского государства в период республики и империи. 10. Рост Римского государства в III в. до н. э„ — II в. н. э. 11. Римская республика III— I вв. до н. э. 12. Римская империя I— III вв. н. э. 13. Римская империя IV— Vвв. Падение Западной Римской империи.
Содержание учебного предмета
№ | Наименование разделов | Количество часов |
День знаний | 1 | |
Введение | 1 | |
1 | Жизнь открытия первобытных людей | 6 |
2 | Древний Восток | 18 |
3 | Древняя Греция | 18 |
4 | Древний Рим | 21 |
Итоговое повторение | 5 | |
Итого | 70 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Iчетверть | ||||||||||||||||||||||||||
№ урока | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Форма контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||||||
Планируемые предметные результаты | Планируемая деятельность учащихся (УУД) | |||||||||||||||||||||||||
1 | День Знаний |
| 1.09 | |||||||||||||||||||||||
2. | Введение. Увлекательный мир истории | 1 | Научиться определить понятия: история, источники, археология, век, виды исторических источников, вещественные, письменные | Определять проблему цели урока Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник; Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Называть и кратко характеризовать источники рассказывающие о древней истории | входной | стр.3-5 № 2,3 | 5.09 | |||||||||||||||||||
3 | Первые люди на земле. | 1 | Научиться рассказать о происхождении первобытных людей | Определять проблему цели урока Раскрывать значение происхождения - Человек – потомок обезьяны; как жили древнейшие люди; -Овладение огнем; -Появление человека разумного. объяснять и рассказывать основные понятия исторических событий | Беседа, рассказ, объяснение, использование иллюстраций. | Прочитать §1 стр.12. №7 | 7.09 | |||||||||||||||||||
4 | Открытия и изобретения древних охотников. | 1 | Научиться дать понятия: хронология, лента времени, наша эра, первобытность, названия частей света | Раскрывать значение какЧеловек осваивает планету; -Значение охоты в жизни людей; -Орудия каменного века; -Великое оледенение; -Лук и стрелы -решать задачи | Повторение пройденной темы, чтение, беседа, рассказ, меловой рисунок. | Прочитать §2 Стр.18 № 5 | 12.09 | |||||||||||||||||||
5 | Искусство и религия первобытных людей. | 1 | Научиться и дать понятия о сущности изучаемой темы | Раскрывать значение как -Человек становится художником; -Что такое искусство; -Человек создает богов; -Идолы и колдуны. Участвовать и рассказывать историю первобытных людей | Повторение, рассказ, объяснение, обобщение главы, использование ИКТ –видео | Прочитать §3 Стр.23 № 5 | 14.09 | |||||||||||||||||||
6 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Научиться сделать выводы по историческим понятиям : ремесло, мотыжное земледелие, племя | Определить: -Родовые общины «людей разумных»; -Племя; -Приручение животных; -Мотыжное земледелие; -Развитие ремесел. Участвовать в :сравнении и счету века | Мини опрос по I главе, чтение, рассказ, просмотр иллюстраций по теме. | Прочитать §4 | 19.09 | |||||||||||||||||||
7 | От первобытности к цивилизации. | 1 | Научиться рассказать о исторических моментах этого периода | Определить и изучить понятия -Открытие металлов -Появление обмена и денег -Общинники и знать -Что такое цивилизация. различать сословия | Повторение, беседа, рассказ, работа с терминами. | Прочитать §5 Стр.34 №7 | 21.09 | |||||||||||||||||||
8 | Счет лет в истории. | 1 | Научиться различать понятия год, век, тысячелетия и решать задачи | Определять: -Годы, века, тысячелетия. -Как считали время в древности -Наша эра -Счет лет до нашей эры. Участвовать в решении задачи | Беседа, рассказ, объяснение, использование иллюстраций. | Прочитать §6 Стр.38 № 1,2,3,4,5 | 26.09 | |||||||||||||||||||
