Урок в 5 классе «Религиозные верования и повседневная жизнь Древней Индии»
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Овечкина Антонина Ивановна

Самоанализ проведённого урока по истории для 5 класса

«Религиозные верования и повседневная жизнь

Древней Индии»

Тип урока: урок изучения нового материала

Урок был направлен на изучение

  • особенностей культуры Древней Индии;
  • вопросов миропознания, миропонимания: Как связаны прошлое и современность?
  • освоение учащимися знаний об истории человеческих цивилизаций и характерных особенностях исторического пути других народов мира.

Урок «Религиозные верования и повседневная жизнь Древней Индии» является частью главы «Древняя Азия» и вторым уроком в изучении  темы «Древняя Индия». Материал предыдущего урока давал общее представление об природных, хозяйственных особенностях Древней Индии, а также о социальном делении индийского общества.

Стимулирование  познавательного интереса к предмету на данном уроке достигался с помощью решения проблемы, включением в учебный материал занимательных фактов, путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получили возможность для самореализации, но и отрабатывали необходимые предметные и общие учебные умения. К ним относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблеме.

Цели урока, направленные на достижение результатов

Личностных: Формирование представлений об истоках  социального, культурного, духовного своеобразия народов восточной цивилизации на примере изучения жизни народа Древней Индии. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к представителю иной культуры на примере взаимоотношений между индийцами и другими народами. Формирование уважительного отношения к культурному уровню народа на определенном этапе исторического развития на примере изучения условий жизни и достижений народов Древней Индии.

Метапредметных: Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через освоение опыта анализа различных исторических источников. Формирование коммуникативных умений через работу в группах. Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе в ходе освоения умения анализировать источники по изучаемой теме. Формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения, умение  определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи на примере выявления влияния природных условий на занятия древних индийцев, их мировоззрение.

Предметных: Формирование представлений о социальном, культурном, языковом, духовном многообразие современного мира через осмысление многообразия мира в древности. Сформировать представление об основных явлениях жизни древних народов Индии, о взаимосвязи географического положения, природных условий и занятиях индийских племен, о расселении, хозяйственной жизни древних индийцев, о зарождении и распространении новой религии - буддизма. Сформировать  представление о буддизме, как мировой религии, достижениях индийцев, используя опорный конспект и методы работы с ним.

Цель урока для учащихся:

  1. Я узнаю на уроке о культуре Индии, достижениях древних индийцев, новой религии – Буддизм.
  2. Я научусь быстрее запоминать материал с помощью опорного конспекта.

Средства обучения:

  1. Демонстрационный материал: презентация слайдов.
  2. Опорный конспект по теме Культура Индии (для доски)
  3. Маршрутные листы  на парты (по количеству учащихся).
  4. Разноуровневые задания для работы в парах.
  5. Учебник «История Древнего мира», 5 класс, Т.П. Андреевская.

На доске: термины – индуизм, карма, буддизм.

План урока:

  1. Религиозные верования древних индийцев
  2. Возникновение Буддизма. Буддизм – мировая религия.
  3. Достижения древних индийцев и повседневная жизнь.

Данный урок проведен с учетом особенностей класса. В классе 29 учеников: из них __ мальчиков и __ девочек. Класс способный, с большим учебным потенциалом. Класс обычно работает в быстром режиме, необходима для успешной работы частая смена деятельности.

  При планировании урока учитывались реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности и высокий темп деятельности учащихся.

В соответствии с этим  уровень сложности был подобран таким образом, чтобы обеспечивалось   максимальное усвоение материала.

            Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «учитель — класс», «учитель — ученик»,   «ученик — класс» и запланированы следующие формы: фронтальная, самостоятельная, групповая. Методы обучения были избраны следующие: развивающий, поисковый, творческий.

Для продуктивного и качественного проведения урока был подготовлен печатный раздаточный материал и использовано мультимедийное сопровождение.

       Урок начат организованно, была проведена актуализация знаний, сформулирована самими учащимися тема урока.

