Урок "Олимпийские игры"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Хлебина Елена Николаевна

История Олимпийских игр в древности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

                             Урок: «Олимпийские игры в древности»

Цели:

1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции;

2.Расщирить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр;

 Задачи:

1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала;

2. Изучение новых понятий по данной теме;

3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний;

Тип: Урок изучения нового материала;

Оборудование: карта «Древняя Греция», мультимедийный проектор, учебник, тетрадь.

План урока:

  1. Первые Олимпийские игры;
  2. Пять незабываемых дней;
  3. Победители Олимпийских игр;

                                                       ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ

II ПРОВЕРКА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Вводное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

? 1. С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Греция)   

О Древней Греции можно говорить часами. Но пора проверить уровень Ваших знаний, которые Вы получили на предыдущих уроках.

2.  Что нам известно о Древней Греции?

1. Дайте определение Греции (европейская страна, расположенная на юге Балканского п-ва)  КАРТА

- Назовите и покажите на карте 3 части Греции (Южная, Средняя, Северная)

- Как называется море, которое, согласно мифу, носит имя утонувшего в нём царя? Покажите его на карте  (Эгейское)

2. Даны термины .Вы должны дать определение каждого термина                  

 (например, полис, демократия, колония, гимнасия, театр, агора, триера)

3. .Общее задание (5 б.)   Внимание на экран! (слайд  )

   Перед вами даты и события, связанные с историей Др.Греции. Кто быстрее сопоставит их? Время пошло (задание выполняется письменно на листочках, затем команда, справившаяся первой с заданием, озвучивает ответ)

 

5.Внимание на экран! (слайд   с изображением коня) Как изображение этого животного можно связать с историей Древней Греции? (Троянская война, взятие Трои)  Демонстрация слайда 6 с изображением Троянского коня.

5.Внимание на экран! (слайд   с изображением винограда и сосуда для вина) Кому из богов Древней Греции могут принадлежать эти предметы? (богу виноделия Дионису)

5. Внимание на экран! (слайд   – аристократы, мужчины, уроженцы Аттики, всё население Греции)  Кто мог считаться гражданином Афинского государства? (уроженцы Аттики)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  Итак, тема нашего сегодняшнего урока…А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

   Перед вами разные изображения, взаимосвязанные между собой.

? 1. Что общего между ними? (Это эмблемы разных Олимпийских игр)

   2. И в чем различия? (Проходили Олимпийские игры в разных городах, бывают зимними и летними)

   Родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция.

? 1. Итак, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

   Олимпийские игры в древности (запись темы урока в тетрадь)

2. Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

(Узнать:

  • Где проводились первые олимпийские игры;
  • Когда были проведены первые Олимпийские игры;
  • Кто принимал участие в первых Олимпийских играх;)

Но прежде чем мы начнем нашу работу, я бы хотела обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока:

   3. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

   Итак, перемещаемся в Древнюю Грецию. К нам сюда спешит глашатай: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!».

   Этим призывом греки приглашались принять участие в Олимпийских играх. День за днем 10 месяцев подряд велась подготовка к Олимпийским играм, проводились они 1раз в 4 года, проходили летом и продолжались 5 дней.  Итак, мы на пути к Олимпии.

ВИДЕОРОЛИК.

   Представьте себе Олимпию в дни игры! По реке Алфею поднимаются корабли до самой Олимпии. По дорогам идут пешком простые эллины, едут верхом или на повозках богачи. Вереницей тянутся священные посольства из разных городов, соперничая в пышности и великолепии. В долине пестреют разноцветные палатки, купцы торгуют съестными припасами. Ученые показывают свои изобретения, художники выставляют картины. На ступенях храмов поэты, ораторы, писатели читают свои произведения.

   Итак, впереди – пять знаменательных дней игры!

Работа с картой: на слайде

1. Где располагалась Олимпия?

(Этот город располагался на территории Эллады, в северно-западной части полуострова Пелопоннес)

2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение)

   Однако местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м).

? 1. Где располагалась гора Олимп? (на севере Греции)

С ней связывают прозвание богов “олимпийцами”. Но, разумеется, у Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления.

Работа с текстом учебника: стр. 151;        

  1. Так в честь кого же древние греки устраивали Олимпийские игры?  

   Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем с документом «Миф об основании Олимпийских игр» на странице 151 учебника. (бог Зевс)

    Да, именно поэтому Олимпийские игры проводились в честь бога Зевса.

    Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э.

(запись даты в тетрадь)

 Участников состязаний, людей крепкого телосложения, силачей называли атлетами, покровителем которых был Гермес - вестник богов. 

   На Олимпийские игры со всей Греции съезжались атлеты и зрители состязаний. Лучшие атлеты Греции тщательно готовились к состязаниям. Новички приезжали в Олимпию за месяц до начала игр и под руководством опытных тренеров проходили специальную подготовку в своих городах.

   В состязаниях могли участвовать только полноправные, свободнорожденные граждане греческих городов. Человек, запятнавший себя преступлением, не мог появиться на состязаниях, каким бы выдающимся атлетом он ни был.

Устав Олимпийских   игр   предписывал   также,   чтобы ни одна женщина под страхом смертной казни не принимала участие в состязаниях. Даже   присутствовать   на   них   женщинам   было   запрещено.

   Во время игр объявлялось «священное перемирие». Войны прекращались, а область Эллады вообще была объявлена неприкосновенной. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появляться в Олимпии с оружием. Нарушителей карали большим денежным штрафом и только после того, как город, нарушивший мир, вносил штраф, атлетов из этого города допускали до состязаний. Во время перемирия даже пираты и разбойники не нападали на путников. На короткое время праздник в Олимпии сплачивал всех греков.

Итак, состязания начинались…

   Порядок проведения Олимпиады был строгим: сначала было открытие, затем проходили сами соревнование, и завершался праздник закрытием олимпиады.

   Во время открытия Олимпиады, атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи - элланодики клялись выносить справедливые решения.

? 1. Что являлось обязательным ритуалом на открытии Олимпийских игр? (зажжение огня)

   2. Сохранился ли сейчас данный обычай? (да)

   Первый и последний дни в основном были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвертый включали только разного рода соревнования.

Работа с иллюстрацией. Видеоряд археологических находок на слайде…

  1. Предположите, что вы идите на слайде? (Предметы, исторические источники)
  2. Что такое исторический источник?
  3. Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные)
  4. Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? (о различных видах спортивных состязаний)
  5. Какие виды спортивных состязаний существовали в Древней Греции? (борьба, бег, колесницы)
  6. Вспомните, как мы сейчас называем место, где проходят спортивные соревнования? (стадион)

   Правильно, стадион – место для состязаний. Это слово зародилось именно в Древней Греции при проведении Олимпийских игр. Именно на стадионах проходили основные соревнования, и именно на их трибунах занимали зрители места задолго до начала состязаний. Никто не хотел пропустить такое событие!!!

Итак, состязания начинаются…

   

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

   Ребята, но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке
(шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!


 Первый день состязаний – это состязания по бегу.

   Выйдя на стадион, бегуны вынимали из серебряной урны жетон, на котором стояла буква, означавшая номер (в древнегреческой письменности не было цифр, они обозначались буквами алфавита). Элланодик распределял спортсменов на группы в соответствии с номерами. Победителем объявлялся тот, кто первым достигал столба, стоявшего у возвышения, на котором восседали элланодики. После забегов всех групп атлетов начинались финальные состязания победителей отдельных групп. Снова звучала труба, и глашатай объявлял имя первого олимпионика - победителя в простом беге.

   ? 1. Каким состязаниям был посвящен второй день?

(борьба, бег, прыжки в длину, метанье копья, метанье диска)

  На самом деле это был один из самых интереснейших дней Олимпиады. Именно в этот день атлеты состязались в пятиборье.

? Что такое пятиборье?

Пятиборье -  соревнование одного человека в пяти видах спорта

(запись термина в тетрадь).

   Начиналось все с бега.

   Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгнув резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.

    Метание копья и диска были третьим и четвертым видом пятиборья. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом.

   Далее, обнаженные борцы, тела которых были натерты маслом, чтобы легче было выскальзывать из рук противника, подходили к урне с жетонами. Те борцы, у которых буквы на жетонах были одинаковыми, сходились для борьбы. Борец, три раза опрокинувший и прижавший лопатками к земле своего противника, считался победителем. Победители попарно боролись между собой, пока не оставалось двух сильнейших. Их схватка решала, кто же из них будет Олимпиоников по борьбе.

   Чему был посвящен третий день?

  Одним из самых зрелищных состязаний третьего дня были Кулачные бои, следовавшие за борьбой, представляли собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, кулаки, обернутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком часто наносились серьезные, а иногда и смертельные увечья. Победителем становился тот, чей противник признал себя побежденным или был не в состоянии продолжать борьбу.

  1. Чему был посвящен четвертый день?

    Четвертый день был посвящен состязанием детей.

      4. Чему был посвящен пятый день?

   Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Они устраивались на ипподроме - места для проведения конных соревнований. В гонках участвовали только богатые греки.

? 1. Почему только богатые греки могли себе позволить участвовать в таком виде состязания?

   Так как иметь колесницу и четырех беговых лошадей было не все могли себе позволить. На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда колесницы сталкивались и возничие (управляющие колесницами) получали увечья. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего.

    Итак, день 5-й - заключительный день игр. Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. Глашатай объявлял имя атлета и его родной город. Олимпиоников награждали пальмовой ветвью, оливковым венком и пурпурными лентами. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!». Победителей в различных видах соревнований называли олимпиониками. Слава о них пережила века.

Работа с текстом учебника: стр. 153-154;

  1. Как звали самых знаменитых атлетов Древней Греции?
  2. Чем прославились эти люди?
  3. Расскажите от имени каждого из этих атлетов о своих победах.

