Разработки
план-конспект урока по истории (8 класс)

Ооржак Бэлла Сергеевна

Предварительный просмотр:

УРОК1.УИСТОКОВРОССИЙСКОЙМОДЕРНИЗАЦИИ(ВВЕДЕНИЕ)

Основныевопросыизученияматериала

1)ИсторияРоссии - частьвсемирнойистории.

2)Периодизацияотечественнойистории.Краткаяхарактеристика,задачикурса.

3)ИсторическиеисточникипоисторииРоссииXVIIIв.

4)Какработатьсучебникомдля8класса.

Типурока

Вводныйурок.

Ресурсыурока

Учебник,введение.Физическаякарта.КартатерриториисовременнойРоссии.

Электронноеприложение.

Основныепонятияитермины

ИсторияРоссии,модернизация.

Основные даты

Периодизациявсеобщейистории(Новаяистория).

Домашнеезадание

Учебник,Введение.

*Подберитеиллюстрациидлявидеоряда«СамыезначимыесобытиявсеобщейисторииXVIIIв.»

Модулиурока

Учебныезадачи(ситуации,вопросыизадания,проекты)дляорганизацииобразовательногопроцесса

Основныевидыдеятельностиученика(науровнеучебныхдействий:регулятивных,познавательных,коммуникативных,личностных)

Оцениваниеобразовательныхрезультатов

Мотивационно-целевой

Какиепериодыисториивыизучалив6-7классах?Познакомьтесьсоглавлениемучебника.Какойпериодбудетизучаться?

Вчёмотличиеданногокурсаоткурса,которыйвыизучаливпрошломучебномгоду?

Скакимирубрикамиучебникавыбудетеработать?Чемувыпредполагаетенаучиться,изучаяисториюРоссиив8классе?

Высказыватьсужденияоролиисторическихзнанийвформированииличности.

Называтьосновныепериодызарубежнойистории.Называтьхронологическиерамкиизучаемогопериода.

СоотноситьхронологиюисторииРоссииивсеобщейистории.

Использоватьаппараториентировкиприработесучебником.

Ставитьиформулироватьприподдержкеучителяновыедлясебязадачивпознавательнойдеятельности.

Беседа.

Работастекстом.

Ориентационный(актуализации/повторения)

Скакимиисторическимиисточникамивыужеработалиприизученииистории?

Какиегруппыисточниковвызнаете?Вчёмценностькаждойизгрупп?

СоответствовалалиисторияРоссииобщемунаправлениюразвитияевропейскихстран?

Классифицироватьисторическиеисточникипогруппам.

Определятьинформационнуюценность,особенностиисторическогоисточника.

Актуализироватьзнанияизкурсавсеобщейистории.

Беседа.

Содержательно-операционный

Что является характерной чертой истории России XVIII в.? Дайте определение термина модернизация.

Используйтесловарь.Почему слово имеет разные значения?

Какие модернизационные процессывызнаете?Приведите примерыизкурсавсеобщейистории.

Спомощьюучебника,рассказаучителяобъяснятьпоследствия, выявлять общие черты.

Использовать элементы причинно-следственногоанализадля выявления связи между деятельностьюиразвитиемчеловека,общества.

Беседа.

Работасучебником,словарём.

Контрольно-оценочный(втомчислерефлексивный)

Обсудитесмыслвыводавведенияучебника:

«РоссиявXVIIIв.прошлапутьотокраинногоевропейскогогосударствадовеликоймировойдержавы».

КакиепримерыизисторииXVIIIв.выможетепривести?Очёмхотелибыузнатьподробнее?

Объяснятьсмыслфразы,приводитьпримеры.

Ставитьиформулироватьприподдержкеучителяновыедлясебязадачивпознавательнойдеятельности.

Беседа.



Предварительный просмотр:

УРОК2.РОССИЯ И ЕВРОПА В КОНЦЕ XVII в. (§ 1)

Основныевопросыизученияматериала

1) Усиление османской угрозы Европе.

2) Россия в борьбе с Турцией и Крымским ханством.

3) Россия и Священная лига.

4) Борьба Франции за господство в Европе.

5) Балтийский вопрос.

Типурока

Урок изучения нового материала.

Ресурсыурока

Учебник, § 1.

Карта «Европа в конце XVII в.».

Контурные карты.

Электронное приложение.

Основныепонятияитермины

Лига, гегемония, экспансия.

Основные даты

1683 г.- разгром турецкой армии под Веной.

1686 г. - заключение «вечного мира» между Россией и Речью Посполитой.

1687, 1689 гг.- Крымские походы русской армии.

Персоналии

П. Дорошенко. Б. Хмельницкий. Я. Собеский. Август II. Н. М. Зотов.

Домашнеезадание

§ 1, карты, иллюстрации.

Составьте рассказ «Крымские походы 1687, 1689 гг.».

*Найдите в Интернете описания и изображения военных кораблейХVII в. Сделайте презентацию-обзор основных видов кораблей этоговремени.

Модулиурока

Учебныезадачи(ситуации,вопросыизадания,проекты)дляорганизацииобразовательногопроцесса

Основныевидыдеятельностиученика(науровнеучебныхдействий:регулятивных,познавательных,коммуникативных,личностных)

Оцениваниеобразовательныхрезультатов

Мотивационно-целевой

Какие актуальные, на ваш взгляд, внешнеполитические задачи стояли перед правителями страны к началу ХVIII в.?

Какими способами можно было их решить? *Ответы на эти вопросы подготовьте в форме записки посланника одной из стран Западной Европы, прибывшего из Москвы.

Какие вопросы (задания) потребуют работы с картой? Какой картой вы воспользуетесь?

Формулировать познавательную проблему и планировать способы её решения.

Излагать результаты познавательной деятельности по теме урока при выполнении творческого задания.

Беседа.

Работа с картой.

*Творческое задание.

Ориентационный(актуализации/повторения)

Какие территориальные измененияпроизошли в России к началуXVIII в.? Самостоятельновыберите соответствующую карту.

Как менялось положение Россиив мире в течение ХVII в.?

Какие важные события происходилив Западной Европе на рубежеXVII-XVIII вв.?

