Рабочие программы 5-9 класс
рабочая программа по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс) составлено на основе программы: Алексашкина Л.Н. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории». Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной только тогда, когда ее реализует человек, сознающий свою роль в окружающем мире, что соответствует следующим компетенциям отечественного образования.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
- способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
- способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин
формации в соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
- способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
─ способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
На основе общеобразовательных компетенций сформулированные следующие цели и задачи курса:
Задачи курса: формировать историческое мышление, терпимость, широту мировоззрения, гуманизма.
Цели курса:
- Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);
- Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Основные умения:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- спорить и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;
- работать с исторической картой;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Курс «История Древнего мира» 5 класс оснащен в учебном плане 67 учебными часами в 2015-2016 уч. году ( 2 ч. в неделю) и включает в себя все основные компоненты обязательного минимума содержания обществоведческого образования в основной школе, утвержденного Министерством общего и профессионального образования.
Содержание и учебно-методическое обеспечение курса
Учебники | Методические пособия и интернет ресурсы |
Учебник: Вигасин А.А. и др. «История древнего мира» М., «Просвещение» 2013. |
|
п/п | Содержательные линии (темы) | Федеральный компонент ГОСа | |
знать | уметь | ||
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) 15) | Древний Восток Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, Варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя Греция Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Древний Рим Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | 1. Знание хронологии, работа с хронологией.: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; • группировать (классифицировать) факты по различным признакам. | 1. Работать с историческими источниками: • читать историческую карту с опорой на легенду; • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 2 Описывать (реконструировать): • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 3. Анализировать, объяснять: • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); • соотносить единичные исторические факты и общие явления; • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 4. Работать с версиями, оценками: • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 5. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). |
Календарно-тематическое планирование курса: «История Древнего мира»5 класс
Количество часов:
В год: 67 ч.
В неделю:2 ч.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Цели и задачи урока | Планируемые результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Домашнее задание | Мониторинг | |||||||||||||||||
личностные | предметные | метапредметные | |||||||||||||||||||||||
1 четверть | |||||||||||||||||||||||||
Введение (1 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Введение. Источники знаний по истории Древнего мира | 1 | Заинтересовать учащихся учебным предметом. | Осознание своей идентичности как гражданина страны, как члена семьи, этнической и религиозной группы | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывать значение терминов история и исторический источник | Способность сознательно планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность | История, вещественные источники, археология, этнография. | Введение, привести примеры письменных и вещественных источников | Наличие принадлежностей на уроке | |||||||||||||||||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч) Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.) | |||||||||||||||||||||||||
Древнейшие люди | 1 | Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира. | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий | Умение выполнения творческих заданий, составлять рассказ по иллюстрациям, используя изученный материал | Человеческое стадо, собирательство | §1, вопросы устно. | ||||||||||||||||||
Первобытные охотники и собиратели | 1 | Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время. | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий | Умение выполнения творческих заданий, составлять рассказ по иллюстрациям, используя изученный материал | Родовая община | §2, нарисовать рисунок и описать картин | ||||||||||||||||||
Возникновение искусства и религии | 1 | Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Характеризовать достижения людей в Древнем мире. Составлять описание исторических объектов, памятников. Анализировать причины появления религии и искусства | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | Религия, духи, душа, молитвы. | §3 | опрос | |||||||||||||||||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч) + 1ч.повторение | |||||||||||||||||||||||||
Первобытные земледельцы и скотоводы | 1 | Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания. | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей. Формировать навыки поиска информации по теме | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе | Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие. | §4, определения | ||||||||||||||||||
Возникновение неравенства между людьми | 1 | Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства. | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Определить истоки социального неравенства в первобытном обществе и провести параллели с современностью | Совершенствовать умение выделять главное из общего | Знать, вождь, неравенство, соседская община. | §5; вопросы | ||||||||||||||||||
Повторение | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы. | Уважение к культурному наследию человечества. | Применять полученные знания при выполнении заданий. Определять значение первобытной эпохи в мировой истории | Отрабатывать навыки самостоятельной работы, умение работать самостоятельно с тестовым материалом | к/р. По т: первобытные земледельцы и скотоводы. | |||||||||||||||||||
Тема 3 счет лет в истории | |||||||||||||||||||||||||
Счет лет в истории | 1 | Формирование у учащихся представления о счете лет в истории. До Р.Хр. и после Р.Хр. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | Рождество Христово, н.э, век, тысячелетие | С. 29-32 | Зачет по т. Счет лет истории | |||||||||||||||||
Раздел 2. Древний Восток (18 ч) Тема 1 Древний Египет (7 ч)+ 1 час повторение | |||||||||||||||||||||||||
Местоположение и природные условия Др.Египта | 1 | Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Знать основные понятия темы, показывать на карте Древний Египет. Описывать особенности месторасположения стран | Умение оценивать свою деятельность на уроке | Дельта, дамбы, каналы Фараон, крестьяне, ремесленники | §6 | ||||||||||||||||||
Быт земледельцев и ремесленников | 1 | Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Характеризовать существенные признаки и интересы различных групп. Уметь высказывать своё мнение | Совершенствовать навык работы в группе. Совершенствовать умение выделять главное из общего | Налоги, шадуф, орошение полей, амулет, писцы, кораблестроители | §7 | ||||||||||||||||||
Жизнь египетского вельможи | 1 | Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Характеризовать существенные признаки и интересы различных групп. Уметь высказывать своё мнение. | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | вельможи | §8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона | ||||||||||||||||||
Военные походы фараонов | 1 | Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты военных походов фараонов. Раскрывать причины и последствия военных походов. Уметь высказывать своё мнение | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Колесница, пехотинцы | §9, вопросы, выводы к таблице | ||||||||||||||||||
Религия древних египтян | 1 | Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть характерные признаки и особенности верований древних египтян. Извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий | Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников | Храмы, жрецы | §10, заполнить до конца таблицу, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа. | ||||||||||||||||||
Искусство Древнего Египта | 1 | Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Формировать убеждение о ценности знаний, как в древности так и в современном мире | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Пирамиды, архитектура, скульптура | §11 | Опрос по т: Культура Др. Египта. | |||||||||||||||||
В Древнеегипетской школе | 1 | Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей. | Уважение к культурному наследию человечества | Применять полученные знания при выполнении заданий | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | Иероглифы, папирус | §12 | ||||||||||||||||||
Тема 2 Западная Азия в древности (7 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Древнее Двуречье | 1 | Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация | Уважение к народам мира, формирование толерантности | Показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья | Совершенствовать умение выполнения творческих заданий | клинопись | §13 | ||||||||||||||||||
Повторение и обобщение по т: Др. Египет | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. | Уважение к культурному наследию человечества. | Применять полученные знания при выполнении заданий | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | С/р. По т: «Др. Египет» | |||||||||||||||||||
2 четверть | |||||||||||||||||||||||||
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи». Уметь высказывать своё мнение | Совершенствовать навык работы в группе | Аренда, ростовщик. | §14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?». | ||||||||||||||||||
Финикийские мореплаватели | 1 | Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Показывать на исторической карте месторасположение Финикии и пути следования мореплавателей. Характеризовать важнейшие достижения финикийцев в области культуры | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | Колонии | §15 | ||||||||||||||||||
Библейские сказания | 1 | Познакомить ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть имена библейских пророков. Понимание смысла библейских сказаний | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет. | §16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок. | ||||||||||||||||||
Древнееврейское царство и его правители | 1 | Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть имена библейских пророков. Понимание смысла библейских сказаний | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Иерихон, храм Соломона | §19, вопросы | ||||||||||||||||||
Ассирийская держава | 1 | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Определять причины возникновения и гибели Ассирии. Характеризовать особенности военного искусства ассирийцев. Осознание смысла восточной деспотии и особенностей управления Ассирийской державой | Умение оценивать свою деятельность на уроке | Железо, держава. | §18, вопросы | ||||||||||||||||||
Образование Персидской державы | 1 | Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Показывать на исторической карте месторасположение Персии. Раскрывать особенности государственно - административного устройства | Совершенствовать навык работы в группе | Сатрапии | §19, разобрать схему. | С/р. По т: «Западная Азия в древности» | |||||||||||||||||
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч) + 1 час повторение | |||||||||||||||||||||||||
Местоположение и природа Древней Индии | 1 | Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии. | Уважение к народам мира, формирование толерантности | Показывать на исторической карте месторасположение Индию. Раскрывать особенности государственно- административного устройства. Характеризовать религиозные верования жителей Древней Индии. Определить истоки социального неравенства в индийском обществе и провести параллели с современностью | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Индия, Ганг, Инд, Гималаи | §21, прочесть легенды о Раме и Будде. | ||||||||||||||||||
Индийские касты | 1 | Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира. | Уважение к народам мира, формирование толерантности | Показывать на исторической карте месторасположение Индию. Раскрывать особенности государственно- административного устройства. Характеризовать религиозные верования жителей Древней Индии. Определить истоки социального неравенства в индийском обществе и провести параллели с современностью | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Касты, брахманы, буддизм | §21, повторить термины из словаря | ||||||||||||||||||
Местоположение и природа Древнего Китая | 1 | Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы. | §22, вопросы | ||||||||||||||||||
Объединение Китая | 1 | Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Показывать на исторической карте месторасположение Китая. Раскрывать особенности государственно- административного устройства. Вклад китайской цивилизации в мировую. Уяснить значение Великого шелкового пути для становления и развития Древнего Китая. | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде сообщения | Гунны, Великая Китайская стена. | §23, вопросы | опрос | |||||||||||||||||
Раздел 3. Древняя Греция (20 ч) Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Природа и население Древней Греции | 1 | Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Характеризовать природно-географические условия, основные занятия греков и критян. Сравнивать условия жизни и их различия греков и критян | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Греция Минотавр, «нить Ариадны», лабиринт | §24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу. | ||||||||||||||||||
Микены и Троя | 1 | Познакомить учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Излагать суждения о причинах и следствиях Троянской войны. Характеризовать основные события и участников Троянской войны | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Ахейцы, дорийцы, Троя. | §25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними? | ||||||||||||||||||
Повторение | 1 | Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира. | Уважение к культурному наследию человечества | . Уметь определять важнейшие события и процессы в истории Древнего мира и характеризовать их | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | К/р по т: «Индия и Китай в древности» | |||||||||||||||||||
3 четверть | |||||||||||||||||||||||||
Поэма Гомера «Илиада» | 1 | Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире | Рассказывать основное содержание поэм. Характеризовать героев, анализировать их поступки | Совершенствовать навык работы в группе | Циклоп , сирены | §26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой. | ||||||||||||||||||
Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире | Рассказывать основное содержание поэм. Характеризовать героев, анализировать их поступки | Совершенствовать навык работы в группе | §27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку. | |||||||||||||||||||
Религия древних греков | 1 | Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть характерные признаки и особенности верований греков. Извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни греков | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Пантеон | §28, пересказ одного из мифов о богах. | ||||||||||||||||||
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.) | |||||||||||||||||||||||||
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире | Группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. Называть характерные черты политического устройства Афин Характеризовать результаты важнейших исторических событий. | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении | Полис, демос, аристократ | §29, термины учить. | ||||||||||||||||||
Зарождение демократии в Афинах | 1 | Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Излагать суждения о причинах и следствиях зарождения демократии в Афинах. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Применять новые знания и умения в общении с новыми фактами, источниками и памятниками | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Реформы Демократия, граждане, реформы, Народное собрани | §30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других? | ||||||||||||||||||
