Урок по истории: «Крестовые походы – освобождение или завоевание? Зло или благо?» (6 класс)
план-конспект урока по истории (6 класс)

Разработка урока по истории «Крестовые походы – освобождение или завоевание? Зло или благо?» 6 класс

Цель урока: формирование представления о причинах, основных событиях, участниках крестовых походов и их значении для Средневекового общества на Западе и Востоке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_6_klass_istoriya.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Россия, ХМАО – Югра

г. Пыть-Ях, 5 микрорайон Солнечный, д. 5а

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

«Крестовые походы – освобождение или завоевание? Зло или благо?»»

Разработка урока

Предмет: «История»

6 класс.

Разработчик: Вильданова Эльвира Рашитовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №5

2018 г.

Тема урока: «Крестовые походы – Освобождение или завоевание? Зло или благо?».

Цель урока: Формирование представления о причинах, основных событиях, участниках крестовых походов и их значении для Средневекового общества на Западе и Востоке.

Задачи:

Личностные:

- умение использовать знания, приобретенные на уроках; - пользоваться интеллект-картой при обобщении и систематизации знаний по теме урока;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:- умение использовать речь и интеллект-карту для регуляции своей деятельности; - способность принимать и сохранять поставленную цель и задачу; - планировать и контролировать свои действия.

Познавательные УУД: - умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; - умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовать ее в виде схем, моделей; - умение предавать содержание в сжатом выборочном виде.

Коммуникативные УУД: - умение работать в группе; - умение участвовать в диалоге; - умение критично относиться к своему мнению, договариваться с участниками других позиций; - умение отображать предметное содержание.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: групповая, творческая, построение интеллект-карты, отчет

Методы: словесный, наглядный

Планируемые результаты:

1) Личностные: осознание неправильности насилия на религиозной почте, воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.

2) Метапредметные: развитие умения работать с различными источниками (текс учебника, карта, документ); извлекать и анализировать конкретную информацию; умения работе в малых группах; умения давать определение новым понятиям; умения строить монологическое высказывание, умение составлять интеллект-карту.

3) Предметные: формирование образа средневекового рыцаря-крестоносца; представления об истинных причинах крестовых походах; умения давать связный рассказ об основных событиях крестовых походов; умения выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов.

Используемые технологии (ФГОС): 1) технология интеллект-карт – ведущая технология; 2) технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности; 3) технология сотрудничества (групповая работа); 4) коммуникативные технологии; 5) здоровьесберегающие технологии.

Оснащение урока: 1) учебник для 6 класса: Л.В.Искровская, С.Е.Федоров, Ю.В.Гурьянов. История Средних веков. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год. 2) интерактивная доска; 3) раздаточный материал; 5) мультимедийная презентация Power Point;

Ход урока

1. Организационный момент

Организация направленного внимания на начало урока.

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверяют наличие необходимого учебного материала на парте, определение места урока в теме (что уже изучено?)

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим знакомиться с историей Средневековья. На прошлом уроке мы узнали о роли христианской церкви в период развитого Средневековья и выяснили, что в этот период она достигла большого могущества, без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

2. Актуализация необходимых знаний

Актуализация имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала.

Организация деятельности по расшифровке синквейна. Первая строка синквейна не видна учащимся, на основе оставшихся четырех строк предлагается угадать спрятанное слово.

Учитель: Сегодня наша работа начинается с синквейн-загадки. Вам необходимо, прочитав 2-4 строки, предположить, что должно находиться на первой строке.

(Работают с синквейном, предлагают свои варианты).

1.………

2.Самонадеянные, бесстрашные

3.Подготовились, совершили, захватили

4.На одежде нашивали кресты

( ответ – Рыцари).

После того, как учащиеся угадывают слово «крестоносцы» на экране появляются иллюстрации к теме «Крестовые походы».

3. Постановка учебной задачи

Мотивация

Формулировка темы, целей и задач урока, определение области «знания-незнания» по теме, постановка проблемного вопроса.

Учитель:

1. Через наглядность и ассоциации помогает учащимся сформулировать тему урока;

2. Ставит проблемный вопрос: какая из двух предложенных характеристик больше всего подходит к определению крестовых походов?