Когда и где возникла Османскаяимперия?

Какие факторы способствовалиуспехам внешней политики Франции во второй половине ХVII в.?

Перечислите важнейшие события,связанные с русско-шведскимиотношениями в ХIII-ХVI вв.

Использовать карту как источник информации.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории, истории России.

Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов.

Работа с картой.

Беседа.

Содержательно-операционный

Прочитайте пп. 1-2 § 1. Укажитена карте объекты, о которыхидёт речь. Перечислите основныесобытия, характеризующиеотношения России и Османскойимперии в XVIII в. Какиестраны и народы находилисьв составе Османской империи вконце ХVII в.? Когда и как ониоказались под властью османов?Опираясь на карту, объясните,почему Россия смогла начать решительнуюборьбу с крымско-османскойугрозой лишь послеприсоединения ЛевобережнойУкраины. Почему Турция и Россиязаключили Бахчисарайскиймир? Можно ли называть борьбуевропейских стран с Османскойимперией религиозными войнами?Объясните своё мнение.

Какие государства боролись законтроль над Балтийским моремв ХVII в.? Какие союзыскладывались в ходе этой борьбы?

Составьте развёрнутый план рассказа«Россия и Речь Посполитая:от вековой вражды к союзу».

Находить на карте изучаемыеобъекты.

Определять причинно-следственныесвязи исторических процессов.

Определять значение историческихсобытий.

Использовать сведения из историческойкарты.

Аргументировать ответ, опираясьна материалы параграфа.

Актуализировать знания из курсоввсеобщей истории и историиРоссии.

Составлять развёрнутый план рассказа.

Работа с картой, текстом.

Составление плана.

Беседа.

Контрольно-оценочный(втомчислерефлексивный)

Охарактеризуйте позицию, которуюзаняло Крымское ханство вконфликте между Священнойлигой и Османской империей.

Сформулируйте главные принципывнешней политики Франциивторой половины ХVII в.Почему первоначально она былауспешной, а затем последовалинеудачи?

Составьте таблицу, включающую основные направления внешней политики РоссииXVIII в., основные способы еёреализации (предпринятые мерыи мирные договоры), результаты.

Оцените результаты проводимойвнешней политики. Удалось лирешить главные задачи? Аргументируйтесвой ответ.

Определять причинно-следственныесвязи исторических процессов.

Составлять обобщающую таблицу.

Давать оценку результатам проводимой политики.

Составление таблицы.

Беседа.



Предварительный просмотр:

УРОК 3. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ (§ 2)

Основныевопросыизученияматериала

1) Усиление иностранного влияния на Россию.

2) Симеон Полоцкий.

3) Политический курс Б. И. Морозова и И. Д. Милославского.

4) Реформы А. Л. Ордина-Нащокина.

5) Реформаторские планы В. В. Голицына

Типурока

Комбинированный урок

Ресурсыурока

§ 2. Карта «Россия в конце XVII в.».

Электронное приложение: http://kolibry.astroguru.com/ - Русскийбиографический словарь

Основныепонятияитермины

Реформа

Основные даты

1687 г.- основание Славяно-греко-латинской академии в Москве.

1689 г.- Нерчинский договор с Китаем

Персоналии

С. Полоцкий. Б. И. Морозов. И. Д. Милославский. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын

Домашнеезадание

§ 2. Продолжите заполнение таблицы «Современники».

*Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов ХVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности

Модулиурока

Учебныезадачи(ситуации,вопросыизадания,проекты)дляорганизацииобразовательногопроцесса

Основныевидыдеятельностиученика(науровнеучебныхдействий:регулятивных,познавательных,коммуникативных,личностных)

Оцениваниеобразовательныхрезультатов

Мотивационно-целевой

Почему к концу ХVII в. в правящих кругах России сложилось убеждение в необходимости проведения в стране серьёзных реформ?

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Формулировать познавательную задачу урока.

Беседа.

Ориентационный(актуализации/повторения)

Вспомните о достижениях в хозяйственномразвитии стран ЗападнойЕвропы к началу XVIII в.Какие проблемы существовали вполитическом и экономическомразвитии России?

Привлекать межкурсовые, предметныезнания.

Определять проблемы социально-политическогои экономическогоразвития страны (с помощьюучителя).

Беседа.

Содержательно-операционный

Рассмотрите карту. Определитеуспешность развития всероссийского рынка в России в XVII в. Вспомните, какие товары вXVII в. ввозились в Россию. Какиетовары вывозились из России?Насколько была зависимаэкономика России XVII в. отиностранных товаров? При какомправителе Российского государства впервые стали активно приглашать на службу иностранныхспециалистов?

Прочитайте п. 2 § 2. Кратко охарактеризуйтеполитический курсБ. И. Морозова и И. Д. Милославского.

Прочитайте в учебнике отрывок,содержащий мнение В. О. Ключевского об А. Л. Ордине-Нащокине.Можно ли считать ихвзгляды противоречивыми, взаимоисключающими?

Дайте характеристику деятельностиСимеона Полоцкого, А. Л. Ордина-Нащокина,В. В. Голицына.Изложите результаты.

Аргументируйте примерами вывод параграфа: «Во второй половине XVII в. российские властиосознали необходимость реформв России. Началась разработкаих проектов и даже конкретнаядеятельность по проведению некоторых из них в жизнь. Однакореформы велись крайне медленнои непоследовательно, многиепланы так и остались лишь набумаге»

Использовать карту как источникинформации.

Давать оценку последствиям историческогособытия, процесса.

Актуализировать знания из курсавсеобщей истории, истории России 7 класса.

На основе анализа текста выявлятьпозицию деятеля.

Характеризовать деятельность историческойперсоны.

Аргументировать вывод материаламипараграфа.

Работа с картой, текстомучебника, отрывкомиз труда историка.

Характеристика личности.

Беседа.

Контрольно-оценочный(втомчислерефлексивный)

Какие реформаторские проектыпринадлежали А. Л. Ордину-Нащокину?Как вы думаете, почемуисторик В. О. Ключевскийназвал Ордина-Нащокина «государственнымчеловеком»?