Древняя Спарта | 1 | Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью | Формирование чувства патриотизма на примере спартанцев | Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней. Сравнивать общественное устройство Спарты и Афинского государства Описывать образ жизни спартанцев и илотов | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Илоты | §31 | ||||||||||||||||||
Основание греческих колоний | 1 | Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами. | Осознание процесса колонизации как ист. явления | Выявить роль колоний в жизни греков | Умение логически выстраивать ответ, используя ист. терминологию | Колонии | §32, подготовить пересказ о царе Скиле | тест | |||||||||||||||||
Олимпийские игры | 1 | Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции. | Осознание своей идентичности как гражданина страны, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия. Описывать игры, раскрывать причины возникновения олимпийских игр. | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Олимпия, «Священный мир», олимпионик | §33 | ||||||||||||||||||
Греко-персидские войны | 1 | Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу. | Овладение чувством патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами | Умение датировать важнейшие события греко-персидских войн, определять их последовательность, соотносить с веками, тысячелетиями, умение читать историческую карту с опорой на легенду. Рассказывать о наиболее крупных сражениях | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде рассказа | Марафон, экспансия, стратег, триера | §34, нарисовать план Марафонского сражения. | ||||||||||||||||||
Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков. | Овладение чувством патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами | Умение датировать важнейшие события греко-персидских войн, определять их последовательность, соотносить с веками, тысячелетиями, умение читать историческую карту с опорой на легенду. Рассказывать о наиболее крупных сражениях | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде сочинения | триера | §35 | К/р. По т: «Полисы Греции» | |||||||||||||||||
Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.) | |||||||||||||||||||||||||
В гаванях афинского порта Пирей | 1 | Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Составлять описание исторических объектов, памятников. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Граждане, метеки, пошлина | §36 | ||||||||||||||||||
В городе богини Афины | 1 | Сформировать представление о том, что 5-6вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Составлять описание исторических объектов, памятников. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Граждане, метеки, пошлины, верфь, метеки, Совет пяти портики, Акрополь, Агора, Парфенон, Керамик | §37 | ||||||||||||||||||
В афинских школах и гимнасиях | 1 | Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников и их современным реконструкциям, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов прошлого | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Стиль, палестра, педагог | §38. | ||||||||||||||||||
В театре Диониса | 1 | Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств. | Понимание культурного многообразия мира | Описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников и их современным реконструкциям, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов прошлого | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Орхестра, скене, трагедия, комедия. | §39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы» | ||||||||||||||||||
Афинская демократия при Перикле | 1 | Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении | Демократия | §40 | Тест по теме «Возвышение Афин. Афинская демократия» | |||||||||||||||||
Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (3 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Умение выявлять причинно- следственные связи, обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы. Датировать важнейшие события и процессы, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций. | Совершенствовать навык работы в группе | Македония, монархия, Филиппики, сариссы. | §42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским | ||||||||||||||||||
Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты связанные с темой возвышение Македонии , описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Доп.мат. Личность Александра Македонского. «Великая держава». | |||||||||||||||||||
В Древней Александрии Египетской | 1 | Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Составлять описание исторических объектов, памятников. Раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию | Обсерватория, музы | §43, сопоставить муз с видами искусств. | ||||||||||||||||||
Повторение | Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции | Уважение к культурному наследию человечества | Применять полученные знания при выполнении заданий. Характеризовать важные факты из истории Древнего мира | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | Основные поняти | Опрос по теме: « Македонские завоевания» | |||||||||||||||||||
Раздел 4. Древний Рим (17 ч) Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Древнейший Рим | 1 | Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Уметь работать с картой. Объяснять влияние природных условий и занятия жителей. Излагать легенду о возникновении Рима. Характеризовать важные факты из истории Древнего Рима, характер событий и процессов, классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Патриции, плебеи. | §44 | ||||||||||||||||||