Усвоение новых знаний было достигнуто путем привлечения учащихся к поисковой деятельности, они изучали и анализировали исторические источники, работали с текстом учебника, строили выводы.

При, закрепление 1и 2 пункта нового материала использовалась методика критического мышления, в форме квеста. В работе с историческим документом использовался метод Инсерт. Учащиеся справились хорошо.

На заключительном этапе учащиеся  подводили итог и закрепляли материал.

           Было дано дифференцированное домашнее задание, с учетом способностей и пожеланий учащийся, это позволяет им свободно выполнить  задание.

В целом, поставленной цели урок достиг, поставленные задачи реализованы. Я считаю, что выбранная мною структура урока наиболее рациональна,т.к. это позволило активизировать познавательную деятельность учеников.

Синквейн – если оставалось время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

 «Религиозные верования и повседневная жизнь

Древней Индии»

Предлагаемый урок направлен на изучение

  • особенностей культуры Древней Индии;
  • вопросов миропознания, миропонимания: Как связаны прошлое и современность?
  • освоение учащимися знаний об истории человеческих цивилизаций и характерных особенностях исторического пути других народов мира.

Урок «Религиозные верования и повседневная жизнь Древней Индии» является частью главы «Древняя Азия» и вторым уроком в изучении  темы «Древняя Индия». Материал предыдущего урока давал общее представление об природных, хозяйственных особенностях Древней Индии, а также о социальном делении индийского общества.

Стимулирование  познавательного интереса к предмету на данном уроке достигается с помощью решения проблемы, включением в учебный материал занимательных фактов, путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общие учебные умения. К ним относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблеме.

Цели урока, направленные на достижение результатов

Личностных: Формирование представлений об истоках  социального, культурного, духовного своеобразия народов восточной цивилизации на примере изучения жизни народа Древней Индии. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к представителю иной культуры на примере взаимоотношений между индийцами и другими народами. Формирование уважительного отношения к культурному уровню народа на определенном этапе исторического развития на примере изучения условий жизни и достижений народов Древней Индии.

Метапредметных: Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через освоение опыта анализа различных исторических источников. Формирование коммуникативных умений через работу в группах. Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе в ходе освоения умения анализировать источники по изучаемой теме. Формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения, умение  определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи на примере выявления влияния природных условий на занятия древних индийцев, их мировоззрение.

Предметных: Формирование представлений о социальном, культурном, языковом, духовном многообразие современного мира через осмысление многообразия мира в древности. Сформировать представление об основных явлениях жизни древних народов Индии, о взаимосвязи географического положения, природных условий и занятиях индийских племен, о расселении, хозяйственной жизни древних индийцев, о зарождении и распространении новой религии - буддизма. Сформировать  представление о буддизме, как мировой религии, достижениях индийцев, используя опорный конспект и методы работы с ним.

Цель урока для учащихся:

  1. Я узнаю на уроке о культуре Индии, достижениях древних индийцев, новой религии – Буддизм.
  2. Я научусь быстрее запоминать материал с помощью опорного конспекта.

Средства обучения:

  1. Демонстрационный материал: презентация слайдов.
  2. Опорный конспект по теме Культура Индии (для доски)
  3. Маршрутные листы  на парты (по количеству учащихся).
  4. Разноуровневые задания для работы в парах.
  5. Учебник «История Древнего мира», 5 класс, Т.П. Андреевская.

На доске: термины – индуизм, карма, буддизм. 

План урока:

  1. Религиозные верования древних индийцев
  2. Возникновение Буддизма. Буддизм – мировая религия.
  3. Достижения древних индийцев и повседневная жизнь.

Ход урока

Сегодня у нас необычный урок. Мы с Вами продолжим  путешествие в сказочную страну. Какую? Индия.

