Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
план-конспект урока по истории (5 класс)
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе
Повторительно-обобщающий урок. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Форма урока: урок групповой работы.
Оргмомент.
Добрый день, ребята! Перед вами лежат несколько листочков с заданиями и оценочными листами. Возьмите оценочные листы и впишите в них свои фамилии. А в правой графе вы будете по ходу урока ставить себе оценки за выполненные задания. Листочки отложили, всё внимание на меня. Послушайте, пожалуйста, несколько стихотворных строчек, которые подготовили для вас ваши одноклассники:
Влечет Восток сияньем красок,
Зовет базарной суетой,
С Али-бабой, героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной.
Там Шахрезада начинает
Для падишаха свой рассказ,
Багдадский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз.
На ослике, качаясь едет,
Ходжа мудрейший - Насреддин,
И вынув лампу вызывает
Седого джинна Алладин.
Там поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шелковом пути.
О чём говорится в этом стихотворении? (О Древнем Востоке)
А как называется раздел, изучение которого мы завершаем на сегодняшнем уроке? (Древний Восток)
Какую же цель мы поставим с вами на этот урок? (Обобщить и закрепить материал, изученный в этом разделе)
Раз у нас есть цель, то должны быть и задачи. Какие задачи стоят сегодня перед нами?
Предметные. Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов Востока. Закрепить полученные умения читать историческую карту. Описывать памятники истории и культуры.
Метапредметные УУД.
Познавательные УУД. Умение воспроизводить информацию по памяти. Строить речевые высказывания. Работать с картой и текстовыми заданиями.
Регулятивные УУД. Формировать целевые установки учебной деятельности. Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.
Коммуникативные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Оценивать свои учебные достижения, поведение.
Личностные УУД. Формирование познавательного интереса к изучению истории. Понимание необходимости обобщения изученного материала для закрепления и систематизации знаний.
Исходя из цели и задач, составим план нашего урока.
План урока
- Первые государства на территории Древнего Востока.
1.1.Древний Египет.
1.2.Государства Западной Азии: Древнее Междуречье, Финикия, Древнееврейское царство - Палестина, Ассирийская держава, Персидская держава.
1.3. Государства Южной и Восточной Азии: Индия и Китай
- Характерные особенности государств Древнего Востока
- Итоговое обобщение изученного материала.
Перейдём к осуществлению нашего плана.
1.Первое государство, с которого мы начали изучение Древнего Востока был… (Египет). А затем мы говорили о государствах Западной Азии в Древности. И завершающими были государства Южной и Восточной Азии… (Древняя Индия и Древний Китай).
2. Итак – Древний Египет. Откройте, пожалуйста, атласы и покажите на карте, где находится это государство. Кто покажет Древний Египет на большой карте? Теперь вспомним характерные черты, присущие только этому государству. А чтобы было проще вспоминать, давайте назовём ключевые слова, относящиеся только к нему.
Перед вами лежат листочки с перечнем различных исторических терминов, выберите и подчеркните только те, которые связаны с Древним Египтом. У нас с вами 5 групп, каждая называет по одному найденному слову:
Задание 1. Нил, Евфрат, Тир, Вавилон, бумага, Амон Ра, стекло, Шамаш, пирамиды, Ассирия, брахманы, иероглифы, Конфуций, Мемфис.
Какая река протекает в Египте? (Нил)
Как звали главного бога Древних Египтян? (Амон Ра)
Какое из семи чудес света находится в Египте? (Пирамиды)
Что такое иероглифы? (Древнеегипетское письмо)
Какой город был первой столицей Древнего Египта? (Мемфис).
Чтобы ещё лучше закрепить знания по Древнему Египту, я предлагаю вам игру филворд. Каждый по очереди выходит к компьютеру и не только собирает слово, но и даёт ему объяснение.
(Проводится игра с использованием компьютера)
Подведём итог нашего путешествия по Древнему Египту:
(Государство находится в Северо-Восточной Африке, на берегах Нила, дельта которого впадает в Средиземное море. Правителем Древнего Египта был фараон. Со своим войском он совершал много военных походов. Самые крупные завоевания совершил Тутмос.
