"Праздник , объединивший эллинов".
план-конспект урока по истории (5 класс)

Конспект урока по истории для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Праздник, объединивший эллинов88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Праздник, объединивший эллинов»

Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты:  

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование:  

мультимедийный проектор, экран,  учебник, раздаточный материал.

Цели и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей обучающихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Цель урока достигнута благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей учащихся:

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности. Были использованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

На уроке применялись следующие технологии:

- - Технология применения средств ИКТ в предметном обучении;

- -Здоровьесберегающая технология,

- - Технология проблемного обучения

-- Яркое пятно( видео)

Прием " Где логика"

Содержание урока соответствовало теме и цели.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали игровые и соревновательные моменты, элементы занимательности. Наряду  с  положительными  моментами можно отметить некоторые  недостатки:  не все  дети  сегодня  были  готовы  работать  в  заданном  темпе, т. к. уровень знаний у учащихся различен.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в создании благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядке, формировании внешней и внутренней мотивации учащихся, осуществляя индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. Важно и проведение физкультминутки, которая необходима для физического и психического отдыха.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.

Считаю, что мне удалось выдержать определенный стиль общения с учащимися и организовать их активную работу на уроке. По моему мнению, урок цели достиг.

        

                                               Ход урока:

В начале урока учащиеся делятся  на группы  по цветам (голубой, черный, красный, желтый, зеленый).

  1. Организационный момент. 1 мин

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться и  работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня плодотворной работы, быть внимательными  и активными.

  Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

  Улыбки подарим гостям.

  У вас все готово? Тогда за работу.

  Удачи желаю всем нам!

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Амфора Слайд 1 Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. кто мне может сказать, что изображено на картинке. Это древнегреческая ваза - амфора. Я не зря вам показала амфору, она будет тесно связана с вашей работой на сегодняшнем уроке.

Слайд 2

Задание "Найди общее" (прием "Где логика". Дети находят общее в картинках и выводят термин "полис".  "Полис - небольшое государство в Древней Греции")

Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, перед вами сканворд, давайте его разгадаем и заодно повторим древнегреческих богов.

Слайд 3

1. Богиня любви и красоты. Родилась в морской пене и приплыла на берег в створке раковины. Афродита

2. Сын Зевса, брат Артемиды, бог солнца, света и правды. Его символ - дерево лавр. Аполлон

3. Владыка загробного мира,  царства мертвых. Аид

4. Дочь Зевса, богиня луны и охоты. Ее серебряные стрелы метко поражали цель. Артемида

5. Брат Зевса. Его дом – подводный дворец, где он держал золотую колесницу  и белых лошадей. Посейдон

6. Богиня мудрости и войны, а также покровительница Афин. Афина

7. Бог войны и возлюбленный Афродиты. Не был особо почитаем в Греции. Арес

8. Бог виноградарства  и виноделия. Дионис

9. Богиня земледелия  и  плодородия. Её действиями греки объясняли смену сезонов, наступление осени , увядание природы  и воскрешение всего живого весной. Деметра

По вертикали получается слово олимпиада.

II Актуализация знаний Ребята посмотрите пожалуйста, какое слово у нас выделено в сканворде? (олимпиада). А историю какой страны мы с вами сейчас изучаем? (Древняя Греция). Так как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока, предположите, пожалуйста? (ответы детей) Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим об олимпийских играх в древней Греции. Тема нашего урока  "Праздник, объединивший эллинов".  (Слайд 4). Ребята, а что вам известно об олимпийских играх? (Ответы учащихся). А вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции?  Так что же нам предстоит узнать сегодня на уроке, какова цель нашего урока? Дети называют цель урока. Правильно ребята, цель нашего урока познакомиться с историей возникновения олимпийских игр в Древней Греции и узнать, как они проходили.

А главный вопрос, на который нам нужно будет ответить в конце нашего урока будет звучать так: «Какую роль играли олимпийские игры в жизни древних греков?» Слайд 5

А теперь давайте вспомним амфору, о которой говорили в начале нашего урока. На ваших столах лежат амфоры и факты, которые вы будете клеить на них по ходу урока.

III Изучение нового материала.

1. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес.  Олимпия была выбрана местом проведения олимпийских игр не случайно, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).

Откройте стр.159 учебника,  прочитайте  «Миф об основании Олимпийских игр»  и укажите причину появления Олимпийских игр.

IV Решение проблемной задачи: Слайд 6,7

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва? Слайд 8

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы (государства). Факт 1

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников. Факт 2

3. Игры были честными. Факт 3

Слайд 9 Первое упоминание об олимпийских играх было в 776 году до нашей эры. Факт 4 Слайд 10В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. Факт 5 

К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Ребята, как вы думаете, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.  Кто же смог пойти на такой риск?

