Семинар "Теория развития критического мышления"
методическая разработка по истории (10 класс)
Методические разработки к семинару "Теория развития критического мышления", состоявшемуся 28.03.2017 в рамках конгресса ВШЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_trkm_attestatsiya.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Арсентьева Е.Б., учитель истории
ГБОУ СОШ № 27 им. И.А.Бунина Василеостровского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Стратегия организации обсуждения, дискуссии и дебатов при использовании ТРКМЧП (из опыта работы учителя)
Технология Развитие критического мышления через письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю. Одним из приёмов создания модели обучения в технологии РКМЧП является Дискуссия. Такой приём был использован при проведении городского семинара «Отличительные особенности журналистики первой половины ХХ века. Отражение некоторых страниц истории Первой мировой войны в русском еженедельном журнале «Нива» выпусков 1914 года».
12 мая 2011 года в школе был открыт музей «Иван Бунин: города, события, встречи». В экспозиции музея находится подборка журналов «Нива» 1914 года. Семинар был задуман не с целью изучения творчества И.А.Бунина, а его окружения, то есть тех с кем общался или на кого оказал влияние. С началом Первой мировой войны в «Ниве» печатался не только Бунин, но и другие известные писатели. С началом войны в журнале стали печататься вести с фронтов, хроники событий, описание героических подвигов не только военных, но и гражданских людей, священников. Несомненно, что статьи военных корреспондентов влияли на общественное мнение в стране. Имена, которые мало кому знакомы сейчас, но внёсшие большой вклад в жанр, который сейчас называется военная журналистика. Данный семинар обладает большим образовательным потенциалом. Участие учащихся в таких мероприятиях повышает их мотивацию в получении дополнительных знаний, развивает коммуникативные умения и навыки, а участие в групповой работе позволяет исполнять разные социальные роли: лидера , и исполнителя. Кроме того педагогическая функция критического анализа заключается в том, чтобы дополнить, углубить, исправить, скорректировать результаты учебной деятельности в обучающем взаимодействии педагога и учащихся.
Основной задачей семинара было показать, что изучение истории русской военной журналистики является неотъемлемой частью русской культуры и общественного развития в России. Подготовке к семинару предшествовало несколько этапов.
1.Представление темы. «Отличительные особенности журналистики первой половины ХХ века. Отражение некоторых страниц истории Первой мировой войны в русском еженедельном журнале «Нива» выпусков 1914 года».
Поставленная проблема. Существует мнение, что военная журналистика явление Второй мировой войны, когда информация стала важным ресурсом в мире. Но это не так. В нашей стране военная журналистика насчитывает более двух веков – и за это время она пережила и популярность и забвение. Датой появление военной журналистики считается 1808 год. В это время появился первый журнал на специализированную военную тематику («Артиллерийский журнал»). Отличительной особенностью журналистики стало то, что в этот период существенно начало развиваться частное предпринимательство в этой сфере. В процессе революции 1905-1907 годов в ходе противостояния с правительством журналисты получили статус третьей силы, которая на тот момент выполняла целый ряд функций. Среди выполняемых функций одной из основных стало информирование население обо всех происходящих на территории страны событиях, а также отражение общего настроения населения. Причём, эти функции у большинства журналистов сочетались с активным участием в событиях.
- Поисковый этап (исследовательский).
Состав группа, работающей над проектом состоял из 12 человек. Начиналась работа с поиска и сбора информации, изучения специальной литературы. Обмен информацией и обсуждение её с другими участниками. Были разработаны критерии оценки результатов.
3. Аналитический
Анализ подобранной информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы для выводов и подведение итогов.
4. Презентация полученных результатов
Оформление пакета документов, информационных стендов, иллюстраций, схем. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
5. Защита проекта. Устная защита с презентацией.
6. Критерии защиты:
- Качество презентации;
- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция;
- Культура речи, манера использования наглядных средств;
- Ответы на вопросы: полнота ответа, эрудированность, убедительность;
- Деловые качества группы: ответственность решений, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии.
Перед проведением семинара для формирования умений с письменными историческими источниками были разработаны памятки:
- Что должен ученик перед тем как начать работу с письменными историческими источниками ( Памятка 1).
- Какие предъявляются требования к документу (Памятка 1).
- Какими умениями должен обладать учащийся при работе с документами (Памятка 2).
- Как работать с письменными источниками (Памятка 3).
- Какие типы исторических документов существуют. *
Во время семинара на столах находится раздаточный материал: памятки, рабочий лист 1 с текстом, в котором пропущены слова и учащиеся заполняют по ходу занятия заполняют его, рабочий лист 2 в виде таблицы, которая заполняется в конце семинара
Название выступления | Это важно знать | Интересные факты | Типы документов, использованные при подготовке сообщения | Вопросы к докладчику |
Проблемные вопросы для итогового обсуждения:
1. Все люди, о которых шла речь в сообщениях, в основном оказались в эмиграции. Будучи патриотами в своей стране, некоторые из них в дальнейшем сотрудничали с нацистами. Попытайтесь это объяснить.
2. Выделите основные особенности военной журналистики первой половины ХХ века?
3. Какие умения формируются при работе с документами? В чём значение систематической работы с документами при изучении истории?
Дополнительные вопросы для обсуждения в классе:
1.Почему при работе с документами необходимо соблюдать дифференцированный подход?
2.Предложите варианты использования документов при проведении уроков- лекции, семинаров, лабораторных работ и практических занятий, организации учебно-поисковой, дискуссионной деятельности, повторении и.т.д.
Подведение итогов семинара; Октябрь 1917 года надвое расколол русскую интеллигенцию. Вдруг оказалось, что те с кем вчера ты сиживал в Большом московском трактире, с тем с кем дружил семьями, на чьи беды и радости откликался, - по другую сторону баррикад. Многие переходили на «ту» сторону уже в эмиграции - возвращались в СССР. Друг ли ты, враг ли ты – определялось это отношением к «Советам». И лишь умершие «до» были чисты от подозрений, и память о них литературных спорами с ними не разбавлялось мутной водой политики.
*Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелкова. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие.- М.2000.- С.107-110
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии
Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение приобретает формиров...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....