Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по истории (5 класс)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация МО «Бичурский район»

МУ Районное управление образованием

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киретская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Загадки истории»

Класс: 5

Количество часов: 35

Преподаватель: Лизунова Оксана Викторовна

2018 г.

Пояснительная записка

Данная программа  предназначена для базового уровня и разработана в соответствии с:

  • Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.

Рабочая программа разработана с учетом:

  • Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15).
  • Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.

Предлагаемая рабочая программа внеурочных занятий «Загадки истории» направлена на углубление знаний по предмету «История» в 5 классе. Основной акцент ставится на изучение дискуссионных, «проблемных» событий, явлений и персонажей истории Древнего мира.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:

  • Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;
  • Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
  • Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

 Курс « Загадки истории» является дополнением курса истории Древнего мира  в 5 классе, позволяет расширить знания учащихся, развивать интерес детей к предмету,  удовлетворить их любознательность, побудить к самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Цель:

  • более подробное ознакомление с курсом истории Древнего мира, загадочных явлений, событий и  «тёмных пятен» истории;
  • создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
  • развитие творческого мышления учащихся; воспитание подрастающего поколения в духе уважения к истории народов;

Задачи:

Познавательный аспект:

  • обучить учащихся базовым принципам работы с историческими источниками;
  • научить на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события, явления;
  • научить выделять и аргументировать  разные точки зрения  на одну историческую личность;
  • формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, приобретение учащимися знаний, необходимых для ориентации в современном обществе;
  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
  • обучение основам исследовательской работы и проектированию.

Развивающий аспект:

  • развивать интерес к изучению истории, расширить кругозор и содействовать любознательности и творческой активности обучающихся;
  • развитие метапредметных умений и навыков, развитие личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в школе;
  • развивать критическое самостоятельное мышление учащихся при анализе исторических событий и явлений;
  • развивать творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого.

Воспитательный аспект:

  • гуманизма, уважительного отношения к историческому прошлому своего и других народов;
  • содействие развитию бережного и уважительного отношения к историческому наследию;
  • любознательности и самообучения.
  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из адаптированных источников различного типа.

Воспитательные  результаты:

  • Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
  • Второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
  • Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Проверка результатов проходит в форме:

• игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),

• опросников,

• анкетирования,

• тестирования,

• презентаций творческих работ.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.

Общая характеристика курса

Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с культурным опытом человечества, исторически сложившимися взглядами на мир и общество, формирование у учащихся способности понимать особенности различных путей  познания мира, осознание особенностей мифологического мировоззрения древних народов.

Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, развивать у учащихся специальные умения и навыки.

Отличительной особенностью программы является дополнение  курса всеобщей истории. В соответствии с требованиями ФГОС  программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность

Для реализации программы в образовательном процессе предполагается  использование современных образовательных технологий:

Проектная технология - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Технология исследовательского обучения - самостоятельная исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения, моделирование или повторение процесса реального научного поиска и научного открытия.

Игровая технология - игровая форма взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используются занимательные, театрализованные, деловые, ролевые игры.

Технология проблемного обучения - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого    процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.                                                                                                                                                                                                                                                                 

Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения.

Во всех используемых технологиях присутствуют:                                                                                

  • включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;                                                                                                                                          
  • парные, групповые, дискуссионные формы работы;                                                                                                    
  • возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;                  
  • возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;                                
  • презентация продукта образовательной деятельности (мини-проекта, исследования)                                
  • рефлексия результата.

Изучение курса базируется на нетрадиционных формах занимательного обучения, что с одной стороны, позволит повысить интерес и снизить утомляемость, а с другой  обеспечит обучающихся новыми знаниями и полезным опытом.

Содержание программы (35 часов)

Раздел I. Доисторическая эпоха (8 часов)

Как появился человек. Теории происхождения человека: эволюционизм и креационизм. Мифы различных народов о происхождении человека. Религии о происхождении человека. Ветхий Завет о появлении человека. Научные гипотезы появления человека. Теория инопланетного происхождения. Когда появился первый человек.