Это была легендарная  Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! 
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.
Слайд 11 Факт 6 (женщинам нельзя было присутствовать на олимпийских играх )

        Физкультминутка:

В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

 Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

Слайд 12 Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней Факт 7

Пять незабываемых дней.

Первый день.  Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. (Слайд 13)

Слайд 14 Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей: прочитать

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Слайд 15 Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков (бег, борьба, кулачный бой).

Слайд 16  На третий день проводились соревнования взрослых атлетов. Пятиборье и кулачные бои

Слайды 17-21 Пятиборье соревнование одного человека в пяти видах спорта. 

Работа в группах, соотнести картинки с текстом.

1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км. Словарик. Толкование какого слова мы сейчас узнали. Что обозначало это слово в Древней Греции. А теперь давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова. Смотрим в словаре определение. читаем. (2 мин)

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

Для чего атлеты использовали гантели?

3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ .

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало. На какую современную борьбу было похоже древнегреческое карате?

4. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу.  Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом  Олимпийских   игр  в кулачном бою. Кулачный  бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы  получали серьезные увечья.

Слайд 22  Четвертый день. Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц.

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

Слайд 23,24 Пятый день Олимпиады. 

В этот  день  перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Слайд 25

Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза. Факт 8

Слайд 26 Но вот в  394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, (факт 9) как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город

Слайд 27- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена  В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных.

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Посмотрите наш сосуд, наша амфора наполнена знаниями. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

V. Закрепление изученного материала. Слайд 28 (ответы)  

Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

Индивидуально проверить, самопроверка.

1. Первые Олимпийские игры были в  750-м году  до нашей эры.

2. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

3. Пятиборье  - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.

4. На время проведения Олимпиады, прекращались войны.

5. В состязаниях могли участвовать только  богатые греки.

Слайд 29 VI Решение проблемного задания. А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал  в самом начале нашего урока. "Какую же роль играли олимпийские игры в жизни древних греков?" Посмотрите еще раз на факты, которые мы с вами записали. Ответы учеников.

Олимпийские игры в древности объединили эллинов и заложили основу для современных олимпийских игр. 

VII Рефлексия

Ребята, а ведь я не спроста разделила вас на группы по цветам, посмотрите на цвета ваших групп, а сколько у нас групп (5 ), что-то вам напоминает?

Слайд 30 Символ олимпийских игр "пять колец", соединенных между собой, появился в 1913 году. Пять цветов обозначают пять континентов: синий - Европа, черный - Африка, красный - Америка, желтый - Азия, зеленый - Австралия. 

Слайд 31 Ребята, а теперь отметьте на ваших кружочках ваши эмоции от сегодняшнего урока :) - мне понравился урок, я понял(а) тему хорошо -- мне было интересно, но не совсем понял(а) тему :( - не поняла тему, мне нужно повторить и прикрепите их на доску в большие круги. Что у нас получилось. Это символ олимпиады.

Слайд 32 Мультфильм об истории олимпийских игр. Дети смотрят и отвечают, что нового они узнали из мультфильма (что проводились каждые четыре года, зажигался олимпийский огонь, который доставляют бегуны из афин, где огонь хранится постоянно. Экехейрия - олимпийское перемирие) 

VIII. Домашнее задание:

Слайд 33,34

Параграф  33, подготовить сообщения о выдающихся атлетах. Во время показа дом. задания в презентации, говорю заключительные слова. Выполнить задание "Фишбоун".

Наш урок окончен. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эллины против "царя царей".

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Эллины против "царя царей"". Война греческих полисов против персидкой державы....

Вклад эллинов в мировую цивилизацию

Итоговый урок истории в 5 классе по теме "Древняя Греция". На уроке используются разнообразные формы: исторический диктант, тесты и викторина "Герои греческой мифологии"...

Внеурочное мероприятие - Исторический вечер в пятом классе "В гостях у эллинов".

Внеурочное мероприятие обобщения знаний - Исторический вечер в пятом классе "В гостях у эллинов". Тема «Древняя Греция».Цели: повторить и закрепить знания, полученные на уроках по истории Древней Грец...

Участник Великой Отечественной войны Савин Алексей Петрович. Автор работы - Кушнарёва Эллина.

Работа рассказывает о жизненом пути участника Великой Отечественной войны Савина Алексея Петровича....

урок по истории "Олимпийские игры - праздник для эллинов?!."

Конспект урока изучения нового материала в 5 классе...

Сценарий спортивного праздника "Спорт объединяет"

Сценарий спортивного праздника, в котором принимают участие команда учащихся и команда родителей....