Египтяне верили в богов. Главным был бог солнца Амон-Ра. У каждого из богов были свои обязанности и права, но иногда боги завидовали, ссорились между собой и отбирали друг у друга власть. (Миф об Осирисе и Исиде)
Самой большой достопримечательностью Древнего Египта считаются пирамиды – это гробницы фараонов. Их охраняют сфинксы – огромные фигуры львов с головой человека).
Из Северо-Восточной Африки мы переместимся в Западную Азию. Там протекают две известные реки, давшие название самому государству: (реки Тигр и Евфрат, а государство Двуречье). Найдите его на ваших контурных картах. Кто покажет на карте у доски?
Как назывался первый народ, живший на этой территории? (шумеры)
Задание этого этапа урока называется «Путаница». Каждая группа получила свой листочек. Попробуйте распутать эту путаницу и составить слово: задание 2:
Имя великого героя Междуречья «Ш Е Г А М Ь Л И Г» (Гильгамеш)
Письменность Междуречья «С И П Ь Н И Л О К» (клинопись)
Растение, из которого шумеры изготовляли палочки для письма «Т С Р И Н О К Т » (тростник)
Человек, дающий в долг под проценты: «К И Т О С Щ О Р В» (ростовщик)
Башня – святилище бога, находившаяся в центре города УР: «К Р У Т И К А З» (Зиккурат)
Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.
Течёт наша река времени дальше и дальше. И видим мы на берегу Евфрата крупный и мощный город под названием… (Вавилон). Нашли его на своих атласах. Какой знаменитый царь там правил? И чем он знаменит? (законы Хаммурапи).
Задание 3. Закончите текст закона: (отвечают те, кто сегодня ещё не отвечал)
Если человек украл имущество храма, он должен быть… (казнён)
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть… (казнён)
Если человек ударил отца, ему следует… (отрубить руку)
Если человек выбил зуб человеку, ему следует… (тоже выбить зуб)
Если человек выколол глаз человеку, ему следует… (тоже выколоть глаз)
Кто же вручил царю Хаммурапи такие жестокие законы? (сам бог солнца Шамаш)
Жителям этого города остаётся только посочувствовать. Хотя вряд ли мы с вами встречали на протяжении всего изученного материала правителя или государство с мягкими законами.
Давайте переместимся к восточному побережью Средиземного моря. Между цепью Ливанских гор и морем расположилось государство… (Финикия).
Какие крупные города здесь вы можете мне назвать?... (Библ, Тир, Сидон).
В течение урока группы поработают с текстом или соберут пазлы по определённой теме. Текст необычный. Там пропущены слова. Необходимо заполнить пропуски, используя предложенные ниже слова. У каждой группы свой текст. Группы, которым предложены пазлы – жирным шрифтом написаны определяющие слова, а курсивом – определения к ним. Подберите к каждому слову своё определение. Сейчас поработайте со своими заданиями и мы продолжим урок.
Текстовое задание для 1-й группы:
1 гр. Задание 4. Финикийцы известны как изобретатели прозрачного и цветного (стекла), первого в мире (алфавита), состоящего из 22-х (букв). Славилась Финикия и (пурпуром) – дорогой краской, которую добывали из особых морских (раковин).
На том же побережье, чуть южнее Финикии расположилось ещё одно государство. Найдите его на карте. Как оно называется?... (Палестина).
Какие имена мы связываем с этим государством? … (Самсон, Далила, Саул, Давид, Голиаф, Соломон)
Чем прославились Самсон, царь Соломон, простой пастушок Давид? (ответы)
Какое крылатое выражение связано с названием одной крепости?... (Иерихонская труба).
Какому богу поклонялись жители Палестины?... (богу Яхве)
Ассирия. Найдите, пожалуйста, её на ваших картах. И снова вернёмся к работе с документом:
2гр. Задание 4. Ассирия находилась в (………………) течении реки (………..).почва Ассирии каменистая, богатая залежами (………………..). Ассирийцы привыкли к (……………….) образу жизни. В (……………..) веке до н.э. армия Ассирии стала самой сильной в мире.
