Открытое внеклассное мероприятие по истории "У войны не женское лицо".
материал по истории (9 класс)
Внеклассное мероприятие о Великой Отечественной войне. Подготовлен на основе местного краеведческого материала "Участие женщин села Братовка в годы войны".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_voyny_ne_zhenskoe_litso.docx | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«У войны не женское лицо»
(Внеклассное мероприятие по истории)
Подготовила учитель истории МБОУ СШ №1 им. Героя Советского Союза Кузнецова Н.А. г. Чаплыгина, Липецкой области в с. Братовка. Сонюшкина Н.В.
Цель: воспитание у подрастающего поколения чувства уважения и гордости за женщин, воевавших в годы войны, формирование на конкретном местном краеведческом материале гражданско – патриотических убеждений;
Задачи мероприятия: развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи и выразительного чтения;
воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны, переживать за судьбу народа во время Великой Отечественной войны; сохранять историческую память.
Мероприятие сопровождают слайды презентации
Учитель: У войны не женское лицо… А если бы и было, оно не было бы женским. Женщина - хранительница домашнего очага. И её место в тёплом уютном доме, а не под горячими свинцовыми пулями на поле боя. А если и на поле, то ином, золотом или зелёном… Но война нарушает все жизненные устои. И женщина, хрупкая и слабая, идёт в самое пекло наравне с мужчинами. Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они не совместимы.
(Выходят девушки).
1. В мир приходит женщина
Чтоб свечу зажечь.
2. В мир приходит женщина
Чтоб очаг сберечь
3. В мир приходит женщина
Чтоб любимой быть
4. В мир приходит женщина
Чтоб дитя родить
5. В мир приходит женщина
Чтоб цветам цвести
6. В мир приходит женщина
Чтобы мир спасти
(Девушки надевают пилотки)
Песня «Не женщины придумали войну»
Инсценировка стихотворения Ю. Друниной «Зинкаа»
( Две девушки усаживаются на краю сцены, укутавшись в шинель)
Девушка 1
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Девушка 2
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: "Выступать вперед!"
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
Девушка 1
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Девушка 2
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав...
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
Ученик: На привале или в минуты короткой передышки между боями солдаты писали письма домой. Солдатские треугольники – листочки, исписанные торопливой рукой.. В них — радость и печаль, торжество одержанных побед и будничные заботы. В них – сама жизнь незабываемой военной поры. Каждое письмо «оттуда», с горнила смерти, из ада были полны надежды на победу, на скорую встречу.
За стол садится мать солдата, зажигает свечу и пишет письмо.
(Мать солдата, сидя за столом при свете свечи пишет письмо сыну на фронт. Боец 1 поднимается, выходит немного вперед и изображает чтение письма).
Ученик
Шла война за милую Отчизну
Но запахло в воздухе весной.
Мать на фронт письмо писала сыну:
«Здравствуй, мой Алёшенька, родной!»
Мать:
Ты здоров, любимый мой сыночек?
За Отчизну проливаешь кровь...
Как хочу я в эти пару строчек,
Уложить огромную любовь!
Я, любимый, по тебе скучаю.
Плачу... Но прости. Не в этом суть.
Ты живой. Я точно это знаю.
Ведь не может сердце обмануть.
Стать бы мне красивой белой птицей,
Чтобы от разлуки не страдать,
Над Землёю грешной покружиться,
И тебя, мой милый, увидать!
Почему вестей не получаю?
Обещал писать ты, уходя.
Почтальона у ворот встречаю,
Только нету писем от тебя...
Бьёшь фашистов. Понимаю, милый...
Знаю, что о доме ты грустишь...
Но поверь, найду ещё я силы,
Чтоб тебя дождаться, мой малыш.
песня Лещенко 1 куплет «Мама моя»
Ученик:
Мать писала своему ребёнку.
Вся в слезах. Две ночи напролёт.
И не знала то, что похоронку
Почтальон сегодня принесёт...
