Урок "Военные походы фараонов"
план-конспект урока по истории

Карлова Елена Вячеславовна

Урок соответствует ФГОС. Разработан для 5 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voennye_pohody_faraonov.docx798.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дубовская средняя  общеобразовательная школа»

Учитель: Карлова Е.В.

Тема:  «Военные походы фараонов»

Тип урока:  комбинированный

Цели:  - познакомить учащихся  с целями, основными направлениями и последствиями  военных походов фараонов;

            - развивать у учащихся различные УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными и личностными результатами;

          - способствовать пониманию того, что войны несут с собой разрушения, гибель людей, материальные потери.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- смогут дать характеристику египетскому войску;

-  смогут назвать   причины и цели  военных походов фараонов;

 - смогут назвать основные направления военных походов фараонов;

-  смогут назвать   последствия и результаты военных походов для фараонов, вельмож, простых египтян;

- смогут дать определение понятиям урока;

- смогут работать с исторической картой;

- смогут работать с историческими документами;

- смогут работать с историческими датами

Регулятивные УУД:

- примут участие в постановке проблемы урока;

- примут участие в постановке целей урока и  планировании своей деятельности на уроке;

- оценят достигнутые результаты

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование

Коммуникативные УУД:

-  примут участие  в обсуждении работы группы и в парах

- осознают, что войны несут с собой разрушения, гибель людей, материальные потери;

 -  развивают интерес  к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества

Словарь урока: армия, бронза, пехота, боевая колесница, возничий, колесничий, дышло

Ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация, учебник,  карта,  рабочие листы,  рисунки,  исторический документ, рабочие тетради

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1этап.

Орг.момент

 (1 минута)

Проверка готовности учащихся к уроку, создание позитивного настроя на урок

2 этап. Проверка домашнего задания

 (4 минуты)

Игра «верно-неверно» (используются смайлики: веселый смайлик – верно, грустный смайлик – неверно)

Вопросы:

1.Древний Египет расположен на полуострове Малая Азия

2.Древний Египет называли «даром Нила»

3.Фараон был главным человеком в Египте

4.По берегам Нила  росли высокие деревья

5.Столицей Древнего Египта был город Мемфис

6.Египетские вельможи занимались земледелием

7.Простые египтяне жили в больших и красивых домах, окруженных цветами и фруктовыми деревьями

8.Египетское государство образовалось в 3000 г. до н.э.

9.Заниматься земледелием в Египте было легко

10.С момента образования Древнего Египта до нашего времени прошло 10 тысяч лет

При ответе на вопрос учителя поднимают соответствующий смайлик, корректируют свой ответ в случае ошибки

3 этап. Актуализация знаний

 (2 минуты)

Вопросы

1.Кто такой фараон?  Какой властью обладали фараоны Древнего Египта?

2.Чем занимались вельможи?

3.Кто составлял основную часть населения Древнего Египта?

4.Когда появилась обработка металлов? Какой металл люди научились обрабатывать? В чем его недостатки?

Отвечают на вопросы

4 этап. Мотивация, создание проблемной ситуации

 (4 минуты)

На стене  гробницы одного египетского вельможи высечены стихи:

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

О чем идет речь?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Делает вывод: Сегодня на уроке будем говорить о военных походах фараонов Древнего Египта.

Тема урока: «Военные походы фараонов» (слайд 1)

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки. После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Давайте прочитаем  о встрече вельможи с  правителем Египта. (слайды 2, 3, 4)

О чем были помыслы  правителя Египта?

Какую проблему сформулируем  на уроке?

Проблема (слайд 5): Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

Отвечают на вопрос

Высказывают предположения

Делают записи в тетради

Чтение по ролям

Высказывают предположение

Участвуют в формулировании проблемы урока

5 этап. Целеполагание и планирование (2-3 минуты)

Вопрос: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему?

План урока (слайд 6):

1.Египетская армия

2.Цели и направления военных походов фараонов

3.Военные походы фараона Тутмоса III

4.Значение и результаты военных походов

В результате урока вы сможете: (слайд 7)

- дать  характеристику египетскому войску

- назвать причины военных походов фараонов

- назвать направления  военных походов

- давать характеристику военным походам Тутмоса III

- определять  значение и результаты военных походов для жителей Древнего Египта

Какими источниками информации будем пользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей урока

Высказывают предположение (учебник, рассказ учителя, исторические документы)

6 этап. «Открытие» нового знания

 (25 минут)

1.Египетская армия

Для того, чтобы вести завоевания, фараонам нужно было постоянное войско – большое и хорошо обученное. Писцы вели учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы.

Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства (слайд 8).

 

Египетская армия состояла из пехоты и  боевых колесниц (слайд 8).

Организует работу в группах (текст учебника, иллюстрации)

Передает слово представителям групп для выступления

Записывает на доске термины: пехота, боевая колесница, бронза, возничий, колесничий, дышло

Какой сделаем вывод о египетской армии?

2.Цели  и направления военных походов фараонов

Предположите, с какой целью правители Древнего Египта совершали военные походы?

(записывает ответы на доске)

Организует работу  в парах  с текстом учебника и рабочим листом (задание 1)

Осуществляет проверку выполненного задания.  Просит сверить со своими предположениями. Организует работу с картой.

Сделайте вывод о целях и направлениях военных походов фараонов  Древнего Египта

3.Военные походы фараона Тутмоса III

Самые крупные военные походы совершил около 1500 года до н.э. фараон Тутмос  III. (слайд 9)

Учитель записывает дату на доске

Организует работу с лентой времени  в рабочих листах – задание 2(нужно отметить дату походов фараона Тутмоса III, подсчитать сколько лет прошло от образования Египетского царства до походов Тутмоса III, сколько лет прошло от походов Тутмоса III до нашего времени)

Организует взаимопроверку (обмен тетрадями)

Летопись царствования Тутмоса III высечена на стенах святилища в Фивах. В этой летописи рассказывается о взятии крепости Мегиддо в 1482 г. до н.э.

Организует работу с историческим документом

Организует работу  с картой

Сделайте вывод о военных походах фараона Тутмоса III

4.Значение и результаты военных походов

Смогли ли египетские фараоны достичь своих целей, совершая военные походы?

Из завоеванных стран в Египет гнали рабов, скот, везли ценную древесину, золото, серебро, шерстяные ткани, сосуды, украшения.

Но все ли участники похода  в равной мере пользовались  плодами военных  побед?

Представьте ситуацию: египетское войско возвращается из долгого и трудного похода. Тяжелый дневной переход закончился, и воины, расположившись около костров, вспоминают ход сражения, делятся планами на будущее. Прислушаемся к их разговорам.

Организует работу с текстом

Сделайте итоговый вывод  по уроку

Записывают термин в тетрадь

Работают в группах.

Первая группа характеризует пешее войско (работает с текстом параграфа стр. 46-47 и иллюстрациями). Вторая группа  характеризует боевые колесницы (работает с текстом параграфа стр. 47-48 и иллюстрациями).

Представители групп характеризуют египетскую армию

Дают определение терминам и записывают их в тетрадях

Учащиеся делают выводы

Высказывают предположение

Читают учебник (стр.48). Выполняют в парах задание 1 в рабочем листе

Проверяют  правильность выполнения задания, сверяют со своими ответами. Находят на карте направления походов фараонов

Делают вывод

 (цели:  укрепление власти фараона, расширение территории, приумножение богатства, приобретение рабов)

Записывают дату в тетрадь

Работают в рабочих листах с лентой времени, отмечают на ней дату походов, делают вычисления

Проверяют правильность выполнения задания, корректируют

Читают документ, отвечают на вопросы к нему

Работают по карте, определяя границы Египетского царства при Тутмосе III

Делают выводы

Отвечают на вопрос, высказывают мнение

Работают с текстом, делают выводы

Формулируют вывод

7 этап. Включение нового знания в систему знаний
(2-3 минуты)

Организует работу учащихся  с рабочими листами (задание  3)

Организует проверку задания (слайд 10)

Выполняют задание в рабочих листах

Проверяют,  корректируют

8 этап. Рефлексия и оценивание

 (3 минуты)

1.Задает вопросы:

Какую проблему мы ставили в начале урока?

Удалось ли решить поставленную проблему?

Все ли запланированное удалось выполнить?

Если не удалось – почему?

Отвечают на вопросы,  сравнивают цели урока и результаты урока, делают выводы

2. Организует рефлексию (заполнение таблицы в рабочих листах – слайд 11)

Заполняют таблицу, комментируют

Выставляет и комментирует оценки

Оценивают свою работу на уроке

9 этап. Домашнее задание

 (1 минута)

 п.9,  Р.Т. № 28

Напишите сочинение о военном походе египтян от имени одного из участников похода (слайд 12).