(восьмом, железа, верхнем, суровому, Тигр)
3 гр. Задание 4. Ассирийская армия использовала оружие, изготовленное из (железа). Доспехи и щиты тоже были сделаны из (металла). Ассирийцы впервые применили для штурма крепостей (таран), для переправы через реку – (кожаные мешки). Столицы Ассирии (Ниневия) была самым богатым городом. Там хранились (глиняные) книги, собранные царём (Ашшурбанапал).
Мы переходим к следующему государству, где правили такие известные правители как Кир, Крез, Дарий и я предлагаю вам самим назвать это государство… (Персия)
Молодцы! Да, действительно это Персия. И к ответу приступает 4-я группе, собирающая пазлы.
4 гр. Задание 4. Собрать пазлы:
А.Сатрапия | 1.Правитель древнего государства, обладающий безграничной властью |
Б.Рельеф | 2.Основатель персидской державы |
В.Лидия | 3.Области, на которые была поделена Персия |
Г.Кир | 4.Государство Малой Азии, где впервые стали чеканить монеты |
Д.Деспот | 5.Выпуклый рисунок на камне |
А-3, Б-5, В-4, Г-2, Д-1.
5 гр. Задание 4.
А.Подать | 1.Самый богатый царь Лидийского царства |
Б.Сатрап | 2.Город в Персии, известный своими роскошными дворцами |
В.Крез | 3.Самый могущественный правитель Персии |
Г.Персеполь | 4.Налог |
Д.Дарий | 5.Правитель области а Персии |
А-4, Б-5, В-1, Г-2, Д-3.
И вот мы подошли к последним государствам Древнего Востока – это Индия и Китай.
Кто мне покажет их местоположение на карте у доски?
Какие горы прикрывают Индию с севера? (Гималаи)
Какие реки там протекают? (Инд и Ганг)
Какая религия наиболее популярна в Индии? (буддизм)
Кто её основатель? (Сидхартха Гаутама).
Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 105 и прочитайте последнее предложение в параграфе. Как вы понимаете эти слова и согласны ли вы с ними?
И вот Китай. В какой части света он находится? (в Восточной Азии)
Самое знаменитое строение Китая? (Великая китайская стена)
Что было изобретено в Китае? (шёлк, компас, бумагу, порох, чай)
Напишем небольшой тест по Индии и Китаю. Подпишите каждый свой тест вверху.
- Укажите имя индийского царя, объединившего все индийские царства:
А) Ашока Б) Гаутама В) Крез Г) Рама
2. Как называется сложная и жестокая социальная система Индии?
А) сословная Б)классовая В)кастовая
3. Кого в Древнем Китае называли «Сын Неба»:
А)императора Б)жреца В)чиновника Г)Конфуция
4. Укажите, кто использовал Великий шёлковый путь:
А)купцы Б)воины В)гонцы Г)мореходы
5. Великая китайская стена должна была защищать Китай от нашествия:
А)ассирийцев Б)персов В)индийцев Г)гуннов
Закончили работу над тестом, Передали свой листочек с тестом соседу справа, а вам передали листочек слева. На экране вы видите правильные ответы. Оцениваем так: если нет ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2-3 ошибки – «3»; 4-5 ошибки – «2».
А теперь возьмите в руки оценочные листы, там есть графа «тест» - поставьте свою оценку напротив своей фамилии. В следующей графе поставьте командиры оценки своей группе за работу на уроке. Итоговую оценку я выставлю сама.
И завершая сегодняшний урок вспомним, о каких государствах мы сегодня говорили. (гос-вах Древнего Востока). Какой вклад они внесли в мировую культуру? (ответы детей)
Домашнее задание:
Со следующего урока мы начинаем новую тему: «Древняя Греция» и я вам предлагаю познакомиться с мифами Древней Греции. В школьной и детской библиотеках есть «Мифы Древней Греции». Каждый по мере своих сил познакомится с ними.
Приложение
Задание 1. Выбрать слова, относящиеся к Древнему Египту:
Нил, Евфрат, Тир, Вавилон, бумага, Амон Ра, стекло, Шамаш, пирамиды, Ассирия, брахманы, иероглифы, Конфуций, Мемфис.