9 | Египет – дар Нила. | 1 | Научиться определять понятие фараон, письменность | Определять проблему и цели урока Раскрывать значение терминов фараон, письменность Участвовать в обсуждении темы Называть и характеризовать к обсуждению событий -Разливы Нила -Две короны фараонов -Письменность египтян | Рассказ, беседа, использование карты, иллюстраций | Прочитать §7 Стр.45.№ 5 | 28.09 | |||||||||||||||||||
10 | Страна двух рек. | 1 | Научиться рассказать о историческом событии | Определять и участвовать в обсуждении темыМежду Тигром и Евфратом -Кирпичи вместо камней -Глиняные книги -Столпотворение народов Называть основные события происходящие в древнем мире | Беседа, рассказ, объяснение. | Прочитать §8 Стр.50 № 3 | 3.10 | |||||||||||||||||||
11 | Вавилонский царь Хаммураппи и его законы. | 1 | Научиться рассказать о законах Хаммурапи | Определять проблему и цели урока Возвышение Вавилона -Законы Хаммурапи важный исторический источник. | Чтение, практическая работа по заданиям | Прочитать §9 Стр.56.№ 3,4,5 | 5.10 | |||||||||||||||||||
12 | Индия и Китай в древности. | 1 | Научиться сравнивать события -Речные цивилизации -Древнейшая цивилизация в Индии -Первые государства в Китае | Определять проблему цели урока Раскрывать значение о цивилизации Индии и Китая Участвовать к обсуждению изучаемого материала Называть основные периоды исторических событий | Чтение, беседа, объяснение. | Прочитать §10 Подготовиться к опросу | 10.10 | |||||||||||||||||||
13 | Фараоны и пирамиды. | 1 | Научиться определять понятия -Пирамиды Египта -Фараон – повелитель Египта -Вельможи, чиновники, писцы | Научиться сравнивать источники и понятия истории Раскрывать термины вельможа, чиновники, писцы | Рассказ, практическое задание по иллюстрациям, обобщение. | Прочитать §11, ответить на вопр. 4,5 на стр. 65. | 12.10 | |||||||||||||||||||
14 | Жизнь в Древнем Египте. | 1 | Научиться вести беседу по изучения темы -Ремесленники за работой -Египетские жрецы -Народное восстание в Египте. | Определять проблему и цели урока Участвовать раскрытию и обсуждении темы | Чтение, беседа, объяснение. | Прочитать §12 и ответить на вопр. 2,4 на стр. 69. | 17.10 | |||||||||||||||||||
15 | Завоевания фараонов. | 1 | Научиться рассказать по учебнику события -Войско и оружие -Завоевания Тутмоса 3 -Ограбление завоеванных стран -Фараон – мятежник и победители – жрецы | Определять проблему цели урока Раскрывать сущность исторических событий Участвовать к обсуждению темы | Рассказ, беседа, с помощью иллюстраций в учебнике нарисовать египетского воина. | Прочитать § 13 Рисунок на стр.73 | 19.10 | |||||||||||||||||||
16 | Культура Древнего Египта. | 1 | Научиться определять и знать понятия -Искусство -Боги Египтян -Миф об Осирисе и Исиде | Определять проблему и сущность урока Раскрывать события Древнего Египта Участвовать в раскрытии темы | Чтение, беседа, объяснение. | Прочитать §14, Подготовиться к/р. | 24.10 | |||||||||||||||||||
17. | Контрольная работа по теме: Древний Восток, Древний Египет 1 26.10 | |||||||||||||||||||||||||
18 | Финикийские мореплаватели. | 1 | Научиться рассказывать о событиях -Финикийские города -Торговцы и пираты -Путешествия финикийцев -Финикийский алфавит | Определять проблему цели урока и научиться отвечать на вопросы | Чтение, выступление по вопросам, обобщение | Прочитать §15 ответить на вопр. 4 на стр.85 Прочитать §16 | 7.11 | |||||||||||||||||||