Ребята, мы познакомились с природой Индии, основными занятиями населения.   Как вы думаете, какой будет тема нашего урока сегодня, что еще мы не изучали про Индию?  На уроке мы с Вами узнаем о религии Индии, достижениях индийской цивилизации. СЛАЙД № 1

А еще я хочу обратить ваше внимание на то, что у многих народов, с которыми мы уже познакомились, человечество взяло что-то полезное для себя и пользуется этим до сих пор. А как вы думаете, есть такие достижения у индийцев? Какую проблему нам надо сегодня решить?

Древние индийцы создали и передали человечеству многие достижения, которыми мы пользуемся и сегодня. В конце урока мы ответим на проблемный вопрос: какие достижения древних индийцев используют люди до сих пор? СЛАЙД № 2

На сегодняшнем уроке Вы сами поставите себе оценки. Для этого за каждый правильный ответ Вы будете ставить у себя на маршрутных листах знак поощрения «+» в поле «Мои достижения».  Каждый, кто за урок набирает более 5 «+» получает оценку “5”, 4 «+» – оценка “4”, а кто наберёт меньшее количество  получит знания, которые в дальнейшем помогут ему. А также в поле «Решение проблемы», надо будет записывать ключевые слова, которые помогут решить нам проблему урока и добиться поставленных целей.

 Когда я готовилась к нашему уроку, со мной случилось необыкновенное (Звучит музыка, ролик.  Индианка передаёт учителю послание древних индийцев учащимся XXI века - опорный конспект по теме урока (Рисунок 1).

СЛАЙД № 3

У меня в руках послание древних индийцев. Что они хотели нам сказать? Что передали в своём послании? Что нужно, чтобы его расшифровать?

Для того, чтобы нам отправиться в наше путешествие, необходимо проверить достаточен ли ваш багаж знаний.

Проверка нашего багажа знаний ( проводится в устной форме):

А для этого мы поиграем в «Перестрелку»: первой задаю вопрос я:

  1. Как называли жителей Древней Индии индейцы или индийцы?

(Запасные вопросы)

2. Когда возникло государство в Древней Индии? (III век до н.э.)

3. Как звали первого царя Древней Индии? (Ашока).

4. Как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определёнными правами и обязанностями? (касты, варны)

5. На какие варны (касты) делилось индийское общество? (брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшьи - земледельцы, шудры – слуги).

6. Можно ли было переходить из одной варны в другую?

7. Как вы думаете, что такое культура?

Давайте посмотрим на послание, которое нам передала индианка. (послание вешается на доску) Мы должны расшифровать его. Сможем ли мы это сделать сейчас? Наверное - нет. Нам нужны знания, которые мы получим на сегодняшнем уроке.

Для начала, давайте вспомним, кто такие арии? (Это кочевники, проникшие в Индию в III тыс. до н.э.)

Арии принесли в Индию свою религию. слайд №4  Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Кем станет человек после смерти – зависит от его поведения, его кармы. Слайд №5 За дурные дела он может в следующий раз родиться шудрой, а то и вовсе четвероногим или насекомым. Вор станет крокодилом, а пьяница – червяком. Те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам. И тогда можно возродится брахманом. Ведь индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего отца или любимой бабушки.

Поэтому в Индии были священные животные. Какие наиболее почитаемые животные Вам известны?

Особо индийцы почитали Слона и Корову. Слайд №6

С большой любовью и почтением они относились к корове. Все, что с ней связано свято и обладает целебными свойствами, чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. До сих пор в Индии почитают это животное.

Ребята, а как вы думаете, почему некоторые индийцы ходят все время с метелками и подметают перед собой дорогу?

Еще индийцы верили, что их жизнь и благополучие зависят от богов. Они поклонялись многим богам. Важнейшие боги изображены в ваших учебниках на странице 100, кто они?

Работа с иллюстрацией учебника, страница 100.(99)

Назовите главных богов индуизма. Вишну – хранитель мира, Шива – бог – разрушитель, Брахма – творец мира. Слайд №7

Религию ариев переняло большинство населения Индии. Эта религия называется индуизм.

Посмотрите  в ваши маршрутные листы, там есть эти понятия.

А теперь выполним задание в ваших маршрутных листах – решите кроссворд.

