Использование методов рефлексии на уроках истории и обществознания.
статья по истории

Баранова Лариса Владимировна

Рефлексия является одним из методов внутреннего контроля на уроке. Она может проводиться как вначале урока ( начальная ), в  середине урока

 ( обобщающая), так и в конце ( итоговая). Для учителя и ученика всегда важно начало урока,  с каким настроением дети готовы воспринимать материал ,  как настроены на работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_baranova_l.v._1.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Альманах мировой науки ( Педагогические науки)

                                                               Баранова Лариса Владимировна

Использование методов рефлексии на уроках истории и обществознания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

поселок Малиновский.

Рефлексия является одним из методов внутреннего контроля на уроке. Она может проводиться как вначале урока ( начальная ), в  середине урока

 ( обобщающая), так и в конце ( итоговая). Для учителя и ученика всегда важно начало урока,  с каким настроением дети готовы воспринимать материал ,  как настроены на работу. Рефлексия в начале урока помогает эмоционально разгрузить ребенка, позволяет ему просто улыбнуться.  Рефлексия эмоционального состояния может использоваться вначале урока: перед учащимися три воздушных шарика( это могут быть гелиевые шарики  или шарики на интерактивной доске , все зависит от фантазии учителя)цвет шариков может выбираться учителем самостоятельно, важна характеристика цвета. В нашем случае  представлены шарики синего, красного, зеленого цвета. Учитель предлагает внимательно посмотреть на шарики и  мысленно выбрать цвет шарика,  который соответствует настроению ребенка. Затем учитель проводит характеристику шариков: « Ребята , кто выбрал шарик красного цвета вас сегодня на уроке ждут звездные победы( если это интерактивная доска то учитель может нажать на шарик и на экране появится звездный салют), тех кто выбрал шарик синего цвета ждет фонтан отличных оценок, а тех кто выбрал шарик зеленого цвета ждет невероятный успех ( на уроке появляется дерево успеха). В данном случае ребята настроены на положительную работу в период всего урока, причем конец урока должен подтвердить успешность детей, иначе интерес к данному типу заданий у учащихся пропадёт. Метод рефлексии можно использовать в конце изучения блока тем, раздела,  курса. Использовать можно различные варианты вопросов:

  1. Какие темы Вам понравились в данном разделе, курсе?
  2. Кто из исторических персоналий Вам больше запомнился. Почему?
  3. Что для Вас стало открытием в данном разделе, курсе?
  4. Какое  историческое событие вызвало у Вас  удивление?
  5. Как вы оцениваете свою работу при изучении данного курса или раздела, оценив свою деятельность по десяти бальной шкале?
  6. Как вы оцениваете деятельность учителя при изучении данного курса, темы , используйте для оценки десяти бальную шкалу?
  7. Какие  формы урока Вам больше нравятся ( уроки- диспуты, уроки КВН,  групповая работа, уроки – практикумы, уроки семинары, лекции?)

Учитель в запасе всегда должен держать маленький сюрприз. Когда необходимо подбодрить детей , сплотить их, очень помогает метод «Дерево успеха»,  я предпочитаю срезанное сухое дерево поставленное на крестовину. Его легко можно использовать на любом уроке как истории , так и обществознания. В запасе необходимо держать несколько цветов атласной ленточки, которую легко можно разрезать по количеству учащихся, выбрав определенный цвет ( можно использовать вариант цвета используемый в приеме «Воздушные шарики), предложить детям завязать ленточки на «Дереве успеха». Методы рефлексии всегда работают если учитель стремится настроить учеников на успех и качественное восприятие материала.

Список литературы:

Заир С.И., Муштавинская И.В.// Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011, с.85-86.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// М.: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации из опыта работы учителя по  организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....

Использование метода проектов на уроках истории и обществознания

КоКаРадикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Можно говорить об отсутствии централизованно направленной на выполнение госу...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...

Образовательный проект «Продуктивное использование дистанционных методов обучения на уроках истории и обществознания»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА В основе реализации проекта лежит проведение исследования эффективности использования дистанционных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению истории ...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»

laquo;Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»...

Инновационные методы Использование икт в На уроках истории и обществознания

Инновационные методы Использование икт вНа уроках истории и обществознания...