Чем древний человек стал отличаться от животных.  Механизм эволюции человека. Как менялся человек. Перспективы эволюции человека. Облик человека в будущем.

Единственный ли мы на сегодня вид человека, теории, факты. Эволюция человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек Разумный: кроманьонцы, неандертальцы. Судьба неандертальцев. Легенды о снежном человеке как о выжившем древнем виде человека. Необычные находки антропологов. Вымершие великаны. «Хоббиты» острова Флорес.

Бессмертие человека: научные гипотезы и мифология. Средняя продолжительность жизни древнего человека. Что влияет на продолжительность жизни. Увеличение продолжительности жизни и периода молодости человека в течение тысячелетий: причины и последствия. Библейские долгожители: Мафусаил, Ной и др. Зафиксированные долгожители. Ли Цинъюнь.

Великие открытия древних людей: как это могло происходить.  Приручение огня. Первобытное искусство. Создание лука со стрелами. Приручение первых животных: собака и кошка.

Тайна исчезновения мамонтов. Теории исчезновения мамонтовой фауны. Изменение климата на Земле. Мамонты Сибири. Последние мамонты о. Врангель. Перспективы возрождения мамонтовой фауны.

Легендарные исчезнувшие цивилизации. Легендарные древние народы и государства: Атлантида, Лемурия, Гиперборея, Ароэ. Затонувший город Павлопетри. Легенды о нечеловеческих цивилизациях древности.

Раздел II. Древний Египет (4 часа)

Египетские иероглифы. Расшифровка египетских иероглифов. Значение иероглифов.

Загадки мумий. Египетский обряд мумификации. Анубис и загробный мир. Мумифицированные останки человека в музеях мира.

Великий зодчий и лекарь древности Имхотеп. Личность  Имхотепа на самом деле, догадки, факты. Технология строительства пирамид.

Внешность  древних египтян.  Восстановление учеными внешнего облика по найденным останкам. Как выглядели египетские цари. Необычная форма черепа обнаруженных находок: причины. Потомки древних египтян.

Раздел III. Ближний Восток в древности (7 часов)

Ветхий завет о строительстве Вавилонской башни. Археологические находки и поиски Вавилонской башни. Библейская теория происхождения народов и языков.

Облик древнешумерских богов. Аннунаки – «пришедшие с небес» и мифическая планета Нибиру. Навещали ли древних шумеров космические пришельцы? Загадочные археологические находки.

Финикийцы – первые великие мореплаватели. Финикийцы в Америке за 2000 лет до Колумба. Возможные следы финикийцев в Бразилии. Путешествие финикийцев вокруг Африки.

Древние пещерные города Каппадокии. Тайна происхождения и назначения. Жизнь в подземных городах.

Всемирный потоп. Ветхий завет о всемирном потопе. Ноев ковчег. Легенды о Ноевом ковчеге. Прототипы Ноя у разных народов древности.

Ашшурбанипал – царь Ассирии. Достижения на троне. Личность Ашшурбанипала.

Древний город Баальбек. Загадка строительства монументальных сооружений города: как это было возможно в древние времена, кто и как строил город.

Раздел IV. Индия и Китай в древности (4 часа)

Император Цинь Шихуанди. Легенда об эликсире бессмертия. Экспедиции Сюй Фу в поисках эликсира бессмертия. Загадочная судьба экспедиции.

Тайна просветления Будды. Личность Будды. Суть учения буддизма.

Индийские древние цивилизации. Мохенджо-Даро: загадочные обстоятельства гибели города. Гипотеза ядерных войн в древности.

Где соприкасаются мировые религии. Кришна и Вишну; Иисус и Бог-отец. Образ Кришны в древнеиндийской мифологии. Сравнение Кришны с Иисусом. Кришна и Иисус, общее и различие.

Раздел V. Древняя Греция (6 часов)

Троянская война. Герои Троянской войны: Гектор, Ахиллес, Одиссей, Патрокл и др. История поиска легендарной Трои. Археологические находки. Поиски следов Троянского коня.

 «Одиссея» Гомера. Одиссей, циклоп Полифем, сирены, волшебница Кирка, Калипсо, бог ветра Эол, бог моря Посейдон, Сцилла и Харибда, Пенелопа, Телемах. Пантеон греческих богов: Зевс, Гея, Посейдон, Афина, Арес, Аид, Артемида, Гермес, Гефест и др. Греческие полубоги и мифические существа. Гипотезы появления  греческих богов.

Миф о царе Мидасе. Поиски исторического прототипа.

Архимед и его изобретения. Легенды об Архимеде. Научная деятельность. Оборона Сиракуз от римлян. Легенда о сожжении римского флота с помощью зеркал: миф или реальность.

«История» Геродота.  Геродот  о древних народах и легендарных странах. Описание загадочной «Северной страны» Гиперборея у Геродота.

Раздел VI. Древний Рим (4 часа)

Ромул и Рем: мифические герои или реальные исторические лица? Братья и волчица. Легенда об основании Рима. Убийство Рема. Первые годы Рима. Таинственное исчезновение Ромула. Загадочные этруски. Этруски – соседи римлян. Тайна происхождения этрусков. Легенды об Энее. Неизвестные достижения этрусков. Культура и письменность. Судьба и наследие этрусков. Древний город Помпеи. Последний день Помпеи. Современные Помпеи – «музей под открытым небом». Нерон: вся правда и вымысел. Пожар в Риме. Почему талантливый император превратился в «чудовище»

Раздел VII. Повторение (1час)

Повторение пройденного курса. Заключительное занятие. Игра-викторина. Подведение итогов.

Тематическое планирование

Наименование раздела

Название темы

Количество часов

1

Доисторическая эпоха (8 ч)

Тайна происхождения человека.

1

Человек – «венец эволюции»?

1

Снежный человек: выдумка или выживший древний человек?

1

Человеческое бессмертие: миф или реальность?

1

Тайна великих открытий древних людей.

1

Почему исчезли мамонты?

1

Легендарные исчезнувшие цивилизации.

1

О чем «говорит» мумия Отци?

1

2

Древний Египет (4 ч)

В лабиринтах египетских иероглифов.

1

Загадочный обряд мумификации.

1

Великий зодчий и лекарь древности  Имхотеп.

1

Образ древнего египтянина.

1

3

Ближний Восток в древности (7 ч)

Вавилонская башня. Быль или легенда?

1

Кто они, боги Древнего Шумера ?

1

Загадочные финикийцы.

1

Жители подземных городов древности

1

Ной. Правда и вымысел.

1

Ашшурбанипал. Злой тиран или справедливый царь?

1

Все о Баальбеке.

1

4

Индия и Китай в древности (4 ч)

Цинь Шихуанди в поисках Эликсира бессмертия.  

1

Кто он, загадочный Будда.

1

Гибель  Мохенджо-Даро.

1

Точка соприкосновения.  Мировые религии.

1

5

Древняя Греция (6 ч)

А была ли Троянская война?

1

«Одиссея» Гомера – красивая сказка или реальная история.

1

Вся правда о  богах Древней Греции.

1

 Загадочный царь Мидас.

1

Лучевое оружие Архимеда. Миф или реальность.

1

Загадки «Истории» Геродота

1

6

Древний Рим (4 ч)

Ромул и Рем: мифические герои или реальные исторические лица?

1

Неразгаданные  этруски.

1

О чем нам ведают руины Помпеи.

1

Нерон: вся правда и вымысел.

1

7

Повторение (1ч)

Что мы узнали о Древнем Мире?

1

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...