Урок "Военные походы фараонов"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Тимошина Светлана Анатольевна

Материал содержит разработку урока и тест по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voenny1.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                              Военные походы фараонов

  Самые крупные завоевания совершил около ______1_____ года

до н.э. фараон ______2_______ .

  У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготовлялись из ______3_____ . Так называется сплав двух металлов: ____4_________и_______5______ .

  Войсками фараонов были завоеваны в Африке- богатая золотом

______6______ , в Азии- богатый залежами медной руды ____7____

________ полуостров и страны _____8____, ____9_____, ____10___.

       

  Границы Египетского царства в Азии доходили до реки ____11___ ,

а в Африке до _____12____ .

         

                                    Установить соответствие

      между  «А»          и         «Б»

1. Египетский                          1. Носил одежду из тонкой льняной

              земледелец                    ткани, надевал браслеты, ожерелья .

                                                  2. Платил налоги, выполнял повин-

                                                      ности

                                                  3. Назначался судьей и начальником

                                                      области

2. Египетский                          4. Слуги выполняли его распоряжения

             вельможа                    5. Строил каналы, насыпал дамбы

  1. Жил в доме из глины, в котором

почти не было мебели

  1. Носил простую одежду, любил

украшения

  1. Жил в доме из сырцового кирпича

с садом и прудом

                                                 9.  Еще при жизни строил для себя

                                                      каменную гробницу

  1. За неуплату налогов подвергался

Наказаниям

       Тест  по теме «Военные походы фараонов»

  1. Как называлась должность правителя древнего Египта?
  1. царь
  2. фараон
  3. император
  4. князь

  1. Из чего изготавливалось оружие в египетской армии?

1.из железа

2. из меди

3. из бронзы

4. из стали

  1. Какая из окружающих Египет стран славилась своими

золотыми рудниками?

  1. Нубия
  2. Ливия
  3. Палестина
  4. Сирия

  1. При каком фараоне были совершены самые крупные              

завоевательные походы?

  1. Тутанхомоне
  2. Рамзесе
  3. Эхнатоне
  4. Тутмосе

  1. Служба в каком роде войск египетской армии считалась

наиболее почетной?

  1. в пехоте
  2. в охране фараонов
  3. на боевых колесницах
  4. на кораблях

ЗАДАЧИ  НА СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ

Подсчитайте, что было раньше, восстание бедняков

в Египте или постройка пирамиды Хеопса? На сколько?

Историческая справка:

    пирамида Хеопса была построена приблизительно

    2600 лет до н.э.

    восстание бедняков приблизительно в 1750 году до н.э.

Не забудьте начертить линию времени и отметить на ней

необходимые даты.

 

       

Подсчитайте, сколько лет назад египтяне совершали свои

завоевательные походы?

Подсчитайте, что было раньше, завоевания Тутмоса III

или постройка пирамиды Хеопса? На сколько?

              Историческая справка: пирамида Хеопса была построена

        приблизительно в 2600 году до н.э.

        Отметьте на линии времени необходимые даты.

Урок 8.                 Военные походы фараонов

Цель урока: рассказать о структуре египетского войска, целях и

                        результатах войн.

                       -совершенствование навыков работы с настенной

                         картой, контурной картой

                         работа над понятиями и терминами

                         развитие умения решать исторические задачи

                       

Основное содержание:

                         Египтяне-воины.Цели завоеваний. Войско в походах.

                         Результаты войн.

Понятия и термины:

                           Пехотинцы, колесницы, дротики.

Оборудование урока:

                        Карта «Древний Египет»

                        Раздаточный материал: задачи на счет лет,

                                               текст с пропущенными буквами,

                                               тест «Военные походы …»

                                               задание для повторения  «Вельможа»

План урока:  1. Проверка знаний

                          2. Рассказ об организации египетского войска

                          3. Цели войн

                          4. Завоевания фараонов (работа по атласу и к/к)

                          5. Последствия завоевательных походов

                          6. Закрепление

  1. Проверка знаний- устный опрос
  1. Работа с картой:

- показать Египет

- показать Нил, пороги, в какое море впадает Нил

               2. Кто управлял Египтом?

               3. Словарная работа: дать определения следующим поня-

                   тиям  фараон, вельможа, чиновник 

 4. В чем заключалось управление Египтом?

  1. Что такое налоги ,

                      повинности 

          6. Откуда ученым известно о жизни вельмож?

          7. Как жили вельможи?

          8. Какие поручения давал им фараон?

          9. Кто был в подчинении у вельможи?

         10.Индивидуальные задания: задача на счет лет,

         «вельможа» и «крестьянин»

  2. Организация египетского войска.

          Около 1500 года до н.э. Египтом правил Тутмос III.

          Большую часть войска при Тутмосе III составляла пехота.

?   Что такое пехота?

в т.    Пехота- старейший род сухопутных войск, действующих

          в пешем строю.

            Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и    

рис      выносливости. По вооружению пехотинцы делились на легко-

45        вооруженную  -стрелки из лука, они начинали бой: обстрели-

           вали противника из луков и забрасывала дротиками.

