Расцвет Римской империи во II веке.
методическая разработка по истории (5 класс)
Это 4 урок по теме «Римская империя в первые века нашей эры.»,
14 урок в разделе «Древний Рим».
Цель урока: формирование представления об историческом развитии Римской империи во II веке нашей эры..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastsvet_rimskoy_imperii_vo_ii_veke.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Расцвет Римской империи во II веке.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология урока: способствовать ознакомлению с деятельностью императоров II века, раскрытию понятия «золотой век империи»,
Цель урока: формирование представления об историческом развитии Римской империи во II веке нашей эры.
Планируемые образовательные результаты.:
- предметные – сформировать представление о личности и деятельности императора Траяна, выявить особенности жизни римского общества в период расцвета империи;
- метапредметные - организовывать учебное взаимодействие в парах, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выбирать средства достижения целей из предложенных, а также искать их самостоятельно, давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- личностные – выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества, воспитывать уважительное отношение к людям, создающим произведения культуры.
Основные термины, понятия: колоны, рабы с хижинами.
Оборудование компьютер, проектор, презентация, составленная учителем, учебник история Древнего мира для 5 класса А. А. Вигасина и др., карта «Рост Римского государства в период республики и империи».
План урока:
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. 10 мин.
3. Изучение нового материала 18 мин.
- Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. 10 мин
4. Физкультминутка. 1 мин.
- Правление Траяна (98 – 117 г. н.э.) 8 мин.
5. Закрепление изученного материала 6 мин.
6. Подведение итогов урока.5 мин.
7. Домашнее задание 4 мин.
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Мысленно настроимся на работу и пожелаем друг другу удачи. Ведь бытует мнение, что у человека, который не знает своего прошлого, нет хорошего будущего. Да и многие предметы, которыми мы пользуемся до сих пор, были изобретены в прошлые века.
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Учитель: - Дома вы отвечали на вопросы со страницы 264. Сейчас обменяйтесь тетрадями, и обратите внимание на слайд. Здесь указаны верные ответы (слайд 2). Проверьте правильность выполнения задания и поставьте оценки. За 4 правильных ответа – оценка «5», три правильных ответа – «4», один или два правильных ответа – «3». Если нет домашнего задания или тетради, то это оценка «2». В конце урока я соберу тетради и выставлю оценки.
( Дети проверяют и выставляют оценки, учитель контролирует)
Учитель: - Как мы видим, на границах с Римской империей жили славяне, наши предки. А как называется наша вера?
Ученики: - Христианство.
Учитель: - Кто может рассказать о первых христианах и об их Учителе?
Ученики: - Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия – Иисуса. Отцом Его был бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью – Мария, бедная жительница города Назарета. Мария родила в городе Вифлеем и в этот момент на небе зажглась звезда. Когда Иисус вырос, он собрал вокруг 12 учеников и ходил по Палестине, исцеляя больных и воскрешая мертвых. Иисус говорил, что близится конец мира. Это будет Страшный суд, все кто не раскаялся, будут наказаны, но для тех, кто уверовал в Иисуса наступит Царство Божие на земле.
Учитель: - Как же римляне относились к христианам, ведь именно на их территории зародилась эта вера? Почему?
Ученики: - Римские власти враждебно относились к христианам, жрецам бога Яхве не нравилось, что обычного человека называют Сыном Божиим. А для римлян он стал смутьяном, в его словах они видели подрыв императорской власти. Среди учеников нашелся предатель Иуда, который за 30 серебряников привел ночью стражу, где находился Иисус. Иуда подошел и поцеловал его, тем самым указав страже на Иисуса. Его схватили и подвергли пыткам.
Учитель: - Покажите на карте, где находится Палестина, и назовите территории, которые также входят в состав Римской империи.
Ученики: - Испания, Галлия, Италия, Греция, Египет, Дакия, Македония, п-ов Малая Азия, Британия.
Учитель: - Огромной территорией обладало Римское государство, и долгое время им правили деспоты, последним и которых был …
Ученики: - Нерон.
Учитель: - В Риме было много рабов, власть принадлежала богатым, и только их мнение учитывалось. Но Нерон погиб, и на его место во втором веке пришла новая династия. Время их правления характеризуют, как золотой век Римской империи. Какая же тема нашего урока?
Ученики: - Расцвет Римской империи во II веке нашей эры.
Учитель: - Какие же цели перед нами появляются? Что нам необходимо узнать, чтобы понять, почему именно этот период называют эпохой расцвета.
Ученики: - При каком правителе Римская империя переживала расцвет? Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?.
(слайд 3)
Читают дети: - Проблемный вопрос: Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?
III. Изучение нового материала
1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.
Учитель: - Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого.
Учитель: - Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ.
(Ответы учеников)
Учитель: - Как изменить положение? ( Ответы детей)
Учитель: - Найдите на стр. 275, что же решили сделать землевладельцы? Ученики: - Разделили свои имения.
