Активные методы обучения
методическая разработка по истории (8, 9, 10, 11 класс)
В предлагаемой работе представлено описание нескольких известных и авторитетных аналитико-прогностических методик применяемых в современной практике государственного управления, политических технологий, экономики и бизнеса. Учитывая учебный характер их использования в условиях общеобразовательной школы, ограниченное число учебных часов по предметам общественно-исторического цикла, данные методы и технологии представлены в максимально упрощенном, схематичном виде, доступном для освоения учащимся средних и старших классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метод «мозгового штурма» («брейнсторминга»)
Краткое описание: (Brainstorming) один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Является методом группового экспертного оценивания. Считается, что автором метода является А. Осборн (США), предложивший общую концепцию данной интеллектуальной технологии в конце 30-х гг. ХХ века. В настоящее время мозговой штурм признан в качестве распространенного и эффективного оперативного метода решения проблем на основе стимулирования творческой активности привлекаемых специалистов. В ходе мозгового штурма участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, а затем из общего числа высказанных идей отбирается наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Основные правила классического брейн - сторминга:
1.Ставится проблема, которую необходимо решить. Все участники «штурма» поощряются к высказыванию любых идей и решений, какими бы абсурдными или нелепыми они ни казались.
2. Все идеи высказываются и регистрируются.
3. Ни одно предлагаемое решение, ни одна идея не оцениваются до тех пор, пока не иссякли все предложения. Все участники должны быть уверены, что ни одно предложение не будет оцениваться и отбрасываться в процессе «штурма».
4. Поощряется дальнейшая разработка чьей-либо идеи другими участниками заседания.
Примерные этапы проведения брейн - сторминга:
1. Разделить учащихся на две группы. Одна группа - "генераторы идей", соответственно другая группа - "аналитики", или "эксперты".
2. Объяснить учащимся правила данного метода, рассказать об обязанностях участников. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи возможно выставлять баллы, которые потом могут быть преобразованы в поурочные оценки всей группе или же индивидуально отдельным учащимся.
3. Поставить обеим группам задачи в ходе мозгового штурма и провести общий контроль понимания.
4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи. Если будет шум у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Учащиеся должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "выкрика" необходимо сокращать, учащиеся должны научиться высказываться, а потом и говорить по очереди.
5. Все идеи желательно записать на доске. Регистрацию идей ведет специально выбранный «секретарь» из числа учащихся.
6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. Предоставьте возможность каждому защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Тем самым вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами. Похвалите всех участников, отметьте самых активных и остроумных.
7. В следующий раз поменяйте учащихся ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".
Особенности метода: в процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются оригинальностью, но затем шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Сложность подобной ситуации состоит в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений. В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры», которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми. Если же эти фильтры убрать, то можно если и не повысить качество идей, то, по крайней мере, увеличить их количество. Записываются или как-то иначе регистрируются все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма. Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
- Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений;
- Полный запрет на критику (на начальном этапе);
- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются;
- Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Преимущества метода:
- Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведушего - педагога, который должен знать теорию метода, специфику его проведения.
- Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.
- Мозговой штурм можно при обсуждении широкого спектра учебных тем. С его помощью можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое может быть правильным в своих конкретных условиях; научить учащихся не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и возможностью ошибиться; научить слушать одноклассников, уважать и свое и чужое мнение; поднять статус любого учащегося, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые; научить учащихся позитивной критике.
- Легкость освоения и простота в обращении. Незначительные затраты времени на проведение. Универсальность метода.
Недостатки метода:
- Мозговой штурм предназначен для решения сравнительно простых задач, наиболее эффективен при решении проблем «в один - два хода». Решение более сложной задачи возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи применении последующих интеллектуальных процедур.
- Возможны проблемы в поиске четкого алгоритма целенаправленного движения к наиболее сильному решению, обоснованию правильности сделанного выбора. Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению.
- Велика роль ведущего штурм - от него зависит как минимум половина успеха данного мероприятия.
Основные этапы работы:
Подготовка подбор фактического материала обучение и инструктаж участников обеспечение деятельности участников выдвижение идей уточнение задачи генерация идей проработка и развитие наиболее ценных идей запись предложений редактирование списка идей оценка и отбор идей уяснение проблемы определение критериев оценки классификация и оценка идей развитие идей на основе анализа (частично на уроке и частично в виде творческого домашнего задания). Подчеркнем еще раз, что мозговой штурм проводится не в целях получения мнения каждого из участников; задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей, способных стать начальным звеном в решении изучаемой проблемы.
Наиболее известные варианты метода мозгового штурма:
Метод мозгового штурма с оценкой идей: используется для решения сверхсрочных проблем. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.
Предварительный просмотр:
Метод синектики
В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона "Синектика: развитие творческого воображения". Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране. Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово "синектика" – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.
Определение, краткое описание: синектика является методом коллективной творческой деятельности и учебного исследования, который основан на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется для решения сравнительно сложных учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска. Разработан на основе метода «мозгового штурма» в качестве дополнительного в ряде конкретных случаев. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Синектика развивалась как совместная поисковая деятельность экспертов с использованием догадок, смелых гипотез и интуитивных решений на основе комплексной сравнительной работы. В методе, как правило, применимы три вида аналогий - прямая, символическая, и личная (также в ряде источников упоминается и фантастическая аналогия).
