Тема: «Формирование УУД как требование ФГОС ООО»
статья по истории

Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же  его адаптации  в обществе.    Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности.

      Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.

2.Регулятивный.

3.Познавательный.

4.Коммуникативный

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества». В.В. Путин

Задача учителя заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся стереотипа мышления сквозь призму современной истории.

            Сегодня ученик по стандартам второго поколения должен: уметь самостоятельно приобретать знания;

       И сразу возникает несколько вопросов:

•        Как учить детей без принуждения?

•        Как помочь им раскрыть свои возможности?

•        Как сделать предмет интересным для всех?

        Педагоги вынуждены  отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же  его адаптации  в обществе.    

Главная проблема – как сформировать эти умения?

 Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности.

       

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.

2.Регулятивный.

3.Познавательный.

4.Коммуникативный

Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Познавательные УУД:

- овладение приёмами анализа исторического события  документов;

- выведение следствий из определения понятия;

- умение  сравнивать, приводить примеры;

 -постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом;  

- создание на уроках игровых ситуаций, игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Вопросы в игре не должны быть и не очень простыми, и в тоже время, не очень сложным и не понятными. Вопрос должен порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к более глубокому осмыслению темы, а ответ должен строиться не только из найденных фактов, а логически построенной цепи суждений и личного мнения.

 

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)

. Личностные УДД:

- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);

- формирование исторической  компетентности.

Регулятивные УУД:

- умение выделять свойства в изучаемых событиях  и дифференцировать их;

- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических  понятий.      

На мой взгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса. Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить  задания  на экзамене очень трудно.

. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы «Борьба Руси против экспансии с Запада» в 6 классе, я отмечаю следующие виды деятельности школьников:

- рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

- умение извлекать информацию из источника;

- описание объекта по схеме

- составление характеристики исторического деятеля.

Следующий шаг – Готовится раздаточный материал (на данном уроке – это отрывок из Симеоновской летописи о битве на Чудском озере*, отрывок из поэмы К.Симонова «Ледовое побоище»), карта «Русь в XIII веке», схемы. Урок начинается с создания мотивационной основы формирования умений. Ученикам представлена картина «Александр Невский», слова: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»; «Не в силе Бог, но в правде». Вопросы, которые возникли у шестиклассников (когда, при каких обстоятельствах были сказаны эти слова, кто угрожал Руси и т. д.), решаются с помощью следующих приёмов:

- Работа с картой («Чтение карты»), схемой

- Анализ исторического источника

- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.

Работа может идти как в группах, так и индивидуально.

В конце урока на основе известных фактов, с опорой на памятку «ученики дают характеристику А. Невскому.

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту;

- Комментированное чтение текста;

- Составление простого и сложного плана;

- Составление сравнительных, хронологических таблиц;

- Составление кластера;

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

- Составление логической схемы, цепочки.

            Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

            Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий ученики в качестве итогового зачёта выполняют такие виды работ, как «Интервью с исторической личностью», презентации картин на исторические темы, рецензия на исторический фильм, эссе.

            В виду того, что пока в школах отсутствует учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию Программы развития УУД, необходимо в содружестве с учителями предметниками разрабатывать интегрированные задания для диагностики сформированности учебных действий. В 5-6 классах это может быть, например, работа с текстом.

            В заключение несколько слов об использовании ИКТ на уроках. Презентации должны стать не просто красивыми картинками или готовыми схемами, таблицами, а средством формирования учебных действий, реализации деятельностного подхода к обучению. Меньше нужно заниматься простой трансляцией знаний, больше внимания уделять формированию комплекса метапредметных умений, а это уже сдвиг в направлении компетентностной модели образования.

  В связи с этим, как мне кажется, имеет смысл уточнить: что следует понимать под "способностью использовать знания и умения в реальной жизни" применительно к истории, которая в принципе-то изучает "дела минувших дней"? Ответ на этот вопрос действительно важен с точки зрения организации познавательной деятельности на уроках истории, Действительно, история изучает «дела минувших дней», но в то же время имеет важное «прикладное» значение - например, рассказывает о чужих ошибках, на которых, как известно, желательно учиться.

Историческая наука учит критически воспринимать политическую реальность, кроме того, грамотный в историческом плане человек неплохо умеет вычленять правду из потока сфальсифицированной информации.

