Познавательная деятельность на уроках истории
материал по истории

Позновательная деятельность на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0007c0f5-0e6eb02b.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Введение

Изучение истории, основ социологии, политологии, философии в техникуме должно подготовить студентов к глубокому пониманию хода и перспектив мирового развития,  выработать у них умение правильно разбираться в событиях внутри страны  и на международной арене.

В моей методической разработке  речь пойдет об активизации познавательной деятельности на уроках истории.

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках – проблема актуальная. Связана она с тем, что сегодня весь подаваемый растущему поколению материал, от учебных предметов до нравственных установок, как бы широк он не был и как бы ни старались родители и преподаватели находиться в одном русле с большим потоком информации, поступающей с экранов телевизора, компьютера, из Интернета, печатных СМИ, разноплановых общений со сверстниками и взрослыми. Эта информация оказывает на молодых людей, зачастую, отрицательное воздействие на характер их развития. Поэтому заинтересовать студентов на уроках истории, основ социологии, политологии и др. – дело непростое.

В процессе обучения надо исходить из слов немецкого философа Э.Канта:

«Не мыслям надо учить, а учить мыслить».

Преподаватель всегда должен помнить, что мысль человека начинается тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречий. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

    Многообразие приемов как видов деятельности.

Творческая активность студентов, успех урока, целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель. Методический прием – это действия, направленные на решение конкретной задачи, это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы студентов зависят от приемов деятельности преподавателя.

Формировать интерес к предмету можно через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, через создание проблемной ситуации, включая игровые элементы.

Типы уроков многообразны: урок – викторина, урок  -  рецензия, урок – исследование, урок – дискуссий, конкурсы, олимпиады.

При всем разнообразии типов уроков нельзя забывать о комбинированном уроке. Этот урок иначе называют составным, т.к. он состоит из всех основных звеньев процесса обучения. Такой урок включает в себя проверку и учет знаний и умений предыдущего урока, переход к изучению нового материала, изучение и закрепление нового.

Я всегда начинаю урок с вопроса к классу: «Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь? Что в содержании материала было самым главным? или вопрос Что произошло, почему произошло и какие последствия имело?»

При ответе на эти вопросы студент осмысленно, самостоятельно оценивает исторические события, лучше усваивает учебный материал.

Например после изучения темы «Древняя Русь» были заданы такие вопросы:

  1. Как вы думаете, почему Олег перенес столицу государства из Новгорода в Киев?
  2. Какие цели преследовали князья Олег и Игорь, совершая походы на Константинополь? Отличались ли эти походы от обычных набегов варварских вождей за добычей? и т.д.

При преподавании истории сегодня важно прямо или косвенно управлять самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов и для этого необходимо выполнять определенные принципы. Вот некоторые из них.

  1. Принцип обязательности.

Этот принцип предусматривает, что каждый студент на каждом учебном занятии непременно выполняет самостоятельно хотя бы небольшое задание. Например, работа с историческим источником, формирование краткого ответа на вопрос, привести факты, примеры и т.д.

  1. Принцип посильности.

Этот принцип предусматривает подбор заданий по трудности, соответствующий развитию студента. Если самостоятельная работа планируется на только что изучаемом материале, то задание рассчитано на то, что студент обязательно с ним справится.

  1. Принцип постоянного обучения.

Новые формы и методы предусматривают развитие навыка в работе с учебником, таблицей, дополнительной литературой.

Соблюдение этих принципов дает положительный результат.

Можно студентам предложить составить тестовые задания, кроссворды или задачи.

Задачи:

 - Сколько царей правило в России в XIXв.? Назовите их. (ответ – 7. Павел I, Александр I, Константин I, Николай I, Александр II, АлександрIII, Николай II.

 - С 1860 по 1862 г. выплавка чугуна в России упала с 14,5 млн. пудов до 10,5 млн. пудов, т.е. почти на 25% и только в 1870 г. достигла уровня 1860г. Как можно объяснить это явление? (ответ – отмена крепостного права)

Время от времени проводятся контрольные работы, во время которых студенту   разрешается пользоваться учебными пособиями. В контрольную работу включают задания репродуктивного характера, которые не были «напрямую» рассмотрены на занятиях. Решая посильные задачи, студенты почувствуют радость творчества. Для стимулирования более глубокого усвоения материала использую фрагменты из произведений А.С. Пушкина.

Вариант I.

Старуха сидит под окошком, на чем свет стоит мужа ругает:

«Дурачина ты, прямой простофиля!

  Выпросил, простофиля, избу!

  Воротись, поклонись рыбке,

  Не хочу быть черной крестьянкой,

  Хочу быть столбовой дворянкой».

Вопрос.  Объясните смысл словосочетаний черные крестьяне и столбовые дворяне.

(Ответ.  Черные крестьяне – государственные, черносошные – крестьяне; столбовые дворяне – потомственные дворяне, записанные в родословные книги – столбы).

Вариант II.

В трагедии «Борис Годунов» один из героев говорит Шуйскому:

- Вот – Юрьев день задумал уничтожить,

  Не властны мы в наместниках своих.

  Не смей согнать ленивца! Рад не рад,

  Корми его, не смей переманить

  Работника! Не то в Приказ холопий.

Вопрос.  Какое правовое установление (правило) было связано с Юрьевым днем? Кто, по мнению Пушкинского персонажа, задумал отменить это правило?

Ответ.  В XV-XVI вв. крестьяне, жившие во владениях помещика или вотчинника, могли переселяться в другие места, только в определенный срок – за неделю до Юрьева дня – 26 ноября – и в течение недели после.

Вариант III.

В стихотворении «Моя родословная» А.С. Пушкин писал:

«Мой предок Рача мышцей бранной святому Невскому служил»

Вопрос. О чем идет речь?

Ответ. О Невской битве.

Время от времени проводятся контрольные работы, во время которых, студенту разрешается пользоваться любыми учебными материалами. В контрольную работу включаю задания репродуктивного характера, которые не были «напрямую» рассмотрены на занятиях. Студенты самостоятельно находят на них ответы.

При изучении темы «Экономическое развитие России в XVII в.» были предложены такие варианты.

Вариант I.

  1. Сравните сроки и условия возникновения мануфактур в Англии и России.
  2. Как на ассортименте товаров, выпускаемых на русских мануфактурах, отразились изменения в хозяйственной, политической и культурной жизни России в XVII в.
  3. В результате размышлений над событиями русской истории XVII в. сформулируйте задачи, которые встали перед людьми в хозяйственной области.

Вариант II.

  1. Какие новые черты появились в хозяйстве России в XVII в.?
  2. Вспомните, какое производство называется мелкотоварным. Какой характер носило оно в России в XVII в.?
  3. Что такое мануфактура? Чем она отличается от ремесленной мастерской? В чем состоит особенность русской мануфактуры в 17 в.?
  4. Что такое всероссийский рынок как он складывался в России?

При изучении вопросов: «Кризис в России конца XVI-начала XVII в.» было дано задание на дом по таким вопросам:

  1. Представьте, что повстанцы Болотникова не только осадили Москву, но и заняли столицу. Предположите, что могло бы быть дальше.
  2. Представьте себя участником восстания под предводительством Болотникова. От каких действий вы могли бы предостеречь повстанцев?
  3. Представьте себя в обстановке 17 в. в условиях воцарения на русский престол Лжедмитрия II. Что следовало бы, на ваш взгляд, предпринять правительству Василия Шуйского. А как на самом деле действовало правительство? Почему?

Изучая тему «Международные отношения во второй половине XXв» было дано опережающее задание, которое должны были выполнить дома. Письменная работа «Моя речь в ООН». Какие проблемы вы поставили бы на разрешение перед американской молодежью?

При повторении ранее усвоенных знаний и систематизации изученного, составляем таблицу на уроке таблиц.

Например на повторительно-обобщающем уроке «Русь в IX-XVIIв» заполнялась таблица.

«Основные периоды государственного развития Руси в IX-XVIIвв.»

Век

Форма

государства

Уровень развития

феодальных  

отношений                                                                        

Характер

хозяйства

К. IX-Н.XIв.

Раннефеодальная

Становление

феодальных

отношений

Натуральный

XII-XIIIвв.