Рабочий лист

Задание 1: заполните схему

        

           


Задание 2: заполните ленту времени

________________________________________________________

Задание 3:  Впишите недостающие слова

Самые крупные завоевания совершил около _________ года до н.э. фараон по имени _________________.

У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из  _____________.  Так называется сплав двух металлов: _________________________.  

Войсками фараонов были завоеваны в Африке богатая золотом страна _________, в Азии – богатый залежами медной руды  _____________ полуостров и страны:

1.________________

2._________________

3._________________

Границы Египетского царства в Азии доходили до реки ______________, а в Африке – до ___________ порога на реке Нил.

Оценивание результатов  урока

+

-

интересно

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… Путь ему преграждали горы. Вельможи предостерегали: «К крепости можно добраться  через ущелье, но путь этот слишком опасен. Лучше пойти в обход». Но Тутмос сказал: «Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно напасть на врагов». Египетское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем на поле у самой крепости. И враги увидели,  что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Меггидо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые  и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало свое достояние…  И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздавали хвалу его величеству, превознося его победы.

Осада крепости продолжалась 7 месяцев. И вот владетели этой крепости приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами…  И вот владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы к тексту

1.Какую роль играл в битве фараон?

2.Что вы можете сказать об уровне развития военного дела у египтян?

3.Как вы думаете, был ли Тутмос доволен результатами похода?

4.Какие цели он мог перед собой поставить?

5.Можно ли считать войны египетских фараонов справедливыми? Почему?

6.Какую военную добычу захватили египтяне?

Крестьянин 1. Я участвую уже во втором военном походе. Посмотрите на мои шрамы. Этот я заработал при взятии крепости Меггидо, а при штурме другой крепости я чуть не погиб от меча противника. И что же я получил за все тяготы и опасности похода? Все мое имущество умещается вот в этой котомке, домой приду с пустыми руками. А дома ждут меня жена и дети. Как они справляются с хозяйством без мужчины? Ведь уже давно началось время сева, а женщине и малым детям трудно управлять быками, тяжело работать с плугом. А если в этом году по воле бога Хапи вода поднялась высоко в Ниле, то надо вывести ее с поля, иначе зерно сгниет в земле. И сборщикам налогов не объяснишь, что воевал, а не работал. Они все равно будут кричать: «Давай зерно!» Не столько у меня раны болят, сколько душа изболелась за близких.

Крестьянин 2. И у меня те же проблемы. Еще после первого похода взяли у меня за долги быка. Боюсь, как бы за долги не забрали в рабство и жену с сыном. Вдруг приду и увижу пустую хижину да поле, заросшее сорной травой? К кому тогда обращаться за помощью?

Вельможа. Ну а я полностью доволен результатами похода. Во время взятия крепости я командовал отрядом колесниц.  «Большой дом» остался мною доволен. За храбрость я получил 50 пленников, 300 голов скота, несчетное количество украшений. Посмотрите  на мой новый кинжал, украшенный драгоценными камнями. Я сорвал его с пояса раненного в бою противника. А кроме того, мне пожаловали большой участок земли в завоеванной стране. Вернувшись домой, я прикажу высечь на стенах гробницы стихи о моих славных подвигах. И довольный владыка, возможно, назначит меня на новую, более высокую должность.

Картинки  для первой группы

C:\Users\Пользователь\Desktop\i.jpg

 C:\Users\Пользователь\Desktop\138161__corps-egypt-shield-baton-spear-sand_p.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\b76254057a36e8c02bb02fb7d11568bb.jpg

Картинки для второй группы

C:\Users\Пользователь\Desktop\15094029.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\0007-008-3.-Voennye-pokhody-faraonov.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\hello_html_1a65841d.jpg

Картинка 7 из 249


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Военные походы фараонов"

Тест по теме "Военные походы фараонов" для проведения урока в 5-м классе...

Урок "Военные походы фараонов"

Материал содержит разработку урока и тест по теме...

Урок-презентация для 5 класса по истории Древнего мира "Военные походы фараонов"

Презентация посвящена одному из разделов древнеегипетской истории, который касается военных походов фараонов. Цель данной презентации – узнать о самых выдающихся древнеегипетских полководцах, об их по...

Урок истории 5 класс "Военные походы фараонов"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием ФЦИОР....

Военные походы фараонов

К уроку подобраны материаы: контурная карта, тест, документ, презентация...

Военные походы фараонов

Открытый урок в 5 классе. Цели урока:познакомить учащихся с особенностями формирования египетской армии, с направлением внешней политики, совместно с учащимися установить цель военных походов;учи...