           И тяжеловооруженную – эти воины были вооружены  

          копьями, топориками, мечами, корпус они прикрывали щитами

          обтянутыми кожей.

           Набор в войско производили чиновники по приказу фараона.

          Рабов в войско не брали, большинство новобранцев было из

          крестьян. Опытные командиры обучали воинов маршировать

          и бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть копьем и кинжалом.

          Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на

          голове и теле долго не заживали.

           Для изготовления оружия широко использовали бронзу:

           медь 9/10  +  олово 1/10. Это довольно прочный сплав, но

           недостаточно прочный для изготовления длинного клинка,

           поэтому мечи делали массивными и короткими.

           Приблизительно за 500 лет до ТутмосаIII в Египте стали разводить

           лошадей, привезенных из Азии. В более ранее время в Египте

           лошадей не было.

Рис     Колесничное  войско. Колесница -легкая двухколесная повозка,

46       запряженная двумя конями, употреблялась при боевых действиях,

           в некоторых странах на спортивных соревнованиях.

           Стоила колесница очень дорого, поэтому колесничими станови-

           лись богатые и знатные египтяне. Коней им давали из фараоновых

           конюшен, но колесницы, упряжь, панцири они покупали сами.

           В сражении колесницы шли на прорыв, вносили беспорядок в ряды  

           противника, уничтожали его живую силу, преследовали

           неприятеля.

           Колесницу «обслуживали» двое: возничий и стрелок –владелец

           колесницы. И хотя один принадлежал к знати, а другой был

           простым воином – их связывала общая судьба.

          Во главе армии стоял фараон. Во всех сражениях он лично коман-

          довал войском.

Рис    На первом плане изображен фараон.

44  ?  Почему?

???    С какими целями фараоны создавали многочисленное и хорошо

          вооруженное войско?

3.  Цели войн

в т.   1. расширить владения

         2. преумножить богатство

         3. укрепить власть   

        записать в тетрадь

4.  Завоевания фараонов

          При ТутмосеIII  египетское Царство было настолько сильно,

            что ему не угрожало ни одно соседнее государство.

Работа с картой стр. 44 или Атласом

  1.      Определить, что обозначают черные стрелки
  2.      Какие страны были захвачены в Азии к северо-востоку от Египта?
  3.      До какой реки доходили владения Тутмоса на севере?
  4.      Какая страна была завоевана на юге?
  5.      На западе: в какую страну на севере Африки совершали фараоны

     свои походы?

         

В т.      !500 г. до н.э. завоевания Египта при ТутмосеIII

Выполнение заданий в контурной карте №1.

          Войска возвращались с обильной добычей: везли ценную древесину

          ( в Египте леса почти не было), серебро, благовония, шерстяные ткани,

          сосуды, украшения, золото (из Нубии), медь (с Синайского п-ова),

          из Ливии гнали скот.

5. Последствия завоевательных походов.

Но не только скот и драгоценности забирали из завоеванных стран:

толпы пленных гнали они оттуда. Победитель имел право убить

побежденного, если он пощадил его, то становился господином

его жизни и смерти. Поэтому их называют «живые убитые».

См. рис. стр. 47 Пленные со связанными руками- скорее всего

они попали в плен с оружием в руках.

Пленных продавали,  дарили командирам и колесничим, обращали в рабов.

Длительные воины отрывали земледельцев от от полей. Придет

воин, а посевы вытоптаны или погибли то засухи или уничтожены

птицами, семья голодает и вся в долгах. Воины разорили основную массу

населения- тружеников.

См .рис. стр. 48  Иноземный наемник

Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для свой охраны они предпочитали наемное войско из чужеземцев. Наемники были хорошо подготовлены, но не всегда надежны в бою.

???  Каковы последствия завоевательных войн Египта?

  1. рост числа пленных (рабов) 
  2. разорение земледельцев
  3. наемное войско

Записать последствия завоеваний в тетрадь.

Разорение земледельцев превратило армию в наемную , ослабили

Египетское царство. Оно стало терять свои владения в Азии

 и с трудом оборонялось от соседей.

6. Закрепление

1.   Решение задач

     Подсчитайте, сколько лет назад египтяне совершали свои                      завоевательные походы.

    Подсчитайте, что было раньше: постройка пирамиды Хеопса или

завоевательные походы ТутмосаIII.

2. Выполнение задания «Текст с пропущенными словами»

3. Выполнение теста «Военные походы….»

   

       

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Военные походы фараонов"

Тест по теме "Военные походы фараонов" для проведения урока в 5-м классе...

Урок-презентация для 5 класса по истории Древнего мира "Военные походы фараонов"

Презентация посвящена одному из разделов древнеегипетской истории, который касается военных походов фараонов. Цель данной презентации – узнать о самых выдающихся древнеегипетских полководцах, об их по...

Урок истории 5 класс "Военные походы фараонов"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием ФЦИОР....

Военные походы фараонов

К уроку подобраны материаы: контурная карта, тест, документ, презентация...

Военные походы фараонов

Открытый урок в 5 классе. Цели урока:познакомить учащихся с особенностями формирования египетской армии, с направлением внешней политики, совместно с учащимися установить цель военных походов;учи...

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)

 Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта....