Рабочая программа по истории для 5 классов (ФГОС)
рабочая программа по истории (5 класс)

Корчагина Юлия Павловна

Данная рабочая программа по истории для обучающихся 5 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе Примерной программой по истории для 5-9 кл. по учебному предмету «История» и авторской программой  под редакцией А. А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы («Просвещение», 2014) рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования на базовом уровне, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ основного общего образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass_istoriya.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ШКОЛА № 106»

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа № 106»

Приказ от «_____»__________г. №

        Дулогло О.П.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    __________________истории___________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)   основное общее образование 5 «а», «б», «в», «г»     

                     (начальное общее,    основное общее, среднее общее  образование    с указанием класса)

Количество часов   68 ч.              

Учитель                   Корчагина Юлия Павловна

        (ФИО)

Программа разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ основного общего образования в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «История» и авторской программой под редакцией А. А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы – «Просвещение», 2014

_____________________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2016 г.

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по истории для обучающихся 5 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе Примерной программой по истории для 5-9 кл. по учебному предмету «История» и авторской программой  под редакцией А. А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы («Просвещение», 2014) рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования на базовом уровне, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ основного общего образования и учебным планом  образовательного  учреждения МБОУ «Школа № 106».

В учебном плане МБОУ «Школа № 106» на 2016-2017 учеб. год на изучение предмета «история» в 5-х классах отводится 2 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год для 5 «а», «б», «в» и «г» классов.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником:

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

«Ученик научится». 

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты: — осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; —осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей по- зиции и ответственному поведению в современном обществе; —понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: —способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; —овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; —способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); —готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; —активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты: —овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миро- понимания и познания современного общества, истории собственной страны; —способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; —способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; —умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры- вая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; —расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; —готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

«Ученик получит возможность научиться»

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1 . Знание хронологии, работа с хронологией: —указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; —соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: —характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со- бытий; —группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. 3. Работа с историческими источниками: —читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; —осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо- бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания. 4. Описание (реконструкция): — последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; — характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; — на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: —различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); —соотносить единичные исторические факты и общие явления; —различать причину и следствие исторических событий, явлений; \ —выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; —раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; —сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; —излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: —приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; —определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: —применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; —использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне- школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде; —способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты: —способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; —способность выделять главное в тексте и второстепенное; —способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию; —способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). —способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями; —способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью; —способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации; —способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива; —способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; —способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; —способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом. Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Основная  содержательная  линия  рабочей программы в 5 классе  реализуется в рамках курса «История Древнего мира». Освоение содержания исторического материала осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами географии, филологии, искусства. 

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Рабочая программа построена на основе цивилизационного подхода к историческому процессу. При этом акцент делается  преимущественно на комплексные характеристики древних обществ, особое внимание обращено на культуру, религию и на самого человека: его образ жизни, ментальность, повседневность.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование, сообщения, доклады).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

- учебник (А.А.Вигасин. История Древнего мира: учеб. Для 5 кл. общеобразоват.учреждений - М.: «Просвещение», 2006 г. – 287с.),

- методическое пособие для учителя (Г.И.Годер. История Древнего мира. Методической пособие. 5 класс: для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 352с.),

- примерную программу (Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.).

Содержание курса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Д/з

а

б

в

г

а

б

в

г

I четверть (5 «а» - 16 ч., 5 «б», «в», «г» - 17 ч.)

1

Вводный урок. История как наука. Древний мир. Хронологические и географические рамки

1

1.09

5.09

1.09

2.09

Урок изучения нового материала: урок-беседа

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раскрывать значение терминов (история, хронология, география, исторические источники, археология)

Уч.  – стр. 8, понятия

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

7

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3

2

Древнейшие люди

1

6.09

7.09

5.09

7.09

Урок изучения нового материала: урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

Комментировать и формулировать понятия: эволюция, первобытное общество, орудие труда, собирательство, реконструкция.

§ 1, понятия, вопросы и задания на стр. 13

3

Родовые общины охотников и собирателей

1

8.09

12.09

8.09

9.09

Комбинированный урок

Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.

Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.

Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. Комментировать и формулировать понятия: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община, сородичи.

§ 2, понятия, вопросы и задания на стр. 17

4

Возникновение искусства и религиозных верований. Тест № 1 «Первобытные охотники и собиратели»

1

13.09

14.09

12.09

14.09

Комбинированный урок

Освоение общемирового культурного наследия.

Охарактеризовать первобытные верования людей

Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Комментировать и формулировать понятия: пещерная живопись, колдовство,  душа, «страна мертвых», религия, язычество, анимизм

§ 3, понятия, вопросы и задания на стр. 20

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

2

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

15.09

19.09

15.09

16.09

Комбинированный

Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей

Охарактеризовать изменения в социально- хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Комментировать и формулировать понятия: топор, мотыга, серп, зернотёрка, прядение. ткачества, циновка. духи, боги, старейшина, совет старейшин, племя, идол, молитва, жертва, религиозный обряд.

§ 4, понятия, вопросы на стр. 25

6

Появление неравенства и знати.

1

20.09

21.09

19.09

21.09

Комбинированный урок

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.

Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

Раскрывать смысл понятий: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь племени, знать, рабы, город, святилище, царь

§ 5, понятия, вопросы на стр. 29

Тема 3. Счёт лет в истории

1

7

Измерение времени по годам.

1

22.09

26.09

22.09

23.09

Комбинированный урок

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.

Уметь определять историческое время по ленте времени.

Понимать относительнос ть мнений и подходов к решению проблемы.

Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Глава 3 (с. 29 – 32)

8

Повторительно-обобщающий урок «Значение первобытной эпохи». Контрольная работа № 1

1

27.09

28.09

26.09

28.09

Урок-контрольная, учёт и оценка знаний, умений и навыков.

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиарес урсов.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

-

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

21

Тема 4. Древний Египет

9

9

Государство на берегах Нила.

1

29.09

3.10

29.09

30.09

Комбинированный урок

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору

Устанавливать причинно- следственные связи природы и занятий древних египтян.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.

§ 6, понятия и даты, вопросы и задания на стр. 37

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

4.10

5.10

3.10

5.10

Комбинированный урок

Экологическое сознание.

Оценивать достижения культуры.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительно й литературы, электронных изданий.

Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.

§ 7, понятия, вопросы и задания на стр. 42

11

Жизнь египетского вельможи. Историческое сочинение

1

6.10

10.10

6.10

7.10

Комбинированный урок

Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Учиться работать в малой группе над общим заданием.

Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

§ 8, вопросы и задания на стр. 46

12

Военные походы фараонов.

1

11.10

12.10

10.10

12.10

Комбинированный урок

Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответ- ствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетско го государства и территории походов фараонов.

§ 9, понятия, вопросы и задания на стр. 51

13

Религия древних египтян.

1

13.10

17.10

13.10

14.10

Комбинированный урок

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Характеризовать религию древних египтян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

§ 10, понятия, вопросы и задания на стр. 56

14

Искусство Древнего Египта. Историческое сочинение

1

18.10

19.10

17.10

19.10

Комбинированный урок

Освоение общекультурного наследия древних египтян.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Подготовить историческое сочинение по самостоятельно выбранной теме.

§ 11, понятия, вопросы и задания на стр. 61, «составьте рассказ»

15

Письменность и знания древних египтян.

1

20.10

24.10

20.10

21.10

Комбинированный урок

Составлять короткое сообщение о древне- египетских иероглифах.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

§ 12, понятия, вопросы и задания на стр. 64-65, подготовка сообщений

16

Загадки Древнего Египта

1

25.10

26.10

24.10

24.10

Урок совершенствования знаний, умений и навыков: семинар

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиарес урсов

Характеризовать особенности истории Древнего Египта и определить влияние Египта на историю других регионов мира

Осуществлять поиск информации в различного вида источниках о нераскрытых фактах из истории Древнего Египта

Подготовка и защита рефератов

Повторение § 6-12

17

Повторительно-обобщающий урок «Древний Египет». Контрольная работа № 2

1

27.10

7.11

27.10

28.10

Урок – контрольная работа

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.

Анализировать достижения в земледелии.

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

-

Тема 5. Западная Азия в древности

7

18

Древнее Двуречье.