Личная аналогия: личная аналогия позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения. «Личностные» аналогии основаны на идентификации, отождествлении учащегося с данным объектом, явлением. Например, при обсуждении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, учитель может обратиться к ученику с вопросом: «Представь, что бы ты ощущал, если бы сам был загрязненной рекой?». Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа. "Химик делает для себя проблему известной с помощью уравнений, описывая происходящие реакции.
С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой". Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной – означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.
Прямая аналогия: при прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
Данный процесс обеспечивает процесс сравнения аналогов, параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать. Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя "тередо", прокладывающего себе тоннель в бревне. Плодотворность использования аналогий постоянно подтверждается в практической деятельности и в наше время.
Фактически применение прямой аналогии – это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.
Символическая аналогия: «Символическая» аналогия сводится к краткой, из двух-трех слов, фразе, выражающей в образной форме суть проблемы. Такие фразы, наподобие броского заголовка, представляют собой сочетания контрастных понятий. Так, например, физическая проблема, связанная с применением тепловых процессов для охлаждения, может быть обозначена как «горящий лед», а суть биологической проблемы, связанной с получением пастеровского антитоксина, - как «безопасная атака». Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что в символической аналогии для описания проблемы используются объективные и неличные образы.
По сути, на этой стадии педагог формирует у учащихся внутренний отклик на проблему. Цель символической аналогии – обнаружить в привычном явлении или объекте парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть "необычное в обычном", она требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор - весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
Примерная блок-схема синектического процесса:
- Постановка задачи;
- Перевод задачи, "как она поставлена" в «понимаемую";
- Выявление вопроса, вызывающего аналогии;
- Работа по поиску аналогий;
- Использование аналогий;
- Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.
Особенности метода: вначале учащимся предлагается прочитать краткий текст, дающий определение демократии как формы правления, основанной на уважении прав каждого индивидуума, защита которых гарантируется законом. Право голоса служит залогом соблюдения всех важнейших прав человека, поскольку дает возможность народу (избирателям) воздействовать на законодательство. Образование играет ключевую роль в жизни демократического общества, поскольку право голоса предполагает понимание каждым насущных общественных проблем. Недостаточно просвещенное общество может посредством избирательной системы лишиться своих свобод и оказаться в руках стремящейся к власти корыстной политической группировки.
Таким образом, демократическое общество основано на безусловном уважении прав отдельной личности, которое находит воплощение в уважении права собственности, распространяющегося на владение средствами производства, благодаря которым члены общества имеют возможность стремиться к получению доходов и прибылей в конкурентной системе свободного предпринимательства. Далее учащийся получает задание перечислить сопоставления, связи между описательными признаками государства и человеческого организма (вариант выполнения такого задания - табл.1).
Далее учащийся выполняет задание - пишет небольшое сочинение-комментарий к составленному им перечню аналогий, в котором обязательно отмечает границы их применимости - к чему они подходят, а к чему нет. Идея аналогии предъявлена в готовом виде, и ученику остается лишь разработать ее, но далее уже идет задание для самостоятельной разработки. «Составьте свою собственную аналогию для понятия «демократия». Чтобы Ваш пример не был похож на предыдущий, выберите аналогию среди неодушевленных объектов. Если аналогия не подходит, поищи другую. Надо помнить, что абсолютно полных аналогий не существует, они всегда представляют собой способ осмысления. Для упрощения работы воспользуйтесь табличной формой записи, при этом можно добавлять новые и новые составляющие понятия». Результатом самостоятельной работы ученика может стать, например, такая таблица
Синектическая таблица Таблица 1
Автомобиль | Демократия |
В заключительной части обращение к ученикам может выглядеть так: «Теперь опишите свою аналогию как можно лучше и подробнее. Вначале запишите основные мысли, и только затем обратите внимание на грамматическую форму. Не нужно, чтобы это мешало Вам излагать свои мысли, займитесь данной работой во вторую очередь. Постарайтесь не растягивать текст – здесь важно не количество, а качество. Не забудьте отметить, что не срабатывает в Вашей аналогии». Примерный ответ может быть следующим: «Каждая составная часть автомобиля похожа на отдельного человека в демократическом обществе. Все находятся в хорошей форме, все свободны и машина хорошо работает. Конструкция каждой части составляет ее образование. Работа двигателя машины, например, сгорание паров топлива в двигателе подчиняется общим законам физики. Если не обращать на них внимание, то это приведет к выходу автомобиля из строя. Если демократией пренебрегают, это означает отсутствие свободы. Если в машине кончается бензин, кончается и свобода. В условиях демократии никто не должен пренебрегать интересами общества. В случае с машиной владелец может пренебречь ею, забыть ее заправить. Еще я попытался найти «прибыль», которую приносит автомашина, но не смог. В случае с машиной конкуренция это просто гонка, это не похоже на конкуренцию в условиях демократии.
Основные этапы работы:
1. Первоначальная постановка проблемы, которая в теоретическом отношении может быть весьма сложной.
2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Для соответствующего доклада-сообщения обычно необходимо выступление эксперта, такую роль может выполнить учитель или кто-либо из учащихся, обладающий необходимой подготовкой. При необходимости в класс приглашают специалиста, привлекают различные источники информации. На этом этапе сбор фактов имеет подчиненное значение и направлен на то, чтобы заложить основу для решения проблемы.
3. Поиск способов решения проблемы. Учащиеся предлагают различные варианты. Учитель и эксперт при этом подробно комментируют эти предложения, поясняют, почему они не подходят, - хотя в принципе, случайное решение проблемы путем удачных догадок возможно уже и па этой ступени.
