Развитие познавательных УУД - осуществление проектно-исследовательской деятельности на уроках истории в старшей школе
статья по истории (10 класс)
Каждый педагог ставит перед собой цель обеспечить положительную мотивацию обучения и активизировать познавательную деятельность учащихся. А для того, чтобы достичь этой цели, нужно применять эффективные методики и инновационные технологии. Инновационный процесс в образовании имеет тесную связь с исследовательской деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kukushkind.yu_.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательных УУД – осуществление проектно-исследовательской деятельности на уроках истории в старшей школе»
Кукушкин Дмитрий,
учитель истории и обществознания
Преподавательской деятельностью я начал заниматься сразу после окончания университета в 2000 году. Правда опыт моего преподавания в школе №464 совсем невелик: более 15 лет я отработал в Литве, и лишь с 2015 учебного года столкнулся с преподаванием в РФ. Само собой разумеется, что каких-либо значимых достижений я пока не достиг. Поэтому все ниже перечисленное прошу считать скорее планами на будущее, чем реальными результатами. Практически на первых уроках истории стало ясно, что моя теоретическая подготовка вовсе не всегда гарантирует успешное проведение занятий, иными словами - теория и практика работы учителем различались как огонь и вода. Зачастую проблемным моментом становилось отсутствие мотивации учащихся.
Каждый педагог ставит перед собой цель обеспечить положительную мотивацию обучения и активизировать познавательную деятельность учащихся. А для того, чтобы достичь этой цели, нужно применять эффективные методики и инновационные технологии. Инновационный процесс в образовании имеет тесную связь с исследовательской деятельностью. Поняв этот принцип, я начал действовать в данном направлении.
1.1.Этапы формирования исследовательских умений
Итак, для успешного осуществления исследовательской деятельности школьник прежде всего должен владеть исследовательскими умениями. Напомним, что любые умения школьников формируются поэтапно. Начальный этап – под руководством учителя ученики знакомятся с новыми способами учебной деятельности. Учитель определяет цель работы и формулирует ее ученикам. Затем разъясняет содержание способов работы и порядок ее выполнения. Далее под руководством учителя совершаются действия, необходимые для овладения тем или иным приемом. Знания о способе и последовательности действий фиксируются в виде логической схемы или памятки, которая помогает ученикам усвоить определенную программу учебного исследования, требует самостоятельности при решении поставленной задачи, развивает у них логическое мышление. Памятки используются для раскрытия содержания изучаемого материала (например, памятка-характеристика исторических деятелей) и для формирования умений, рассчитанных на пошаговые действия (например, памятка по развитию умений анализировать документ).
Промежуточный этап – тренировка и применение изученных приемов деятельности: выполнение упражнений, решение логических задач. Уже знакомый школьникам прием применяется на ином материале и в иных условиях.
Заключительный этап – умение переносить усвоенные действия самостоятельно на новый материал, в иные условия. Оно считается сформированным, когда ученики умеют самостоятельно составить план, провести сравнение, вычертить и объяснить логическую схему.
Овладение разными умениями требует разного времени. Одни умения формируются в пределах учебного года, а другие – на протяжении ряда лет. Исследовательские умения относятся к числу формируемых постепенно, на протяжении длительного времени. Овладение ими позволяет глубже усвоить основы наук, самостоятельно выделять главное, устанавливать и прослеживать связи исторических явлений [Ежова, 1986:217]. Попытаюсь показать формирование исследовательских умений на примере своего открытого урока, данного 15 марта 2018 года в рамках городского семинара на базе школы №464 в 10а классе. В качестве актуализации урока как такового и повышения мотивации учащихся выступила сама тема урока. Пример: тема урока Сражение на Березине: «Поймай Наполеона».
Современные ученики порой не обладают должной мотивацией и воспринимают учебный предмет как тягостную повинность. Зачастую подобное восприятие возникает из-за высокой концентрации исторических фактов (дат, определений, личностей). В то же время количество учебных часов строго ограничено рамками существующей школьной программы. Отсутствие времени на обсуждение деталей ориентирует педагога в большей степени на такие аспекты, как лаконичность и четкость формулировок при подаче материала, что исключает проявление самостоятельности, инициативности, а значит, страдают мотивация и знания.
Современные дети и подростки чрезвычайно зависимы от компьютеров. Компьютерные игры и SMS-общение занимает почти все свободное, а подчас и необходимое для образования и самообразование ребенка, время. При этом растет нехватка живого человеческого общения, общение с книгой сводится к обозначенному школьной программой минимуму, а порой - к нулю. Общение со взрослыми также стало редким явлением и, как правило, сводятся к обсуждению бытовых вопросов с родителями и формальным взаимоотношениям «учитель - ученик» при общении в школе. Что так же пагубно влияет не только на развитие творческих способностей, но и на учебный процесс и социализацию молодой личности. Стало быть, необходимо обратить компьютерную зависимость из противника в своего союзника. Пример: Ученикам представлены портреты главных участников битвы на Березине, а также документы с указанием источника информации. Учитель разрешает воспользоваться мобильными устройствами во время работы в группах.
Главным было осознать свои цели и задачи. Какова цель моих уроков? Сформулируем ее так: Формирование личности учащегося на основе мотивации, патриотизма, глубоких знаний и способности мыслить творчески. (Пример: исследовать возможность поимки императора Франции Наполеона Бонапарта русскими армиями в сражении на реке Березина в 1812 году.)
Основные задачи:
- Повышение самооценки ученика. Роль педагога тут сводится к передаче психологических знаний, которые нужны человеку, чтобы стать успешнее, стать субъектом собственного развития.