1 группа. Задание 2. Имя великого героя Междуречья:
«Ш Е Г А М Ь Л И Г»
2 гр. Задание 2. Письменность Междуречья:
«С И П Ь Н И Л О К»
3 гр. Задание 2. Растение, из которого шумеры изготовляли палочки для письма:
«Т С Р И Н О К Т »
4 гр. Задание 2. Человек, дающий в долг под проценты:
«К И Т О С Щ О Р В»
5 гр. Задание 2. Башня – святилище бога, находившаяся в центре города УР: «К Р У Т И К А З»
1 группа. Задание 3. Если человек украл имущество храма, он должен быть…
2 гр. Задание 3. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть…
3 гр. Задание 3. Если человек ударил отца, ему следует…
4 гр. Задание 3. Если человек выбил зуб человеку, ему следует…
5 гр. Задание 3. Если человек выколол глаз человеку, ему следует…
1 гр. Задание 4. Финикийцы известны как изобретатели прозрачного и цветного (……………), первого в мире (…………………..), состоящего из 22-х (…………….). Славилась Финикия и (…………………..) – дорогой краской, которую добывали из особых морских (…………………..).
(раковин, букв, стекла, пурпуром, алфавита)
2гр. Задание 4. Ассирия находилась в (………………) течении реки (………..).почва Ассирии каменистая, богатая залежами (………………..). Ассирийцы привыкли к (……………….) образу жизни. В (……………..) веке до н.э. армия Ассирии стала самой сильной в мире.
(восьмом, железа, верхнем, суровому, Тигр)
3 гр. Задание 4. Ассирийская армия использовала оружие, изготовленное из (……………..). Доспехи и щиты тоже были сделаны из (………………). Ассирийцы впервые применили для штурма крепостей (………….), для переправы через реку – (…………………………..). Столицы Ассирии (………………) была самым богатым городом. Там хранились (……………..) книги, собранные царём (…………………………..).
(глиняные, таран, Ашшурбанапал, железа, Ниневия, кожаные мешки, металла)
4 гр. Задание 4. Собрать пазлы:
А)Сатрапия | 1.Правитель древнего государства, обладающий безграничной властью |
Б)Рельеф | 2.Основатель персидской державы |
В)Лидия | 3.Области, на которые была поделена Персия |
Г)Кир | 4.Государство Малой Азии, где впервые стали чеканить монеты |
Д)Деспот | 5.Выпуклый рисунок на камне |
5 гр. Задание 4. Собрать пазлы:
А)Подать | 1.Самый богатый царь Лидийского царства |
Б)Сатрап | 2.Город в Персии, известный своими роскошными дворцами |
В)Крез | 3.Самый могущественный правитель Персии |
Г)Персеполь | 4.Налог |
Д)Дарий | 5.Правитель области в Персии |
Тест:
- Укажите имя индийского царя, объединившего все индийские царства:
А) Ашока Б) Гаутама В) Крез Г) Рама
2. Как называется сложная и жестокая социальная система Индии?
А) сословная Б)классовая В)кастовая
3. Кого в Древнем Китае называли «Сын Неба»:
А)императора Б)жреца В)чиновника Г)Конфуция
4. Укажите, кто использовал Великий шёлковый путь:
А)купцы Б)воины В)гонцы Г)мореходы
5. Великая китайская стена должна была защищать Китай от нашествия:
А)ассирийцев Б)персов В)индийцев Г)гуннов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса по теме "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру"
Урок для 5-го класса по Всеобщей истории, посвященный культуре древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требования к уроку. Прово...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"
Урок повторения и обобщения...
Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»
Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»...
Презентация к уроку «Народы Древнего Востока и мировая культура»
Презентация к уроку «Народы Древнего Востока и мировая культура»...
Вклад народов Древнего Востока в развитие мировой культуры
Методическая разработка к уроку истории в 5 классе (повторительно-обобщающий урокпо Древнему Востоку) ...
Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"
Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...
Презентация к уроку "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"
Презентация к уроку "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"...