19 | Древняя Палестина. | 1 | Научиться беседовать о исторических событиях -Палестина и ее население -Библейские сказания -Царство Саула и Давида - Царь Соломон и Иерусалимский храм | Раскрывать исторические термины Называть и характеризовать события | Викторина | Прочитать §16 | 9.11 | |||||||||||||||||||
20 | Ассирийская военная держава. | 1 | Научиться вести рассказ о исторических событиях -Ассирийская армия и их завоевания -Ниневия – «логовище львов» | Определять цель урока Раскрывать события ассирийской державы Участвовать к общей беседе Называть термины | Рассказ, беседа. | Прочитать §17 | 14.11 | |||||||||||||||||||
21 | Победители Ассирии. | 1 | Научиться объяснять сущность Создания Нововавилонской державы -Научные знания вавилонян -Мидийцы и персы | Участвовать к общей беседе темы Раскрывать понятия событий истории | Беседа, рассказ, объяснение, использование иллюстраций. | Прочитать §18 | 16.11 | |||||||||||||||||||
21 | Повторение по теме «Палестина; Ассирия» | 21.11 | ||||||||||||||||||||||||
22 | Образование державы Маурьев в Индии | 1 | Научиться использовать карты | Раскрывать события истории переселения ариев в Индию - Цивилизация начинается вновь - Индийские варны - Держава Маурьев Участвовать в обсуждении темы | Рассказ, объяснение | Прочитать § 19 Карта на стр.103 | 23.11 | |||||||||||||||||||
23 | Единое государство в Китае. | 1 | Научиться рассказать событияо -Первом властелине Цинь -Великая Китайская стена -Изобретения древних китайцев | Определять проблему и цели урока Раскрывать значение исторических событий Участвовать в беседе и использовании исторических терминов Называть и кратко характеризовать о государстве Китай | Рассказ, беседа, с помощью иллюстраций в учебнике нарисовать китайский фарфоровый сосуд. | Прочитать §20 и ответить на вопр.2,5 на стр.111 | 28.11 | |||||||||||||||||||
24 | Великая Персидская держава. | 1 | Научиться вести рассказ о -Завоевании Кира Великого -Борьба за власть в Персидской державе -Персидская держава при Дарии Первом. | Определять цель урока Раскрывать суть темы Участвовать в обсуждении вопросов этих событий | Каждому дается 1 вопрос по которому он готовится и затем выступает перед классом. При необходимости диктует термины, даты для записи другими учениками в тетрадь. | Прочитать §21 Вопрос №3 на стр. 116 | 30.11 | |||||||||||||||||||
25 | Повторениео теме: Индия ,Китай | 1 | 5.12 | |||||||||||||||||||||||
26 | Греция и Крит в эпоху бронзы. | 1 | Научиться рассказать о Стране греков -Миф о Тесее и Минотавре -Археологические открытия на Крите -Ахейская Греция. | Определять проблему и цель урока Раскрыть сущность темы Учавсвоватьв беседе о греции и Крите в эпоху бронзы | Рассказ, беседа, практическая работа – ответы на вопросы на стр. 123 – 2,3,4 | Прочитать «Миф о начале Троянской войны» на стр.124 | 7.12 | |||||||||||||||||||
27 | Поэмы Гомера. | 1 | Научиться знать о -Темные века» в истории Греции и слепой поэт -Поэма о Троянской войне -Приключение Одиссея | Раскрывать о историческом событии Обсуждать и повторять термины Называть и дать характеристику о поэме Гомера | Повторение предыдущей темы, рассказ, беседа, объяснение. | Прочитать §23 ответить на вопр.3 на стр.129 | 12.12 | |||||||||||||||||||
28 | Боги и герои Эллады. | 1 | Научиться понимать -Олимпийские боги -Боги земледелия -Подвиги Геракла | Повторить пройденный материал Обсуждать о богах и героях Эллады Называть основные факты этого периода | Повторение, чтение, беседа, объяснение, обобщение. | Прочитать «Миф о Прометее» на стр.133 | 14.12 | |||||||||||||||||||
29 | Греческие полисы и Великая колонизация | 1 | Научиться понимать о событиях -«Греческое чудо» -Образование полисов -Великая колонизация. | Определять цели урока Раскрывать Сущность исторического события | Повторение, чтение, выступление по вопросам, обобщение. | Прочитать §25 ответить на вопр.1, 2. | 19.12 | |||||||||||||||||||
30 | Афинский полис. | 1 | Научиться объяснять о историческом событии -Древняя Аттика -Кем был Солон -Законы Солона -Победа Демоса в Афинах. | Определять цели урока Ракрыватьсуть исторических событий | Повторение, рассказ, беседа, объяснение. | Прочитать §26 | 21.12 | |||||||||||||||||||
31 | Древняя Спарта. | 1 | Научиться характеризовать события -Спартанские завоеватели -«Община равных» -Спартанское воспитание. | Определить цель урока Раскрывать термины событий Участвовать в вопросах и обсуждениях исторических завоеваниях | Повторение, чтение, беседа. | Прочитать §27 ответить на вопр.5 на стр.147 | 26.12 | |||||||||||||||||||
32 | Герои Марафонской битвы. | 1 | Научиться определять хронологию исторических событий | Определять цели и причины -Восстании в Милете -Персы идут на Афины -Полководец Мильтиад -Марафонская битва Называть основные периоды битв героев Марафонской битвы | Повторение, рассказ, беседа, объяснение, обобщение. | Прочитать §28. | 28.12 | |||||||||||||||||||
33 | Персидское нашествие на Грецию. | 1 | Научиться характеризовать данные события -Фемистокол – руководитель Афинского государства -Великое вторжение -Фермопилы -Саламинское сражение | Определять и рассказать по карте исторические события этого периода | Повторение, чтение, беседа, рассказ, работа с картой, практическая работа по заданиям 4,5. | Прочитать «Саламинское сражение» на стр.159 | 16.01 | |||||||||||||||||||
34 | Расцвет демократии в Афинах. | 1 | Научиться вести беседу об истории Афин: -Путь Афин к Демократии -Народное собрание в Афинах -Век Перикла -Афинская морская держава | Определять суть события Раскрывать значение терминов Участвовать в обсуждении этой темы | Беседа, рассказ, практическая работа по заданиям 1,2. | Прочитать §30 | 18.01 | |||||||||||||||||||
35 | Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. | 1 | Научиться объяснять о развитии хозяйства Греции и дать понятия о -Росте рабства в Греции -Рабский труд в хозяйстве -Положение рабов -Торговля | Развитие коммуникативной и познавательной способности путем самостоятельного рассказа и беседы учащихся | Повторение, рассказ, беседа, объяснение, обобщение. | Прочитать §31 и ответить на вопр.1,2 | 23.01 | |||||||||||||||||||
36 | Пелопоннеская война. | 1 | Научиться составлять причину и результаты войны -Причины и начало войны -Алкивиад и Сицилийская катастрофа -Алкивиад – автократор (самодержец) -Окончание войны | Участвовать в обсуждении военных событий | Проверка д/з, чтение, рассказ, обощение. | Прочитать §32 | 25.01 | |||||||||||||||||||
37 | Граждане, ученые и атлеты Греции. | 1 | Научиться беседовать и раскрывать суть темы: -Воспитание гражданина -Олимпийские игры | Раскрывать термины исторических событий | Рассказ, беседа, объяснение. | Прочитать §33 | 30.01 | |||||||||||||||||||
38 | Архитекторы, скульпторы, поэты Греции. | 1 | Научиться делать сообщения о архитекторах . скульпторах, поэтах Греции | Раскрывать понятия оГречесАфинский акрополе, греческие скульпторы, греческий театр называть основные понятия терминов | Повторение, рассказ, выступление по сообщениям. | Прочитать §34, принести сообщение на тему «Греческие скульпторы» (Пракситель, Мирон, Поликлет) | 1.02 | |||||||||||||||||||
39 | 1 | Повторение по теме: Древняя Греция, Афины 6.02 | ||||||||||||||||||||||||