Выскажите своё мнение о деятельностии государственныхпроектах князя В. В. Голицына(используйте примеры С. М. Соловьёва).Оцените его позициюотносительно преимущества наёмной армии перед иными принципами её комплектования.Поддержите или опровергнитеэту позицию. Какие из проектовудалось воплотить, а какие нети почему?

Организуйте в классе мини-дискуссиюпо проблеме предпосылокПетровских реформ. Используйтематериалы рубрикипараграфа «Историки спорят».

Определять причинно-следственныесвязи, последствия событийи процессов.

Приводить примеры для подтверждениявывода.

Высказывать аргументированныесуждения за и против.

Давать оценку позиции, мнению.

Выделять основные черты явления,процесса, конкретизироватьих примерами.

Участвовать в обсуждении проблемы.

Беседа.

Дискуссия.

Дополнительный материал

С. М. Соловьёв о В. В. Голицыне

Голицын считался покровителем иезуитов, которые благодаря ему явились в Москве.Французский иезуит, который был в это время в Москве с целию пробраться через Сибирь вКитай, так отзывается о Голицыне: «Этот первый министр, происходивший из знаменитогорода Ягеллонов, без сомнения, был самый достойный и просвещённый вельможа при дворемосковском: он любил иностранцев, и особенно французов, потому что благородные наклонности,которые он в них заметил, совпадали с его собственными; вот почему его упрекали,что у него и сердце такое же французское, как и имя. Если б дело зависело от него одного,то, разумеется, все наши желания были бы исполнены; если б он был полным хозяином,если б он не должен был вести себя осторожно относительно других бояр, то с удовольствиемоткрыл бы нам путь в Сибирь и облегчил бы нам доступ в Китай из уважения к ЛюдовикуВеликому, которого он был страстный поклонник: меня уверяли, что сын его носилпортрет его величества в форме мальтийского креста, что отец считал для себя великоючестию».

Другой посланник, бывший в Москве в описываемое время, не иначе называет Голицынакак великим человеком. Описывая свой первый приём у первого министра, он говорит:«Я думал, что нахожусь при дворе какого-нибудь италиянского государя. Разговор шёл налатинском языке обо всём, что происходило важного тогда в Европе; Голицын хотел знатьмоё мнение о войне, которую император и столько других государей вели против Франции,и особенно об английской революции; он велел мне поднести всякого сорта водок и вин, советуяв то же время не пить их. Голицын хотел населить пустыни, обогатить нищих, дикарей,сделать их людьми, трусов сделать храбрыми, пастушеские шалаши превратить в каменныепалаты. Дом Голицына был один из великолепнейших в Европе».

? Вспомните, кто такие иезуиты. Как вы думаете, какие цели они преследовали в России? Насколько цели иностранных посланников, дипломатов соответствовали интересам России?

Дополнительная литература

Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. - М., 1991. - Т. 2.

Ключевский В. О. Исторические портреты. - М., 1990.

«Око всей великой России»: Об истории русской дипломатической службы XVI-XVII вв. - М., 1989.

Жуков Д. А., Пушкарёв Л. Н. Русские писатели XVII в. - М., 1972.

Хрестоматия по истории России. В 4 т. Т. 2. XVII-XVIII вв. / Сост. И. В. Бабич, В. Н. Захаров,И. Е. Уколова. - М., 1995.

Флоря Б. Н. Внешнеполитическая программа А. Л. Ордина-Нащокина и попытки её осуществления. - М., 2013.

Чёрная Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени.XVII - первая треть XVIII в. - М., 1999.



Предварительный просмотр:

УРОК4.НАЧАЛОПРАВЛЕНИЯПЕТРАI(§3)

Основныевопросыизученияматериала

1)ДетствоПетра.

2)Двоецарствие.ЦаревнаСофья.

3)НачалоцарствованияПетра.

4)Азовскиепоходы.

5)Великоепосольство1697-1698гг.

Типурока

Комбинированныйурок

Ресурсыурока

§3.Карта.

Энциклопедия«Вокругсвета» - http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia

Основныепонятияитермины

Гвардия,лавра

Основныедаты

1682-1725гг. - царствованиеПетраI(до1696г. - совместносИваномV).

1682-1689гг.- правлениецаревныСофьи.

1682,1689,1698гг.- стрелецкиевосстания.

1695-1696гг. - Азовскиепоходы.

1697-1698гг. -Великоепосольство

Персоналии

ПётрI.ИванV.СофьяАлексеевна.Ф.Я.Лефорт.Ф.А.Головин.П.Б.Возницын.А.С.Шеин

Домашнеезадание

§3.

*Используядополнительныеисточники,напишитекраткоеэссе(неболее500слов)ободномднеработыПетраМихайлованаверфивГолландии.

ИспользуяИнтернет,оценитедостоверностьсобытий,описанныхвпараграфе.Какиеизприведённыхвнёмфактоввысчитаетеабсолютнодостоверными?Почему?Какиетребуютболеесерьёзнойпроверкиидоказательств?Объяснитесвоисомнения

Модулиурока

Учебныезадачи(ситуации,вопросыизадания,проекты)дляорганизацииобразовательногопроцесса

Основныевидыдеятельностиученика(науровнеучебныхдействий:регулятивных,познавательных,коммуникативных,личностных)

Оцениваниеобразовательныхрезультатов

Мотивационно-целевой

КаксобытияначалацарствованияПетраIповлиялинапреобразования,которыеоносуществилвдальнейшем?

Устанавливатьпричинно-следственныесвязиисторическихпроцессов,прогнозироватьихпоследствия

Беседа

Ориентационный(актуализации/повторения)

НарубежеXVII-XVIIIвв.вроссийскомобщественазревалапотребностьвомногихважнейшихизменениях.КакиеизнихбылиначатыприАлексееМихайловиче?

Каквысчитаете,какиепреобразованиятребовалипродолжения?

Актуализироватьпредметныезнания.

Аргументироватьвыводыисуждениядлярасширенияопытамодернизационногоподходакоценкесобытий,процессов

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайтепп.2-3§3.КакуюрольвпериоддвоецарствияигралацаревнаСофья?Какововашемнениеоеёдеятельностинапоступравительницы?КакначалосьсамостоятельноеправлениеПетра?