1

8.11

9.11

7.11

9.11

Урок изучения нового материала: урок-беседа

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

§ 13, понятия, вопросы и задания на стр. 69

19

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

10.11

14.11

10.11

11.11

Урок изучения нового материала: урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим

Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.

§ 14, понятия, вопросы и задания на стр. 73

20

Финикийские мореплаватели.

1

15.11

16.11

14.11

16.11

Комбинированный урок

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников .

Рассказывать с помощью карты о место- положении Финикии и занятиях её жителей

§ 15, понятия, вопросы и задания на стр.76-77 («подготовьте сообщение»)

21

Библейские сказания.

1

17.11

21.11

17.11

18.11

Комбинированный урок

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен

Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

Объяснять значение принятие единобожия древнееврейским и племенами.

§ 16, понятия, вопросы и задания на стр. 81 («опишите рисунок»)

22

Древнееврейское царство.

1

22.11

23.11

21.11

23.11

Комбинированный урок

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Дать оценку поступков Давиду и Самсону

Выделять в дополнительно м тексте к параграфу главное и второстепенно е (работа в группах)

Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

§ 17, понятия, вопросы и задания на стр. 85 («подумайте»)

23

Ассирийская держава.

1

24.11

28.11

24.11

25.11

Комбинированный урок

Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»

Работать в малых группах по дифференциро ванным заданиям на понимание и осмысление нового материала

Работать в малых группах по дифференциро ванным заданиям на понимание и осмысление нового материала

§ 18, понятия, вопросы и задания на стр. 90 («опишите»)

24

Персидская держава «царя царей».

1

29.11

30.11

28.11

30.11

Урок совершенствования знаний, навыков и умений: семинар

Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях

Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей

Установить причины возникновения Персидской державы

§ 19, понятия, вопросы и задания на стр.94, повторение

Тема 6. Индия и Китай в древности

5

25

Природа и люди Древней Индии.

1

1.12

5.12

1.12

2.12

Урок изучения нового материала: смешанный урок

Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии

Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах)

Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

§ 20, вопросы и задания на стр. 100 («подготовьте сообщения»)

26

Индийские касты.

1

6.12

7.12

5.12

7.12

Комбинированный урок

Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану

Подготовить сообщение о жизни Будды

Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма

§ 21, понятия, вопросы и задания на стр. 105 («подготовьте сообщение»)

27

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

8.12

12.12

8.12

9.12

Комбинированный урок

Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа

Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

Вести поиск по карте и комментировать  местоположение Китая

Определять и формировать особенности китайской религии

§ 22, понятия, вопросы и задания на стр. 109 («подумайте»)

28

Первый властелин единого Китая.

1

13.12

14.12

12.12

14.12

Комбинированный урок

Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа

Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

Составлять кроссворды по тематике урока

Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены

§ 23, вопросы и задания на стр. 114 («подумайте»), повторение раздела 2

29

Повторительно-обобщающий урок «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру». Контрольная работа № 3

1

15.12

19.12

15.12

16.12

Урок-контрольная, учет и оценка знаний, умений и навыков: контрольная работа

Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев

Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам

Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета

-

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

20

Тема 7. Древнейшая Греция

5

30

Греки и критяне.

1

20.12

21.12

19.12

21.12

Урок изучения нового материала: урок-беседа

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа

Работать с картой, заданиями рабочей тетради

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст (работа в группах)

Называть отличительные признаки критской культуры

§ 24, понятия, вопросы и задания на стр. 120 («подумайте»)

31

Микены и Троя.

1

22.12

26.12

22.12

23.12

Комбинированный урок

Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации

Показывать по карте местоположение Микен

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты

Выделять различия между микенской и критской культурой

§ 25, вопросы и задания на стр. 124 («подумайте»)

32

Поэма Гомера «Илиада».

1

27.12

28.12

26.12

28.12

Урок изучения нового материала: урок теоретических и практических работ исследовательского типа

Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.

Характеризовать образы основных героев «Илиады».

Принимать участие в ролевой игре.

Раскрывать кратко суть поэмы Гомера.

§ 26, вопросы и задания на стр. 129, чтение текста «Илиады»

33

Поэма Гомера «Одиссея».

