Выступление " Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России."
статья по истории

 Башкова Галина Александровна

Повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика – таковы задачи школы сегодня.

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, является проблемное обучение.  Какова суть этой технологии?  Каковы методы ее использования?  Попытка ответить  на эти вопросы заключена в данном выступлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_na_urokah_istorii.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории

Повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика – таковы задачи школы сегодня.

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, как мне представляется, является проблемное обучение.

   Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

   Элементы проблемности я включаю почти во все уроки. Перед изучением нового материала я ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового. На проблемных уроках, изучение содержания урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Для учащихся готовлю изложение теоретических сведений и скрытой форме, опуская сущность фактов и их связей. Начиная изучение нового, я выдвигаю проблему, даю учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого, учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее «переоткрыть», например: определить, в чем заключалась прогрессивность экономической политики правительства Петра I.

   Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения». Каким же образом создается проблемная ситуация? Это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале, или введение с урок фрагмента документа противоречивого характера, или изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос. То, что учитель излагает проблемно, ученики должны с помощью ранее приобретенных знаний выделить из фактов и сформулировать решение проблемы самостоятельно.

   Использую факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например: 1.Почему с провозглашением "нового политического мышления” СССР быстро потерял своих союзников? 2.Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал "Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) "Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?

   Создаю ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например: 1.По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси? 2.Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола? Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся. 
   Например: В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки? 
   Также создаю ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например: 1. В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища? 2. В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?

    Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

   Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации. Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. 
   Вот некоторые примеры проблемных задач по теме: "Эпоха Петра I”.

1. Церковь объявила Петра антихристом, так как он повелел снимать колокола?

2. Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I?

3. Петр I сказал, что он правит страной во имя "общего блага”. Правильно ли это?

4. Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?

5. Петр I издал в 1715 году указ об увеличении посевов льна и конопли во всех губерниях. Там где эти культуры были новыми, он приказывал обучать крестьян обрабатывать эти культуры. Чем можно объяснить появление такого указа?

6. В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления. Прав ли он был?

   Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков: 1. Иван IV – тиран или реформатор? 2. Петр I – антихрист или православный русский царь? 3."Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин) 4.Триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.) 5.От "горячей войны” к "холодной”. 6.М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?

   Примеры проблемных ситуаций. 1. «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован». 2. «Николай Второй часто повторял, что в связи с тем, что день его рождения приходится на день святого мученика Иовы, ему в жизни придется пройти через большое количество страданий. И на самом деле, его постоянно преследовали несчастья: Ходынской поле, революции, мировая война и т.д. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь возвели его и его семью в ранг святых мучеников».

   Проблемное обучение не применяю при изучении изобилующего фактами или нового сложного для учеников материала или при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с учениками.

   Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация http://konf-sot-2011.ucoz.ru/strelka.jpgпроблема http://konf-sot-2011.ucoz.ru/strelka.jpgпоиск способов ее решения http://konf-sot-2011.ucoz.ru/strelka.jpgрешение проблемы.

   Конечно, использование проблемного метода обучения в значительной мере зависит от наличия проблемных вопросов и задач. Часть из них можно найти в публикациях. Однако в отдельных задачниках, во-первых, не все задачи носят проблемный характер, во-вторых, на них даны сформулированные авторами ответы, что лишает учителя возможности самому подумать и поразмышлять над проблемой, прежде чем выносить её на обсуждение.

   Учителям, взявшим данный метод на вооружение, необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач и самостоятельно разрабатывать их.  Методика процесса такова:

1. Берётся важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся.

2. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие.

3. На основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос.

   Разрабатывая проблемные вопросы и задачи, надо избегать не имеющих отношения к школьному курсу истории тем, даже если они привлекательны, остры и т.п.

   Несмотря на очевидность пользы от использования проблемного метода обучения, как и у любого нового дела, часть учителей истории его не жалует. Одни – потому что его использование требует дополнительного времени и труда, другие – потому что не хотят сходить с привычной, годами, а то и десятилетиями накатанной методической колеи, третьи – просто не понимают или не умеют это делать. Причём все находят своему отношению к проблемному методу обоснование. «От историков ждут рассказа, почему случилось так, а не иначе, - утверждает, например, профессор А.К.Соколов. – Именно поэтому история выступает как текст, как повествование, как рассказ. В этом состоит её отличие от других от других наук».

   Ознакомившись с работами И.Я. Лернера, И.Я. Скаткина и других, я пришла к выводу, что на данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо. Так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

   Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Использование элементов проблемного обучения в преподавании математики.

Проблемное обучение вооружает школьников методами  познания  окружающей действительности, азвивает  умения  и  навыки  целесообразного  наблюдения, воспитывает спо...

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории...

статья по теме "Уроки истории и обществознания со слабовидящими учащимися в рамках использования технологии проблемного обучения"

В публикации представлены основные формы работы учителя на уроках истории и обществознания со слабовидящими учащимися  в рамках использования технологии проблемного обучения...

Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России.

Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России....

Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России.

Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...