Учитель: - А теперь попробуйте заполнить схему, вписывая вместо вопросов ответы, используя материал учебника стр.275-276 (слайд 4)
(Ученики работают в тетрадях по истории, а учитель следит за работой))
Учитель: - Какое же первое изменение произошло?
Ученики: - Рабы стали иметь землю, бедняки и землевладельцы стали сотрудничать.
(Подведение итога по первому вопросу.(слайд 5))
Физкультминутка.
2. Правление Траяна (98 -117 гг. н.э.)
Учитель: - Как же звали императора, который позволил людям почувствовать себя свободнее? Найдите его имя и время правления на стр. 276.
Ученики: - Траян 98 – 117 гг. н.э.
Учитель: - «Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98—117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,— любил говорить он,— какого сам бы желал себе, если бы был подданным».
(слайд 6)
Учитель: - Вот, что говорит Аврелий Виктор в своем произведении «О цезарях»:
Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку: (именно) бани, именуемые Суранскими. (9) Он так доверял искренности людей, что, вручая, по обычаю, префекту претория по имени Субуран знак его власти — кинжал, неоднократно ему напоминал: «Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня». Ведь тому, кто управляет другими, нельзя допускать в себе даже малейшей ошибки. Мало того, своей выдержкой он смягчал и свойственное ему пристрастие к вину, которым страдал также и Нерва: он не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров.
Учитель: -Чем же отличился Траян? Прочитайте стр. 277, и заполните пропуски в предложении. (слайд 7)
(Дети читают текст и заполняют во время ответов пропуски. Подведение итога.)
Учитель: - Римляне строили на века. Многое, что было построено при императоре Траяне, сохранилось до наших дней. Например, столица Франции и столица Великобритании. Лондон и Париж. (слайд 8)
Учитель: - А теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка». На слайде вы увидите картинку и комментарий к ней. Необходимо угадать, о чем идет речь. (слайды 9,10,11)
IV. Закрепление изученного материала (слайд 12, 13, 14)
Тестирование:
1. Лучшим из римских императоров римляне считали:
а) Цезаря; в) Траяна;
б) Октавиана Августа; г) Нерона.
2. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:
а) Египет; в) Финикия;
б) Парфянское царство; г) Македония.
3. Колоны — это:
а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;
б) греки, выходцы из причерноморских колоний;
в) пленники, участвующие в триумфальном шествии.
г) рабы, получившие от хозяина участок земли.
4. Колоны хорошо работали, потому что:
а) им за это платили деньги
б) их били палками за невыполнение работы
в) были заинтересованы в своём труде
5. В годы правления Траяна:
а) усилился гнёт людей
б) прекратились казни по ложным доносам
в) продолжились завоевания римлян
г) римляне потеряли огромные территории
6. Годы правление Траяна:
а) 98-117 г. б) 92 – 115 г.; в) 90 – 110 г. г) 85-112 г.
7. Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
а) Нероне; б) Цезаре;
в) Траяне; г) Октавиане Августе.
8. Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:
а) Нерон; б) Траян;
в) Антоний; г) Октавиан Август.
9. Рабы с хижинами — это рабы:
а) получившие от хозяина в пользование участок земли;
б) ставшие свободными земледельцами после указа Траяна;
в) составившие основу римского войска;
г) земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.
10. Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что:
а) рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в) невозможно было уследить за работой рабов;
г) их стало выгодно продавать по высокой цене.
Подведение итогов урока.
Учитель: - Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале урока (слайд 15):
(Ответы детей)
Учитель: - При каком правителе Римская империя переживала расцвет?
(Ответы детей)
Учитель: - Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета? (Ответы детей)
Выставление и комментирование оценок.
V. Домашнее задание (слайд 16)
- Базовый уровень: § 57 - пересказ, ответить письменно на вопросы стр. 285.
-Повышенный уровень: составить рассказ от лица римского землевладельца в период правления Траяна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Истории Древнего мира "Кризис Римской империи в III (3) веке", 5 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»
Тема урока« Древние германцы и Римская империя » О том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать.Что такое « великое переселение народов» I. Деревни древних ...
Опорная схема-конспект по теме "Римская империя в первые века нашей эры"
История Древнего мира, 5 класс...
Урок истории в 5 классе "Расцвет империи во 2 веке"
Цель: ознакомление учащихся с расцветом Римской империи во 2 веке н.э., повторение и обобщение знаний учащихся о рабстве. Задачи:Образовательная: формирование представления о пр...
Расцвет Римской империи во II веке.
Презентация по истории Древнего мира....
Тест 5 класс Расцвет Римской империи во 2 веке
Тест 5 класс Расцвет Римской империи во 2 веке...
Расцвет и закат римской империи
Урок - игра позволяет закрепить знания о Римской империи...