Самостоятельные

земли и

княжества

Окончательная

победа

феодальных

отношений

Натуральный

XV-XVIIвв.

Русское

централизованное

государство

(образование и

расширение

Дальнейшее

развитие

феодальных

отношений

Развитие т-д.

Возникновение

и развитие

экономических

связей в стране.

При составлении таблицы на уроке ставится цель научить студентов выделить главное, существенное.

Составление таблиц требует от студентов активной мыслительной деятельности и помогает привести знания в систему.

Опрос можно проводить по-разному, но в любом случае преподаватель не только должен учитывать и корректировать знания, но и их закреплять, обогащать, развивать познавательные способности студентов.

Часто используют преподавательский прием создания на уроке проблемной ситуации. Что же такое проблемное изложение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Дайки. Изложение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом развития ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли путь решения. Конечно, на основе вновь изучаемого, студенты решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но студенту надо ее «переоткрыть».

Например, при изучении темы Древняя Русь» выяснить предпосылки создания государственности.

Можно поставить и такие проблемы:

- определить, в чем заключалась прогрессивность экономической, политической деятельности Петра I?

- Как вы думаете, в чем заключалась политическая, экономическая зависимость от Золотой Орды?

- Почему монголам удалось завоевать Среднюю Азию?

- Чем общественный строй монголов отличался от общественного строя народов, которых они покорили?

  Исследовательский метод в обучении истории.

 Особую роль в обучении играет история – учебный предмет, позволяющий формировать мировоззрение и активировать жизненную позицию, опираясь на оценки предшествующих эпох.

Большую роль занимает работа с историческими источниками. Именно эта работа позволяет студентам почувствовать разновидность эпохи, самим оценить исторические события, увидеть их изнутри, глазами их участников.

На многих уроках по истории я ставила перед студентами задачи реконструкции общественного строя по его следам, отдельным направлениям. Перед студентами выдвигалась проблема анализа исторических документов и данных археологических раскопок.

Осуществлять ее они могли, лишь опираясь на имеющиеся знания, а мысль их направлялась вопросами преподавателя. Так при изучении темы «Древняя Русь» студенты должны были установить общественные отношения у восточных славян на основании раскопок и различных археологических данных о хозяйстве племен, живших в лесостепной полосе. При этом студенты учились производить различные логические операции – составлять, делать выводы, обобщать. Так при изучении темы «Древняя Русь» студенты должны были установить общественные отношения у восточных славян на основании раскопок березняковского городища и различных археологических данных о хозяйстве племен, живших в лесостепной полосе. При изучении вопроса «Возникновение государства Киевская Русь», я поставила перед ними такую задачу: «Сегодня вам придется стать на позиции исследователя. Подобно ученому, вы должны будете определить изменения в общественном строе восточных славян на основании исторических документов и данных археологических раскопок».

Сообщив, какие племена восточных славян указаны в летописи, я показываю на карте расселение восточных славян, а затем рассказываю о раскопках курганов вокруг Чернигова. В самом Чернигове расположен самый большой курган – «Черная могила». Высота его 11 м., окружность 125 м. По найденным золотым византийским монетам удалось установить дату возникновения кургана – вторая половина Xв. Восточные славяне до принятия христианства вместе с покойником клали и те вещи, которыми он пользовался при жизни, т.к. считали, что ему это понадобится «на том свете».

В насыпи на глубине 4 метра найдены доспехи, положенные во время тризны в честь умерших. Среди доспехов – два шлема и две кольчуги. Здесь же нашли два турьих рога, оправленных серебряными пластинками, богато украшенных узорами, изображениями.

Когда курган был раскопан до основания, открылось кострище – остатки костра с останками нескольких покойников. Большая часть вещей под воздействием огня превратилась в слитки золота, серебра, меди. Железные вещи сохранились лучше. Здесь нашли одну кольчугу, два меча, саблю, копья, стрелы, бляхи от щитов. Они, конечно, принадлежали воинам. Вблизи от оружия найдены останки еще двух человек, рядом с несколькими серпами, топорами, долотами. Бедные женские украшения позволяли думать, что здесь похоронена и женщина. Рассказываю кратко, что в других больших курганах были найдены останки людей с мечами, железными копьями, другими видами доспехов и оружия. В то же время имелись курганы, где были захоронены женщины с украшениями из золота и серебра.

Большие курганы находились возле маленьких поселений, где при раскопках обнаружили железные сошники и другие орудия земледелия. Рядом расположены меньшие курганы, в которых находилось оружие. Затем рассказываю студентам о маленьких могилках, большинство которых давно уже сравнялось с землей. Сохранившиеся имеют круглую форму, насыпь не выше двух метров, в них находят глиняную посуду, встречаются серпы, ножи, топоры.

Приступаю к анализу. Спрашиваю:

«Давайте определим, какие изменения в общественных отношениях у восточных славян можно отметить по данным раскопок?

Опираясь на уже имеющиеся знания и анализируя данные раскопок, студенты пришли к выводам:

  1. Появилось имущественное неравенство.
  2. Появилось угнетение, общество раскололось на классы.
  3. В IX-Xвв. на Руси уже господствует частная собственность; имущественное неравенство, угнетение человека человеком были возможны лишь при господстве частной собственности.

Студенты высказывают предположения, что в «Черной могиле», очевидно, был похоронен князь или его ближайшие помощники – об этом говорит большое количество оружия, доспехов, дорогие украшения. Там же были похоронены крестьяне. Этот вывод студенты сделали на основе таких умозаключений: в кургане были найдены наряду с богатыми доспехами и оружием также серпы, топоры, долота; студенты высказывают догадку, что курганы, где найдено оружие, принадлежат воинам дружинников.

Анализ раскопок курганов позволил раскрыть огромные изменения в форме организации человеческого общества. Вспоминаем, что при первобытнообщинном строе общество было организовано в виде родовых общин, которые объединялись в племена. Исходя из выводов об изменениях в производственных отношениях и данных раскопок курганов, студенты приходят к выводу, что в это время должно было образоваться и государство. Одним из признаков складывания государства является появление дружины – при первобытном строе не было разницы в вооружении членов родовых общин.

Студенты высказывали свое мнение, далеко не всегда правильно, искали факты для доказательства своей мысли. Знания, полученные раньше, не просто использовались, они развивались, сочетались с обобщениями, общими понятиями.

От раскрытия результатов изменений в обществе – установления факта изменения производственных отношений – студенты переходили к изучению причин этих изменений, к анализу уровня производительных сил, причин образования частной собственности.

Исследовательский принцип может осуществляться и при поверке знаний. Так, я предложила проанализировать отрывок  из былины о Микуле Селякиновиче и указать, о каких изменениях в производительных силах и производственных отношениях можно сделать выводы на основании былины. Студенты внимательно слушали слова былины:

Как орет в поле оратай, посвистывает;

Сошка у оратая поскрипывает,

А омешки по камушкам почиркивают,

А бороздочки он да палетывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у нее да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Присошечек у сошки серебряный,

А рогачик-то у сошки красна золота.

Студенты должны были отделить реальные от легендарных преувеличений. Раскрываем изменения в производительных силах, они прежде всего определили, что Микула Селянинович работал в лесной полосе – «пенья-коренья вывертывает».

Они сделали вывод, что в лесной полосе подсечное земледелие заменилось каменным. На основе данных былины, где упоминаются изделия из серебра, золота, студенты сделали вывод, что в это время уже произошло отделение ремесленников от земледельцев, так как не каждый смерд мог изготовить себе железный сошник – для этого было необходимо иметь специальные знания, навыки, орудия труда – домницу, молот, наковальню, помощника. Совмещать земледелие с ремеслом стало невозможным. Я предлагаю на основе данных былин высказать свои предположения об изменениях в производственных отношениях.

По мнению студентов, былина свидетельствует об усилении частной собственности. С расширением пашенного земледелия вырастает производительность труда. Микула Селянинович мог бы своим трудом прокормить не только свою семью – оставался излишек – прибавочный продукт. Если при подсечном земледелии все члены общины работали совместно, то здесь мы видим одного крестьянина, который пашет с помощью сохи. Труд теперь носит индивидуальный характер.