Завоевание Римом Италии | 1 | Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Характеризовать важные факты из истории Древнего Рима, характер событий и процессов, классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Республика | §45 | ||||||||||||||||||
4 четверть | |||||||||||||||||||||||||
Устройство Римской республики | 1 | Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Характеризовать управление в древнейшем Риме | Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию | Консулы, легионы | §46, сделать рисунок римского легионера | ||||||||||||||||||
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны. | Выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны | Характеризовать войны Рима с Карфагеном: участники, причины, ход, итоги и последствия. Умение работать с исторической картой, умение датировать основные события, связанные с борьбой Рима и Карфагена, умение давать образную характеристику историческим деятелям данных событий | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Пентеры «ворон» | §47, план «Битва при Каннах» | ||||||||||||||||||
Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э. | 1 | Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Характеризовать причины и последствия господства Рима в Средиземноморье. Умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами, характерными для цивилизации Древнего Рима | Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, (составлять простой план) | Триумф, империя | §48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание. | ||||||||||||||||||
Рабство в Древнем Риме | 1 | Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация. | Выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны | Различать причину и следствие исторических событий, явлений. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Гладиаторы | §49, рисунок гладиатора. | ||||||||||||||||||
Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.) | |||||||||||||||||||||||||
Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов | Владение навыками составлять тезисы | Аграрный закон | §50 | ||||||||||||||||||
Восстание Спартака | 1 | Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Описывать восстание. Раскрывать причины, ход, последствия | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | §51 | |||||||||||||||||||
Единовластие Цезаря в Риме | 1 | Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и носила антинародный характер. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Анализировать деятельность Цезаря | Представить результат своей деятельности в виде эссе: «Каким должен быть правитель государства?» | Военная диктатура | §52 | ||||||||||||||||||
Установление империи в Риме | 1 | Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Раскрывать причины падения диктатуры Цезаря | Владение навыками составлять простой план | §53 | К/р. По т: «Гражданские войны в Риме» | ||||||||||||||||||
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (4 ч) | |||||||||||||||||||||||||
В Риме при императоре Нероне | 1 | На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках. Анализировать деятельность Нейрона | Обрабатывать информацию и представлять ее в виде творческого проекта | Диктатор | §54 | ||||||||||||||||||
Первые христиане и их учения | 1 | Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках. Рассказывать о жизни и деятельности первых христиан Объяснять суть христианского учения | Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников | христиане | §55 | ||||||||||||||||||
Расцвет Римской империи во 2 веке | 1 | Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать. Составлять описание исторических объектов, памятников | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде мини-сообщения | Колоны, рабы с хижинами | §56 | ||||||||||||||||||
«Вечный город» во времена империи и его жители | 1 | Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать. Составлять описание исторических объектов, памятников | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде мини-сообщения | Термы, Колизей, Пантеон | §57, вопрос 4 письменно | К/р. По т: «Расцвет Римской империи» | |||||||||||||||||
Тема 5. Падение Западной Римской империи. (3 ч.) | |||||||||||||||||||||||||
Римская империя при Константине | 1 | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Варвары, епископ. | §58 | ||||||||||||||||||
Взятие Рима готами | 1 | Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать. Объяснять причины распада Римской империи | Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по причинам упадка Западной Римской империи, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов | §59, подготовка к проверочной работе | |||||||||||||||||||
Особенности цивилизации Греции и Рима. | 1 | Проверка и закрепление изученного материала. | Уважение к культурному наследию человечества | Применять полученные знания при выполнении заданий. | Способность решать творческие и проблемные задачи | Понятия по теме | Итоговая к/р. По истории Древнего мира. | ||||||||||||||||||
Вклад народов в мировую культуру | 1 | Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира» Проверка, закрепление изученной информации. | Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны | Применять полученные знания при выполнении заданий. Целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном и оригинальном периоде всеобщей истории, в котором вызревали современные народы, языки, религии, государства, формы их взаимодействия и противостояния, а также феномен единства мира в многообразии культур | Способность решать творческие и проблемные задачи. Активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме | Повторение основных понятий по курсу «Древний мир» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...