1

29.12

16.01

29.12

30.12

Урок изучения нового материала: урок теоретических и практических работ исследовательского типа

Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой

Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события

§ 27, вопросы и задания на стр. 134, чтение текста «Одиссеи»

34

Религия древних греков.

1

12.01

18.01

12.01

13.01

Комбинированный урок

Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)

Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»)

Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами

§ 28, вопросы и задания на стр. 138 («подготовьте сообщение»)

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

35

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

17.01

23.01

16.01

18.01

Комбинированный урок

Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции

Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)

Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом

§ 29, понятия, вопросы и задания на стр. 143 («подготовьте сообщения»)

36

Зарождение демократии в Афинах.

1

19.01

25.01

19.01

20.01

Комбинированный урок

Выразить свое собственное отношение к демократически м процессам, происходящим в древней Греции

Дать собственную оценку поступкам Солона

Вести диалог с товарищем по заданию, предложенном у учителем

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения

§ 30, понятия, вопросы и задания на стр. 146 («подготовьте сообщение»)

37

Древняя Спарта.

1

24.01

30.01

23.01

25.01

Комбинированный урок

Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию

Показывать на карте расположение Спарты

Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников.

Сравнивать общественно- политическое устройство Афин и Спарты

§ 31, понятия, вопросы и задания на стр. 150

38

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1

26.01

1.02

26.01

27.01

Комбинированный урок

Осознавать принадлежность греков к единой культуре

Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты

Составлять план «Причины переселения греков»

Объяснять причины и значение возникновения колоний

§ 32, понятия, вопросы и задания на стр. 155, индивидуальные задания

39

Олимпийские игры в древности. Историческое сочинение

1

31.01

6.02

30.01

1.02

Урок совершенствования знаний, умений и навыков: семинар

Пробудить желание заняться каким- либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека

Описывать основные правила проведения Олимпийских игр

С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя

Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции

§ 33, понятия, вопросы и задания на стр. 160-161 («составьте рассказ»)

40

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

2.02

8.02

2.02

3.02

Комбинированный урок

Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства

Описывать ход боевых действий между персами и греками

Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве

Объяснять причины победы греков в Марафонской битве

§ 34, понятия, вопросы и задания на стр. 165 («подумайте»)

41

Нашествие персидских войск на Элладу

1

7.02

13.02

6.02

8.02

Комбинированный урок

Описывать чувства человека- защитника своего государства

Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения

Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

§ 35, понятия, вопросы и задания на стр. 170

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

4

42

В гаванях афинского порта Пирей.

1

9.02

15.02

9.02

10.02

Урок изучения нового материала: урок-беседа

Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»

Устно описывать торговый порт Афин

Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа

Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции

§ 36, понятия, вопросы и задания на стр. 175

43

В городе богини Афины. Историческое сочинение

1

14.02

20.02

13.02

15.02

Урок изучения нового материала: урок теоретических и практических работ исследовательского типа

Объяснять, за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились

Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие

Описывать произведения древнегреческой архитектуры

Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей

§ 37, понятия, вопросы и задания на стр. 181 («составьте рассказ»)

44

В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре.

1

16.02

22.02

16.02

17.02

Урок совершенствования знаний, умений и навыков: семинар

Описывать собственные представления о важности образования. Высказывать суждения о роли театра в жизни греков

Описывать особенности древнегреческого воспитания. Объяснять отличия трагедий и комедий

Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте. Сравнивать современный театр и древнегреческий

Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции. Рассказывать о развитии древнегреческого тетра

§ 38,39, понятия, вопросы и задания на стр. 185, 190 («познакомьтесь с документом»)

45

Афинская демократия при Перикле.

1

21.02

27.02

20.02

22.02

Комбинированный урок

Объяснять значение участия граждан в управлении государством

Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле

Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте

Характеризовать афинскую демократию при Перикле

§ 40, понятия, вопросы и задания на стр. 195 («опишите рисунок»)

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

4

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

28.02

1.03

27.02

1.03

Урок изучения нового материала: урок теоретических и практических работ исследовательского типа

Описывать значение потери Грецией независимости

Показывать на карте места сражений

Характеризовать македонское войско

Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии

§ 41, вопросы и задания на стр. 200

47

Поход Александра Македонского на Восток.

1

2.03

6.03

2.03

3.03

Комбинированный урок.

Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского

Составлять исторический портрет(характеристику) Александра Македонского

Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского

§ 42, вопросы и задания на стр. 205

48

В Александрии Египетской.

1

7.03

13.03

6.03

10.03

Комбинированный урок

Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней

Составлять рассказ- описание города Александрия

Объяснять причины распада державы Александра Македонского

§ 43, вопросы и задания на стр. 212

49

Повторительно-обобщающий урок «Вклад древних эллинов в мировую культуру». Контрольная работа № 4

1

9.03

15.03

9.03

15.03

Урок-контрольная, учет и оценка знаний, умений и навыков: контрольная работа

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа

Планирование последовательности действий

Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

-

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ

17

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

50

Древнейший Рим.

1

14.03

20.03

13.03

17.03

Урок изучения нового материала: урок-беседа

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Планирование последовательности действий

Участие в обсуждении проблем и сотрудничеств о со сверстниками

Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия

§ 44, понятия, вопросы и задания на стр. 218

51

Завоевание Римом Италии.

1

16.03

22.03

16.03

22.03

Комбинированный урок

Формирование мотивации к обучению и познанию

Планирование последовательности действий

Организация и планирование работы в группе

Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения

§ 45, понятия, вопросы и задания на стр. 222

52

Устройство Римской республики. Тест № 2 «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией»

1

21.03

3.04

20.03

5.04

Комбинированный урок. Письменный контроль

Формирование активной позиции в учебной деятельности

Организация самоконтроля и самооценивания

Овладение средствами решения коммуникативных задач

Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом

§ 46, понятия, вопросы и задания на стр. 227 («подготовьте сообщения»)

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

4.04

5.04

3.04

7.04

Урок совершенствования знаний, умений и навыков: семинар

Характеризовать цели и поступки Ганибала

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Анализировать ответы одноклассников

Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.

§ 47, вопросы и задания на стр. 232 («подготовьте сообщение»)

54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

1

6.04

10.04

6.04

12.04

Комбинированный урок

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Работать с картой в процессе изучения событий

Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме

§ 48, понятия, вопросы и задания на стр. 238

55

Рабство в Древнем Риме.

1

11.04

12.04

10.04

14.04

Комбинированный урок

Составление плана и последовательности действий

Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах

Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника

§ 49, понятия, вопросы и задания на стр. 241

Тема 13. Гражданские войны в Риме

4

56

Земельный закон братьев Гракхов.

1

13.04

17.04

13.04

19.04

Урок совершенствования знаний, умений и навыков: семинар

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп

§ 50, вопросы и задания на стр. 246 («подготовьте сообщения»)

57

Восстание Спартака. Историческое сочинение

1

18.04

19.04

17.04

21.04

Комбинированный урок

Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака

Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»

Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения

§ 51, вопросы и задания на стр. 250-251 («составьте рассказы»)

58

Единовластие Цезаря.

1

20.04

24.04

20.04

26.04

Комбинированный урок

Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Умение работать в группе

Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

§ 52, понятия, вопросы и задания на стр. 255-256 («познакомьтесь с документом»)

59

Установление империи. Тест №3 «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья»

1

25.04

26.04

24.04

28.04

Комбинированный урок

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Организация и планирование работы в группе

Формирование умений работать с исторической картой

§ 53, понятия, вопросы и задания на стр. 260, повторение темы 13

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

5

60

Соседи Римской империи.

1

27.04

3.05

27.04

3.05

Урок совершенствования знаний, умений и навыков: практическая работа

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам

Умение составлять простой план. Работа с картой

Обмениваться в группе результатами поиска

Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации

§ 54, вопросы и задания на стр. 264-265 («опишите рисунок»)

61

В Риме при императоре Нероне.

1

2.05

8.05

4.05

5.05

Комбинированный урок

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

Планирование и организация деятельности

Планирование учебных действий

Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственном у деятелю Нерону

§ 55, вопросы и задания на стр. 268-269 («подготовьте сообщение»)

62

Первые христиане и их учение.

1

4.05

10.05

8.05

10.05

Комбинированный урок

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами

§ 56, понятия, вопросы и задания на стр. 274-275

63

Расцвет Римской империи во II в. н. э.