песня Лещенко 1 куплет «Мама моя»
(Мать задувает свечу, уходит. Боец 1 уходит. Слайд: похоронки
Ученик: Солдатские матери… это они вырастили и воспитали бойцов, которые в трудный для Родины час встали на её защиту. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона. Слишком часто почта приносила им горькие известия.
Ученик: Да, у войны не женское лицо. Но угроза, нависшая над нашей страной и над всем миром в 1941 г., заставила советских женщин по-иному оценить свои возможности, встать в строй наравне с мужчинами, заменить в тылу ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев. Фронт был всюду: на передовой и в далеком тылу. Их было очень много – женщин, беззаветно любивших Родину и готовых отдать за нее жизнь. Не каждый мужчина способен выдержать трудности войны, а женщины выдерживали.
Стихотворение «Русской женщине»
Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила,
Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!
В то утро простился с тобою твой муж или брат, или сын.
И ты со своею судьбою осталась один на один.
Один на один со слезами, с несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счета – печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну. Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым, весь фонт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим…
Рубила, возила, копала, - да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла, что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали и там, на переднем краю,
Они хорошо понимали святую неправду твою.
И воин, идущий на битву, И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву, далекое имя твое…
Учитель: Женская доля… Во все времена она была тяжела. Но особенно трудно пришлось женщинам в годы войны. Мужчины уходили на фронт. А на хрупкие женские плечи опустился тяжкий груз: это им нужно было вспахать землю, посеять и вырастить хлеб для фронта. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Но самое тяжелое для них было не это. Самое трудное было ждать… ждать письма и бояться получить «похоронку». Ждать их, своих родных и любимых мужчин… И может быть не дождаться…
Ученик:
Проводив мужей на защиту Родины, не считаясь со временем, усталостью, зачастую оставляя дома маленьких детей одних, женщины составляли основную рабочую силу. В памяти народной никогда не потухнет беспримерный труд, подвиг женщин-тружениц в суровые годы войны.
У Шутовой Зинаиды Тихоновны за плечами - долгая и нелегкая жизнь. В 1943-м, в октябре, с фронта Великой Отечественной войны в адрес Зинаиды Тихоновны Шутовой пришла похоронка на мужа - Федора Александровича. Трудно было сознавать, что стала вдовой, и только мысль о том, что погиб муж за Родину, давали ей и многим другим женщинам силы.
Зинаида Тихоновне было тогда 23 года. Осталась она с ре
бёнком на руках. Выплакав горе, Зинаида Тихоновна сказала сама себе: надо жить - растить сына и своим трудовым участием приближать Великую Победу над фашистским агрессором. Она недосыпала, недоедала, работая на разных участках колхоза.
Слабы были от бескормицы лошади, и Шутова вместе с односельчанками вручную вскапывали землю под огород, собирали и вывозили в поле золу, косили хлеба косами, вязали вручную снопы, носили их в скирды. Мозоли с рук не сходили. Но они все верили в Победу, приближая этот день, как могли.
Посвящается вдове Шутовой Зинаиде Тихоновне
Косила рожь на жарком солнце,
Была красива, молода.
Вдруг закричали у колодца:
«Война! Война! Война!..»
И изменилось всё на свете:
Нарушен жизненный уклад,
Смеяться меньше стали дети,
Отцы идут в военкомат.
Она, конечно же, не знала,
Какая ждёт её судьба,
Лишь сына крепче прижимала,
Он не увидит уж отца.
И тот запомнился ей день,
Когда промокший почтальон.
Зашёл так тихо, словно тень,
Плохую весть принёс он в дом.
Вот похоронка перед ней:
«Ваш муж погиб геройски..»
Холодный ветер дул с нолей,
Из глаз катились слёзы.
Старинный город Могилёв.
В могиле братской он лежит.
Он столько выдержал боёв...
Он вечно жив! Он не забыт! Читает автор: Беляков Н.Н.
Учитель: Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они были медсестрами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
Ученик: Ты сколько сильных вырвала у смерти,
Тебя запомнит тот, кого спасла,
Мы понимаем, что ты испытала,
За что награды Родина дала.