4. Переформулирование проблемы. Каждый учащийся самостоятельно делает это в соответствии со своим собственным пониманием, словами, чем самым как бы приближая проблему к себе.
5. Совместный выбор одного из переформулированных вариантов проблемы. Первоначальный вариант временно обкладывается.
6. Выдвижение образных аналогий. Этот этап является ключевым для синектики. Учитель побуждает группу к поиску ярких, образных «метафорических» аналогий для заложенных в проблемной ситуации явлений. Наряду с прямыми аналогиями, прямым сопоставлением предметов и явлений учащиеся ищут и другие аналогии, играющие ведущую роль в групповом творческом процессе.
7. «Подгонка» намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы. Если намеченные подходы оказались непродуктивными, группа возвращается к поиску новых аналогий. Если подход к проблеме (или готовое решение) приемлем, то он переносится с переформулированного учащимися ограниченного варианта проблемы к ее первоначальной постановке.
Метод сценирования (сценарного моделирования)
Определение, краткое описание: в научной литературе не существует единого общепринятого определения понятия «сценарий». В прогностике термин «сценарий» имеет два основных значения. Во-первых, это метод, позволяющий использовать суждение как одного, так и группы экспертов, во-вторых - это итоговый документ, полученный в результате использования сценарного метода (иногда, наоборот, сценарный метод определяют как метод, с помощью которого создается сценарий как документ). Определенные различия существуют и в понимании содержания понятия «сценарий». Так, Е. Квэйд в своей работе по системному анализу определяет сценарий как «описание или предсказание условий, в которых совершается предполагаемое развитие данной анализируемой, оцениваемой или проектируемой системы. Он состоит из наброска последовательности гипотетических событий и, включает прогноз изменения среды на некоторый определенный период времени».
В других источниках сценарий определяется как «совокупность тенденций, характеризующих ситуацию в настоящий момент, желаемых целей развития, комплекса мероприятий, воздействующих на развитие ситуации, и системы наблюдаемых параметров (факторов), иллюстрирующих поведение процессов». Возможно несколько сценариев развития ситуации,
Родоначальниками сценарного подхода в анализе социальной информации принято считать Г. Кана и А.Винера, которые в конце 60-х годов 20 века предложили основные концептуальные основы данной интеллектуальной технологии. Согласно их определения сценарии являются попыткой детализированного описания гипотетической последовательности событий, которые, вероятно, могут привести к прогнозируемому событию».
Наиболее значительным этапом в развитии методик социального моделирования и прогнозирования стала методика сценирования. Классическая методика сценирования заключается в выделении базовых количественных и качественных тенденций развития и отслеживании изменений в обществе под их воздействием. Средние показатели тенденций образуют «базовый сценарий», то есть, общую линию развития событий.
Для увеличения эффективности сценарной работы, считается, что каждый из разработанных сценариев должен быть описан в развернутой текстовой форме. Это позволяет придать им необходимую образность, а также связать с настоящим временем через субъективные описания и представления. Распространенной ошибкой при сценировании является подмена тенденций развития событий своими идеологизированными представлениями о них. Речь идет, в первую очередь, об утверждениях вида: «Весь мир движется к всеобщей демократии и правам человека», «Проблему коррупции в нашей стране решить невозможно», «Наша страна быстрыми темпами скатывается в демографическую яму». По сути дела, это также неоправданная экстраполяция, но уже качественного характера.
Существует несколько методологий сценирования, однако наиболее часто специалисты оперируют категорией «альтернативных сценариев», образуемых гипертрофированным развитием той или иной тенденции. Итогом сценариев являются несколько целостных аналитических текстов, отображающих варианты будущего (прошлого). Такие сценарии являются материалом для размышлений, дискуссии, что в свою очередь служит основой для формирования требуемых интеллектуальных компетентностей у учащихся.
Чаще всего выделяются два основных направления данного метода. Имеется ввиду т.н. алгоритмический подход (если будет так, то будет так) и трехчленный (базовый, пессимистический, оптимистический). Классическое социальное сценирование упаковывает тенденции развития общества в модели мира будущего (прошлого). Можно придумать несколько способов такой упаковки, отличающихся приоритетами развития. Считается, что каждый способ описывает свой сценарий развития или мировую линию. В начале, в момент сценирования, все мировые линии совпадают. Далее, принимая то или иное решение, выбирают какие-то линии, отказываясь от других. Чем дальше горизонт прогноза, тем линии дальше друг от друга, и тем сильнее различаются сценарии. Сценарные развилки определяются исходя из анализа противоречивых трендов, например, дорогие углеводороды – дешевые углеводороды или свободный Интернет – контролируемый Интернет.
В этом методе, как правило, четко выделяются т.н. «точки ветвления». Такой точкой могут быть, например, президентские или региональные выборы в России. Продление власти политического центра, по мнению многих экспертов к инерционному сценарию развития страны, в то время как победа, например, либералов, открывала целый спектр новых возможностей развития. Сценарии альтернативны: вы можете выбрать любой из них, но только один и целиком. Нельзя взять какие-то элементы из одного сценария и вложить в другой. Число сценариев, как правило, невелико. Поэтому чаще всего ограничиваются либо двумя, либо тремя вариантами. Примером заданного направления работы учащихся может стать деление разрабатываемых сценариев на «Оптимистический», «Пессимистический» и «Промежуточный». Сформированные сценарии описывают пространство выбора. Выбирая базовый сценарий, можно брать элементы из разных предельных сценариев, но надо обязательно связать их общей картиной изучаемой проблемы.