Таким образом, студенты, отталкивались от конкретного факта, применяли знания закономерностей истории, раскрывали общую картинку общественного строя.

Дана письменная работа дома. Задание 1.

В Луганской области, у хутора Рогалик, на берегу реки Евсуг на глубине 1, 5 метров  нашли раздробленные кости животных – лошади, быка, лисицы. Кости лежали то по кучам, то по одиночке рядом с костями много каменных опиценов, пластинок кожевидной формы с двумя-тремя острыми гранями. Возле скоплений костей животных – круглые серые пятна со следами пепла.

О каком уровне развития производительных сил, характере производственных отношений, способе производства, форме организации человеческого общества можно сделать выводы на основе этих находок?

Конечно, в рассуждениях студентов не совсем можно согласиться, не всегда мысли выражены достаточно ясно и удачно, но ответ, при всех его недостатках, радует: удалось приблизить студента к подлинной исследовательской мысли, действительно исторического подхода к рассмотрению явлений.

Опыт последних лет показал, как важно развивать у студентов умение самостоятельно анализировать факты и приходить к выводам через анализ исторических фактов, максимально активировать познавательную деятельность в ходе обучения.

Исследовательский метод – способ организации познавательного процесса, при котором студенты под руководством преподавателя становятся активными участниками анализа, своеобразного исследования исторических фактов.

Для применения исследовательского метода могут служить сообщения преподавателя, непосредственное знакомство студента с историческим документом, данные археологических раскопок, цифровые показатели, газетные сообщения. Исключительно важно, чтобы студент сам изучал, объяснял исторический документ, устанавливал факты.

Преподаватель должен поставить задачи: раскрыть, о каких явлениях в жизни общества они говорят, какие закономерности вызвали их возникновение, к каким последствиям они могут привести.

Или поставить такие вопросы:

Что произошло?

Почему произошло?

Какие последствия имело? и т.д.

При ответе на эти вопросы студенты осмысленно, самостоятельно оценивает историческое событие, лучше усваивает учебный материал.

Как элемент проблемно-поискового обучения используют кроссворды. Они помогают лучше усвоить некоторые понятия, термины, названия. Это все стимулирует процесс более глубокого усвоения материала.

При изучении темы «Вторая мировая война» студенты работали с такими документами.

  1. Г.Розанов о планах Гитлера в книге «Так была развязана война».
  2. Из «Соображений по плану стратегического развертывания…», представленных начальником Генштаба СССР Г.Жуковым и наркомом обороны С.Тимошенко. И.Сталин 19 мая 1941г.
  3. Из воспоминаний Г.Жукова и встреч с И.Сталиным 19 мая 1941г.
  4. Военные истории А.Филиппов о степени готовности Красной Армии к войне в июне 1941г.
  5. Из письма Г.Гитлера (12 января 1943г.)
  6. Из информации в Белоруссии о настроениях среди населения. (февраль1942г.)

Вопросы и задания к документам.

  1. Какие цели преследовала фашистская Германия, развязывая вторую мировую войну? Проиллюстрируйте ответ словами Гитлера (документ 1).
  2. О чем, по-вашему мнению, свидетельствуют документы 2 и 3? Какова была политика советского руководства по отношению к Германии накануне ее вторжения в СССР? Какие просчеты и ошибки во внешней политике были допущены Советским союзом?
  3. Прокомментируйте документ 4. Согласны ли вы с мнением историков? Какие еще причины поражения наших войск летом-осенью 1941г? Вы могли бы их назвать?
  4. Прочитайте документы 5 и 6 и ответьте на вопросы: что предлагали планы «Германизации» оккупированных немцами территорий СССР? Почему самыми «трудными» для немецкой пропаганды оказались советские люди в возрасте 17-21 года?

Этот прием будет способствовать развитию мышления студентов при проверке знаний, выработке у них навыков в исследовании исторических документов на всех этапах урока.

Здесь были показаны лишь некоторые приемы использования исследовательского метода при изучении нового материала, проверке знаний.

Сочетание всего многообразия методов и приемов с исследовательским методом позволяет существенно улучшить знания студентов, успешнее формировать у них мировоззрение, правильно разобраться в событиях внутри страны и на международной арене.

              Лекционно-семинарские уроки.

Формирование творческого научного потенциала у студентов происходит во время лекционно-семинарских занятий. Лекция является наиболее экономичным способом передачи  учебной информации, позволяет преподавателю дать большой по объему программный материал, позволяет активизировать познавательную активность студента.

Семинар сочетает различные виды контроля знаний: разминка, выполнение индивидуальных заданий в малых группах, выступление студентов, тестирование, обобщение преподавателя.

На семинаре можно предложить студентам дать рецензии выступлений в устной форме. От рецензента требовалось найти положительные и отрицательные стороны, внести дополнения или исправления.

На семинарских занятиях целесообразна и такая форма как защита рефератов. Написание рефератов вырабатывает навыки работы с источниками, письменным изложением материала в логической форме, а выступление с докладом способствует развитию культуры публичного выступления. Можно провести семинар – «Мозговой штурм» - этот семинар должен содержать целенаправленную ориентировку студентов на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участников занятия.

Работа участников «мозгового штурма» содержит различные виды деятельности.

Семинар – «мозговой штурм» проводится на основе анализа только что пройденной темы.

Тема: «Февральская революция 1917г. в России».

Для штурма берется вопрос «Отречение Николая II». Выбор этой темы объясняется тем, что существует сложность понимания студентами Февральской революции, в основе которой лежит акт отречения. Студентам заранее рекомендуется усвоить:

1.Понятия и термины, несущие основную смысловую нагрузку темы: восстание, карательные войска, революционные войска, отречение, монархия, престол, регент, Учредительное собрание, Временное правительство, Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

2.Разобраться с фактами встречи Николая II с фронтовыми генералами в Пскове, арест императора и его семьи.

3.Даются рекомендации по изучению необходимой литературы.

Главные направления «штурма».

  1. Обстановка в Петрограде и вокруг царя.

Вопросы для анализа.

  1. Что за восстание происходило в столице? Почему личная охрана царя – «Собственный Его Величества» призвала революционную власть (какую)?
  2. Почему командующий Петроградским военным округом, получив огромные полномочия по подавлению восстания, спешно покинул Царское Село, отведя свои части в более далекое от Петрограда место?

  1. Обстановка на фронте и отношения Николая II с фронтовыми генералами.

Вопросы для анализа.

  1. Почему восстание в Петрограде не было подавлено, хотя за это выступал почти весь фронтовой генералитет?
  2. Почему единственный выход для спасения армии от беспорядков генералы увидели в соглашении с думцами?
  3. Почему генералы, присягавшие царю и являвшиеся подчиненными ему, фактически выступили против него?

  1. Ультиматум членов Государственной думы царю.

Вопросы для анализа.

  1. Николай II должен был отречься (по закону) от престола в пользу наследника Алексея. Но трон не передается сыну, так как Цесаревич болен. Но ведь болезнь никогда в России не служила даже поводом к нарушению престолонаследия. Вспомним, кому передал царский трон Иван IV Грозный.
  2. Престол был предложен младшему брату Николая II Михаилу Александровичу. Но тот отказался. Почему?
  3. Николай II, подписав манифест об отречении, утверждает указ о назначении главой правительства князя Николая Николаевича. По какому праву, ведь он был уже «никем»?
  4. Михаил Александрович, не пожелав занять престол, тем не менее, подписывает акт, в котором предписывает будущему Учредительному собранию «установить образ правления и новые основные законы Государства Российского». Мог ли он, не имея соответствующих полномочий, подписывать подобный документ?

  1. Ситуация отречения от престола Николая II.

Вопросы для анализа.

  1. Почему Николай II, представитель 300-летней династии Романовых, отказался от царской короны?
  2. Почему не защищал царский трон, не отстаивал свое законное право на престол, практически не сопротивлялся силам, желавшим свержения монархии?
  3. Можем ли мы представить на месте сдавшего без обороны власть Петра I, Екатерину II, Александра III?

За каждым направлением закрепляется группа студентов, за каждым вопросом закрепляются конкретные лица.