Ученик: Корнееву Прасковью Павловну в сентябре 1942 года вызвали в военкомат и вручили повестку. Требовались санитарки на фронт, выносить с поля боя раненых. Девчат повезли в Ржев, но пробыв там 2 дня, их направили на Западную Двину. Привезли в лес и поселили в землянках. 7 дней они пробыли в лесу. Когда прибыли в Смоленск, там шли бои. По прибытию в часть она прошла подготовку по оказанию помощи раненым при кровотечениях и переломах. Её обучили наложению жгутов, шин, повязок и многому другому.
Фронтовыми дорогами Прасковьи Павловны были: Смоленск, Брест, Калининградская область, Белоруссия, Литва. Продвигалась по фронту она вместе с полевым госпиталем.
Много раненых прошло через руки Прасковьи Павловны. Она тогда не думала о наградах, а просто спасала людей. Награждена медалью Жукова.
Песня «Вальс фронтовой медсестры»
Ученик: Кудрявцевой Софьи Кузьминичне в декабре 1942 вручили повестку на фронт. Набралось их девчат - целый вагон. Вагон не отапливался. Во все щели дуло, на полу - снег. Так они добрались до города Балашов Саратовской области. Спали на полу, благо была солома, здесь же они прошли карантин.
Через пятнадцать дней их распределили по частям. Софья Кузьминична попала в 353-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. Вначале её определили в радистки, не успела она там чему-нибудь научиться, как её перевели на дальномер, с которым провоевала всю войну.
После Сталинграда и Воронежа их путь лежал на запад. Помнит она бой на станции Жмеринка - был так называемый "звездный" налет. Это когда самолеты летят со всех сторон. Было это ночью. Осколки летели с неба, как пчелы. Они все были в касках. Стволы у пушек раскалились докрасна. Кончились боеприпасы, и вот их, девушек, посылают бегом за снарядами. Взвалят они на спину ящик с четырьмя снарядами, в каждом из них 16 кг, и быстрее на батарею.
С боями она прошла Россию, Украину, Польшу, Германию. Помнит город Бреслау. Немцы бесконечно бомбили его. Оказалось, под землей - целый завод, а в нем работали наши военнопленные. А когда их оттуда освободили, столько было пролито слез радости.
Вот в дальномер виден Берлин - логово Гитлера. Софья Кузьминична в Берлине побывала, и на стене рейхстага написала: "Мы из Рязани, знай наших!". В бункере Гитлера в его кресле посидела.
Учитель: Всем воинам – женщинам, всем фронтовым подругам, всем тем, кто ткал, прял, стоял у станка. Всем женщинам войны - минута молчания.
Ученик: Воевать положено мужчине.
Родина зовёт – иди на бой!
...Женщина – в окопе, в стылой глине...
Грохот взрывов и снарядов вой...
Что войне до женской сути тонкой,
Смерть не разбирает, кто есть кто...
Школьницы, совсем ещё девчонки!
Вам-то это выпало за что?
Снайперы, связистки, санитарки...
Да, судьба к вам не была добра.
Вам бы на скамейке в тихом парке
Целоваться с милым до утра...
Юность неохотно вспоминают
И не смотрят про войну кино.
Только память всё ещё живая,
Ноет, беспокоит всё равно...
...Как тащили, надрываясь, плача,
Раненых тяжёлых на себе,
Как решали трудную задачу –
Постирать казённое х/б...
...Как домой писали письма маме –
Мол, жива-здорова, лучше всех!
И опять месили сапогами
То болота, то кровавый снег...
Ради нас переносили муки,
Защищая мир и тишину...
Я с поклоном вам целую руки –
Женщины, прошедшие войну.
Ученик: В годы войны Андриановой Марии Дмитриевне приходилось полоть просо по 50 соток, а в конце года на выработанные трудодни давали зерно. Вязала снопы, носили их на палках по 13 штук. Сор от картошки и кок-сагыза несла домой и кормила корову. Приходилось ходить в лощину за лебедой и гнилой картошкой, которую сушили впрок, толкли в ступе, перетирали в муку, просеивали, а потом пекли оладьи.
Мария Дмитриевна подарила в школьный музей пилотку своего мужа Сергея Степановича, которую бережно хранила 70 лет.
Учащиеся школы постоянно оказывают помощь Марии Дмитриевне: то порядок в сарае наведут, придомовую территорию уберут, а то и дрова в сарай перетаскают.
Учитель: Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они, защищая Родину, растили детей, шли в бой с оружием в руках, выносили с поля боя раненых, копали окопы, строили землянки.
Ученик: В трудное время прошла молодость Анастасии Карповны Камагиной. В ту пору уже шла Великая Отечественная война, и Насте пришлось испытать все тяготы прифронтового тыла. Копала окопы под Воронежем, сооружала землянки. Без землянки во время продолжительных боёв и походов, особенно зимой, на фронте было не обойтись. Порой им хватало 6 — 8 часов, чтобы соорудить временное жилище из подручных материалов — веток, брёвен, досок, соломы, ветоши. В земле рыли траншею глубиной полтора — два метра, укрепляли стены брёвнами, а сверху маскировали ветками и мхом..
Учитель: У войны не женское лицо. И это, конечно же, верно. Но тот огромный вклад, который внесли в победу советского народа над врагом женщины в тылу и на фронте переоценить невозможно.
Ученик: Женщина! Свято имя твоё! И пусть никогда больше не придётся тебе защищать с оружием в руках родную землю, провожать на войну сыновей и мужей, отцов и братьев, вязать носки, работать в поле. Пусть голубеет над тобою чистое небо и счастливо, и безмятежно растут твои дети.
Ученик: Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи… С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы. Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами
Женщина!
Все победила она:
Боль, и разлуку,
И смерть, и усталость.
Девушка, мать, и сестра, и жена -
Сколько ей горя и счастья досталось!
Пусть продолжается праздник весны,
И ничего ей не нужно на свете, -
Только бы не было в мире войны,
Только счастливыми были бы дети.
Учитель: Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти потомков, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
У войны не женское лицо,
У войны для женщин нет работы,
Как нет пола у ее бойцов,
И у всех у них - свои заботы.
Но никак без женщин на войне,
Если даже боевые пушки,
Отдыхающие в редкой тишине,
Называли ласково - "Катюши"...
А война не выбирает пол.
Жерновами мелет без разбора,
И не собирает круглый стол
Для душевного людского разговора.
Звуки боя слились в унисон,
И снаряды пыхают как спички.
Из воронки еле слышен стон:
"Помоги, перевяжи, сестричка!"
У войны не женское лицо.
Только утвержденье слабовато.
Много было спасено бойцов
Медсестричками из медсанбата.
Сколько женщин! Жен и матерей.
Позабыв как можно улыбаться,
Ждут домой мужей и сыновей.
Только всем не суждено дождаться.
Героизм в тылу не для наград,
Сердце женское от бед застыло.
По две смены у станка стоят,
Чтоб бойцу на фронте легче было.
Не для женщин страшная война,
Что приносит горести и беды
Но на ней без женщин никуда.
И без них бы не было победы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "У войны не женское лицо"
Можно использовать на уроках литературы, внекласных мероприятиях ко Дню Победы!...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."
Представленный материал может быть использован при проведении уроков литературы, классных часов, мероприятий, посвященных Дню Победы....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."
Представленный материал может быть использован при проведении классных часов и мероприятий, посвященных Дню Победы....
Внеклассное мероприятие "У войны не женское лицо"
Внеклассное мероприятие помогает учащимся понять, какую роль играли женщины в годы ВОВ....
Внеклассное мероприятие урок-мужества "У войны не женское лицо"
Данное мероприятие предназначено для студентов СПО или учащихся 10-11 классов образовательных школ....
Методическая разработка внеклассного мероприятия: «У войны не женское лицо».
Обусловлена необходимостью сохранять память о Великой Отечественной войне, о творцах ее победы. Так же актуальность связана с юбилейной датой – 75летие Победы в ВОВ, которая отмечается в э...