Анализ вышеприведенных определений позволяет выявить ряд общих для них смысловых компонентов, составляющих характеристики существенных черт сценарного метода. К ним относятся:
1. Последовательность событий (принцип пошагового описания);
2. Причинно-следственные связи этапов трансформации системы;
3.Трансформация исследуемого процесса (сценарный метод есть, прежде всего, метод описания динамики системы, хотя в сценарии могут присутствовать элементы статического описания ситуации: перечни факторов, показателей, признаков);
4. Гипотетический характер описания (указывает на необходимость вероятностной оценки реализуемости тех или иных возможностей).
Таким образом, в общем виде сценарий можно определить как гипотетическое описание причинно-обусловленной последовательности событий - этапов трансформации системы. Метод сценария служит для обоснования целей развития выбранного объекта управления с учетом всех возможных его взаимосвязей. Обычно сценарии разрабатываются при подготовке аналитических документов, как на макро, так и на микроуровне: стратегии развития страны, федеральных и региональных целевых программ, крупных инвестиционных проектов, при выборе специализации предприятия.
Метод сценария предполагает проработку не менее трех вариантов будущего развития - базового, пессимистического и оптимистического. Последние два варианта в случае количественного моделирования ситуации - это отклонения критических параметров модели от базового со знаком "минус" и "плюс" соответственно. Сценарий - это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию, то есть образу организации в будущем. Как правило, в сценариях преобладает качественное описание.
Нижеприведенный график представляет собой набор из пессимистичного, среднего и оптимистичного прогнозов Росстата в 2000 году относительно численности населения страны оптимистичный вариант предполагает стабилизацию на уровне в 142,7 миллиона человек в 2011 году (http://demoscope.ru /weekly /2011 / 0483 /gazeta 01 9.php). Как можно видеть, уже тот факт, что население России составило 142,9 миллиона человек, превышение даже оптимистичного прогноза, каким он виделся десятилетие назад. Если дела пойдут хорошо: экономика продолжит расти, а уровень смертности снижаться, то может случиться, что население будет изменяться в соответствии с оптимистичным прогнозом (144-147 миллионов человек) или даже преодолеет планку в 150 миллионов человек к 2025 году.
График 1
Особенности метода: отличительной особенностью излагаемого метода является многовариантность, т.е. рассмотрение нескольких альтернативных вариантов возможного развития ситуации с учетом базисных сценариев.
Существует два основных типа социальных сценариев. Первый тип содержит описание последовательности шагов, ведущих к прогнозируемому состоянию организации, факторов и событий, оказывающих решающее влияние на этот процесс. Второй тип сценариев содержит описание возможных последствий для организации, если она достигнет прогнозируемого образа. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов в осуществимости события, системы и т.д. сценарий должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических, идеологических и экономических задач на прогнозируемый период.
Так Кутузов собравший военный совет в Филях, и прослушавший различные варианты возможных действий, оценивал различные сценарии развития войны с французами, предлагавшиеся военноначальниками. Он сопоставлял их сильные и слабые стороны и пришел к тяжелому, но, пожалуй, единственно верному решению оставить Москву, обрекая ее на пожары и разрушения. Однако последующее развитие событий подтвердило его правоту. Предпочтенный им сценарий развития событий полностью себя оправдал.
Этапы работы:
- установление предмета исследования и его структурирование, определение показателей, характеризующих предмет;
- определение ключевых проблем или решений;
- определение существенных факторов (направление, сила действия), влияющих на предмет исследования, их структурирование;
- определение тенденций развития, альтернатив развития для областей с неявной структурой факторов;
- разработка и выбор альтернативных сценариев будущего, проверка отобранных вариантов на необходимое разнообразие, устойчивость, высокую степень вероятности;
- интерпретация выбранных сценариев развития (прогноз развития), учет возможных противодействующих событий;
- разработка окончательного варианта сценария с учетом вновь открывающихся факторов, оценка влияния отклонений от основной идеи сценария, оценка отклонений от первоначального образа;
- оценка последствий каждого из сценариев;
- перенос сценария на практическую основу (формулирование стратегии развития, разработка системы планов, аналитический текст).
Структурно, сценарии включают в себя вводную часть, с изложением основных характеристик рассматриваемой экспертами ситуации; ключевые проблемы, определяющие основные тенденции развития ситуации; варианты развития событий. Благодаря сценариям можно определить перспективы развития ситуации, осознать опасности тех или иных предлагаемых действий, принять, сравнив возможные варианты, наиболее оптимальное решение. В то же время необходимо иметь в виду, что сценарии не предсказывают будущее, они дают возможность увидеть несколько возможных вариантов будущего, задавая нужный уровень гибкости.
Сценарный метод неотделим от анализа трендов. Тренды – это видимые модели изменений, которые отражают явно прослеживающиеся тенденции, распространяющиеся вне зависимости от ограничений. Тренды явно расширяют возможности лиц, принимающих решения. Правда, речь идет, прежде всего, о кратковременных перспективах - в среднем до пяти лет, поскольку далее могут проявиться экономические, технологические, политические и другие факторы, которые трудно предсказать. В качестве мегатрендов можно назвать, например, совершенствование технологий, борьба за лидерство, продолжающаяся глобализация и т.д. При анализе трендов следует иметь в виду события, вероятность которых незначительна, но последствия могут оказаться серьезными. Примерами служат стихийные бедствия, глобальный коллапс финансовой системы, конфликт по поводу открытия новых нефтяных месторождений в Арктике, коллапс еврозоны.
Метод SWОT - анализа
Определение, краткое описание: название данного метода представляет собой аббревиатуру, которая означает:
Strengths- сильные стороны
Weakness- слабые стороны
Opportunities- возможности
Threats - угрозы
SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон изучаемого объекта и возможностей и угроз со стороны внешней и внутренней окружающей среды. «S» и «W» относятся к внутренним компонентам изучаемого объекта, а «O» и «T» к его внешнему окружению. Классический SWOT- анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно выделяемых показателей. Представление информации такого анализа происходит в виде таблиц сильных сторон в деятельности (S), ее слабых сторон (W), благоприятных возможностей (О) и угроз (Т).
Особенности метода: методология SWOT-анализа предполагает, выявление внутренних сильных и слабых сторон объекта, а также внешних возможностей и угроз, установление связей между ними. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
- использует ли в исследуемой ситуации объектом анализа внутренние сильные стороны или отличительные преимущества? Если объект не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- являются ли слабости объекта его уязвимыми местами и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
- какие благоприятные возможности дают объекту реальные шансы на успех при использовании предлагаемых мер?
Этапы работы:1.Выделение наиболее важных параметров анализа. Определившись с параметрами, необходимо занести их в таблицу, часто называемую матрицей SWOT-анализа. Систематизация параметров в матрице дает возможность на этапах выбора и реализации стратегии деятельности вносить необходимые корректировки в оценку параметров и в стратегию. В таблице 1 приведен один из вариантов базовой SWOT - матрицы.
Стандартная матрица базового SWOT анализа Таблица 1
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | ВОЗМОЖНОСТИ |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | УГРОЗЫ |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
2.Следующим этапом возможности и угрозы, выявленные в процессе анализа, разбиваются на три группы по приоритетности. Проводится оценка возможностей и угроз по вероятности их наступления и степени влияния на рассматриваемую ситуацию. На основании сделанного анализа были составлены матрицы угроз и возможностей для компании Х, приведенные на таблицах 2 и 3.
Анализ угроз Таблица 2
Вероятность реализации угроз | Последствия угроз | ||
Разрушительные (Р) | Тяжелые (Т) | Легкие (Л) | |
Высокая (В) | ВР | ВТ | ВЛ |
Средняя (С) | СР | СТ | СЛ |
Низкая (Н) | НР | НТ | НЛ |
Анализ возможностей, предоставляемых рынком Таблица 3
Вероятность использования возможностей | Влияние возможностей | ||
Сильное (С) | Умеренное (У) | Малое (М) | |
Высокая (В) | ВС | ВУ | ВМ |
Средняя (С) | СС | СУ | СМ |
Низкая (Н) | НС | НУ | НМ |
3. Проводится анализ взаимовлияния возможностей и угроз окружающей среды и сильных и слабых сторон проблемы. Анализ регистрируем либо в описательной форме, либо в таблице (здесь таблица 4), которая является итоговой матрицей SWOT-анализа.
SWOT-матрица комплексной оценки возможностей и
угроз с учетом сильных и слабых сторон Таблица 4
Описание | СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | |||||
ВОЗ- МОЖ- НОСТИ | |||||||
УГРОЗЫ | |||||||
4.Заключительным этапом становится формулировка основных стратегических направлений с учетом их важности. Выявленные факторы ранжируются по степени их важности и оформляются как окончательные результаты анализа в виде краткой аналитической справки-отчета на основе мнений экспертов.
Особенности применения метода:
Правило 1 . Тщательно определите сферу каждого SWOT-анализа. Слишком обобщенный анализ проблемы, скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для тех, кому оно адресован. Фокусирование SWOT-анализа, например, на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны - это внутренние черты проблемы, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками среды и неподвластны влиянию изнутри.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают участники обсуждения (в данном случае эксперты-учащиеся). Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений экспертов. И, наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью.
Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Важно понимать, что SWOT-анализ - это не просто перечисление подозрений экспертов. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.
Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства специалистов. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.
Предварительный просмотр:
Метод «кейс-стади» (кейс - технологии)
Определение, краткое описание: (от английского “case study” – изучение ситуации) качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Представляет собой интерактивную технологию для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленную не столько на освоение теоретического знания, сколько на формирование у слушателей новых интеллектуальных умений, изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев.
Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.
Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.
Существуют различные обозначения данной технологии обучения менеджеров, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, а в предисловии к переведенному на русский язык одному известному американскому учебнику по стратегическому маркетингу даже пишется о ситуационных задачах. Исторически метод конкретных ситуаций возник в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала. К середине прошлого столетия метод конкретных ситуаций приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском бизнес - образовании.
Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение конкретного случая из практики.
Цели метода анализа ситуаций:
- Развитие навыков анализа и критического мышления
- Соединение теории и практики
- Представление примеров принимаемых решений
- Демонстрация различных позиций и точек зрения
- Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Анализ ситуаций методом инцидентов
Инцидент – от лат. Инциденс – случающийся, случай, происшествие, столкновение. Этот метод отличается от предыдущего тем, что его цель - поиск информации для принятия решения самим слушателем, и как следствие – обучение его работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу. Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-нибудь стране, организации. Сообщение может быть письменным или устным по типу: "Случилось или произошло...". Однако для принятия обоснованного решения обучаемым предлагается информация явно недостаточная, им необходимо, прежде всего, разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения.