Получается, что здесь следует говорить не столько о формировании способности использовать исторические знания в реальной жизни сколько о вкладе этого учебного предмета в развитие личности ученика. Важно научить детей высказывать свое мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно  это пригодиться им и в  жизни, и на других уроках.   Уроки истории  дают  возможность  научить наших учеников  способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.

«Практикоориентированность" исторического знания и связанных с ним способов анализа социальной действительности заключается в том, что они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и принимать осознанные самостоятельные решения в нем - это основное направление ФГОС.

Подводя итог:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия.

2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности и  ребёнка.

3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности  и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения.

5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя.

        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Формирование УУД на уроках истории и обществознания  в условиях реализации ФГОС (из опыта работы).

Стремительные перемены,  происходящие во всех сферах  жизни современного общества, влияют на поведение человека, меняют его жизненные ориентиры и ценности. В связи с этим возникла необходимость смены педагогических ориентиров, технологий педагогического процесса. В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия,  которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения учащимися новых знаний самостоятельно и без формирования универсальных способов деятельности не обойтись.  В рамках отдельных дисциплин должно идти не только освоение обучающими конкретных предметных знаний, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, в том числе и на уроках гуманитарного цикла.

 Важным аспектом в формировании  УУД является мотивация учащихся: побуждение к узнаванию нового, к ситуации личностного успеха и др.

Формируя и поддерживая мотивационную базу в каждом ученике мы, прежде всего, опираемся на познавательную мотивацию. Познавательный интерес – интегральное образование личности.

Для достижения данной цели, преподаватель может использовать разнообразные приемы и методы:

•        составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

•        описание объекта по схеме;

•        составление характеристики исторического деятеля;

•        работа с картой («чтение карты»), схемой;

•        анализ исторического источника;

•        составление вопросов к тексту, ответы на них;

•        составление простого и сложного плана;

•        составление сравнительных, хронологических таблиц;

•        составление кластера;

•        подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

 Какие УУД можно формировать на уроках истории  и обществознания? Необходимо формирование следующих видов универсальных действий:

 установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка;

 общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации;

 рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей;

построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).

В качестве конкретизации приведу несколько примеров:

 1. Постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом. Например, при изучении темы «Древний Крит» учащимся можно задать вопрос: «Почему на Крите археологами не было обнаружено крепостных стен, защищавших столицу?»

2.  Текст с ошибками.

На уроках истории целесообразно использовать исторические диктанты, так как они, с одной стороны, способствуют восстановлению в памяти учащихся пройденного исторического материала определенного отрезка времени, а с другой стороны, позволяют в нетрадиционной форме оценить знания большого количества учащихся по пройденному материалу. А также данное задание способствует подготовке учащихся к олимпиадам и сдаче ГИА и ЕГЭ.  

3. Кластер- это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Какие ассоциации у Вас возникают при произнесении слова «религия» (миф, чудеса, Бог, храм)

4. Биография исторической личности. Учащимся дается объем информации о конкретной личности, не называя ее: когда родился, как учился, чем занимался, что делал, чем прославился и т.п.

Учащийся, проанализировав эту информацию, приходит к определенному решению – кто эта личность.

Князь. Сын Юрия Долгорукого. Князь владимирский. Женат на дочери боярина Степана Кучки – владельца усадьбы, рядом с которой была построена крепость Москва. Убит заговорщиками Кучковичами. После него остались Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли и дворец в Боголюбове.      (А. Боголюбский)

5. Событийно-проблемные задачи.

Княгиня Ольга в отместку за мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована.

Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут – в святые.

6. Создание на уроках игровых ситуаций.

Например, в ходе обобщения раздела Российская империя в XIX веке, в 8 классе, можно провести игру «Аукцион имен», где учащимся предлагается 5 качеств или фрагментов из жизни того или иного исторического деятеля. Чем меньше черт будет названо при определении этой личности, тем выше балл у отвечающего.

Например:

А) Этот человек по-английски начал говорить раньше, чем по-русски.

Б) Екатерина 2 писала, что в 14 лет этот человек «овладел сердцами всех».

В) Его называли в истории «Якобинец Всея Руси».

Г) После его смерти ходили слухи, что он не умер, а ушел с посохом в Сибирь.

Д) Это был четырнадцатый по счету Российский император.

Ответ: император России Александр 1 (1801-1825гг.)

