Исторический кружок. 6 класс.
материал по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от « 31 » августа 2018 | Согласовано на НМС протокол № 1 от « 31 » августа 2018 | Утверждено директором приказ № _____ от « 31 » августа 2018 |
Рабочая учебная программа кружка: Назад, в прошлое.
(наименование учебного предмета)
6 класс
(класс)
Год разработки 2018-2019 учебный год
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Программу составил:
Касатов Александр Юрьевич
(Ф.И.О. учителя)
г. Ханты-Мансийск
2018-2019 учебный год
Рабочая программа адресована для общеобразовательной школы, 6-е классы, базовый уровень. Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерной программы основного общего образования по истории.
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по базисному учебному плану образовательного учреждения: 35 часов, 1 часа в неделю.
Рабочая программа кружка для 6-х классов составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
2. Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа предназначена для изучения истории в 6-х классах на базовом уровне.
Рабочая программа построена на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и с учетом удовлетворения запросов потребителя образовательных услуг, индивидуальных склонностей и способностей учащихся
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Цели, задачи и планируемые результаты исторического образования на различных ступенях обучения.
1) формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6-х классах являются:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества,
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; познавательный интерес к прошлому своей Родины;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- проявление симпатии, как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
- использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
- привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде
письменных работ;
- использовать ИКТ - технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных
хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
- установление синхронистических связей истории Руси;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- определение и использование исторических понятий и терминов;
- овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России;
- использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
- изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
- понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия;
- описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
- поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
- анализ информации, содержащейся в летописях, правовых документах, публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках;
- использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);
- понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего
периода развития человечества;
- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности
исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
- умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Европы и Азии;
- приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта человечества в эпоху средних веков;
- уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Виды деятельности учащихся на занятии:
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
определять сущностные характеристики изучаемого объекта,
- самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- участие учащихся в проектной деятельности,
- организация и проведение учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
- владеть элементарными приемами исследовательской деятельности,
- самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,
- извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),
- отделения основной информации от второстепенной,
- критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),
- выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации,
- развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного),
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах,
- владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Специфика целей и содержания изучения истории в основной школе существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Содержание учебного предмета, курса
Тема: Быт и культура Древней Руси (9ч.).
Летосчисление на Руси. Мифы славян. Письменность и книга Древней и Средневековой Руси.
Старорусские меры. Военное искусство народов 1 тыс. н.э. нашей страны. Деревянное и каменное зодчество Древней Руси. Земля – Матушка. Крестьянский двор. Крестьянская изба.
Тема: Быт и культура Средневековой Руси (10ч).
Русский средневековый город. Занятия и быт горожан. Древний Киев и древний Владимир
Древняя Москва. Московский кремль. Православная вера. Средневековый монастырь
Ученье – свет. Живопись Древней Руси. Ювелирное искусство Руси.
Тема: Домострой русских людей (9ч.)
Древнерусский костюм. Народные праздники. Русское гостеприимство. Русское войско. Старинное оружие. Занятия и быт крестьян. Средневековая трапеза. Семейная жизнь.
Тема: Быт русских царей (7ч.).
Древнерусская генеалогия князей. «Государь всея Руси». Венчание на царство. Государев двор. Царская женитьба. Домашний быт царей. Русский посольский обычай.
При реализации рабочей программы используются различные виды межпредметных связей:
1. Фактические связи – связи между учебными дисциплинами на уровне фактов.
2. Понятийные связи – направленные на формирование понятий, общих для родственных дисциплин.
3. Теоретические связи – система научных знаний в определённой предметной области «Обществоведение».
4. Философские связи, отражающие методологические основы обществоведческих дисциплин.
Формы контроля:
Традиционные формы:
1. устный и письменный анализ текса;
2. анализ исторического источника;
3. аналитическое описание памятников культуры;
4. составление рассказа или описания по иллюстрации;
5. хронологические диктанты;
6. тесты;
7. составление схем или таблиц;
8. характеристики исторических деятелей или явлений;
9. анализ событий по моделями памяткам;
10. работа с картографическим материалом;
11. работа со статистическими данными;
12. моделирование исторических ситуаций;
13. историческое эссе;
14. задания на корректировку теста;
15. составление сложного и простого плана к тексту;
16. выступление с докладами и сообщениями.
Нетрадиционные формы:
1. составление и отгадывание кроссвордов;
2. коллективный способ проверки знаний;
3. составление тестов;
4. составление презентаций и др.
Формы контроля по их внешнему выражению.
Это—контрольное практическое занятие, контрольное лабораторное занятие, опрос.
Темы проектов, исследовательских работ, экскурсий
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ | Сроки реализации |
1 | Информационно-исследовательский проект «Легенды народов России » | Январь-март 2019г. |
2 | Информационно-исследовательский проект «Сословный быт» | Март-май 2019г. |
Тематическое планирование кружка.
6 класс
(1 часа в неделю)
№ урока | Наименование тем уроков | Количество часов | Дата проведения (план) | Коррек- тировка |
Тема: Быт и культура Древней Руси (9ч.) | ||||
Летосчисление на Руси | 1 | |||
Мифы славян. (Анализ мифов) | 1 | |||
Письменность и книга Древней и Средневековой Руси | 1 | |||
Старорусские меры (Измерение бытовых объектов) | 1 | |||
Военное искусство народов 1 тыс. н.э. нашей страны | 1 | |||
Деревянное и каменное зодчество Древней Руси (Анализ видеоматериала) | 1 | |||
Земля - Матушка | 1 | |||
Крестьянский двор (Реконструкция двора) | 1 | |||
Крестьянская изба (Реконструкция избы) | 1 | |||
Тема: Быт и культура Средневековой Руси(10ч). | ||||
Русский средневековый город | 1 | |||
Занятия и быт горожан (Анализ видеоматериала) | 1 | |||
Древний Киев и древний Владимир (Сравнение планов городов) | 1 | |||
Древняя Москва | 1 | |||
Московский кремль (Реконструкция) | 1 | |||
Православная вера | 1 | |||
Средневековый монастырь | 1 | |||
Ученье - свет | 1 | |||
Живопись Древней Руси (Сравнение икон) | 1 | |||
Ювелирное искусство Руси (информационно-исследовательский проект «Легенды народов России») | 1 | |||
Тема: Домострой русских людей(9ч.) | ||||
Древнерусский костюм (Реконструкция) | 1 | |||
Народные праздники | 1 | |||
Русское гостеприимство | 1 | |||
Русское войско (Описание тактики русского войска) | 1 | |||
Русское войско (Описание строя русского войска) | 1 | |||
Старинное оружие (Анализ видеоматериала) | 1 | |||
Занятия и быт крестьян | 1 | |||
Средневековая трапеза | 1 | |||
Семейная жизнь | 1 | |||
Тема: Быт русских царей(7ч.). | ||||
Древнерусская генеалогия князей | 1 | |||
«Государь всея Руси» | 1 | |||
Венчание на царство (Анализ источников) | 1 | |||
Государев двор | 1 | |||
Царская женитьба | 1 | |||
Домашний быт царей. (Информационно-исследовательский проект «Сословный быт») | 1 | |||
Русский посольский обычай. | 1 |
Список литературы.
Литература для учителя:
- История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 2007.
- Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 2007.
- История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 2007.
- Блок М., Апология истории. М., 1999.
- Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1998.
- Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 2001.
- Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
- Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1997.
- Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2000.
- Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 2001.
- Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 2004
- Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 2007.
- Древние цивилизации. М., 2000.
- История Европы. М., 2006.
- Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1996.
- Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 2007.
- Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 2007.
- Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 2008.
- Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1996.
- Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2002.
- История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.
- Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
- Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.
- Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
- Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.
- Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.
- Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
- Христианство и Русь. М., 1988.
- Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 2000.
- Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994
Литература для учащихся:
- Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2012.
- Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.
- Мифы и легенды народов мира/Сост. Н.Будур и И.Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010.
- Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.
- Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 2000.
- Задачник по истории Древнего мира./С.Н.Смирнов. – СПб., 1999.
- Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.
- Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М.,1999.
- Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. М.,2004.
- Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды.Спб.,2002.
- Уортман Р.С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. В 2 тт. М.,2004.
- Соловьёв С.М. Об истории Древней России. М.,1992.
- Ключевский В.О. Курс русской истории. М.,2009.
- Изотова М.А., Царёва Т.Б. Все награды России и СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки. Полная энциклопедия орденов и медалей России. Ростов-на-Дону — М.,2008.
- Констебл Н. Древний Рим. Исторический атлас. М.,2008.
- Николь Д. Мир ислама. Исторический атлас. М.,2007.
- Маккей Д. Монеты: Большая энциклопедия. М.,2010.
- Сурмина И.О. Сокровища музеев России. М.,2009.
- История Средних веков. Иллюстрированная энциклопедия. М.,2004.
- Смирнова Е.Д. Средние века. Культура, искусство, история. Иллюстрированная энциклопедия. М.,2008.
- Энциклопедия царей и императоров. Россия. IX – XX вв. Росса.
- Балязин В.Н. Неофициальная история России. М.,2014.
- Клоков В.А., Кружалов В.В. Государственные символы России: Учебное пособие для учащихся основной средней школы. М.,2002.
- Дегтярёв А.Я. История Российского флага. М.,2010.
- Арсеньев Ю.В. Геральдика. М.,2001.
- Тойнби А. Постижение истории. М.,1991.
- Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. М.,2005.
- Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.,1980.
- История московских районов: энциклопедия. М.,2005.
- Соловьёв Б.И. Русское дворянство. Спб., 2003.
Интернет-ресурсы:
- www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории
- www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)
- www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».
- www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий
- myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия
- www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.
- www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.
- macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.
- www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории
- tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
- www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения
- www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины
- festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»
- http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Историческая мозаика"
Пояснительная записка. План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...
Исторический кружок «Достопримечательности Великого Новгорода»
содержание кружка расширяет кругозор учащихся коррекционной школы...
Кружок по математике для 5-6 классов "Математика в исторических датах и фактах"
Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. В разное время ученые и методисты по-разному определяли значимость использования элементов истории в преподавании математи...
Презентация по теме "Историческое время и историческая карта". 5 класс.
презентация к уроку Истории Древнего Мира 5 классслайды разделены на 2 части...
Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.
Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...
Исторический кружок
Презентация работы кружка за 2013-2014 гг....
Исторический кружок
Презентация работы кружка за 2013-2014 гг....