Расцвет Римской империи во II веке.
методическая разработка по истории (5 класс)

Мартынова Лариса Анатольевна

Это 4 урок по теме «Римская империя  в первые века нашей эры.»,

14 урок в разделе «Древний Рим».

Цель урока: формирование представления об историческом развитии Римской империи во II веке нашей эры..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastsvet_rimskoy_imperii_vo_ii_veke.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Расцвет Римской империи во II веке.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология урока:  способствовать  ознакомлению с деятельностью императоров II  века, раскрытию понятия «золотой век империи»,

Цель урока: формирование представления об историческом развитии Римской империи во II веке нашей эры.

Планируемые образовательные  результаты.:

- предметные – сформировать представление о личности и деятельности императора Траяна, выявить особенности жизни римского общества в период расцвета империи;

- метапредметные - организовывать учебное взаимодействие в парах, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выбирать средства достижения целей из предложенных, а также искать их самостоятельно, давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- личностные – выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества, воспитывать уважительное отношение к людям, создающим произведения культуры.

Основные термины, понятия: колоны, рабы с хижинами.

Оборудование компьютер,  проектор, презентация, составленная учителем,  учебник  история Древнего мира для 5 класса А. А. Вигасина и др., карта «Рост Римского государства в период республики и империи».

План урока:

1. Организационный момент. 1 мин.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.  10 мин.

3. Изучение нового материала 18 мин.

   -  Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.  10 мин

 4. Физкультминутка. 1 мин.

   -  Правление Траяна (98 – 117 г. н.э.)  8 мин.

5. Закрепление изученного материала 6 мин.

6. Подведение итогов урока.5 мин.

7. Домашнее задание 4 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Мысленно настроимся на работу и пожелаем друг другу удачи. Ведь бытует мнение, что у человека, который не знает своего прошлого, нет хорошего будущего. Да и многие предметы, которыми мы пользуемся до сих пор, были изобретены в прошлые века.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Учитель: - Дома вы отвечали на вопросы со страницы 264.   Сейчас обменяйтесь тетрадями, и обратите внимание на слайд.  Здесь указаны верные ответы (слайд 2). Проверьте правильность выполнения задания и поставьте оценки. За 4 правильных ответа – оценка «5», три правильных ответа – «4», один или два правильных ответа – «3». Если нет домашнего задания или тетради, то это оценка «2». В конце урока я соберу тетради и выставлю оценки.

( Дети проверяют и выставляют оценки, учитель контролирует)

Учитель: - Как мы видим, на границах с Римской империей жили славяне, наши предки. А как называется наша вера?

Ученики: - Христианство.

Учитель: - Кто может рассказать о первых христианах и об их Учителе?

Ученики: - Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия – Иисуса. Отцом Его был бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью – Мария, бедная жительница города Назарета. Мария родила в городе Вифлеем и в этот момент на небе зажглась звезда. Когда Иисус вырос, он собрал вокруг 12 учеников и ходил по Палестине, исцеляя больных и воскрешая мертвых. Иисус говорил, что близится конец мира. Это будет Страшный суд, все кто не раскаялся, будут наказаны, но для тех, кто уверовал в Иисуса наступит Царство Божие на земле.

Учитель: - Как же римляне относились к христианам, ведь именно на их территории зародилась эта вера? Почему?

Ученики: - Римские власти враждебно относились к христианам, жрецам бога Яхве не нравилось, что обычного человека называют Сыном Божиим. А для римлян он стал смутьяном, в его словах они видели подрыв императорской власти. Среди учеников нашелся предатель Иуда, который за 30 серебряников привел ночью стражу, где находился Иисус. Иуда подошел и поцеловал его, тем самым указав страже на Иисуса. Его схватили и подвергли пыткам.

Учитель: - Покажите на карте, где находится Палестина, и назовите территории, которые также входят в состав Римской империи.

Ученики: - Испания, Галлия, Италия, Греция, Египет, Дакия, Македония, п-ов Малая Азия, Британия.

Учитель: - Огромной территорией обладало Римское государство, и долгое время им правили деспоты, последним и которых был …

Ученики: - Нерон.

 Учитель: - В Риме было много рабов, власть принадлежала богатым, и только их мнение учитывалось. Но Нерон погиб, и на его место во втором веке пришла новая династия. Время их правления характеризуют, как золотой век Римской империи. Какая же тема нашего урока?

Ученики: - Расцвет Римской империи во II веке нашей эры.

Учитель: - Какие же цели перед нами появляются? Что нам необходимо узнать, чтобы понять, почему именно этот период называют эпохой расцвета.

 Ученики: - При каком правителе Римская империя переживала расцвет? Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?.

(слайд 3)

Читают дети: -  Проблемный вопрос: Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?

III. Изучение нового материала

1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

Учитель: - Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого.

Учитель: - Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ.