Как правило, кейс включает в себя:
- Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
- Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
- Комментарий ситуации, представленный автором
- Вопросы или задания для работы с кейсом.
- Приложения.
Для принятия обоснованного решения обучаемым необходимо:
- Собрать информацию;
- Разобраться в обстановке;
- Определить, есть ли проблемы, сколько их и в чем состоят;
- Подумать, что надо делать;
- Выяснить, что нужно для принятия того или иного решения.
Обучаемые оказываются перед необходимостью поиска дополнительной информации, следовательно, вынуждены задавать вопросы, преимущественно «восходящие – вопросы на развитие», т.е. для получения новой дополнительной информации. Обычно такого типа вопросы начинаются со слов: Что? где? когда? почему? как? зачем? Основное назначение данного метода – это развитие или совершенствование умений обучаемых, с одной стороны, принимать решения в условиях недостаточности информации, с другой – рационально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения.
Игровое проектирование.
Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов. Игровое проектирование может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, прогностический, аналитический. Например, прогностический вариант: обучаемые получают задание разработать проект идеальной модели будущего, например, «Какой мы видим страну в 3000г.?». При этом проект должен представлять собой не загадочные фантазии, а выстроенную в виде конкретной разработки реальную картину будущего. Процесс конструирования перспективы несет в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития и совершенствования человеческой практики.
Как и любой аналитический метод, данный имеет свои особенности подготовки и проведения в условиях образовательного учреждения.
- Предисловие вводная часть, дает общую информацию о кейсе. Может содержать вызов, - небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: резюме, краткое изложение кейса, исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты, формулировка вопросов для исследования, содержание;
- Основная часть контекст, случай, факты и решения;
- Послесловие, завершающая часть кейса, имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит автору лучше разобраться в проблеме. Возможно размещение дополнительной информации: библиография, графики, таблицы.
Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще большая нагрузка ложится на педагога, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав учащихся.
Этапы работы:
- Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы: Текст КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.
- Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием материалов теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации, эффективность использования ТСО). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.
3. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия педагога могут быть следующими: он завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения КС и подводит итог работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Предварительный просмотр:
Метод сценирования (сценарного моделирования)
Определение, краткое описание: в научной литературе не существует единого общепринятого определения понятия «сценарий». В прогностике термин «сценарий» имеет два основных значения. Во-первых, это метод, позволяющий использовать суждение как одного, так и группы экспертов, во-вторых - это итоговый документ, полученный в результате использования сценарного метода (иногда, наоборот, сценарный метод определяют как метод, с помощью которого создается сценарий как документ). Определенные различия существуют и в понимании содержания понятия «сценарий». Так, Е. Квэйд в своей работе по системному анализу определяет сценарий как «описание или предсказание условий, в которых совершается предполагаемое развитие данной анализируемой, оцениваемой или проектируемой системы. Он состоит из наброска последовательности гипотетических событий и, включает прогноз изменения среды на некоторый определенный период времени».
В других источниках сценарий определяется как «совокупность тенденций, характеризующих ситуацию в настоящий момент, желаемых целей развития, комплекса мероприятий, воздействующих на развитие ситуации, и системы наблюдаемых параметров (факторов), иллюстрирующих поведение процессов». Возможно несколько сценариев развития ситуации,
Родоначальниками сценарного подхода в анализе социальной информации принято считать Г. Кана и А.Винера, которые в конце 60-х годов 20 века предложили основные концептуальные основы данной интеллектуальной технологии. Согласно их определения сценарии являются попыткой детализированного описания гипотетической последовательности событий, которые, вероятно, могут привести к прогнозируемому событию».
Наиболее значительным этапом в развитии методик социального моделирования и прогнозирования стала методика сценирования. Классическая методика сценирования заключается в выделении базовых количественных и качественных тенденций развития и отслеживании изменений в обществе под их воздействием. Средние показатели тенденций образуют «базовый сценарий», то есть, общую линию развития событий.
Для увеличения эффективности сценарной работы, считается, что каждый из разработанных сценариев должен быть описан в развернутой текстовой форме. Это позволяет придать им необходимую образность, а также связать с настоящим временем через субъективные описания и представления. Распространенной ошибкой при сценировании является подмена тенденций развития событий своими идеологизированными представлениями о них. Речь идет, в первую очередь, об утверждениях вида: «Весь мир движется к всеобщей демократии и правам человека», «Проблему коррупции в нашей стране решить невозможно», «Наша страна быстрыми темпами скатывается в демографическую яму». По сути дела, это также неоправданная экстраполяция, но уже качественного характера.
Существует несколько методологий сценирования, однако наиболее часто специалисты оперируют категорией «альтернативных сценариев», образуемых гипертрофированным развитием той или иной тенденции. Итогом сценариев являются несколько целостных аналитических текстов, отображающих варианты будущего (прошлого). Такие сценарии являются материалом для размышлений, дискуссии, что в свою очередь служит основой для формирования требуемых интеллектуальных компетентностей у учащихся.
Чаще всего выделяются два основных направления данного метода. Имеется ввиду т.н. алгоритмический подход (если будет так, то будет так) и трехчленный (базовый, пессимистический, оптимистический). Классическое социальное сценирование упаковывает тенденции развития общества в модели мира будущего (прошлого). Можно придумать несколько способов такой упаковки, отличающихся приоритетами развития. Считается, что каждый способ описывает свой сценарий развития или мировую линию. В начале, в момент сценирования, все мировые линии совпадают. Далее, принимая то или иное решение, выбирают какие-то линии, отказываясь от других. Чем дальше горизонт прогноза, тем линии дальше друг от друга, и тем сильнее различаются сценарии. Сценарные развилки определяются исходя из анализа противоречивых трендов, например, дорогие углеводороды – дешевые углеводороды или свободный Интернет – контролируемый Интернет.