Самым прославленным среди борцов был Милон. Чем же он прославился?

Ученики заранее подготовили сообщение о знаменитых атлетах древности Рассказ учащегося:

Милон

Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача Эллады. 6 раз подряд он становился первым победителем Олимпийских игр. Был случай, когда все отказались с ним состязаться и ему присудили победу без борьбы. Но когда Милон отправился к судьям за оливковым венком, он поскользнулся и упал. Зрители хохотали, требуя лишить олимпийской награды того, кто падает на ровном месте. «Да, я упал, но лишь один раз, - гордо заявил Милон.- Кто из вас бросит меня на землю еще 2 раза и станет победителем? » Желающих принять вызов не нашлось.

           Повсюду в Греции рассказывают о подвигах Полидама. Чем же он прославился?

Рассказ учащегося:

Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил свирепого льва, и подобно Гераклу, задушил его.

Одним из знаменитых бегунов и кулачных бойцов был Феаген. Чем же он прославился?

 В детстве он был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции.

  1.  Знаменитые атлеты жили долго - ведь они отличались крепким здоровьем. Некоторые из них участвовали в соревнованиях 8, а то и 10 олимпийских игр. А когда олимпионик возвращался домой, все жители города выходили встречать его. В городе ставили его скульптуру, в театре он сидел на почетном месте, до конца жизни его кормили бесплатным обедом.

Работа с лентой времени.

Реши задачу. В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. А сколько лет в Древней Греции шли олимпийские игры?

    Олимпиады в Древней Греции просуществовали 1170 лет.  

? 1. В каком году завершились Олимпиады в Элладе? (394 год до н.э.)  

    В 394 году Греция находилась под властью Рима и римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. Но в 1896 году, уже в конце XIX века, французский барон Пьер де Кубертен, большой любитель спорта решил возродить традицию проведения Олимпиад.  Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена -французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля.
В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. 29 лет он был бессменным президентом международного олимпийского комитета. В 1912 г. он написал олимпийский гимн «Ода спорту» который состоит из 9 глав.

(Слайд№23)
В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”. Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия.

? О каком главном отличии современной Олимпиады от тех, которые были в Древней Греции, свидетельствует  ее эмблема – пять олимпийских колец?


Зажжение олимпийского огня - один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия игр, зажжению предшествует факельная эстафета, берущая начало в Греции. Впервые церемония зажжения олимпийского огня была проведена на играх ХI Олимпиады в 1928 г. в Амстердаме и на зимних играх в 1952 г. в Осло. Олимпийский огонь горит непрерывно в течение Игр и гасится на церемонии закрытия. У любой Олимпиады есть свой талисман. Обычно талисманом объявляют изображение какого-либо животного , популярного в стране, проводящей Олимпийские игры. На летних играх 1968 г. в Мехико талисманом был ягуар. Талисманом монреальской Олимпиады-76 был симпатичный бобёр. Московской Олимпиады-80 бурый медвежонок Миша.

В 1980 г. в Москве проходили игры ХХII летней Олимпиады . США, ФРГ, Япония и Канада отказались принимать участие в играх, проходивших в Советском Союзе. Несмотря на это, в Играх приняли участие 5603 спортсмена из 81 страны. На играх было зарегистрировано 36 мировых, 76 олимпийских, 40 европейских рекордов.
В Пекине состоялись XXIХ летние Олимпийские игры. Китайцы, хозяева Олимпиады, стали рекордсменами по количеству завоеванных золотых медалей. На счету китайской сборной 51 золотая медаль. На втором месте — США с 36 высшими олимпийскими наградами. Россия занимает третье место, российские спортсмены 23 раза поднимались на вершину олимпийского пьедестала.
Столицей ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Паралимпийских зимних игр в 2014 году выбран г. Сочи. Период проведения с 7 по 23 февраля 2014 года. (Слайд № 27, 28 видеофрагмент).

? Что нового внесено в современное Олимпийское движение?

 IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ

? Применение новых знаний. Верно или нет?

А теперь, самое время вернуться к нашему вопросу:

? Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

  Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

   И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

   Я надеюсь, что кто-то  из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.

Ф И Н А Л

  Сказал поэт: «О, спорт! Ты – мир!»

И лучше слова я не знаю!

  Ты – царь и бог! Ты – мой кумир!

  Тебе всю жизнь я посвящаю!

  Ты призван мир объединить –

Все языки, все расы, веры!

  О, спорт, ты жил и будешь жить

И до и после нашей эры!

V.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 

  Но на этом наше путешествие по Древней Греции не заканчивается, оно продолжится у вас дома при чтении параграфа 33.

                   А наш урок на этом наш закончен. Всем спасибо за работу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по информатике в виде игры "Своя игра"

Урок повторения и закрепления основного программного материала по школьному курсу предмета «Информатика» за 10 класс; проверка общего уровня эрудиции; подготовка учащихся к экзамену по информати...

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

«Игра, игра, Игра»

Цель мероприятияПоказать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.Задачи:Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавател...