«Начальный период Великой Отечественной войны»
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Тема: Начальный период Великой Отечественной войны.
Цель: охарактеризовать начальный период Великой Отечественной войны, выявить причины катастрофического начала войны.
Задачи:
Образовательные: рассмотреть вопросы - планы сторон, степень готовности, ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии; содержание приказа №270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941г.;
Развивающие: формировать умения и навыки работы с историческими источниками, с картами, видеохрониками; формировать умение работать в паре, в группе и самостоятельно, планировать свою деятельность, представлять результат своей работы, уметь преобразовывать информацию в другую знаковую систему (карта-текст, текст-таблица).
Воспитательные: воспитание патриотизма, уважения к героизму русских солдат в годы ВОВ, способствовать личностному развитию обучающихся, укреплению веры в Россию, чувства ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущем.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование и наглядность: карта «Великая Отечественная война», компьютер, экран, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал (тесты, таблицы, критерии оценивания исторического сочинения), аудиозапись, видео, плакаты, учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnyy_period_vov.docx | 47.19 КБ |
prezentatsiya.rar | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благодарновская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по истории в 11 классе.
Тема: «Начальный период Великой Отечественной войны»
Учитель истории и обществознания
Журмухамбетова М.Б.
2017 год
Тема: Начальный период Великой Отечественной войны.
Цель: охарактеризовать начальный период Великой Отечественной войны, выявить причины катастрофического начала войны.
Задачи: Образовательные: рассмотреть вопросы - планы сторон, степень готовности, ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии; содержание приказа №270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941г.;
Развивающие: формировать умения и навыки работы с историческими источниками, с картами, видеохрониками; формировать умение работать в паре, в группе и самостоятельно, планировать свою деятельность, представлять результат своей работы, уметь преобразовывать информацию в другую знаковую систему (карта-текст, текст-таблица). Воспитательные: воспитание патриотизма, уважения к героизму русских солдат в годы ВОВ, способствовать личностному развитию обучающихся, укреплению веры в Россию, чувства ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущем. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа. Оборудование и наглядность: карта «Великая Отечественная война», компьютер, экран, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал (тесты, таблицы, критерии оценивания исторического сочинения), аудиозапись, видео, плакаты, учебник.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний. Фронтальная беседа по вопросам: Проанализируйте внешнеполитическую деятельность СССР, Германии и стран Западной Европы в конце 30-х годов. В какой мере каждая из стран, на ваш взгляд, виновна в развязывании войны?
Охарактеризуйте план «Барбаросса». Чем на ваш взгляд, объясняется вера лидеров фашистской Германии в возможность осуществить план молниеносной войны? Какие страны были захвачены Германией к лету 1941г.?
Как вы считаете, почему СССР не принял предложений Германии о его присоединении к Тройственному пакту?
В чем суть пакта «Молотова-Риббентропа» На что рассчитывали Сталин и Гитлер, подписывая его? Какие меры были предприняты руководством страны по укреплению обороноспособности страны в 1939-1941гг.? Слайд 1
Задания В12- ЕГЭ по истории. Изображение (карикатура, марка, картина). В данном случае любой, мне кажется, опознает обнимающихся великих тиранов ХХ века — И. Сталина и А. Гитлера. Гитлер вонзает в спину Сталину нож — аллюзия на нарушение Германией 22 июня 1941 года пакта Молотова-Риббентропа о ненападении на 10 лет 1939 года.
Отбрасываем здесь неверные варианты, также, как и в В11. Вариант 4 точно не верен, война с Финляндией («зимняя») шла в 1939-1940 гг. Карикатура не могла быть создана раньше 1941 года. Вариант 5 не верен. Когда появилась на свет эта карикатура вы в условиях реального ЕГЭ конечно не скажете, но варианты 2 и 3 логичны.
- Мотивационно-целевой этап. Звучит песня: «Священная война». (Приложение 1) Сегодня мы приступаем к изучению самой трагичной и в то же время самой величественной страницы истории нашего государства – Великой Отечественной войне. Периодизацией ВОВ: Слайд 2
- 22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г.;
- 19 ноября 1942 – конец 1943 г.;
- начало 1944 г. – 9 мая 1945 г.;
- 8 августа 1945 г – 2 сентября 1945.
Сообщение темы и цели урока. Звучит запись Левитана. Заявление Советского правительства о нападении Германии на СССР. (Приложение 2) Когда и о чем сообщает Левитан в своем обращении к народу? Объявление о начале войны 22 июня 1941.
Тема урока: «Начальный период Великой Отечественной войны».
Июнь 1941-ноябрь 1942г. Давайте сформулируем цели нашего урока. Цели:
- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны;
- выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны;
- привести примеры мужества и героизма советских воинов;
- закреплять умение работать с историческими источниками;
План: Слайд 3
- Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г.
- Мобилизация страны.
- Смоленское сражение и катастрофа на Украине.
- Битва под Москвой.
- Зарождение антигитлеровской коалиции.
- Боевые действия весной-летом 1942 г. Оборона Сталинграда.
- Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение.
- «Все для фронта, все для победы!»
Я предлагаю вам таблицу, которую мы будем заполнять в течение урока. (Приложение 3)
Проблема урока: «Почему начало войны стало катастрофическим для СССР?»
Введение в новый материал: Слайд-4
Работа с плакатом И. М. Тоидзе, 1941 г. «Родина-мать зовет» (ЭОР №1). О чем говорит этот плакат? (Суровая женщина в красном - олицетворение Отчизны - протягивая текст военной присяги, зовет на фронт защищать родную землю, потому что началась Великая Отечественная война. Благодаря этому плакату Родина получила вполне конкретный образ. Матери, которая призывает вступить в ряды Красной армии и идти на смертный бой.)
IV.Изучение нового материала.
Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г. Кинохроника «22 июня 1941 года». (Приложение 3) Вступительное слово учителя
22 июня 1941 года войска Германии и её союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии) без предупреждения вторглись на территорию Советского Союза и перешли в наступление на фронте, протянувшемся от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря. Слайд 5
Работа с картой: Назовите название военного плана, изображённого на карте. По плану «Барбаросса» наступление основных группировок немецких войск должно было развернуться по трем основным направлениям: 1.На Москву – группа армий «Центр» 2. Ленинград – группа армий «Север». 3. Киев – группа армий «Юг» Линией победы А.Гитлер считал линию Архангельск- Волга.
Подготовка к ЕГЭ. Часть 1. Задание А 10: Прочитайте отрывок из выступления и укажите фамилию автора. Работа в парах с текстом. 1) Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление: Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий. Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено несмотря на то, что за все время действия этого договора германское правительство ни разу не могло предъявить ни одной претензии к СССР по выполнению договора. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей. Выступление В. М. Молотова по радио 22 июня 1941 г.
- «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, — продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьезная опасность».
Выступление И. В. Сталина по радио 3 июля 1941 г. Учитель: Только спустя 2 часа после вторжения посол Германии граф Вернер Фон дер Шуленберг вручил Молотову меморандум. В нем содержалась ссылка на приказ А.Гитлера вермахту «всеми имеющимися средствами» противодействовать советскому намерению «с тыла атаковать Германию» «Это что, объявление войны?» - спросил Молотов. Шуленберг развел руками. «Чем мы это заслужили?!» - растерянно воскликнул Молотов. И только в полдень Молотов выступил по радио с сообщением о начале войны. Беседа по вопросам: Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для Советского руководства? Чем можно объяснить неверие И.В. Сталина в реальность германской угрозы для СССР? Какие задачи ставил И.В. Сталин перед народом?
- Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г. Слайд 6
Интерактивная карта «Начало ВОВ». Просмотр анимированной карты 1-3 ЭОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/659a08b7-55b9-41fd-9788-432e249fb07d/view/
Группа армий «Центр» нанесла главный удар по войскам Красной Армии на Западном фронте, которым командовал Павлов Д.Г., генерал армии, 21 июня 1941 года — командующий войсками Западного фронта .