КакойопытизвлёкПётризАзовскихпоходов?

Наосноверассказаучителяилисообщенияучащегосярешите,каковбылглавныйитогдеятельностиВеликогопосольства.Совпадаллионснамеченнымицелями?Найдитенасовременнойполитическойкартестраныигорода,которыепосетилоВеликоепосольство.

*Составьтепереченьпроблем,которыетребовали,навашвзгляд,первоочередногорешения

Определятьпричинно-следственныесвязисобытийипроцессов.

Даватьоценкудеятельностиисторическойперсоны.

Находитьисторическиеобъектынакарте.

Использоватьприёмысравнительногоанализаприаргументациисобственныхвыводовиоценок.

Выделятьикраткоформулироватьосновныепроблемыразвитиястранынаосновеобобщенияматериаловтемы

Работастекстом.

Беседа

Контрольно-оценочный(втомчислерефлексивный)

РасскажитеодетствеПетраI.Какиесобытияотразилисьнаеголичности,взглядах,убеждениях?

ПознакомьтесьсмнениемС.М.СоловьёваоПетреI(вучебнике).Спомощьюдополнительнойлитературыиинтернет-ресурсовподберитевысказываниясовременников,историковомолодомПетреI.Обсудитеихвклассе.

Докажитепримерамивыводучебника:«ЦарьтвёрдорешилпровестивРоссииважныереформы»

Рассказыватьобисторическойличности.Конкретизироватьпримерамиоценкувзглядов,убежденийчеловека.

Наосновеанализаоценок,мненийвыделятьнеобходимуюинформацию.

Конкретизироватьсуждениепримерами

Описание(реконструкция).

Обсуждениемненийиоценок.

Беседа

Дополнительныйматериал

Начнитеоформлятьиллюстрированнуюстраничкусайтакласса,посвящённуюсподвижникам,друзьямПетраВеликого.Героямисайтамогутстать:А.Д.Меншиков,Я.В.Брюс,Г.И.Головкин,Я.Ф.Долгорукий,А.М.Девиер,первыйрусскийфельдмаршалБ.П.Шереметев,адмиралыФ.М.Апраксин,Н.А.Сенявин,Д.С.Калмыков,П.М.Апраксин,Б.И.Куракин,Ф.Я.Лефорт,А.А.Матвеев,А.В.Макаров,В.Н.Татищев,А.И.Репнин,Ф.Ю. Ромодановский,Г.Г.Скорняк(ов)-Писарев,П.А.Толстой,И.П.Аннибал(Ганнибал),С.Л.Владиславич-Рагузинский,А.П.Волынский,ФеофанПрокопович,П.П.Шафиров,П.И.Ягужинскийидр.

Научно-популярнаялитератураиисточники

ВолодарскийЯ.Е.ПётрI//Вопросыистории. - 1993. - №6.ДриссенЙ.ЦарьПётриегоголландскиедрузья. - СПб.,1996.

КлючевскийВ.О.ПётрВеликийсредисвоихсотрудников//Историческиепортреты. - М.,1990.

СмирновВ.ФеофанПрокопович. - М.,1994.

СоловьёвС.М.ПтенцыПетраВеликого//ЧтенияирассказыпоисторииРоссии. - М., 1989.

ПавленкоН.И.ПётрПервыйиеговремя. - М.,1989.

ПавленкоН.И.Полудержавныйвластелин. - М.,1991.

ПавленкоН.И.ПтенцыгнездаПетрова. - М.,1994(оА.Меншикове,Б.Шереметеве, П.Толстом,А.Макарове,С.Владиславич-Рагузинском).

ПавленкоН.И.СоратникиПетра. - М.,2001(оЯ.Брюсе,А.Макарове,Ф.Лефорте идр.).

Русскаядипломатиявпортретах. - М.,1992.

ХлебниковЛ.М.РусскийФауст//Вопросыистории. - 1965. - №2(оЯ.Брюсе).

ШикманА.П.Деятелиотечественнойистории:Биографическийсправочник. - М.,1997.

ЭйдельманН.Я.ИзпотаённойисторииРоссииXVIII-XIXвв. - М.,1993. - С.89-127 (оГаннибале).

ЭйдельманН.Я.ТвойXVIIIвек. - М.,1986.

Художественнаялитература

ДружининВ.Н.ДержавыРоссийскойпосол(оБ.И.Куракине).

ФёдоровЮ.И.ПоручаетРоссия(оП.Толстом).

СоколовА.И.Меншиков.

ЛавинцевА.И.Назакателюбви(оПетреI).

МосияшС.П.ФельдмаршалБорисШереметев.

РесурсыИнтернета

http://histrf.ru/ - федеральныйпорталРВИО«История.РФ».

http://kolibry.astroguru.com/ - Русскийбиографическийсловарь.

http://history.tom.ru - историяРоссииоткнязейдонашихдней.

http://history.sgu.ru - российскаяисториявзеркалеизобразительногоискусства.

http://www.hronos.km.ru - историческийсайт«Хронос».

http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm - сайтматериаловпоотечественнойистории.



Предварительный просмотр:

УРОК 5. ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 гг. (§ 4)

Основные вопросы изучения материала

1) Начало Северной войны.

2) Поражение под Нарвой.

3) Реформа армии.

4) Полтавская «виктория».

5) Прутский поход.

6) Победы русского флота.

7) Ништадтский мир

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

Учебник, § 4. Карта. Указы и обращения Петра I периода Севернойвойны

Основные понятия и термины

Империя, конфузия, рекрутские наборы

Основные даты

1700-1721 гг.- Великая Северная война.

1700 г.- поражение под Нарвой.

16 мая 1703 г.- основание Санкт-Петербурга.

28 сентября 1708 г.- битва под деревней Лесной.

27 июня 1709 г.- Полтавская битва.

1711 г.- Прутский поход.

27 июля 1714 г. - Гангутское сражение.

1720 г.- сражение у о. Гренгам.

1721 г.- Ништадтский мир

Персоналии

Пётр I. Август II. Карл XII. Мазепа. А. Д. Меншиков. Б. П. Шереметев.Н. Демидов. Н. П. Репнин

Домашнее задание

§ 4.