- Отношение к ребенку как к субъекту осуществляемой деятельности. Чем больше поощряется самостоятельность учеников, тем более успешными становятся дети.
- Ориентация на методы положительной мотивации. Главное, укрепить в ребенке веру в свои силы, сформировать положительное отношение к успеху.
- Формирование устойчивого интереса к истории.
Раскрытие творческого, интеллектуального, нравственного потенциала каждого ученика.
Пример: Задачи:
1.Образовательные:
●создать у учеников представление о заключительном крупном сражении Отечественной войны 1812 года;
●познакомиться с личностями, принявшими участие в сражении
●осветить основные действия участников
2. Воспитательные:
● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий сражения;
●привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин произошедшего путем ознакомления с различными источниками информации, формируя тем самым любовь к предмету.
3. Развивающие:
●Развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения материала;
●Формировать умение работать с историческими документами
●Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.
Интерес представляют также источниковедческие и историографические исследования. Специфика таких исследований в том, что работа с источником требует иных навыков, чем работа с литературой. К сожалению, такая работа сначала кажется ребятам малопривлекательной, так как, с их точки зрения, затрагивает слишком узкие вопросы. Но если удается преодолеть это предубеждение, то именно в такой работе ребятам легче проявить исследовательский талант: они общаются с источниками самостоятельно, сами ставят вопросы к ним, сами ищут ответы и делают выводы [ПИШ, 2005, №3:36]. Пример: Разделившись на 4 группы ученики работают с документами. Каждая из групп представляет собой одного из полководцев-участников Березинской битвы (Кутузов, Витгенштейн, Чичагов и Наполеон). Задача первых 3-х групп захватить Наполеона и закончить войну, задача последней-ускользнуть.)
Достижение поставленных задач является приоритетом моей деятельности. Как конкретно их достичь? Ученик-исследователь, ученик-участник исторического процесса вне всякого сомнения каждый свой новый успех и достижение воспринимает как подтверждение своей успешности. Дополнительная похвала с моей стороны никогда не бывает лишней. Не секрет, что самым строгим цензором деятельности индивида является он сам. Ученик в конце занятия сам оценивает свои успехи. Моя роль как преподавателя сводится лишь к созданию условий для подобной рефлексии. Под условиями я понимаю следующий инструментарий: краткий самоанализ, блиц-тест, описание учащимся своих ощущений от урока.
Положительные моменты, повышающие заинтересованность в учебной деятельности:
- связь с современностью, поиск в сегодняшнем дне отголосков далёкого прошлого;
- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого воспроизведения учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;
-систематический контроль над процессом повышения навыков самостоятельной работы каждого учащегося путём устных и письменных разноуровневых заданий.
На своих уроках я использую интерактивные методы обучения, новые педагогические технологии:
- интернет-технологии
- создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках
- создание проблемной ситуации
- интеграция предметов (история-обществознание)
- метод проектов (защита рефератов)
Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет школьникам развивать навыки межличностного взаимодействия, способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Этому способствует работа в группах, выступление учащихся в роли исследователей. Создание проблемной ситуации актуализирует тему урока. Как следствие-ученики становятся более заинтересованы в результате. Интегрируя предметы становится очевидна их взаимосвязь и, опять же, актуальность в настоящем времени. Учащиеся лучше усваивают причинно-следственные и хронологические связи. Сравнивая различные исторические события, их последовательность, ученики запоминают много нового. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес школьников к предмету, формирует их историческое сознание. В первую очередь это проявляется в процессе дискуссии. На этапе рефлексии ученики подводят своеобразный промежуточный итог своего исследования. Урок-исследование более напоминает семинар. Здесь предстоит определить, какие положения подлежат дополнительному исследованию, кем, в каких рамках и направлениях; что требуется уточнить, углубить, расширить; какие стержневые вопросы подлежат дальнейшему последовательному изучению. Здесь же определяются время и формы окончательного подведения итогов семинара: дополнительно отработанные вопросы включаются для обсуждения на последующих семинарах, труднодоступные для самостоятельной отработки учащимися вопросы будут освещены на лекциях[Степанищев А.Т. 2001:208]. Пример: по итогам урока ученики заполняют лист рефлексии с набором определенных вопросов, изучение ответов на которые служит своеобразным мостом к дальнейшей исследовательской деятельности.
Несмотря на все перечисленное, проблемы преподавания истории остаются довольно глубокими. Важная цель уроков истории - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней. Как этого достичь в рамках программы? Пассивное запоминание фактов и их оценок тут не помогает. Обилие фактов приводит не к повышению мотивации, а совсем наоборот, к ее снижению. На своих уроках я стараюсь «погружать» учеников в изучаемую эпоху. Ученик становится «свидетелем – участником» изучаемых событий. Думаю, такой способ преподавания полностью соответствует главной задаче истории - воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.
Список источников и литературы:
1.Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа. – ПИШ, 2005, №3.
2.Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986.
3.Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М., «Владос», 2001.
4.Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности. – ПИШ, 2010, №6.
5.Шарова Н. Формирование научно-исследовательских умений и навыков у учащихся.- ПИШ, 2000, №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).
Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания
. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...
мастер-класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»
Мастер- класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»Цель: освоение видов деятельности работы над проектом учащихся с ОВЗ ...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания
Статья "Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания" Из опыта работы....
Методическая разработка на тему "Проектная деятельность на уроках обществознания в старшей школе"
Педагогическое исследование, направленное на теоретическое изучение метода проектов на уроках обществознания в 10-11 классах и разработку модели педагогического проекта (применительно к дисциплин...
«Планирование урока истории в старшей школе с учетом современных методов обучения»
Материал урока по истории представлен в соотвествии с "ФГОС СПО3+"...
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...