Враг, завоевав господство в воздухе, сковал советские наземные силы, прежде всего танки, уничтожаемые с воздуха. 28 июня 1941 г немецкие танковые группы соединились в районе Минска, окружив 26 дивизий Красной Армии (свыше 300 тысяч человек). К 10 июля германские войска продвинулись на 450-600 км и вышли на линию Полоцк – Орша - Витебск.
Лишь военно-морской флот, благодаря слаженным действиям своего главнокомандующего адмирала Н.Г. Кузнецова понес минимальные потери.
Группа армий «Север». Советские войска отступали в Прибалтике, оставили Ригу и Таллин, Лиепаю, одну из главных военно-морских баз Балтийского флота.
На Юго-Западном фронте, сосредоточив большое количество танков, командующий фронтом М.П. Кирпонос попытался остановить продвижение немецкой группы армий «Юг». 26-29 июня под Берестечком, Луцком, Дубно развернулось крупнейшее танковое сражение. Однако советские войска, опасаясь окружения и неся большие потери, вынуждены были отойти. Для Красной Армии это была подлинна катастрофа. Почему немцы получили существенное преимущество, силы Красной Армии и вермахта были примерно равными? блицкриг- тактика внезапного нападения, массированного применения авиации и бронетанковых войск.
Групповая работа с источниками: план «Барбаросса (18 декабря 1940 г.), таблица «Соотношение сил к 22 июня 1941 г.» ( стр 230 учебник), мнение историков В.А. Невежина, В.К. Волкова, В.Д. Данилова. Вопрос: в чём заключались, на ваш взгляд, причины неудач Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны? Работа в паре
Назовите причины поражения Красной Армии.
- Сталин верил, что Германия будет соблюдать договор о ненападении
- Просчеты военного руководства и лично Сталина в определении главных ударов агрессора
Дата и событие | Личность |
22 июня 1941 г – начало ВОв | В.М. Молотов, И.В. Сталин, А.Гитлер |
Блицкриг – молниеносная война – авантюристическая военная теория германского империализма. Основываясь на теории блицкрига, немецкие фашисты строили свои планы разгрома противника в короткие сроки с целью захвата чужих стран и порабощения других народов .
2.Мобилизация страны. Работа в группе. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Мобилизация СССР на победу над фашистской Германией».
Мобилизация СССР: 1) призывы к народу сплотиться перед врагом от всего руководства, включая И.В. Сталина; 2) мобилизация в Красную армию и ополчение; 3) грандиозная эвакуация на восток промышленности, сельскохозяйственной техники и скота; 4) налаживание работы эвакуированной промышленности на востоке; 5) налаживание поставок по ленд-лизу.
Обучающиеся знакомятся с текстом учебника с. 225-228 и отвечают на вопрос:
- Какие меры предприняло советское руководство для отражения германской агрессии?
1. Меры по реорганизации системы управления страной и Вооруженными силами.
2. Меры по переводу промышленности на военные рельсы.
3. Меры по эвакуации населения и промышленных предприятий на восток.
23 июня 1941г. – подписано решение СНК СССР и ЦК ВКП(б) об учреждении Ставки Главного Командования. | Подписал И.В. Сталин Возглавил С.К. Тимошенко |
30 июня 1941 г. – создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) | И.В. Сталин |
4 июля 1941 года - ГКО принял постановление о формировании народного ополчения. | И.В. Сталин |
10 июля 1941 г. – Ставка Главного Командования преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК) | И.В. Сталин |
(СГК) Ставка Главного Командования
(ГКО) – Государственный Комитет Обороны – чрезвычайный орган власти.
Мобилизация – перевод вооруженных сил государства или отдельных их частей с мирного положения на военное и приведение их в полную боевую готовность;
призыв военнообязанных на действительную военную службу.
Эвакуация – вывоз населения, предприятий, учреждений из местности, находящейся под угрозой неприятельского нападения или какого – либо стихийного действия.
(СВГ) Ставка Верховного Главнокомандования
Народное ополчение – добровольное военное формирование из мирных жителей, создаваемое с целью защиты своего дома, земли, Родины, страны, в помощь регулярной действующей армии
Вывод: Мобилизационные мероприятия не только позволили сохранить управляемость и обороноспособность страны, но и сплотили советский народ для отпора агрессору.
Физминутка для глаз
- Смоленское сражение и катастрофа на Украине . Слайд-7
Сообщение уч-ся.
Группа армий «Центр» столкнулась с организованным полуторамесячным сопротивлением Красной Армии в Смоленском сражении. Особое беспокойство советского командования вызывал «Ельнинский выступ» - возможный плацдарм наступления немцев на Москву в районе города Ельни. Войска, возглавленные Г.К.Жуковым, в начале сентября 1941 г. вытеснили из него германскую группировку, понесшую большие потери. Этот успех имел огромное морально – психологическое значение. Под Ельней Красная Армия впервые в Великой Отечественной войне нанесла поражение вермахту.
В августе 1941 г. фашисты приостановили наступление на Москву. Танковые армии группы армий «Центр» двинулись на Украину и Ленинград.
Попытка остановить наступление немцев на Украину окончилась тяжелым поражением. В результате к середине сентября 1941 г. в районе Киева и на левом берегу Днепра попали в окружение 4 советские армии, всего около 453 тыс. человек.
Кузнецов Ф. И. - командующий Северо– Западным фронтом с 22 июня по 6 июля 1941г.
Собенников П. П. - командующий Северо– Западным фронтом с 4 июля по 23 августа 1941 г..
22 июня - 8 июля 1941 г.- Белостокско-Минское сражение | Д.Г. Павлов |
24 июня – 30 июня 1941 г. – Битва за Дубно – Луцк - Броды | М.П. Кирпонос |
10 июля – 10 сентября 1941 г. – Смоленское сражение | Кузнецов Ф. И Собенников П. П. |
7 августа – 26 сентября 1941 г. -Сражение за Киев | И.В. Сталин |
- сентября 1941 г. – начало блокады Ленинграда.
Учитель: Хотелось вам прочитать запись из дневника немецкого солдата, сражающегося под Киевом. Эта запись ярко иллюстрирует героизм советских людей, но еще в большей степени невозможность невыполнения приказа. «С расстояния в 600 метров мы открыли огонь, и целые отделения в первой волне наступающих повалились на землю…. Уцелевшие одиночки тупо шли вперед. Это было жутко, невероятно, бесчеловечно. Никто из наших солдат не стал бы в одиночку двигаться вперед… Первые три волны были уничтожены нашим огнем… натиск четвертой волны был более медленный: люди прокладывали путь по ковру из трупов…. Количество, продолжительность и ярость этих атак совсем истощили и испугали нас…. Если Советы могут позволить себе тратить столько людей в попытке ликвидировать незначительные результаты нашего наступления, то сколько раз они будут атаковать, если объект будет действительно важным»
- Что это героизм, стремление отстоять свою землю любой ценой, даже ценой жизни. Или это просчеты Советского командования. Работа с документом с 229 « Из воспоминаний маршала Жукова».
О каких событиях, происшедших в ходе Смоленской битвы, можно сказать «Впервые в Великой Отечественной войне …?»
Ответ. В ходе Смоленского сражения удалось остановить продвижение группы армий «Центр», тем самым отсрочить наступление на Москву. Из-за этого наиболее благоприятное время для этого наступления было упущено. Начали складываться предпосылки для срыва плана «Барбаросса». Таких результатов удалось достичь благодаря беспримерному героизму бойцов Красной армии, а также стратегической ошибки фашистского руководства. В ходе этой битвы впервые в Великой Отечественной войне гитлеровцы сами попали в окружение в результате смыкания двух наступающих «клиньев». А также впервые за время существования Красной армии в её составе появились гвардейские подразделения. Учитель: Итак, оборонительные сражения июля – сентября 1941 года сорвали осуществление плана «Барбаросса». Новое наступление немцы уже планировали только в одном направлении – московском.
4.Битва под Москвой. Слайд-8-9
Просмотр анимированной карты 5-6 ЭОР
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/659a08b7-55b9-41fd-9788-432e249fb07d/view/
Этапы сражения:
I – 30 сентября 1941г. –наступление немецких войск
II – 15-16 ноября – второе наступление немецких войск
III – 5-6 декабря 1941г. – контрнаступление Красной Армии
Апрель 1942г. - завершение сражения
30 сентября – 4 декабря 1941 г. – Битва за Москву | И.С. Конев К.К. Рокоссовский И.В. Панфилов В.Г. Клочков М.Е. Катуков Г.К. Жуков |
Операция «Тайфун» - так называлась операция по захвату Москвы в гитлеровских документах.
Подготовка к ЕГЭ. Написание исторического сочинения. Слайд 10-11 Определите роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне.
Причинно-следственные связи: Значение Смоленского сражения 1941 года состояло в том, что немецкие войска были задержаны на главном - Московском направлении. Это явилось для нас крупным стратегическим успехом. Советское командование получило как дополнительное время для создания новых мощных резервов, так и для укрепления Москвы.
Мнение историков
«…Несмотря на жестокие поражения и крупные неудачи Красной Армии в летних сражениях сорок первого года, противнику не удалось тогда добиться конечной цели блицкрига… Более того, благодаря все возраставшему сопротивлению советских войск, крепнущему отпору, агрессор так и не смог в соответствии с планом захватить ряд жизненно важных центров СССР, включая Ленинград. А в разгоревшемся Смоленском сражении он оказался вынужденным топтаться на времени ровно столько времени, сколько отводилось на весь «восточный поход». 30 июля — впервые с начала Второй мировой войны — Гитлер был вынужден отдать приказ войскам перейти к обороне на главном стратегическом направлении. Тем самым операция «Барбаросса» дала первую серьезную трещину». (Куманев Г.А. Проблемы военной истории Отечества (1938-1945 гг.). М., 2007
Охарактеризуйте значение битвы под Москвой ( военно-стратегические, морально-политические, международные).
Докажите, что в результате Московской битвы план «Барбаросса», разработанный германским генштабом, окончательно провалился. В чем причины его провала? Ответ. Значение: 1) в ходе битвы и последующего контрнаступления фашистские войска были отброшены на 100-250 км; 2) только безвозвратные потери фашистских войск (не считая позже вернувшихся в строй) составили почти миллион солдат и офицеров (в основном опытных, прошедших европейскую компанию), более 4 тысяч танков и почти тысячу самолётов; 3) на Восточный фронт гитлеровцам пришлось срочно перебрасывать подкрепления, часть которых предназначалась для отправки в Африку; 4) план «Барбаросса» оказался окончательно сорван; 5) развеян оказался миф о непобедимости вермахта и тактики блицкрига; 6) в ходе битвы Красная армия доказала свою боеспособность, что ускорило (а может быть, и сделало возможным) окончательное оформление Антигитлеровской коалиции США, Великобритании и СССР; 7) победа вызвала чрезмерную самоуверенность Красной армии, что привело к необдуманным наступлениям в последующие месяцы.
5.Зарождение антигитлеровской коалиции.
Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?
- Боевые действия весной-летом 1942 г. Оборона Сталинграда.