1

11.05

15.05

11.05

12.05

Комбинированный урок

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

Умение слушать и вступать в диалог

Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера

§ 57, понятия, вопросы на стр. 279

64

Вечный город и его жители. Историческое сочинение

1

16.05

17.05

15.05

17.05

Комбинированный урок

Развитие эстетического сознания

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Анализировать ответы одноклассников

Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме

§ 58, понятия, вопросы на стр. 285 («составьте рассказ»)

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2

65

Римская империя при Константине.

1

18.05

22.05

18.05

19.05

Урок изучения нового материала: урок-беседа

Умение выражать и отстаивать свою позицию

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях

§ 59, понятия, вопросы и задания на стр. 289

66

Взятие Рима варварами.

1

23.05

24.05

22.05

24.05

Комбинированный урок

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей

Организация самоконтроля и самооценивания

Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

Умение структурировать знания, строить речевые высказывания

§ 60, вопросы и задания на стр. 293 («поработайте с картой»)

67

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Древнего мира»

1

25.05

29.05

25.05

26.05

Урок обобщения и систематизации

Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.

Организация самоконтроля и самооценивания

Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни. Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории

Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

Повторение

68

Итоговый зачёт по курсу «История Древнего мира»

1

30.05

31.05

29.05

31.05

Урок учёта знаний, навыков и умений: зачёт

Умение выражать и отстаивать свою позицию

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Организация самоконтроля и самооценивания

Анализировать ответы одноклассников

Формирование умений анализировать исторические факты

-

Тематический план

§ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

теоретические/

изучения и закрепления темы

лабораторно-практические работы, уроки развития речи

самостоятельные работы, работа с контурными картами

контрольные работы

1.

Вводный урок

1

1

-

-

-

2-8

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

7

3

-

2,5

1,5

9-29

Раздел 2. Древний Восток

21

10

1

8

2

30-49

Раздел 3. Древняя Греция

20

9

1

9

1

50-66

Раздел 4. Древний Рим

17

7,5

1

7

1,5

67-68

Итоговое повторение

2

1/2

-

-

1

Итого:

68

31,5

3

26,5

7

График контрольных работ и практических работ

Четверть

Дата

Тема работы

Форма (диктант, тест, комплексная работа и т.п.)

5 а

5 б

5 в

5 г

I

13.09

14.09

12.09

14.09

Первобытные охотники и собиратели

Тест №1

27.09

28.09

26.09

28.09

Значение первобытной эпохи

Контрольная работа №1

6.10

10.10

6.10

7.10

Жизнь египетского вельможи

Историческое сочинение

18.10

19.10

17.10

19.10

Искусство Древнего Египта

Историческое сочинение

27.10

7.11

27.10

28.10

Древний Египет

Контрольная работа №2

II

15.12

19.12

15.12

16.12

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

Контрольная работа №3

III

31.01

6.02

30.01

1.02

Олимпийские игры в древности

Историческое сочинение

14.02

20.02

13.02

15.02

В городе богини Афины

Историческое сочинение

9.03

15.03

9.03

10.03

Вклад древних эллинов в мировую культуру

Контрольная работа № 4

21.03

3.04

20.03

22.03

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Тест №2

IV

18.04

19.04

17.04

19.04

Восстание Спартака

Историческое сочинение

25.04

26.04

24.04

26.04

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

Тест №3

16.05

17.05

15.05

12.05

Вечный город и его жители

Историческое сочинение

30.05

31.05

29.05

26.05

История древнего мира

Итоговый зачет по курсу


ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ «Школа № 106»

от ___________ 20__  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МС            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     ______

                          подпись                             Ф.И.О.

______________ 20__  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Содержание учебного курса по истории 5 класса (ФГОС)...

Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа к учебнику  Ф.А. Михайловского будет опробирована в 2015 году. Прошу коллег дать оценку. указать на недостатки....

Рабочая программа по истории 6 класса ФГОС

Рабочая программа по истории для 6 класса в соответствии с новыми общеобразовательными стандартами....

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС) с КТП

Данная рабочая программа  по истории за 6 класс составлена со всеми требованиями ФГОС.Она включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирвание по Истории России до конца XV...

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС: подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование с описанием УУД...