Дети: «Сфинкс, не разгаданный до гроба» (А.С. Пушкин)

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках истории начинается с преподавателя, а именно с его отношения к процессу обучения, с его желания работать. Если учитель будет работать творчески, находиться в состоянии поиска новых форм и методов работы на уроке, то и у учеников сложиться прочный фундамент, мотивационная база, составленная из осознанного интереса к данному предмету и к процессу познания в целом. Овладение учащимися универсальных учебных действий позволяет им интегрироваться в постоянно меняющийся мир, быть всегда готовым к переменам и самосовершенствованию.

«Учителя не единственные, кто играет роль в воспитании детей, однако их роль является важнейшей. Они должны принять этот вызов времени. Нам дается лишь несколько лет для того, чтобы помочь нашим детям приобрести знания и здравомыслие, которые сделают из них хороших граждан своей страны. Если учителя истории потеряют интерес к этой проблеме, шанс будет упущен и доверие детей будет предано» писал профессор Дэвид Харкнес и этот призыв является актуальным сегодня.

Теперь главная проблема – как формировать эти умения?  Считаю, что для этого можно отказаться от традиционных технологий и использовать интерактивные методы работы на уроке. На своих уроках использую технологии критического мышления  «Шесть шляп мышления».  В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Автор этой методики Эдвард де Боне, который предложил разделить процесс мышления на шесть различных режимов,  связав его с цветными шляпами. «Примеряя»  на себя шляпу определенного цвета, мы учимся думать в заданном направлении, а смена шляп приучает видеть  один и тот же предмет с разных позиций. Ученик, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в этот момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того,  чтобы направить внимание на информацию. Какой мы обладаем информацией? Какая информация нам нужна?

Красная шляпа: чувства и интуиция. Участники высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопрос.

Черная шляпа: Черная шляпа помогает видеть все негативные стороны события, явления, проблемы.

Желтая шляпа: поиск достоинств, преимущества и позитивных сторон рассматриваемой темы, помогает найти положительные стороны ситуации, увидеть плюсы явления. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Зеленая шляпа: придумываем новые идеи, исследуем возможности. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа: управляет процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Метод «Шести шляп» можно использовать на уроках истории и обществознания. Так на уроке обществознания в 8 классе  по  теме «Мы сами творцы своих благ и причины своих бедствий!?.(«Отклоняющееся поведение») использую методику «Шести шляп» для работы со статьей «Детский алкоголизм», что позволяет рассматривать проблему детского алкоголизма  с разных точек зрения, устанавливать связи между явлениями,  формировать  навыки самостоятельной работы с информацией.

 

Так на уроке обществознания  по теме «Правовое государство» в 9 классе выделяю следующие виды деятельности: умение извлекать информацию из источника, рассказ на основе информации учебника и презентации, составление схемы «Признаки правового государства». Такие виды деятельности направлены  на формирование метапредметных и ключевых компетенций учащихся.

Важным для формирования универсальных учебных действий является выбор способа действий, этот способ действий должен объяснить ученику учитель.

 Обучающемуся  необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки)

Урок в 5  кл  «Первый властелин единого Китая». Метод «головы» и «хвоста» -  фишбоуна. На доске-  изображение рыбы – скелета. В течение урока при выяснении причинно- следственных связей  и  заполнение учителем  совместно с детьми

Дети  внимательно следят, как   обрастает наша «рыба» событиями  и  причинами.  

         Как могло получиться, что такое хорошее начало- объединение Китая- могло привести к таким неприятным событиям, как  восстание народа?»

 Использую  рабочие листы – путеводители  урока, с их помощью  детям легче  работать, и обращаться к ним на некоторых этапах урока..

 На уроках истории при изучении темы «Первые русские князья» в 6 классе использую памятки: «Как составить рассказ об исторической личности», «Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля», для написания эссе в  в 9 -11 классе рекомендую обучающимся памятку «Примерная структура эссе», «Этапы работы над эссе». Опора на памятку позволяет  осознавать и выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач, т.е. формировать общеучебные универсальные действия.

Необходимо учить детей  писать эссе уже в 8-9 кл, их используют в олимпиадных заданиях.