Что получилось? Слайд № 8

  1. Имя бога – разрушителя в индуизме -  Шива.
  2. Имя бога  - хранителя в индуизме - Вишну.
  3. Имя бога, который будучи еще человеком, носил имя Сиддхартха Гаутама. Будда.
  4. Сумма хороших и злых поступков человека в индуизме. Карма.

Поставьте себе «+» за правильно выполненное задание.

- Чем Индуизм отличатся от религии Древнего Египта?

Физминутка для глаз Слайд № 9

В VI в. до н.э. в Индии возникла новая религия, получившая название Буддизм. В III в. до н.э. буддизм получил распространение по всей Индии.

Буддизм существует уже 25 веков, поэтому на нашем послании слово буддизм одно из самых главных. СЛАЙД № 10

Основателем этой религии считают Сиддхартха Гаутаму. Он родился в семье властителя небольшого государства в Восточной Индии в VI в. до н.э. Получил прекрасное образование, рано женился и был счастлив. Но увидев однажды дряхлого старика, он подумал, что когда-нибудь станет тоже таким. В другой раз он встретил тяжелого больного и понял, что и его здоровье не вечно. А вскоре он увидел похоронную процессию. Увидев и почувствовав все реальные стороны жизни, он не мог дальше чувствовать себя счастливым и жить беззаботно. Он думал о смысле жизни, о том, как избавиться от бед и страданий, подстерегающих каждого. Совесть заставила его покинуть дом и, уйдя из него, стать отшельником. Пройдя через многие испытания, лишения и самоистязания он стал Просветленным – Буддой.

Основу его учения составляют “четыре возвышенные истины”. Какие?

Слайд № 11

  • всё есть страдание
  • страдание имеет причину – неудовлетворенность желаний
  • страдания могут быть устранены
  • существует путь, который ведёт к устранению страданий

легенду о Будде вы прочитаете дома на стр.101.

Жизнь наполнена страданиями, учил Будда. Причина страданий в невыполнимых желаниях. Все стремятся к счастью, к любви, к богатству, к власти. Для большинства эти желания недостижимы, и это причиняет людям боль. Только поняв ничтожность и невыполнимость человеческих желаний, можно освободиться от страданий, от страха перед болезнями, старостью и смертью. Только этим путем можно достигнуть блаженного состояния успокоенности – нирваны. Будда умер в глубокой старости. Его учение было обращено к простым людям независимо от того, на каком языке они говорили, к какой касте принадлежали, каково было их имущество. Будда утверждал, что достоинство человека не зависит ни от его происхождения, ни от того, богат он или беден. Будда призывал людей не лгать, не посягать на чужое имущество.

Как же достичь этого по мнению Будды?

Давайте обратимся к источнику на странице 104(103) учебника. Прочитайте и ответьте на вопрос, чему учит Будда?

В Буддизме очень большое место отводиться любви и милосердию ко всему живому. Буддизм учит:

  • нельзя убивать никакое живое существо
  • нужно равно доброжелательно относиться ко всем людям
  • нельзя платить злом на зло
  • прощать все обиды

А на заповеди какого народа это похоже?

Со временем почитатели Будды стали считать его богом. Буддизм стал мировой религией, эта религия распространилась по всему миру. Слайд № 12

У нас в России тоже есть буддисты.

Несколько лет назад на Алтае открылся буддиский университет. В нём обучаются 8 лет, что бы стать буддийским ламой.

А как вы думаете, что означает понятие «мировая религия»?

Мировая религия – вероучение, которого придерживаются многие люди в разных странах мира.

Разгадали мы с вами этот знак на нашем послании? Знакомо нам теперь это слово, поможет оно нам в решении проблемы?

А еще для того, что бы достичь духовного и физического совершенства в Индии разработаны специальные упражнения. Обратите внимание на позу Будды. Эти упражнения называются Йога. Отшельники уходили из дома, чтобы достичь душевного покоя и совершенства. Сначала они совершенствовали своё физическое состояние – йоги, чтобы попасть на небеса. Давайте с вами попробуем выполнить некоторые. Все встали.

