Духовное краеведение Подмосковья. Конспект урока "Князь Владимир. Крещение Руси".
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему
Духовное краеведение Подмосковья. Конспект урока "Князь Владимир. Крещение Руси".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dkp.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : "Князь Владимир. Крещение Руси"
Цель: дать представление о принятии христианства на Руси и объяснить роль этого шага в истории русского государства.
Задачи:
Познакомиться с личностью князя Владимира;
Выяснить причины принятия христианства;
Объяснить значение этого события.
Обучающая:
познакомить с личностью князя Владимира как реформатора;
выяснить причины принятия христианства;
историческое значение принятия христианства;
Развивающая:
развивать навыки работы с текстом;
развивать интерес к изучению истории родного государства;
воспитывать стремление узнавать больше об истории Древней Руси.
Воспитательные:
воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям;
воспитывать патриотическое сознание учащихся.
Оборудование: компьютер, экран, учебник, дидактический материал, проектор, презентация.
Основные понятия:
религия
христианство
Ход урока
1. Оргмомент.
Добрый день, ребята!
Сегодня урок ДКП будет проходить в форме устного журнала «Князь Владимир и крещение Руси». У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим святых России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути. Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее? И есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось.
1 страница нашего устного журнала
«Загадочная страница»
Группа исследователей из класса помогли мне составить родословную князей Рюриковичей.
Загадки читают учащиеся. О ком идёт речь? (Показ слайдов 6=12)
1. Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
2. Ходил в поход на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнём»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
3. Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воли подчинить своей. (Ольга)
4. Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5. Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей, и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
6. Он начал с наведения порядка на Руси
Железною рукой громил болгар, поляков.
Отправил он из Киева варягов,
И в веру христианскую он русичей крестил. (Владимир Святославович)
Родословная князей Рюриковичей
Итак, мы с вами установили последовательность правления первых русских князей. И наше последнее стихотворение было посвящено князю Владимиру. И это не случайно, ведь тема нашего урока: «Князь Владимир и крещение Руси»
2 страница «Краткая биография князя Владимира» Сообщение подготовлено учащимися.
Некоторые интересные факты биографии Владимира.
При Владимире были построены многие километры оборонительных линий вокруг Киева. Их называли «Змиевыми валами», потому что, по легенде, здесь происходили битвы русских богатырей с огромным змием, который повадился на славянские земли. Здесь же были возведены сторожевые башни. Если враг подходил к Киеву, то зажигались сигнальные огни — так сообщали о приближении врага.
Владимир провёл языческую реформу в 980 г. Оставлены 6 богов: Перун — бог войны и грозы, Хорс-бог солнечного света, Симаргл- бог подземного мира, Стрибог- бог ветра, Дажьбог – бог плодородия и света, Макошь- богиня плодородия и покровительница рода.
Интересен факт принятия христианства. Владимир решил жениться на византийской принцессе Анне — сестре императора Василия 2. Но тот был против брака, так как Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы рабыни Миклуши. По договору князь Владимир обязался помочь Василию подавить бунт — после чего и должно было состояться бракосочетание. Император не выполнил своего обещания. Тогда князь захватил оплот Византии — город Херсонес (Корсунь). Император согласился на брак, но при условии принятия Владимиром христианства.
Крещение Руси проходило очень тяжело. Не хотели люди забывать своих богов, которым поклонялись ещё их предки. Особенно взбунтовался Новгород. Его крестили «огнём и мечом»: Путята (киевский тысяцкий) — мечом, а Добрыня (дядя Владимира, воевода в Новгороде)– огнём, когда с воинами поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от сопротивления.
После принятия христианства необходимо было строить церкви, храмы. Князь Владимир ввёл налог- десятину , то есть взимание десятой части доходов на развитие и укрепление церкви. Так была построена Десятинная церковь — первая церковь после принятия христианства.
3 страница нашего журнала называется «Языческая Русь». Слайд 14
А давайте вспомним, какая вера была до крещения Руси?
Что значит язычество?
Язычество (от церк.-слав. языцы – народы, иноземцы)
А в что верили русичи?
В древней Руси обозначение дохристианских верований, связанных с обожествлением сил природы. Например, славянские боги: Перун – бог грома и молнии, Даждьбог – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Сварог – бог огня и т.д. Наряду с «высшими» богами, окружающий мир у древних славян был населен самыми разными «н» сверхъестественными существами (леший, водяной, домовой, русалки и т.д.). Постепенно языческие верования заменялись мировыми религиями
Перун-
Сварог-
Хорос-
Стрибог-
Велес-
Мокошь-
Реформы в Киеве поставили шесть богов во главе с Перуном и только этим богам можно поклоняться.
Мы с вами видим, что вера восточных славян связана в основном с их занятиями и отражает их общинное равенство.
4 страница нашего журнала называется «Выбор веры» . Слайд 15.
Учитель.
Рассматривая исторический источник «Повесть временных лет» нам рассказывает, что 986 г. в Киеве появились представители всех трёх стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержанием от вина не есть свинины, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле.
Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление. Однако, не довольствуясь этим, Владимир отправил своих послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Вернувшись, те заявили, что мусульманский закон «не добр», что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру назвали самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять – на земле находишься или на небе. Так по легенде, свершился выбор веры.
Тогда князь Владимир решил пригласить к себе разных проповедников и греческого философа, чтобы они рассказали ему о своих верах. Рассказ грека очень понравился Владимиру. Но он не спешил с выбором. Бояре говорили своему князю:
«Знай, князь, что своего никто не хулит, а хвалит. Если хочешь испытать на деле, пошли мужей своих, дабы они увидели, кто и как служит вере своей».
Князь Владимир отправил десять добрых и разумных мужей в разные страны для «испытания вер». И было это в 986 году. Долго ждал Князь Киевский своих послов. Через время вот что произошло…
ИНСЦЕНИРОВКА, подготовленная учениками.
Князь: (задумавшись, рассуждает вслух)
Вернулись мои добрые мужи из разных земель: из мусульман, из иудеев, из Булгарии тоже. Что ж поведает боярин , который бывал в Константинополе?
Входит боярин: (с поклоном) Прости, Князь Киевский, что заставил ожидать так долго!
Князь: Что поведаешь о вере Константинопольской?
Боярин: (с поклоном и восхищением) Побывал я, княже, на богослужении христианском в храме Святой Софии. Не знаю, на небе я был или на земле, только нет на земле такого вида и красоты, и я не в состоянии это описать. Знаю только, что там рядом с людьми обитает Бог. Забыть такой красоты я не могу, ибо всякий человек, вкусив сладкого, отвращается от горького. Так и я не желаю более оставаться в языческой вере.
Князь: Говоришь, хороша христианская вера? А не ошибся ли ты часом?
Боярин: Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга – мудрейшая из всех человеков.
Князь: Так и быть, приму и я веру христианскую!
Учитель.
Крещению русского князя помог случай. В то время византийскими императорами были братья – Василий II и Константин VIII. Их военачальник Варда Фока поднял мятеж и провозгласил себя императором. Тогда они обратились за помощью к русскому князю. Владимир согласился, но поставил условие. Он хотел жениться на сестре императоров- принцессе Анне. Но это не могло произойти без крещения, т.к. князь Владимир – язычник, а Анна – христианка.
1 августа 988 г. – в Херсонесе (по славянски Корсунь) греческие священники крестили князя Владимира. (чтение)
5 страница нашего с вами журнала называется «Крещение Руси» 16 слайд.
Читает учитель: Текст раздаточного материала (чтение)
«Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения…Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:
«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить(ставить) церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».
(Из «Повести временных лет» о крещении Руси)
Подчеркнуть фразу князя Владимира, которая заставила людей пойти на крещение.
Подчеркнуть название реки.
Подчеркнуть предложение, что было поставлено вместо идолов.
6 страница устного журнала «Значение принятия христианства» Слайд 17
Значение принятия христианства:
Появление письменности.
Строительство храмов. (Закладка десятинной церкви в Киеве)
Появление иконописи.
Появление летописания.
Признание Руси многими странами.
Закрепление в виде викторины. Слайд 18-20
1. Кто крестил Русь?
А) Святослав
Б) Владимир
2. Что способствовало принятию христианства?
А) Доступность и простота вероисповедания
Б) Многолетние торговые и политические связи с Константинополем
3. Где был крещен Владимир.
А) Херсонес
Б) Киев
4. Из какой страны пришло христианство?
А) Византии
Б) Булгария
5. Почему до Х века на Руси не строили храмы?
А) Не умели строить
Б) Поклонялись идолам
6. Определите внешнеполитическое значения принятия христианства.
А) Начала распространяться письменность
Б) Укрепление связи с Византией
7. Когда было введено христианство?
А) 988 г.
Б) 998 г.
8. В чем культурное значение введения христианства?
А) Начала распространяться письменность
Б) Усилилась власть Киевского князя
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Сегодня вы проделали большую работу. В ходе ваших исследований я наблюдала за тем, как вы искали информацию, рисовали, репетировали сцену о князе Владимире. Думаю, что ваши старания не прошли даром: вы многому научились. И каждому надо поставить отметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"
Методическая разработка урока "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...
Сценарий к семинару- практикуму по Духовному краеведению Подмосковья. « Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси»
Сценарий к семинару- практикуму « Изучение жизни святых на уроках «Духовное краеведение Подмосковья». Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси» в рамках Седьмых областных Рождественских образо...
Конспект урока по истории в 6 классе "Правление князя Владимира. Крещение Руси"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...
Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов
Конспект урока по предметуДуховное краеведение ПодмосковьяДля учащихся 10-го классаТема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»Выполнила: учитель истор...
Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья
Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...
Конспект урока: "Введение. Что изучает предмет Духовное краеведение Подмосковья"
Конспект урока: "Введение. Что изучает предмет Духовное краеведение Подмосковья"...