40 | Возвышение Македонии. | 1 | Научиться обобщать о событиях Филиппа, царь Македонии -Демосфен – оратор и патриот -Битва при Херонее и Коринфский съезд -Загадочная гибель ФилиппаII и приход к власти Александра. | Раскрыть суть темы | Рассказ, беседа, объяснение, обобщение. | Прочитать §35, «Александр и Буцефал» на стр.192 | 8.02 | |||||||||||||||||||
41 | Завоевания Александра Македонского. | 1 | Научиться вести беседу о завоеваниях Александра Македонского и дать понятия : -Первые победы -Осада Тира и основание Александрии -Решающее сражение -Поход на край земли. | Раскрыть суть темы и участвовать в рассказе завоеваниях Македонского | Повторение, рассказ, беседа, работа с картой, обобщение. | Прочитать §36 | 13.02 | |||||||||||||||||||
42 | Греческий Восток. | 1 | Научиться объснять основные события истории например: -Смерть Александра и распад его державы -Новая карта мира -Александрия Египетская -Александрийская библиотека | Определять хронологические события этого периода Раскрывать термины Участвовать в рассказу о греческом востоке | Повторение, рассказ, беседа, объяснение, обобщение. | Прочитать §37, ответить на вопросы 2,3 на стр. 202 | 15.02 | |||||||||||||||||||
43 | Древний Рим. Начало римской истории. | 1 | Научиться сравнивать о героях Рима и дать понятияо -Легенда об основании Рима -Римские цари -Первые римляне | Определять суть раскрытие темы Участвовать в обсуждении событий происходящие в период римских властей | Чтение, беседа, рассказ, объяснение. | Прочитать «Первые герои республики» на стр.208. | 20.02 | |||||||||||||||||||
44 | Республика римских граждан. | 1 | Научиться ответить на вопросы например -Римские консулы -Народные трибуны – защитники плебеев -Римский сенат -Римская армия -Жрецы римских богов. | Определять проблему и цели урока Раскрывать историческое событие Участвовать к беседе Называть и характеризовать событие | Рассказ, беседа, объяснение фронтальный опрос. | Прочитать §39 | 22.02 | |||||||||||||||||||
45 | Рим во главе Италии. | 1 | Научиться рассказать -Как «гуси Рим спасли» -«Пиррова победа» -Разделяй и властвуй! | Участвовать к беседе о завоеваниях Рима Называть основные периоды событий | Рассказ, беседа, обобщение. | Прочитать§40 | 27.02 | |||||||||||||||||||
46 | Первая война с Карфагеном. | 1 | Научиться: рассказать о сущности исторического события -Карфаген соперник Рима -Борьба за Сицилию -Рим и Карфаген готовятся к новой схватке. | Раскрывать основные исторические термины Участвовать в обсуждении новой темы | Повторение, чтение, выступление по вопросам, обобщение. | Прочитать §41 и ответить на вопр.2,3,5 на стр.223 | 1.03 | |||||||||||||||||||
47 | Война с Ганнибалом. | 1 | Научиться отвечать на вопросы событий: -Вторжение в Италию -Диктатор Фабий по прозвищу Медлитель. -Битва при Каннах -Окончание войны | Определять проблему и причину войны Раскрывать значение о войнах с Ганнибалом | Фронтальный опрос, рассказ, чтение, беседа. | Прочитать «О Ганнибале» на стр.228 | 6.03 | |||||||||||||||||||
48 | Рим – завоеватель Средиземноморья. | 1 | Научиться определять исторические события: -Освободители Греции -Гибель великих царств -Карфаген должен быть разрушен! -Римские провинции. | Определять основные завоевания Средиземноморья Раскрывать причину войны Участвовать к беседе исторических событий Называть основные термины истории | Рассказ, беседа, объяснение, обобщение, опрос. | Прочитать §43 и ответить на вопр.1 на стр. 232 | 13.03 | |||||||||||||||||||
49 | Повторительно-обобщающий урок по темам «Образование Римской республики» | Контрольная работа | 15.03 | |||||||||||||||||||||||