*Напишите эссе о главных победах российского флота в Северной войне.Составьте к нему словарь морских терминов и названий типов судов.

*Сделайте презентацию военной и морской формы времён Петра I. Дополнитеизображения кратким описанием.

*С помощью дополнительных источников выясните и запишите краткуюинформацию об истории Семёновского или Преображенского полка(от создания до окончания Северной войны)

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Какие актуальные, на вашвзгляд, внешнеполитические задачистояли перед страной? Какимиспособами можно было ихрешать?

Почему Россия смогла одержать победу в Великой Северной войне? Почему эта война шла так долго? Каково было историческое значение получения выхода к Балтийскому морю для дальнейшего развития России?

Формулировать познавательнуюпроблему и планировать способыеё решения (под руководствомучителя)

Беседа.

Работа с картой

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какое значение для экономического и политического развития Российского государства имел выход к Балтийскому морю (см.карту)? Вспомните, кем и как в истории страны решался этот вопрос. Какие страны-участницы Северного союза существуют в современном мире? Покажите их на карте.

При каком правителе России была предпринята первая попытка создания балтийского флота?

Применять ранее полученныезнания.

Находить на карте изучаемыеобъекты.

Определять причинно-следственныесвязи исторических процессов

Работа с картой.

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте пп. 1-2 § 4. Сформулируйтеглавные причины Севернойвойны. Как вы думаете,была ли она неизбежной? Почемувойна началась неудачно дляРоссии? Какой опыт из этих неудачизвлёк Пётр I? В чём состояла военная реформа Петра I?Приведите доводы за и противеё проведения. Используйте дополнительные материалы - «Устав морской» Петра I. Укажите принципиальные отличия регулярной армии от стрелецкого войска. Представьте их в виде таблицы.

Расскажите о Гангутском сражении. Кто занимал более выгодную позицию? Выясните, с помощью какой хитрости русские разделили флот противника.

Нарисуйте схему Полтавской битвы или используйте готовую. Почему русским войскам удалось одержать победу под Полтавой? Прочитайте мнение историков о битве (см. учебник)

Формулировать причины войны. Определять причинно-следственные связи события.

Приводить аргументы за и против.

Систематизировать различия историческихобъектов, явлений вформе таблицы.

Делать выводы на основе сведенийисторической карты, мненийи оценок учёных.

Составлять и комментироватьплан-схему битвы

Работа с текстом, картами учебника.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Опираясь на текст параграфа, отрывки из документов, составьте план рассказа о Северной войне (см. памятку для анализа войн ниже). Расскажите о войне, используя разные источники информации.

Как вы понимаете слова Петра I, произнесённые им после Полтавы:«Ныне уже совсем камень во основание Петербурга заложен»? Пётр I назвал сражение под Лесной «матерью Полтавской баталии». Объясните это определение.

Какие последствия имел Прутский поход?

Каковы итоги Северной войны для России и для остальной Европы? Кратко сформулируйте положения Ништадтского мира. Сравните ход и итоги военных действий России за выход к Балтийскому морю в XVII и в начале XVIII в. (см. карты).

*Напишите сочинение на тему «Петербург - окно в Европу». При желании подберите иллюстрации. Подготовьте сборник творческих работ, разместите его на сайте класса или школы

Составлять план рассказа.

Рассказывать об историческом событии, раскрывать его значение. Использовать в рассказе сведения, представленные в разных знаковых системах (текст, карта, схема, визуальный ряд и др.).

Формулировать выводы.

Излагать, сравнивать причины и итоги исторических событий, выделяя общее и различное.

В художественной форме излагать результаты познавательной деятельности по теме урока

Рассказ.

Работа с разными знаковыми системами (текст, карта, визуальный ряд).

Беседа.

Творческая работа

Дополнительный материал

«Устав морской» Петра I (извлечение)

Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели.

Если кто свой мундир, ружьё проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первый и в другой раз жестоко кошками и заплатою утраченного наказан. А в третье расстрелян или на галеру сослан быть.

Кто своё ружьё бросит, оный шпицрутенами наказан жестоко будет.

Кто к неприятелю перебежит, того имя к виселице будет прибито, и оный, как нарушитель присяги, изменником публично объявлен имеет быть... и ежели он пойман будет, без всякой милости и процессу повесить его надлежит.

Которые во время боя оставят свои места, дабы укрыться, те будут казнены смертью. Такожды и те будут казнены, которые похотят сдаться или иных к тому будут подговаривать.

Ежели кто на вахте найдётся спящ на пути едучи против неприятеля, ежели он офицер,лишён будет живота, а рядовой жестоко наказан будет биением кошками у шпиля.

Провиант определённый больным кто украдёт и продаст, того с наказанием сослать нагалеру. А кто съест, тот вчетверо заплатит и сверх того бит будет у мачты.

Кто пасквили или ругательские письма тайно сочиняет и тако кому бесчестие учинит, оному надлежит наказание такое учинить, что было довелось тому, про кого он писал, ежелион в том виноват был...

Никто не дерзнёт никакого табаку или горячего вина и прочих заповедных питий дляпродажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказаниемпо обстоятельству, по важности вины смотря.

Кто лживую присягу учинит и в том явственном свидетельством обличён будет, оный снаказанием послан будет на галеру навечно.

Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются, таким образом, чтобы никто,хотя б кто он ни был, великого или низкого чина, прирождённый здешний или иноземец,отнюдь не дерзал соперника своего вызывать на поединок с ним на пистолетах или на шпагахбиться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, имеет быть казнён, аименно повешен, хотя кто из них будет ранен или умерщвлён или хотя оба не ранены оттого отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке убит будет, тоих и по смерти за ноги повесить. Такой же казни повинны и секунданты, которые при оныхпоединках будут.

Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут вморе, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал своё место.<...> Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам,мелкому ружью, к управлению парусами и прочего...

? 1. Какова цель Устава? Какие меры принимались царём для её достижения? 2. Объясните значениевыделенных слов.