3. Создает условия для дальнейшей деятельности;

4. Объясняет план урока.

Учитель: В конце  XI века Византия запросила помощи у Запада. Вторгшиеся с Востока племена турок-сельджуков к концу ХI в. захватили почти всю Малую Азию и создали угрозу для христианских паломников. Турки-сельджуки были мусульманами и не пропускали паломников к святым местам в Иерусалиме. Вопрос: почему для христиан Иерусалим был святым городом?

В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в г. Клермон обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. (Приложение 1.)

Из речи Папы Римского Урбана  II в г. Клермон (слайд)

Учитель задает вопросы:

1.Есть ли фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев?

2.О захватнических?

3.Есть ли противоречие?

4.Какую проблему предстоит решить?

Итак, тема нашего урока – «Крестовые походы – зло или благо?»

1. Формулировка темы урока с помощью мотивирующего приема.

2. Осуществляют самоанализ имеющихся знаний по теме.

Выделяют противоречие: в своей речи Папа Римский Урбан II одновременно призывает к освобождению Иерусалима и захвату богатств народов, живущих там.

Формирование проблемы.

«Крестовые походы - это освобождение или завоевание? Зло или благо?»

4. Решение учебной задачи

Формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД.

Достижение личностных, метапредметных и

предметных результатов.

Учитель:

1. Направляет работу учащихся по поиску, анализу и систематизации новых знаний через создание учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности.

2. Организует работу с различными видами источников (текст учебника, карта).

3. Организует беседы по новому материалу.

4. Организует проверку и самопроверку выполненных учебных заданий.

5. Организует групповую работу.

-Ребята, когда мы начинаем изучение исторического события, что мы должны узнать? Какую работу нам предстоит провести?

Любую войну, ссору, драку обычно всегда разбирают по определенному плану. Используя ваш жизненный опыт и знания, мы составим план нашего исследования.

План составления интеллект-карты №1 (Приложение 2)

1.Причины крестовых походов, участники и их цели.

2.Этапы Крестовых походов.

3.Итоги Крестовых походов. 

4.Последствия Крестовых походов для Средневекового общества Запада

5. Последствия Крестовых походов для Средневекового общества Востока

- А теперь мы приступим к практической части нашего урока - составлению интеллект-карты, где каждая группа будет работать по своему направлению с текстом параграфа в учебнике, а в конце урока мы с вами обобщим полученные результаты.

Итак, начинаем наше исследование.

Работа в группах.

Учащиеся делятся на 5 групп по 5 человек.

Учащиеся начинают работу над составлением интеллект-карты.

Распределение заданий между группами

Задание 1-й группе: причины КП, участники и их цели

Задание 2-й группе: этапы КП

Задание 3-й группе: итоги КП

Задание 4-й группе: последствия Крестовых походов для Средневекового общества Запада

Задание 5-й группе: последствия Крестовых походов для Средневекового общества Востока

Получают раздаточный материал. За 7 минут группы должны заполнить свой блок в интеллект-карте.

После работы проверка задания.

1. Распределение функций между членами группы. Обсуждение в каждой группе. Составление ИК. Подготовка к выступлению.

2. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

3. Самостоятельно заполняют ИК по изучаемому материалу.

5) Разрешение проблемы

Систематизация материала, формулировка выводов

Учитель:

  1. Организует выступление групп с презентацией результатов своей деятельности.
  2. Направляет учащихся на формулировку вывода:

Какая характеристика крестовых походов является наиболее верной?

Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.

Презентация своей работы (показ своей части ИК).

1-я группа – выступление

2-я группа – выступление

3-я группа – выступление

Ребята, вы выяснили, к чему привели крестовые походы, и какое влияние оказали на жизнь Средневекового общества на Западе и на Востоке. А теперь давайте проверим с вами, как вы усвоили нашу тему.

На основе полученных в процессе урока знаний отвечают на вопросы.

Самоконтроль. Вопросы:

1.Итогом похода бедноты стало завоевание Иерусалима? (нет)

2.За участие в походах церковь обещала прощение всех грехов? (да)

3.Иерусалим был захвачен в 1099 году? (да)

4.Самым главным из всех королевств образованных на Востоке стало графство Триполи? (нет)

5.Саладин и Ричард I Львиное Сердце были друзьями и боролись бок о бок? (нет)

6.В 1204 году был захвачен и разграблен Константинополь? (да)

7.Рыцарско-монашеские ордена – это союзы воинов и монахов? (нет)

8.Рыцарско-монашеские ордена – это святое воинство Папы Римского? (да)

9.Одним из результатов Крестовых походов стало укрепление торговых связей между Западом и Востоком? (да)

Поставьте себе оценку за проверочную работу, если у вас 7+ - то 5, если меньше – то 4.

6) Домашнее задание

Учитель: организует учащихся на самостоятельную деятельность дома.

§16 , составить ИК, выполнить задания в рабочей тетради.

7) Рефлексия деятельности

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Какой ответ на проблему урока мы можем дать. «Крестовые походы - это освобождение или завоевание? Докажите ваше утверждение следующим образом: Я считаю …… Потому что…….

У вас на столах лежат листы самооценки, заполните их пожалуйста. (Приложение 3)

Спасибо за урок, до свидания!

Приложение 1.

«Народ франков! Вы пришли из-за Альп, вы избраны Богом и возлюблены им, что показано многими вашими свершениями. Вы выделяетесь из всех других народов по положению земель своих и по вере католической, а также по почитанию святой церкви; к вам обращается речь моя!

От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие, что народ персидского царства, иноземное племя, чуждое Богу, народ, упорный и мятежный, неустроенный сердцем и неверный Богу духом своим, вторгся в земли этих христиан, опустошил их мечом, грабежами, огнем. Кому выпадает труд отомстить за все это, исправить содеянное, кому как не вам? Вы люди, которых Бог превознес перед всеми силою оружия и величием духа, ловкостью и доблестью сокрушать головы врагов своих, вам противодействующих?

Поднимайтесь и помните деяния ваших предков, доблесть и славу короля Карла Великого, и сына его Людовика, и других государей ваших. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего Гроб, которым ныне владеют нечестивые… Эта земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью. Она не очень богата и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа… Иерусалим – это пуп земли, край, самый плодоносный по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Ее прославил искупитель рода человеческого своим приходом, украсил ее деяниями, освятил страданием, искупил смертью, увековечил погребением. И этот царственный град, стремится к освобождению и жаждет освобождения, он беспрестанно молит о том, чтобы вы пришли ему на выручку. И когда произойдет у вас боевая схватка с неприятелем, пусть все в один голос вскричат Божье слово: «Так хочет Господь! Так хочет Господь!» И тот, кто решит совершить это святое паломничество, и даст о том обет Богу, и принесет ему себя в живую, святую и весьма угодную жертву, пусть носит изображение креста Господня на челе или на груди. Тем самым такие люди выполнят заповедь Господню, которую он сам предписывает в Евангелии: «И кто не берет креста своего и следует за мною, тот не достоин меня».

Приложение 2.

Интеллект – карта «Крестовые походы – освобождение или завоевание? Зло или благо?»

Причины

Участники

Цели

Этапы

Итоги

Последствия

Запад

Восток

Приложение 3.

Ответ на проблему урока

«Крестовые походы - это освобождение или завоевание?

Я считаю ……

Потому что…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Крестовые походы"

история Средних вековкласс - 6тип урока - комбинированныйОсновные технологии:1. технология критического мышления2. Технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности...

Технологическая карта урока по теме: "Крестовые походы"

Технологическая карта по истории средних веков с применением технологии проблемно-диалогического обучения...

Конспект урока истории "Крестовые походы"

Конспект урока истории в 6 классе по теме "Крестовые походы"....

Проект по истории "Крестовые походы"

Проект по истории "Крестовые походы"...

Технологическая карта урока по теме "Крестовые походы"

Технологическая карта урока по теме "Крестовые походы"...

Методическая разработка. Презентация для урока по истории "Военные походы фараонов" для 6 класса

Методическая разработка. Презентация для урока по истории "Военные походы фараонов" для 6 класса...