(Ответы учеников)

Учитель: - Как изменить положение? ( Ответы детей)

Учитель: - Найдите на стр. 275, что же решили сделать землевладельцы? Ученики: - Разделили свои имения.

Учитель: - А теперь попробуйте заполнить схему, вписывая вместо вопросов ответы, используя материал учебника стр.275-276 (слайд 4)

(Ученики работают  в тетрадях по истории, а учитель следит за работой))

Учитель: - Какое же первое изменение произошло?

Ученики: -  Рабы стали иметь землю, бедняки и землевладельцы стали сотрудничать.

(Подведение итога по первому вопросу.(слайд 5))

Физкультминутка.

2. Правление Траяна (98 -117 гг. н.э.)

Учитель: - Как же звали императора, который позволил людям почувствовать себя свободнее? Найдите его имя и время правления на стр. 276.

Ученики: -  Траян 98 – 117 гг. н.э.

Учитель: - «Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98—117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,— любил говорить он,— какого сам бы желал себе, если бы был подданным».

(слайд 6)

Учитель: - Вот, что говорит Аврелий Виктор в своем произведении «О цезарях»:

Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку: (именно) бани, именуемые Суранскими. (9) Он так доверял искренности людей, что, вручая, по обычаю, префекту претория по имени Субуран знак его власти — кинжал, неоднократно ему напоминал: «Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня». Ведь тому, кто управляет другими, нельзя допускать в себе даже малейшей ошибки. Мало того, своей выдержкой он смягчал и свойственное ему пристрастие к вину, которым страдал также и Нерва: он не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров.

Учитель: -Чем же отличился Траян? Прочитайте стр. 277, и заполните пропуски в предложении. (слайд 7)

(Дети читают текст и заполняют во время ответов пропуски. Подведение итога.)

Учитель: Римляне строили на века. Многое, что было построено при императоре Траяне, сохранилось до наших дней. Например, столица Франции и столица Великобритании. Лондон и Париж. (слайд 8)

Учитель: - А теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка». На слайде вы увидите картинку и комментарий к ней. Необходимо угадать, о чем идет речь. (слайды 9,10,11)

IV. Закрепление изученного материала (слайд 12, 13, 14)

Тестирование:

1.  Лучшим из римских императоров римляне считали:
а)   Цезаря;                     в) Траяна; 
б)  Октавиана Августа;   г) Нерона.

2.  В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:

а)   Египет;                                   в) Финикия;

б)  Парфянское царство;          г) Македония.

3.   Колоны — это:

 а)  земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;
 б)  греки, выходцы из причерноморских колоний;
 в)  пленники, участвующие в триумфальном шествии.
  г)   рабы, получившие от хозяина участок земли.

4.   Колоны хорошо работали, потому что:

 а) им за это платили деньги

 б) их били палками за невыполнение работы

 в) были заинтересованы в своём труде

5.   В годы правления Траяна:

а)   усилился гнёт людей
б)  прекратились казни по ложным доносам
в)  продолжились завоевания римлян
г)   римляне потеряли огромные территории

6.  Годы правление Траяна:
а)   98-117 г. б) 92 – 115 г.; в)   90 – 110 г.   г) 85-112 г.
7.   Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
 а) Нероне;  б) Цезаре;

в) Траяне; г) Октавиане  Августе.
8.   Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:
а) Нерон; б) Траян;

 в) Антоний; г) Октавиан Август.
9.   Рабы с хижинами — это рабы:
а)   получившие от хозяина в пользование участок земли;
б)  ставшие свободными земледельцами после указа Траяна;
в)  составившие основу римского войска;
г)  земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.

10.  Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что:
а)  рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б)  прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в)  невозможно было уследить за работой рабов;
г)   их стало выгодно продавать по высокой цене.

Подведение итогов урока.

Учитель: - Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале урока (слайд 15):

(Ответы детей)

Учитель: - При каком правителе Римская империя переживала расцвет?

(Ответы детей)

Учитель: - Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?       (Ответы детей)

Выставление  и комментирование оценок.

V. Домашнее задание (слайд 16)

- Базовый уровень: § 57 - пересказ, ответить письменно на вопросы стр. 285.

-Повышенный уровень: составить рассказ от лица римского землевладельца в период правления Траяна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Истории Древнего мира "Кризис Римской империи в III (3) веке", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Тема урока« Древние германцы и Римская империя » О том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать.Что такое « великое переселение народов» I. Деревни древних ...

Урок истории в 5 классе "Расцвет империи во 2 веке"

Цель:  ознакомление  учащихся с расцветом Римской империи во 2 веке н.э., повторение и обобщение знаний учащихся о рабстве. Задачи:Образовательная:  формирование представления о пр...

Расцвет Римской империи во II веке.

Презентация по истории Древнего мира....

Тест 5 класс Расцвет Римской империи во 2 веке

Тест 5 класс Расцвет Римской империи во 2 веке...

Расцвет и закат римской империи

Урок - игра позволяет закрепить знания о Римской империи...