На уроках истории и обществознания использую задания, которые позволяют анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты, самостоятельно формулировать ответы  на возникшие вопросы. Такие типы заданий включает рабочая тетрадь по истории средних веков 6 класс под редакцией В.В. Суханова, рабочая тетрадь по истории России для 9 класса под редакцией Данилова А.А., которая состоит из вопросов и заданий к документам, кроссвордов, тестов, логических схем, сравнительных таблиц, анализа цифровой информации.

 Формированию УУД способствует участие обучающихся в цикле познавательных мероприятий, конкурсов. Учащиеся  выполняют задания на основе содержания разных разделов школьной программы по истории России с привлечением дополнительного материала общекультурного значения. Решение подобных заданий на уроках истории и участие в мероприятиях, служат мотивацией для изучения темы, они направлены на самостоятельную деятельность учащихся с дополнительным источником информации, позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия обучающихся.

 К сожалению,  формировать  универсальные учебные действия  на уроках традиционного обучения достаточно сложно. Традиционное обучение предполагает передачу учащимся  большого  объема знаний, который они принимают в готовом виде.

 В новых условиях меняется система подачи информации, стиль отношений между учителем и учащимися.  Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации.

  Поэтому на уроках истории и обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации,  формулировки проблемы. Деятельность обучающихся направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения.  На уроке обществознания в 9 классе по теме  .«Социальная структура общества» предлагаю для обсуждения отрывок из статьи «Неравенство» американского социолога Н. Смелзера. Учащиеся не только находят в указанной статье компоненты неравенства в социальной структуре, но и высказывают свое мнение по вопросу: «Причина социального неравенства – в способностях, богатстве или статусе?».

Деловая игра как форма урока  по теме «Правовая культура личности»  предоставляется  возможность учащимся  развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать и отстаивать собственную позицию;

Дети задают  ВОПРОСы   ЮРИСТУ,  представителю полиции, представителю администрации школы.  Развивается  творческая активность детей,  формируются навыки коллективной деятельности.

  Образовательная технология «Дебаты» способствует созданию устойчивой мотивации к обучению, а  элемент состязательности на уроках стимулируют творческую, поисковую деятельность и тщательную проработку материала. Для проведения дебатов на уроках истории можно предложить следующие темы:  «Петр I – чудо или чудовище?!»,  «Декабристы - герои или преступники?», «События октября 1917 года: переворот или революция?»,  сейчас сравнивают с революцией 17 года события путча  ГКЧП, «Человек – худшая или лучшая из всех живущих на земле тварей?», «П.А. Столыпин: спаситель русской деревни?». Данная форма работы стимулирует формирование всех видов универсальных учебных действий. На таких уроках учащиеся получают возможность реализовать себя и свои способности, применять на практике полученные знания, а овладение ими  УУД обеспечивает успешность в учебной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные,  деятельностные  качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.//http://www.yar-edudep.ru/fgos

2.        Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред.  Петерсон.Л.Г. - М., 2010 – 160с.

3.        Петерсон Л.Г. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М.: УМЦ “Школа 2000 …”, 2009. – 40 с.

4.        Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.- М. : Просвещение, 2010. – 159 с.

. Рефлексия деятельности.

  Достиг ли урок своей цели?

  Чему вы научились?

  Оцените свою деятельность на уроке в виде написания синквейна на

  цветных ладошках. Сверните ладошки в форме конуса и с помощью

  степлера прицепите


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока французского языка по теме «Друзья» в аспекте требований ФГОС

Технологическая карта уока французского языка по теме «Друзья» в аспекте требований ФГОС...

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

Система уроков в формате технологической карты по теме "Причастие" с учетом требований ФГОС ООО

Система уроков расскрывает подробное описание урока по теме "Причастие" в 7 классе. Технологическая карта содержит УУД , требуемые по ФГОС. Занимательные игры на уроке закрепления по теме помогут с ин...

Тема: «Формирование УУД как требование ФГОС ООО» презентация

ull;1. Анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ.•2.Развитие УУД учащихся на уроках истории  и обществознания в соответствии с ФГОС ООО»•3. Обмен опытом по теме. Выступление от каждой школы.4...

Сообщение на тему: Формирование УУД в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Работая над темой «Формирование системы УУД на уроках истории и обществознания» поставила своей целью отработку умений организации урока в рамках системно - деятельностного подходаПередо м...

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Подземные воды", соответствующего требованиям ФГОС

Тема урокаПодземные водыТип урокаКомбинированный Образовательные ресурсыКомпьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы. План урока1) Организационный...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...