В этом методе, как правило, четко выделяются т.н. «точки ветвления». Такой точкой могут быть, например, президентские или региональные выборы в России. Продление власти политического центра, по мнению многих экспертов к инерционному сценарию развития страны, в то время как победа, например, либералов, открывала целый спектр новых возможностей развития. Сценарии альтернативны: вы можете выбрать любой из них, но только один и целиком. Нельзя взять какие-то элементы из одного сценария и вложить в другой. Число сценариев, как правило, невелико. Поэтому чаще всего ограничиваются либо двумя, либо тремя вариантами. Примером заданного направления работы учащихся может стать деление разрабатываемых сценариев на «Оптимистический», «Пессимистический» и «Промежуточный». Сформированные сценарии описывают пространство выбора. Выбирая базовый сценарий, можно брать элементы из разных предельных сценариев, но надо обязательно связать их общей картиной изучаемой проблемы.
Анализ вышеприведенных определений позволяет выявить ряд общих для них смысловых компонентов, составляющих характеристики существенных черт сценарного метода. К ним относятся:
1. Последовательность событий (принцип пошагового описания);
2. Причинно-следственные связи этапов трансформации системы;
3.Трансформация исследуемого процесса (сценарный метод есть, прежде всего, метод описания динамики системы, хотя в сценарии могут присутствовать элементы статического описания ситуации: перечни факторов, показателей, признаков);
4. Гипотетический характер описания (указывает на необходимость вероятностной оценки реализуемости тех или иных возможностей).
Таким образом, в общем виде сценарий можно определить как гипотетическое описание причинно-обусловленной последовательности событий - этапов трансформации системы. Метод сценария служит для обоснования целей развития выбранного объекта управления с учетом всех возможных его взаимосвязей. Обычно сценарии разрабатываются при подготовке аналитических документов, как на макро, так и на микроуровне: стратегии развития страны, федеральных и региональных целевых программ, крупных инвестиционных проектов, при выборе специализации предприятия.
Метод сценария предполагает проработку не менее трех вариантов будущего развития - базового, пессимистического и оптимистического. Последние два варианта в случае количественного моделирования ситуации - это отклонения критических параметров модели от базового со знаком "минус" и "плюс" соответственно. Сценарий - это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию, то есть образу организации в будущем. Как правило, в сценариях преобладает качественное описание.
Нижеприведенный график представляет собой набор из пессимистичного, среднего и оптимистичного прогнозов Росстата в 2000 году относительно численности населения страны оптимистичный вариант предполагает стабилизацию на уровне в 142,7 миллиона человек в 2011 году (http://demoscope.ru /weekly /2011 / 0483 /gazeta 01 9.php). Как можно видеть, уже тот факт, что население России составило 142,9 миллиона человек, превышение даже оптимистичного прогноза, каким он виделся десятилетие назад. Если дела пойдут хорошо: экономика продолжит расти, а уровень смертности снижаться, то может случиться, что население будет изменяться в соответствии с оптимистичным прогнозом (144-147 миллионов человек) или даже преодолеет планку в 150 миллионов человек к 2025 году.
График 1
Особенности метода: отличительной особенностью излагаемого метода является многовариантность, т.е. рассмотрение нескольких альтернативных вариантов возможного развития ситуации с учетом базисных сценариев.
Существует два основных типа социальных сценариев. Первый тип содержит описание последовательности шагов, ведущих к прогнозируемому состоянию организации, факторов и событий, оказывающих решающее влияние на этот процесс. Второй тип сценариев содержит описание возможных последствий для организации, если она достигнет прогнозируемого образа. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов в осуществимости события, системы и т.д. сценарий должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических, идеологических и экономических задач на прогнозируемый период.
Так Кутузов собравший военный совет в Филях, и прослушавший различные варианты возможных действий, оценивал различные сценарии развития войны с французами, предлагавшиеся военноначальниками. Он сопоставлял их сильные и слабые стороны и пришел к тяжелому, но, пожалуй, единственно верному решению оставить Москву, обрекая ее на пожары и разрушения. Однако последующее развитие событий подтвердило его правоту. Предпочтенный им сценарий развития событий полностью себя оправдал.
Этапы работы:
- установление предмета исследования и его структурирование, определение показателей, характеризующих предмет;
- определение ключевых проблем или решений;
- определение существенных факторов (направление, сила действия), влияющих на предмет исследования, их структурирование;
- определение тенденций развития, альтернатив развития для областей с неявной структурой факторов;
- разработка и выбор альтернативных сценариев будущего, проверка отобранных вариантов на необходимое разнообразие, устойчивость, высокую степень вероятности;
- интерпретация выбранных сценариев развития (прогноз развития), учет возможных противодействующих событий;
- разработка окончательного варианта сценария с учетом вновь открывающихся факторов, оценка влияния отклонений от основной идеи сценария, оценка отклонений от первоначального образа;
- оценка последствий каждого из сценариев;
- перенос сценария на практическую основу (формулирование стратегии развития, разработка системы планов, аналитический текст).
