История 5 класс. В гаванях афинского порта Пирей
план-конспект урока по истории
Предварительный просмотр:
Тема урока: В гаванях афинского порта Пирей.
Цель урока: показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства;
Развивать у уч-ся умение работать с учебником и тетрадью, с историческими документами, умение выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
Воспитывать у уч-ся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие с элементами лабораторной работы.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», на доске – маршрут путешествия, карточки с новыми понятиями, документ (неск-ко экземпляров по количеству уч-ся)
Орг. момент: Приветствие, настрой к предстоящей работе, д/з -§ 36,
Ход урока:
Оформление доски – маршрут путешествия
порт Пирей
верфи
гавань
триера
картина
« В торговой гавани»
Группы населения Афин:
1) граждане; 2) переселенцы;
что привозили?3) рабы.
что вывозили? стр. 164
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Афинский порт Пирей и передвигаться мы будем не совсем обычным образом – не на самолете, поезде, машине, а на триере по морю и колеснице по суше – единственных средствах передвижения в то время. Наш транспорт отправляется по маршруту: «Рассказкино-Новознайкино». Промежуточные станции – «Картинкино-Читалкино», «Документалкино», «Изучалкино». Целью нашего путешествия будет знакомство с жизнью населения главного афинского порта Пирей. Итак, отправляемся в путь! Мы в Древней Греции. Наши триеры прибыли на станцию Рассказкино. Давайте вспомним, с чего мы начинаем знакомство со страной? -Где же располагается страна, в которую мы попали? - Какая область находится в Средней Греции? Какой самый крупный полис был в Аттике? После побед под при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать от персов захваченные ими острова Эгейского моря и города Малой Азии.Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств. Этот союз называют Афинским морским союзом. Афинский морской союз довел войну до победного конца. В 5-м веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5— 6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились две военные и одна торговая гавань. В военных гаванях. Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. Размещенный в гаванях афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только афинские граждане. Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя — как отец, так и мать — были гражданами. В гаванях можно было встретить как бедных граждан, так и зажиточных. - Как вы думаете, зачем бедные граждане приходили в военную гавань? Зачем приходили богачи? Бедные граждане приходили сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели. В гаванях можно было увидеть и богача, например землевладельца или купца. Он пришел, чтобы выполнить почетную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счет снарядить по боевому кораблю. Наше путешествие продолжается и мы прибываем на станцию «Картинкино-Читалкино». Находится эта станция в торговой гавани. Эта станция позволит нам узнать чем торговали афиняне и с кем? Торговая гавань самая обширная из гаваней Пирея, куда прибывало множество кораблей из разных стран и городов. -Давайте внимательно рассмотрим картину и ответим на вопрос: Чем торговали в этой гавани? -А теперь, чтобы убедиться в нашей правоте, давайте найдем подтверждение в учебнике, который мы захватили с собой в путешествие. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки — слоновую кость, из причерноморских колоний — зерно, соленую рыбу и рабов. Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами. Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность. Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило. Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевшись так же, как и остальные афиняне, поклонились тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили. Отправляемся дальше. Следующая станция – «Документалкино». На этой станции нам как настоящим путешественникам предстоит поработать с историческим документом. Эта работа позволит нам узнать об еще одной категории населения, проживающей в Афинском полисе. К сожалению в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом. Давайте вспомним, откуда брались рабы в Афинском государстве? Могли ли афинские граждане попасть в рабство?(Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами.) Где применялся труд рабов в Греции? Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскаленному металлу тяжелым молотом. Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград. Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землей, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду. Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс. Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду. А теперь приступаем к изучению документов. За один день работы в 5-м веке до н. э. свободным афинянам платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3 — 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день. Цены на рабов в Афинах в 5-м веке до н. э.: погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм; …Во всех ремеслах… нужны бывают соответствующие для них инструменты…и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие – одушевленными… раб же является в известной степени одушевленной частью собственности….(Аристотель. Политика) - Как обращались с рабами? Все ли граждане могли позволить себе иметь рабов? Садимся в колнсницы и отправляемся на следующую станцию – «Изучалкино». На этой станции мы должны с вами сделать вывод на какие группы делилось население Афин?
И снова в путь! Мы на последней станции – «Новознайкино». На этой станции мы не будем ничего изучать, мы будем делиться впечатлениями о путешествии и вспоминать все, о чем узнали. _Что нового мы сегодня узнали? Какие новые слова появились в нашем словаре? Что больше всего понравилось, запомнилось? На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь вам было интересно. А сейчас мы возвращаемся в класс, где наши самые активные путешественники получат вознаграждение в виде оценок. | Что такое триера? карта опорные слова Аттика Полис- город-государство Иллюстрация-карта Как вы думаете, кто по закону считался гражданином в Афинах? (тетрадь) Работа с учебником – стр. 173 – работа с иллюстр. Стр. 172, 2 пункт – что привозили Пошлина??? Стр 173 первый сверху абзац – что вывозили Иллюстрации на доске, на партах Комментированное чтение Работа с документами Запись в тетради |
Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами.
Амфора – сосуд для вина и масла
Пифос– глиняная бочка для хранения зерна.
Гавань – прибрежная часть моря, используемая для стоянки судов, где производится погрузка и разгрузка товара, посадка и высадка пассажиров.
Верфи – предприятие, занимающееся постройкой и ремонтов судов.
Триера – мелкосидящее судно с тремя рядами весел.
Что привозили:
- льняные ткани
- папирус
- слоновую кость
- зерно
- соленую рыбу
- рабов.
Что вывозили:
-изделия афинских ремесленников
- вино
- оливковое масло
Население Афин
- граждане
- переселенцы
- рабы
УРОК – ЭКСКУРСИЯ: «В гаванях афинского порта Пирей»
ЦЕЛИ:
- способствовать формированию представления о роли афинского порта Пирей, его гаванях, торговле.
- развитие навыков работы с картой, схемой, наглядным материалом, развитие речи, памяти, работы с историческими источниками и понятиями.
- воспитание негативного отношения к рабству, уважения к культуре других народов.
Документ 1.
165 драхм – фракиянка
144 драхмы – скиф
240 драхм - сириец
72 драхмы – ребенок из Карии
161 драхма – иллириец
60 драхм – лидиянка
Документ 2.
Во всех ремеслах нужны бывают соответствующие для них инструменты. Из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие одушевленными, раб же является в известной степени одушевленной частью собственности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 5 классе «В гаванях афинского порта Пирей»
Разработка урока для учащихся 5 класс...
Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....
Презентация по истории "В гаванях афинского порта Пирей", 5 класс
Данную презентацию можно использовать при изучении темы "В гаванях афинского порта Пирей" по истории в 5 класе по учебнику А,А.Вигасина...
Презентация к уроку по истории "В гаванях афинского порта Пирей"
Материал позволяет учащимся более точно сформировать понятия по теме "В гаванях афинского порта Пирей"...
Презентация к уроку истории в 5 классе "В гаванях Афинского порта Пирей. В городе богини Афины"
На уроке показаны жизнь и занятия жителей Афин....
Урок по истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
Урок был дан в рамках регионального конкурса видеоуроков по истории. Материал интересен тем, кто хочет сделатьсвои уроки живыми, современными, интересными....
Презентация. 5 класс. В гаванях афинского порта Пирей.
Презентация к учебнику Всеобщая История. 5 класс. Учебник - Вигасин А.А, Годер Г.И., Свенцицкая И....