Физпауза. ( Упражнения йоги)

Повторяем не только движения, но и слова. Слайд № 13

Руки вверх – «Пусть всем будет добро!» (3 раза)

«Орёл» - «Мы все пришли из земли, поднимаемся на небеса и растворимся в воздухе» ( 3 раза)

«Возмём в руки плохую инергию, усталость, поднимемся на вершины Гималаев и бросим в реку Ганг: - «Ха!»

Слайд № 14 (пустой)

Квест

Религиозные верования Древней Индии

                       Индуизм                                           Буддизм    

Боги                человек =    карма                  Гауттама        нирвана    бога нет

Воля богов  животное=     перерождение   щедрость   мудрость   самоотвержен.

                      растения                           поведение   мысли речь поступки

имеют душу              корова

               

Вернемся  к нашему посланию. Мне нужен доброволец. (выбирается индиец. На его  голову одевается тюрбан, и даётся лист с текстом) (шкатулка) А сейчас послушаем  историю, а Вы постараетесь ответить, о чем рассказывает путешественник из Индии о своей стране.

- Индия - удивительная страна, там на кустах растет белая шерсть, мы срезаем её с кустов, точно с овец, и делаем из нее ткани…

 Может быть это неправда. Скажите, что это такое. – Хлопок. (достаётся изделие из хлопка)

А из тростника выжимаем сок, увариваем его на огне и он становится твердым и более сладким чем пчелиный мёд.

Что это? Сахар. 

Вот почему индийцы в своём послании обратили наше внимание на это. Разгадали? Используется ли это сейчас? Отметим в Вашем маршрутном листе. (коробка с сахаром)

Но кроме этого на нашем послании мы видим шахматные фигуры. Может быть, вы подскажите, в чём загадка? А кто умеет играть в шахматы? А знаете ли вы, откуда пришла эта игра? (шахматные фигуры)

- Ответы учащихся.

А вот, что говорят ученые по этому вопросу. Индийское войско состояло из 4 частей: пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но древнеиндийские мудрецы говорили, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Поэтому шахматы были придуманы как игра для царей. Но потом многие индийцы полюбили эту игру и познакомили с ней весь мир. Понадобятся нам эти знания для решения нашей проблемы? Отмечайте.

Что ещё мы можем сказать об индийских достижениях. Почему изображены цифры. Эти цифры принято называть арабскими, потому что мы заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что цифры они переняли у индийцев.

Главная заслуга индийской математики заключалась в создании десятерично-позиционной системы счета. В индийской системе счета значение цифры зависит от того, какое место она занимает в числе. Созданный в Индии счет очень удобен, так как благодаря ему легче производить арифметические действия. Пользуемся мы этим достижением Индии? Не забывайте о решении проблемы!

У нас остался один знак на нашем послании – сложенные руки. Что же он означает? Слайд № 15

 Это знак вежливости, почтения, уважение ко всем людям. Как это проявлялось в повседневной жизни Индии? Давайте узнаем об этом, поработав в парах. У каждой пары на столе свое задание. Выполните его.

  1. Выясните, как индийцы относились к гостям, прочитав текст учебника на странице 103 (102).( 1 ряд)
  2. Выясните, какие качества ценились индийцами больше всего, прочитав текст учебника на странице 104 (103).(2 ряд)

Слайд № 16

  1. Прочитав текст учебника, страницы103-104 (102-103), оцените, какие  обычаи мы могли бы позаимствовать  у древних  индийцев, а какие бы нет?(3ряд)

Проверка результатов работы в парах.

Давайте посмотрим на послание древних индийцев. Все ли мы разгадали? Поможет ли оно рассказать нам о тех достижениях индийцев, которыми мы пользуемся сегодня и ответить на наш главный вопрос.   Слайд № 17

 Пользуясь вашими записями, давайте решим проблему нашего урока.

Ответы детей, обобщающие пройденный материал.

 Ребята, а как вы думаете, а какое общее понятие для всего, с чем мы сегодня познакомились? Культура.

Таким образом, жители Древней Индии создали замечательную культуру, совершили множество открытий, которыми мы пользуемся в нашей жизни. В Индии возникла одна из мировых религий – Буддизм.

Открыли дневники, записали д/з  Слайд № 18

Д/з: п.18 учить, отвечать на вопросы № 1-3. На оценку «4» и «5»  вопросы № 4, 5.

Рефлексия. Слайд № 19

Выбери верное утверждение:

  1. Я сам справился со всеми заданиями.
  2. У меня не было затруднений.
  3. Я только слушал других.
  4. Я выдвигал идеи

Ребята, поднимите руки, кому  понравилось наше путешествие.

А кто хотел бы в реальной жизни отправиться в Индию?

  • Проверить количество «+» у детей.

Встаньте те у кого пять и более +.(высказать своё согласие и несогласие)

Встаньте те у кого четыре + (высказать своё согласие или не согласие)

  • Отметить активных, подбодрить тех, у кого не все получилось.
  • Спасибо за работу!

Ребята, выходя из класса, сложите ко мне на стол маршрутные листы. Ваши оценки в журнал выставит ваш учитель истории.

(если останется время выполнить Задание : напишите в тетради синквейн по теме урока. Слайд 13

Синквейн - образец

  1. Африка
  2. Своеобразная, жаркая
  3. Находится, омывается, проживают
  4. Африка – это загадка
  5. Материк

Синквейн

  1. Индия
  2. Сказочная страна
  3. Увлекает, оживляет, притягивает
  4. Самая необычная страна мира
  5. Чудесная

Используемая  литература:

  1. Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М. : Вентана-Граф, 2014, ФГОС. – 304 с.: ил.
  2. Ванина Э. В., Лазукова Н. Н., Камелин К. А., Иванов О. В. История Древнего мира: 5 класс: методическое пособие, - М.: Вентана-Граф, 2015 - 352 с.
  3. Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.
  4. Артошенко Е., Артошенко И., Гриднев А. Энциклопедия чудес света. М.: РООССА, 2010. – 255с.: ил.

Маршрутный лист ученика _________________________         Решение проблемы:

________________

________________

________________

________________

________________

________________

Тема урока: Религия и повседневная жизнь Древней Индии.

Проблема урока: Какими достижениями древних индийцев

люди пользуются до сих пор?

Индуизм – национальная религия Индии.

Карма – сумма хороших и плохих поступков.

Буддизм – мировая религия.

1.

3.

2.

4.

                                             Мои достижения:        Мои достижения

1

2

3

4

  1. Имя бога  - разрушителя в индуизме.
  2. Имя бога – хранителя в индуизме.
  3. Имя бога, который будучи еще человеком, носил имя Сиддхартха Гаутама.
  4. Сумма хороших и злых поступков человека в индуизме.

Задания для работы в группах:

Выясните, как индийцы относились к гостям, прочитав текст учебника на странице 103 (102).1ряд

_____________________________________________________________________

Выясните, какие качества ценились индийцами больше всего, прочитав текст учебника на странице 104 (103). 2ряд

_________________________________________________________________

Прочитав текст учебника, страницы 103-104 (102-103), скажите, какие  обычаи мы могли бы позаимствовать  у древних  индийцев, а какие бы нет? 3 ряд

_____________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

Практическая работа "Повседневная жизнь древних египтян"

Урок работы в парах постоянного состава. Состоит из трех этапов.1-й этап - работа по вариантам с изученными на предыдущих уроках терминами - составление определений с последующей взаимопроверкой. В си...

Презентация "Религиозные верования и повседневная в Древней Индии"

Урок 18. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии.Основные вопросы содержания:Индуизм.Учение Будды.Повседневная жизнь древней Индии.Средства обучения:§ 18 учебника Андреевской Т.П., ...

Повседневная жизнь Древней Руси

План урока + презентация к уроку истории России в 6 классе...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»...

Повседневная жизнь древних греков

Повседневная жизнь древних греков...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...