На семинарских занятиях, целесообразна и такая форма контроля, как защита рефератов. Студентам было предложено дать рецензии выступлений в устном или письменном виде. От рецензента требовалось найти положительные и  отрицательные стороны, внести дополнения и исправления.

Написание рефератов вырабатывает навыки работы с источниками, письменное изложение материала в логической форме, а выступления с докладом развивает культуру публичного общения.

Например тема «Вторая мировая война».

Выводы:

Семинары привели к значительной активизации студентов: одни выступают, с заранее подготовленными сообщениями, другие делают интересные дополнения, третьи высказываются в качестве оппонента.

В ходе семинаров оказалось возможным выставить оценки почти всем студентам, большинство оценок были хорошими и отличными.

Семинары способствуют расширению и углублению знаний студентов по важнейшим теоретическим вопросам курса.

Игровая деятельность на уроках истории.

Углубляются исторические знания студентов тогда, когда в игровое занятие включаешь элементы игры.

Игровая деятельность на уроках истории заставляет студента перевоплотиться в другого человека, поняв его мысли и чувства, поступки. В процессе подготовки к игре углубляются исторические знания студентов. При итоговом занятии «Россия XVII-XVIII в.» можно включить элементы игры.

Представьте, что в результате кратковременного перемещения во времени и пространстве вам удалось стать свидетелем встречи и последующего разговора крестьян из дворянского поместья, барской вотчины, монастырского владения. Главная тема разговора – условия жизни, положение и характер зависимости от владельцев земли. Приведем содержание этого разговора, в котором  крестьяне выясняют «Кому на Руси жить хорошо» (роли крестьян – Петр, Анфим и Василий).

Петр: Господин наш помещик Назар сын Иванов Арсеньев. За службу «копьем и головой» государь и поместье за нашу землицу. Сейчас в кабале у него народу много. Хуже всего половинникам и серебряникам, тем не уйти. Ну, а мы-то, юрьевские, нам легче.

Анфим: Уйти-то от хозяина хочешь?

Петр: Как не хотеть. Да не знаю, получится ли – задолжался я. Коль пожилое не заплачу, то и придется в кабале остаться.

Анфим: Ай, и нам не легче, мы-то боярские. Хозяин-то нам боярин Иван сын Андреев Голицын много работать заставляет, боярское дело делать, да новое исполнять. А недавно объявил, что оброк в деньгу надо платить. А взять-то где? Сторожильцы говорят, что раньше было легче, а сейчас беспашенных много развелось, да и работы много.

Василий: А как же в кабалу-то попал?

Анфим: Да я по работе холоп – женился на несвободной, так и оказался   в неволе. А вот у монастырских жизнь слаще!

Василий: Даже отцы святые засидеться не дают. Игумен дел столько напряжает, что вовек не переделать. А сам заботится о своем достоянии, а не о Божьем. Мы уж и грамоту митрополиту отписали, да все без толку!

Петр: Да что же владыка?

Василий: ДА что, отписал: терпите, мол, такая Божья воля и наша доля, сироты, Игумена слушайте и дело монастырское делайте.»

Анфим: В общем, как посмотреть, мужики, так никому из нас лучше не живется. Все мы трудники, работам от зари до зари, а что имеем-то? Нет у нас ни земли ни воли.

При изучении темы «Европа XI-XIIIв.». Развитие ремесла и торговли. Можно провести игру «На ярмарку в Шампань».

Цель: сформировать образное представление о развитии торговли в Европе XI-XIII вв., о связи этого процесса с ростом городов и расцветом ремесла. Способствовать развитию картографических, логических, оценочных умений студентов, создавать условия для проявления индивидуальных творческих способностей и интересов.

Было дано студентам опережающее домашнее задание. Прочитать соответствующий материал в учебнике; выяснить значение новых понятий: товар, товарное хозяйство, гильдия, ярмарка, ростовщики, банк, банкиры, деньги, валюта. Разбивались на группы 5-7 человек, выбрать город, откуда «Гильдия» прибудет на ярмарку в Шампань».

Распределяются задания:

  1. Найти настоящий или придумать правдоподобный герб «своего» города, нарисовать и объяснить его символы.
  2. Сочинить правдоподобную историю освобождения вашего города из-под власти сеньора (используя возможные в те времена способы).
  3. На контурной карте проложить путь из вашего города в Шампань и подготовить рассказ о дорожных приключениях.
  4. Составить программу купли-продажи, заполнив первую и третью графы таблиц, включив 3-5 наименований.