Структурно, сценарии включают в себя вводную часть, с изложением основных характеристик рассматриваемой экспертами ситуации; ключевые проблемы, определяющие основные тенденции развития ситуации; варианты развития событий. Благодаря сценариям можно определить перспективы развития ситуации, осознать опасности тех или иных предлагаемых действий, принять, сравнив возможные варианты, наиболее оптимальное решение. В то же время необходимо иметь в виду, что сценарии не предсказывают будущее, они дают возможность увидеть несколько возможных вариантов будущего, задавая нужный уровень гибкости.
Сценарный метод неотделим от анализа трендов. Тренды – это видимые модели изменений, которые отражают явно прослеживающиеся тенденции, распространяющиеся вне зависимости от ограничений. Тренды явно расширяют возможности лиц, принимающих решения. Правда, речь идет, прежде всего, о кратковременных перспективах - в среднем до пяти лет, поскольку далее могут проявиться экономические, технологические, политические и другие факторы, которые трудно предсказать. В качестве мегатрендов можно назвать, например, совершенствование технологий, борьба за лидерство, продолжающаяся глобализация и т.д. При анализе трендов следует иметь в виду события, вероятность которых незначительна, но последствия могут оказаться серьезными. Примерами служат стихийные бедствия, глобальный коллапс финансовой системы, конфликт по поводу открытия новых нефтяных месторождений в Арктике, коллапс еврозоны.
Предварительный просмотр:
Метод SWОT - анализа
Определение, краткое описание: название данного метода представляет собой аббревиатуру, которая означает:
Strengths- сильные стороны
Weakness- слабые стороны
Opportunities- возможности
Threats - угрозы
SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон изучаемого объекта и возможностей и угроз со стороны внешней и внутренней окружающей среды. «S» и «W» относятся к внутренним компонентам изучаемого объекта, а «O» и «T» к его внешнему окружению. Классический SWOT- анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно выделяемых показателей. Представление информации такого анализа происходит в виде таблиц сильных сторон в деятельности (S), ее слабых сторон (W), благоприятных возможностей (О) и угроз (Т).
Особенности метода: методология SWOT-анализа предполагает, выявление внутренних сильных и слабых сторон объекта, а также внешних возможностей и угроз, установление связей между ними. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
- использует ли в исследуемой ситуации объектом анализа внутренние сильные стороны или отличительные преимущества? Если объект не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- являются ли слабости объекта его уязвимыми местами и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
- какие благоприятные возможности дают объекту реальные шансы на успех при использовании предлагаемых мер?
Этапы работы:1.Выделение наиболее важных параметров анализа. Определившись с параметрами, необходимо занести их в таблицу, часто называемую матрицей SWOT-анализа. Систематизация параметров в матрице дает возможность на этапах выбора и реализации стратегии деятельности вносить необходимые корректировки в оценку параметров и в стратегию. В таблице 1 приведен один из вариантов базовой SWOT - матрицы.
Стандартная матрица базового SWOT анализа Таблица 1
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | ВОЗМОЖНОСТИ |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | УГРОЗЫ |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
2.Следующим этапом возможности и угрозы, выявленные в процессе анализа, разбиваются на три группы по приоритетности. Проводится оценка возможностей и угроз по вероятности их наступления и степени влияния на рассматриваемую ситуацию. На основании сделанного анализа были составлены матрицы угроз и возможностей для компании Х, приведенные на таблицах 2 и 3.
Анализ угроз Таблица 2
Вероятность реализации угроз | Последствия угроз | ||
Разрушительные (Р) | Тяжелые (Т) | Легкие (Л) | |
Высокая (В) | ВР | ВТ | ВЛ |
Средняя (С) | СР | СТ | СЛ |
Низкая (Н) | НР | НТ | НЛ |
Анализ возможностей, предоставляемых рынком Таблица 3
Вероятность использования возможностей | Влияние возможностей | ||
Сильное (С) | Умеренное (У) | Малое (М) | |
Высокая (В) | ВС | ВУ | ВМ |
Средняя (С) | СС | СУ | СМ |
Низкая (Н) | НС | НУ | НМ |
3. Проводится анализ взаимовлияния возможностей и угроз окружающей среды и сильных и слабых сторон проблемы. Анализ регистрируем либо в описательной форме, либо в таблице (здесь таблица 4), которая является итоговой матрицей SWOT-анализа.
SWOT-матрица комплексной оценки возможностей и
угроз с учетом сильных и слабых сторон Таблица 4
Описание | СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | |||||
ВОЗ- МОЖ- НОСТИ | |||||||
УГРОЗЫ | |||||||
4.Заключительным этапом становится формулировка основных стратегических направлений с учетом их важности. Выявленные факторы ранжируются по степени их важности и оформляются как окончательные результаты анализа в виде краткой аналитической справки-отчета на основе мнений экспертов.
Особенности применения метода:
Правило 1 . Тщательно определите сферу каждого SWOT-анализа. Слишком обобщенный анализ проблемы, скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для тех, кому оно адресован. Фокусирование SWOT-анализа, например, на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны - это внутренние черты проблемы, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками среды и неподвластны влиянию изнутри.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают участники обсуждения (в данном случае эксперты-учащиеся). Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений экспертов. И, наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью.
Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Важно понимать, что SWOT-анализ - это не просто перечисление подозрений экспертов. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.
Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства специалистов. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»
Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе
Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю. Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме....
Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций
Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...
Активные методы обучения на уроках географии как один из методов развития способностей обучающихся в рамках ФГОС
Тема, цель и задачи самообразования...
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...