Акт поднесения государю царю Петру I титула императора всероссийского и наименованиявеликого и отца отечества

В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с Духовным Синодом, намерение воспринято,Его Величество, в показание своего должнаго благодарения за высокую Его милость иОтеческое попечение и старание, которое Он в благополучии Государства во всё время Своегославнейшаго Государствования, и особливо во время прошедшия шведския войны явить изволил, и Всероссийское Государство в такое сильное и доброе состояние, и народ Свой подданнойв такую славу у всего света чрез единое токмо Своё руковождение привёл, как то всемдовольно известно, именем всего народа Российскаго просить, дабы изволил принять, по примерудругих, от них титло Отца Отечествия, Императора Всероссийскаго, Петра Великаго.

Памятка для анализа, описания войн

1. Причина и характер войны:

а) основные противоречия, приведшие к войне;

б) подготовка к войне, соотношение сил;

в) планы сторон.

2. Ход войны: а) повод к войне (если был) и её начало;

б) основные этапы и главные сражения, их участники;

в) окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствиявойны).



Предварительный просмотр:

УРОК 6. РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I (§ 5)

Основные вопросы изучения материала

1) Создание Сената и коллегий.

2) Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3) Реформа местного управления

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

Учебник, § 5. Карта. Фрагменты документов, трудов историков

Основные понятия и термины

Абсолютизм, аристократия, губерния, коллегия, модернизация, прокурор, ратуша, сенат, Табель о рангах, фискал

Основные даты

1708-1710 гг.- учреждение губерний.

1711 г.- учреждение Сената.

1714 г.- указ о единонаследии.

1718-1721 гг.- учреждение коллегий.

1721 г.- провозглашение России империей.

1722 г.- учреждение должности генерал-прокурора.

1722 г.- введение Табели о рангах

Персоналии

Пётр I. П. И. Ягужинский

Домашнее задание

§ 5. В тетради составьте таблицу по материалам параграфа, содержащуюданные об основных реформах петровского времени и их значении.

*Используя дополнительные источники информации (энциклопедии,видеофильмы, ресурсы Интернета), вспомните, какие из правителейевропейских государств являлись современниками Петра I. Результатыоформите в виде синхронистической таблицы «История в лицах: современники».

Используя материалы Интернета, соберите информацию и напишите ометрологической реформе Петра I. Определите её цель, задачи

Модули урока

Учебныезадачи(ситуации,вопросыизадания,проекты)дляорганизацииобразовательногопроцесса

Основные виды деятельностиученика(науровнеучебныхдействий:регулятивных,познавательных,коммуникативных,личностных)

Оцениваниеобразовательныхрезультатов

Мотивационно-целевой

Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Что такое центральная власть, абсолютизм?

Вспомните, как на протяжении XVII в. изменилась организация управления в России. Когда появились приказы? Каковы были их функции? Эффективны ли они были? Какие недостатки в их работе сдерживали развитие государства? Что мешало данной системе эффективно справляться с задачами, выдвинутыми передстраной в начале XVIII столетия?

Актуализировать предметныезнания.

Аргументировать выводы и суждениядля приобретения опытаоценки социальных явлений

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 1 § 5. В чём заключаласьреформа органов центральногоуправления? Изобразитесхематически организациюцентральной власти в империик концу правления Петра Великого(см. в дополнительных материалахсхему «Органы властии управления Российской империив первой четверти XVIII в.»).

Прочитайте в учебнике отрывокиз указа о единонаследии 1714 г.Почему возникла необходимостьпринятия указа о единонаследии?В чьих интересах он былиздан? Кто и почему имел основаниябыть недовольным его положениями?

С какой целью Пётр I предпринялреформу местного самоуправления?Что нового было введенов управление городами? Покажите на карте центры губерний,созданных в России в 1708 г.

Познакомьтесь в учебнике с описаниемПетром I его рабочей недели.Составьте рассказ о рабочейнеделе царя. Расскажите своемусоседу по парте. Выразите своёотношение к деятельности царя.

Познакомьтесь с различнымимнениями современников, историково Петре I. Что общего и вчём различия их оценок? Почемуэтого царя прозвали Великим?

Составьте развёрнутую характеристикуПетра I (используйтепамятку в дополнительных материалах)

Выделять основные черты реформы, конкретизировать их примерами.

На основе анализа текста учебника представлять информацию в виде схемы.

Определять причинно-следственные связи событий и процессов.

Указывать на карте исторические объекты.

Использовать приёмы анализаисточников при формулированиии аргументации собственныхвыводов и оценок.

Давать оценку деятельности историческойперсоны.

Составлять развёрнутую характеристикуисторического деятеля

Работа с текстом.

Составление схемы.

Дискуссия.

Характеристика личности

Контрольно-оценочный(втомчислерефлексивный)

Можно ли говорить о расширенииполномочий царя в периодцарствования Петра I?

*Сформулируйте наиболее спорные(на ваш взгляд) моменты,связанные с системой управлениястраной в XVIII в.

*Сопоставьте систему управленияРоссии в начале XVIII в. ссистемой управления любого европейскогогосударства в аналогичныйпериод.

Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца - прапорщикафлота, служившегоещё Петру I».

Составьте предложения со словами,которые необходимо запомнить(см. учебник).

Подтвердите или опровергнитепримерами вывод: «Реформыуправления Петра I способствовалиокончательному оформлениюабсолютной монархии»

Давать оценку мерам, предпринимаемымвластью.

Выделять основные черты явления,процесса, конкретизироватьих примерами.

Сравнивать исторические объекты.

Аргументировать выводы и сужденияпримерами.

Использовать новые термины ипонятия в историческом контексте

Беседа

Дополнительныйматериал

Памятка для развёрнутой характеристики исторического деятеля

Расскажите об основных этапах жизненного пути исторического деятеля. Определите историческиеусловия и общественную среду, которые повлияли на его формирование.

Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды. Определитестепень соответствия личностных качеств задачам, которые решал исторический деятель.

Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека.

Определите способы достижения цели, которые использовал исторический деятель.

Выявите противоречия в деятельности личности.

Раскройте значение и роль исторического деятеля в истории России.

Выразите своё отношение к данной исторической персоне.

Органы власти и управления Российской империи в первой четверти XVIII в.



Предварительный просмотр:

УРОК 7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I (§ 6)

Основные вопросы изучения материала

1) Роль государства в экономике.

2) Развитие промышленности. Мануфактуры.

3) Развитие торговли, транспортных путей и налоговой системы.

4) Развитие сельского хозяйства.

5) Итоги экономического развития

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

Учебник, § 6. Карта. Фрагменты документов, трудов историков

Основные понятия и термины

Крепостная мануфактура, кумпанства, протекционизм, меркантилизм, отходники, посессионные крестьяне, подушная подать

Основные даты

1718-1724 гг. - проведение подушной переписи и первой ревизии.

1724 г. - введение Таможенного тарифа

Персоналии

Пётр I. Н. Демидов

Домашнее задание

§ 6. Задания к контурным картам.

* Покажите на современной карте водные каналы, построенные и заложенные при Петре I.

Используя Интернет и дополнительные материалы, подготовьте слайдэкскурсию по одному из ныне действующих каналов, созданных в петровское время.

С помощью дополнительных источников информации проведите исследование и напишите краткое эссе на тему «Роль Петра I в создании российского флота»

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Каковы были особенности развития экономики России к концу XVII в.? Какие проблемы необходимо было решать?

Что позволило России совершить в начале ХVIII в. огромный рывок в своём экономическом развитии?

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Формулировать познавательную задачу урока

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Вспомните о достижениях в хозяйственном развитии Западной Европы в начале XVIII в. В чём состояли особенности производства на мануфактурах? Какая система налогообложения существовала в России до реформы Петра I? Когда в России было окончательно установлено крепостное право?

Какие проблемы существовали в экономике России XVIII в.?

Привлекать межкурсовые, предметные знания.

Определять проблемы в экономическом развитии страны (с помощью учителя)

Беседа

Содержательно-операционный

Дайте определение понятий протекционизм, меркантилизм.

Рассмотрите карту. Найдите на карте территории, где располагались крупнейшие предприятия, основанные во времена Петра I. Узнайте, какие из них сохранились до нашего времени.

Какие товары в XVIII в. ввозились в Россию? Какие товары вывозились из России?

Прочитайте в учебнике отрывок из Берг-привилегии. Каким образом Берг-привилегия стимулировала развитие промышленности и предпринимательства в России? Почему Пётр I пошёл на ограничение права собственности владельцев земли? Должен ли был промышленник платить владельцу земли долю прибыли от разработки полезных ископаемых? Объясните свои выводы, используя цитаты из документа.

Прочитайте п. 3 § 6. В чём суть налоговой реформы Петра I? В чём разница между подушной и дворовой податью? Что было выгоднее для государства? для налогоплательщиков?

На основании материалов параграфа сделайте вывод об особенностях развития экономики России и вашего края в XVIII в.

В чём проявилась роль государства в экономике России в первой четверти XVIII в.?

Давать определение понятий, проясняя их смысл с помощью словарей, в том числе электронных.

Использовать карту как источник информации.

Аргументировать вывод материалами параграфа.

На основе анализа текста выявлять примеры и тенденции экономического развития страны.

Привлекать краеведческие сведения по теме

Работа с текстом, картой.

Составление схемы.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Какие отрасли промышленности стали приоритетными в период правления Петра I? Как развивалось сельское хозяйство в первой четверти XVIII в.?

Какие новые черты в сфере экономического развития появились в России в XVIII в.? Систематизируйте ответ в форме таблицы (новые черты; примеры их проявления).

Сравните экономическое развитие России и европейских стран в XVIII в. В чём отличие развития мануфактурного производства в России от развития аналогичного производства в Западной Европе?

Перечислите особенности экономической политики Петра I. Какие преимущества давала проводимая Петром I политика протекционизма? Согласны ли вы с мнением историка С. Ф. Платонова об экономической политике Петра I?

* Докажите на примерах, что развитие рыночных отношений в России тормозилось крепостнической системой. Используйте мнение историка А. Б. Каменского (см. учебник).

Прочитайте мнения историков об экономической политике Петра I. Дополните их новыми данными, обнаруженными в Интернете. Какая точка зрения историков вам кажется более аргументированной? Почему вы так думаете?

Определять причинно-следственные связи, последствия событий и процессов.

Сравнивать исторические объекты.

Высказывать аргументированные суждения.

Выделять характерные черты, особенности процесса.

Приводить примеры для подтверждения вывода, позиции.

Давать оценку деятельности исторической персоны

Составление таблицы.

Сравнительный анализ.

Анализ текста.

Беседа

Дополнительный материал

Памятка для анализа экономического развития страны

1. Природно-географическое положение страны и его влияние на специализацию хозяйства, распределение предприятий, районов сельского хозяйства и т. д.

2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой.

3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; техническая оснащённость, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объёмы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).

4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объёмы производимой продукции и пути её реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства.

5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.

6. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.

7. Место страны в мировом производстве.

С. Ф. Платонов об экономической политике Петра I (извлечение)

В экономической политике Петра, в её задачах и результатах также нельзя видеть переворота. Пётр ясно определил ту задачу, к решению которой неверными шагами шли и до него, - задачу поднятия производительных сил страны. Его программа развития национальной промышленности и торговли была знакома в XVII в. теоретически - Крижаничу, практически - Ордину-Нащокину. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народного хозяйства на новое основание. Главным источником народного богатства и при Петре остался земледельческий труд, и Россия, имея после Петра более 200 фабрик и заводов, была всё-таки земледельческой страной, с очень слабым торговым и промышленным развитием.



Предварительный просмотр:

УРОК 8. РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ (§ 7)

Основные вопросы изучения материала

1) Дворянское сословие.

2) Города и горожане.

3) Положение крестьян

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

Учебник, § 7. Фрагменты документов, трудов историков

Основные понятия и термины

Гильдии, магистрат, прибыльщик, ревизия

Основные даты

1714 г. - указ о единонаследии.

1720 г. - учреждение магистратов.

1721 г. - принятие Регламента Главного магистрата

Домашнее задание

§ 7.

Подберите изображения, которые могли бы стать иллюстрациями к тексту параграфа. Какими источниками информации вы пользовались? Какие из них оказались наиболее информативными?

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Влияет ли, на ваш взгляд, экономическое развитие страны на её социальную структуру?

Как изменилось положение основных слоёв российского общества за время правления Петра I?

Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Что такое сословная структура, сословие?

Назовите новые черты в социальном развитии стран Западной Европы начала XVIII в. Объясните понятия гильдии, магистрат.

Существовало ли деление населения на разные категории до Петра I? Как изменилась социальная структура российского общества к началу XVIII в.? Какие факторы влияли на этот процесс?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории, предметные знания, в том числе с помощью словаря

Работа со словарём.

Беседа

Содержательно-операционный

Объясните происхождение понятий мелкопоместный дворянин, табель, ранг. Прочитайте п. 1 § 7. В чём была разница между вотчиной и поместьем? Какие различия между вотчиной и поместьем были упразднены в 1714 г.? Для чего это было сделано?

Что означала на практике возможность отчуждать наследуемые имения?

С каких сословий взыскивалась подушная подать?

Познакомьтесь с Табелью о рангах. Какие возможности для карьерного, имущественного и сословного роста давала военная служба при Петре I? Насколько вам представляются реальными, равными такие возможности?

Составьте схему социальной структуры населения России в первой четверти XVIII в. Упростилась или усложнилась, на ваш взгляд, структура российского общества?

Пояснять смысл терминов и понятий.

Аргументировать выводы материалами параграфа.

Использовать приёмы анализа исторического источника при формулировании выводов и оценок.

Составлять самостоятельно схему социальной структуры, анализировать произошедшие изменения в сравнении с предыдущим периодом

Работа со словарём, учебником, схемой, документом.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Расскажите об изменениях в сословном составе общества в России эпохи Петра I. В чём главные отличия сословной структуры общества в России от сословной структуры западноевропейских обществ? Используйте схему.

Опишите жизнь крестьян; горожан при Петре I. Используйте дополнительные сведения о сословиях, которые содержатся в отрывках документов после § 7.

Подтвердите или опровергните примерами вывод параграфа: «Реформы давали возможность выходцам из низов сделать карьеру на государственной службе».

Какие тяготы пришлось испытать народу в годы Петровских реформ?

Придумайте и запишите в тетради не менее 5 тестовых заданий для проверки знаний по одному из разделов параграфа

Рассказывать о сословной структуре российского общества, выделять особенности.

Описывать жизнь социальных групп.

Аргументировать выводы и суждения примерами параграфа, отрывками из документов эпохи

Рассказ.

Описание (реконструкция).

Презентация.

Работа с учебником.

Беседа

Дополнительный материал

Табель о рангах (фрагмент)

Ко учреждённой вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмёт выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. <...>

6. Без патента апшит никому не даёт ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жёны поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж её был за своё преступление.

8. Сыновьям Российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат. <...>

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были. <...>



Предварительный просмотр:

УРОК 9. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. ПОЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ (§ 8)

Основные вопросы изучения материала

1) Пётр I и церковь.

2) Упразднение патриаршества.

3) Феофан Прокопович.

4) Старообрядцы и другие конфессии

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

Учебник, § 8. Фрагменты документов, трудов историков

Основные понятия и термины

Синод, конфессия, регламент, обер-прокурор

Основные даты

1721 г. - упразднение патриаршества, учреждение Святейшего синода, принятие Духовного регламента

Персоналии

С. Яворский. Феофан Прокопович

Домашнее задание

§ 8.

* Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России до церковной реформы 1721 г. и после её проведения.

* Напишите в тетради эссе о церковной реформе Петра I. Определите её цель и задачи. Решёнными ли были эти задачи?

* Сравните старообрядчество с ересями, существовавшими в европейских странах. Используя Интернет, выясните, в каких странах мира существуют поселения старообрядцев в наши дни

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Оцените роль РПЦ в жизни Российского государства. С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какую роль играла католическая церковь в жизни Западной Европы в Новое время? Кто считался главой Русской православной церкви? Когда в России было установлено патриаршество? Кого из патриархов вы помните?

Какие изменения в отношениях государства и церкви произошли в России к концу XVII в.? Вспомните значение понятий: ереси, раскол, старообрядчество. Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.

Каковы были причины и последствия церковной реформы XVII в.? В чём её суть?

Привлекать межкурсовые, предметные знания.

Раскрывать роль церкви в государстве, выявлять изменения.

Выделять причинно-следственные связи и сущность исторических процессов.

Использовать сведения исторической карты

Беседа.

Работа с картой

Содержательно-операционный

Проясните с помощью словаря значение понятий: конфессия, регламент, синод, обер-прокурор.

Прочитайте § 8. Какие изменения в положении церкви произошли при Петре I? Используйте фрагмент из Духовного регламента.

Почему Пётр I стремился полностью подчинить церковь государству?

Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России при Петре I

Определять значение слов, понятий.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления.

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Систематизировать информацию в виде схемы

Работа с текстом учебника, словарём, историческим источником.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Как бы вы оценили политику Петра I в отношении традиционных конфессий (см. п. 4 § 8)?

В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?

Приведите примеры открытости российского общества начала XVIII в.

Расскажите о деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима. Что было общего в их деятельности?

Как вы думаете, почему в XVIII в. светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к власти церковной?

Напишите эссе о церковной реформе Петра I. Определите её цель и задачи

Высказывать и аргументировать оценку деятельности исторического лица.

Рассказывать о деятельности исторической персоналии.

Аргументировать примерами мнение, выводы, в том числе в форме эссе

Рассказ.

Беседа.

Творческая работа (эссе)

Дополнительный материал

Духовный регламент (извлечение)

...Восприяв попечение о исправлении чина Духовнаго, а не видя лучшаго к тому способа, паче Соборнаго Правительства. Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным Нашим, всякаго чина, Духовным и мирским имети сие за важное и сильное Правительство, и у него крайния дел Духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определённым довольствоватися, и указов его слушать во всём, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих Коллегий.

Должна же есть Коллегия сия, и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однакож делать сие должна Коллегия Духовная на базе Нашего соизволения.

Определяем же в сей Духовной Коллегии быть именованным зде Членам: единому Президенту, двоим Вице-Президентам, четырём Советникам, четырём Ассессорам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....