50 | Народные трибуны – братья Гракхи. | 1 | Научиться рассказать о -Разорение крестьян -Земельный закон Тиберия Гракха -Гибель Тиберия Гракха -Борьба и гибель Гая Гракха. | Чтение, беседа, объяснение, обобщение. | Прочитать §44 | 20.03 | ||||||||||||||||||||
51 52 | Сулла – первый военный диктатор Рима. | 1 | Знать: -Самая позорная война -Новая армия и новые граждане -Гражданская война и диктатура Суллы | Повторение, чтение, выступление по вопросам, обобщение. | Прочитать §45 и ответить на вопр.2,3 на стр. 241. | 22.03 3.04 | ||||||||||||||||||||
53 | Восстание Спартака | 1 | Знать: -Рабство в Риме -Гладиаторы -Начало восстания -Поход к Альпам -Последние походы | Чтение, беседа, объяснение, фронтальный опрос. | Прочитать §46 №1, карта на стр.246 | 5.04 | ||||||||||||||||||||
54 | Цезарь – повелитель Рима. | 1 | Знать: -Полководцы и легионы - Союз трех полководцев - Возвышение Цезаря и гибель Красса - Цезарь против Помпея - Мартовские иды. | Повторение, рассказ, чтение, обобщение. | Прочитать §47, «Римский календарь» на стр.252 | 10.04 | ||||||||||||||||||||
55 | Падение республики. | 1 | Знать: - Последние республиканцы - Наследники Цезаря - Жребий брошен вновь -Антоний или Октавиан. | Чтение, беседа, объяснение, обобщение, фронтальный опрос. | Прочитать §48 и ответить на вопр.1 на стр.257 Подготовиться к/р. | 12.04 | ||||||||||||||||||||
56 | 1 | Повторение по теме: Древний Рим 17.04 | ||||||||||||||||||||||||
57 | Император Октавиан Август. | 1 | Знать: -Восстановление республики -Власть Августа -Правление Августа -Золотой век поэзии. | Рассказ, беседа, объяснение, обобщение. | Прочитать §49 | 19.04 | ||||||||||||||||||||
58 | Цезари Рима | 1 | Знать: -Императоры после Августа -«Наихудший» император -«Наилучший» император и его завоевания | Фронтальный опрос, чтение и выступление по вопросам. | Прочитать §50 и подготовиться к викторине. | 24.04 | ||||||||||||||||||||
59 | Жизнь в Римской империи | 1 | Знать: -Рим – столица империи -Дворцы, особняки, многоэтажные дома Рима - В цирке и в термах -В провинциях империи - Жизнь в деревне. | Викторина | Прочитать §51 «Город, погребенный заживо» на стр.277 | 26.04 | ||||||||||||||||||||
60 | Повторительно-обобщающий урок по темам «Гражданские войны и «Риская империя»» | 1 | 1.05 | |||||||||||||||||||||||
61 | Кризис Римской империи в III веке. | 1 | Знать: -Натиск варваров на границы империи -Внутреннее положение империи и ее распад -Император Аврелиан - Нерешенные проблемы | Рассказ, беседа, объяснение, обобщение, фронтальный опрос. | Прочитать §53 и ответить на вопр.2,3 на стр.283. | 3.05 | ||||||||||||||||||||
62 | Христианство. | 1 | Знать: -Христианство мировая религия -В каких условиях возникло христианство -Жизнь и учение Иисуса Христа -Христианская церковь. | Чтение, беседа, практическая работа по заданиям 2,3. | Прочитать §54 | 8.05 | ||||||||||||||||||||
63 | Императоры Диоклетиан и Константин. | 1 | Знать: -Диоклетиан – «господин и бог» -Приход к власти Константина -Реформы Диоклетиана и Константина. | Повторение, чтение, выступление по вопросам, обобщение. | Прочитать стр.292 «Победа христианства», «Основание «Нового Рима». | 10.05 | ||||||||||||||||||||
64 | Падение Западной Римской империи. | 1 | Знать: -Римляне и варвары -Великое переселение народов -Феодосий I и раздел империи. -Взятие Рима готами -Битва народов и конец Римской империи | Фронтальный опрос, рассказ, беседа, объяснение, обобщение. | Подготовиться к опросу. | 15.05 | ||||||||||||||||||||
65-70 | Обобщающее повторение | 17.05 22.05 24.05 29.05 | ||||||||||||||||||||||||
31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...