Что продать

Результаты

Что купить

Результаты

1

2

3

4

Этапы игрового задания:

I.  Все собравшиеся сдают «экзамен» на подтверждение купеческого звания. Испытание проходит в форме диктанта или теста с выбором ответов.

  1. Изделие, производимое на заказ или продажу (товар).
  2. Товар, выражающий стоимость всех других товаров (деньги).
  3. Хранилища больших сумм денег, впоследствии финансовые учреждения, представляющие кредиты и займы (банки).
  4. Денежная единица данной страны (валюта).
  5. Объединение купцов в средние века (гильдии).

Или.

  1. Люди, меняющие купцам монеты их государств, принятые на ярмарке:

а) ростовщики;

б) банкиры;

в) менялы +.

2) Хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производится внутри него, для собственного потребления.

         а) натуральное хозяйство +;

         б) товарное хозяйство;

         в) присваивающее хозяйство.

3) Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы разных стран.

         а) аукционы;

         б) рынки;

         в) ярмарки +.

II. Команды гильдии представляют герб своего города и объясняют его символику.

    Дополнительные вопросы.

 Что означает название вашего города? В каком году (веке) он был основан? Если этот город возник в средневековье, то каким образом он появился именно в этом месте? К какому типу относится городской герб?

III. Представители команды рассказывают историю освобождения своих городов от власти сеньоров, раскрывая причины и последствия такого шага.

IV. По исторической карте участники торговых экспедиций показывают проделанный к Шампани путь, описывая все страхи, приключения, поджидавшие их в дороге.(В это время другие «гильдии» могут на время быть экспертами-историками, проверяя соответствие рассказов историческими реалиями Европы XI-XIIIвв.)

  1. «Торги». Купцы каждой гильдии по очереди зачитывают приготовленный заранее список привезенных товаров (графа «что продать»), в то время другие команды проверяют список (графу «что купить»). В случае совпадения спроса и предложения в графы 2 и 4 заполняются результаты: продающая команда ставит напротив проданного товара столько плюсов, сколько других гильдий приобрели этот товар, а покупающие команды столько раз отметят покупку, сколько раз он будет предложен (учителю стоит заранее сориентировать студентов на возможный ассортимент своих товаров, чтобы содержание игры не отрывалось от историко-экономической обстановки в Европе XI-XIII вв.)
  2. По желанию можно перед «торгами» провести конкурс менял. По нумизматической литературе заранее два- три студента выяснят, какие монеты были в обращении в тех городах, откуда прибыли купцы, подготовят несколько экземпляров игровой валюты и попробуют обменять их на монеты, ходившие на ярмарке в Шампани.

Все результаты конкурса освещаются на доске в свободной таблице

             Гильдии

Конкурс

1

2

3

4

  1. Герб города
  2. «Коммуна»
  3. Путь в Шампань
  4. Торги.

В конце занятия каждому игроку предлагается оценить работу одноклассников в своей группе по пяти- десятибалльной шкале и заполнить карточки.

Список группы

Индивидуальное задание (герб, рассказ, торги).

Участие в коллективной работе (организация, руководство, устные ответы, дополнения)

1….

2….

3….

После завершения игры необходимо подвести итоги, сделать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"

Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"...

Развитие мотивации познавательной деятельности на уроках истории.

В данном материале раскрываются способы повышения мотивации к изучению предмета истории....

Учебно-методическое пособие: Организация познавательной деятельности на уроках истории

Однин из способов сделать урок увлекательным и запоминающимся - это привлечь ребят на уроке к игровой деятельности. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, поэто...

Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

Статья на  тему  "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...

Доклад на ШМО "ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ."

Доклад по применению различных методов по привлечению внимания на уроках истории....

Творческая работа «Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории»

Материал содержит сведения о возможности использования игровых форм обучения на уроках истории....

Активизируем познавательную деятельность на уроках истории.

Полезная статья о том, как заинтересовать обучающихся на уроках истории....