Пребыть или прибыть? Буквы Е,И в приставках ПРЕ,ПРИ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок по русскому языку в 5 классе. учащиеся знакомятся с притавками ПРЕ и ПРИ, учатся различать их по смыслу, знакомятся с правилом выбора букв Е, И в этих приставках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приставки ПРЕ, ПРИ | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Буквы е, и в приставках пре, при
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
- извлекать информацию из разных источников (правила, словаря, Интернета) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу)
- свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
- вычленять в тексте слова с приставками пре и при, правильно писать слова с этими приставками, объяснять выбор буквы е или и в зависимости от значения приставки, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре или при (типа пребывать – прибывать).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Тренировочный словарный диктант. | Вообразить, активный, пассивный, вестибюль, метафора, обоняние, здесь, экипаж, морфема, маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, здоровье, терраса, здание, горизонт, экзамен, исполин, температура. – Назовите антонимы. (Активный – пассивный.) – В чём особенность всех слов в диктанте, начинающихся на букву з? | |
III. Постановка проблемного вопроса урока. | Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации либо проводить по учебнику (упр. 158) после рубрики «Определяем основной вопрос урока». Ученики выполняют задания, отграничивая в процессе работы известное и новое, и формулируют вопрос, который затем сравнивают с авторской формулировкой в конце учебника. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
IV. Открытие нового знания. | 1. Упр. 159. Проводится наблюдение над группировками слов с общим значением высшей степени признака – «очень» и со значением «приближение», которое передают приставки. Учащиеся работают в группах самостоятельно, формулируют ответы на основе заданий после материала для наблюдения, делают вывод и проверяют, как поняли правило, вставляя нужную букву в слова с пропусками в упр. 158. Далее от каждой группы представляют результаты исследований. Написания (по упр. 158) сравнивают с доской: приехало, принёс, пресильный. 2. Чтение текста правила про себя (или одним из учеников вслух). Сравнение формулировки правила с выводами учеников. Беседа на выявление понимания: – Совпали ли ваши выводы с текстом правила? – Есть ли в тексте новая для вас информация? (Перечислены и другие значения приставок, о которых ещё не говорили.) – Попробуйте подобрать к ним свои примеры. – Каков опознавательный признак орфограммы? – А какие условия выбора? Сколько их? (Два: приставка, значение.) – От чего зависит выбор е, и в приставках пре, при? (От значения.) – Сколько разновидностей значения есть у приставки при? (Четыре.) – А сколько у приставки пре? (Две.) 3. Составление таблицы (схемы) правила. | Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу). |
V. Развитие правописных умений. | 1. Упр. 160 (неосложнённое выборочное списывание) – развивается умение определять значение приставок пре, при и группировать слова в соответствии с общим значением приставки, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограммы. Упражнение выполняется по образцу коллективно. Разбор по составу: прибрежный, преграда. Беседа о лексическом значении слов (прибрежные – при береге, около берега; брег//берег/, 2. Упр. 161 – развивается умение подбирать слова с изученной орфограммой по толкованиям их лексического значения, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограмм. Ученики обсуждают в паре. Взаимопроверка. 3. Упр. 162 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой, разграничивать написания двух разных видов орфограмм в приставках: традиционные написания и написания приставок пре, при, а также писать слова с другими видами орфограмм – букв гласных в корне. Разбирается с комментированием на примере 1го предложения, далее выполняется самостоятельно. | Познавательные УУД 4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Итог урока. | – Назовите ключевые слова урока. (Приставка; при, пре; значение.) – Сравните с ключевыми словами в конце темы (§15). – Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы в приставках? (Знать вид приставки.) – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД 5. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности ра |
VII. Домашнее задание. | 1. Правило в рамке (составить схему, привести примеры, по желанию подготовить презентацию). 2. Упр. 163 (работа с опорой на толковый словарь). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы Е и И в приставках Не и НИ отрицательных наречий
Открытый урок в коррекционном классе....
Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (Урок русского языка в 7-м классе)
· повторить правила правописания не с разными частями речи;· формирование умения находить наречия с прис...
Интерактивный тренажёр – раскраска "Орфограмма "Буквы е, и в приставках -пре, -при".
Интерактивный тренажёр – раскраска "Орфограмма «Буквы е, и в приставках -пре, -при» создан с использованием технологического приёма "Интерактивная раскраска". Можно использовать на уроках ...
Буквы е, и в приставках пре, при (с презентацией).
Урок открытия новых знаний. Учащиеся учатся правильно писать слова с приставками пре- и при-, объяснять выбор буква е или и в зависимости от значения приставок, различать одина...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"
Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-" Урок открытия новых знаний.Учащимся представляется возможность - извлекат...
Технологическая карта по рус яз Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Данный материал можно использовать при изучении темы Буквы е-и в приставках не- и ни- отрицательных наречий...
«Буквы е-и в приставках не- и ни отрицательных наречий»
Обучение учащихся написанию букв Е и И в приставках отрицательных наречий...