А. Гитлер летом 1942 г планировал осуществить прорыв на Кавказ, захватить нефтеносные районы, преодолеть горы, выйти к Ирану и Ираку. В центре Восточного фронта вермахт должен был сохранять существующее положение, а на севере – взять Ленинград и установить связь с финнами. На юге предполагалось перерезать Волгу, по которой поступала американская помощь, шедшая через Иран и Каспий. И.В.Сталин, уверенный в том, что 41-й год не повториться, отверг предложение Генерального штаба об активной обороне и накапливании резервов и план Жукова, предполагавший разгром ржевско- вяземской группировки в центре и оборону на других направлениях. Имея превосходство в танках и артиллерии, Красная армия обязана, по мнению Сталина, нанести ряд упреждающих ударов на широком фронте от Ленинграда до Керчи. Особые надежды Сталин возлагал на юго- западное направление.
При попытке снять блокаду Ленинграда попала в окружение и погибла 2-я ударная армия генерала Власова. Сам командир сдался в плен. В районе Вязьмы погибла со своим командующим генералом Ефремовым 33-я армия. Окружены и разбиты армии Крымского фронта генерала Козлова, потерявшего всю технику и 180 тысяч бойцов.
- июня 11-я армия Манштейна начала последний штурм Севастополя, обороной которого руководил Петров. 1 июня Севастополь пал, остатки гарнизона эвакуировать не удалось. Провалилась Харьковская операция. В июне - июле между Курском, Ростовом и Сталинградом развернулось наступление вермахта. Группа армий «Юг» в июне взяла Воронеж. Отступление южного фронта превратилось в паническое бегство. Сталинградский фронт откатывался к Сталинграду. Были смещены все командующие фронтами. Чтобы предотвратить отступление Сталин издает приказ № 227, прочитанный во всех частях: « Население, с любовью и уважением относящиеся к Красной армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную армию. Многие проклинают ее за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток. Мы потеряли более 700 млн населения, более 800 млн пудов хлеба в год и более 10 млн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значить загубить себя и загубить нашу родину!» Приказ: «Ни шагу назад!», «Паникеры и трусы должны истребляться на месте». С командирами, отступившими от приказа, Сталин требовал поступать как с предателями. В каждой дивизии создавались заградительные отряды, обязанные стрелять в отступающих. Вопросы: Оцените моральное состояние Красной армии летом 1942 г? Чем руководство страны объясняло невозможность дальнейшего отступления армии? Какую роль должен был сыграть приказ № 227? Коллаборациони́зм – Слайд 12-13 Современный фашизм – Слайд 14 Работа с учебником: 1 вариант - Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение. (стр 234-235) . Охарактеризуйте оккупационный режим германских властей на территории, занятой агрессорами.
2 вариант - «Все для фронта, все для победы!».( стр 236-238)
Охарактеризуйте процесс перестройки советской экономики, социальных отношений, и идеологии с началом и в ходе войны.
V.Закрепление. Контроль знаний
Проверка таблицы.
Дата и событие | Личность | |
22 июня 1941 г – начало ВОв | В.М. Молотов, И.В. Сталин, А.Гитлер | |
23 июня 1941г. – подписано решение СНК СССР и ЦК ВКП(б) об учреждении Ставки Главного Командования. | Подписал И.В. Сталин Возглавил С.К. Тимошенко | |
30 июня 1941 г. – создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) | И.В. Сталин | |
4 июля 1941 года - ГКО принял постановление о формировании народного ополчения. | И.В. Сталин | |
10 июля 1941 г. – Ставка Главного Командования преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК) | И.В. Сталин | |
22 июня - 8 июля 1941 г.- Белостокско-Минское сражение | Д.Г. Павлов | |
24 июня – 30 июня 1941 г. – Битва за Дубно – Луцк - Броды | М.П. Кирпонос | |
10 июля – 10 сентября 1941 г. – Смоленское сражение | Кузнецов Ф. И Собенников П. П. | |
7 августа – 26 сентября 1941 г. -Сражение за Киев | И.В. Сталин | |
8 сентября 1941 г. – начало блокады Ленинграда. | ||
30 сентября – 4 декабря 1941 г. – Битва за Москву | И.С. Конев К.К. Рокоссовский И.В. Панфилов В.Г. Клочков М.Е. Катуков Г.К. Жуков | |
Термины | Блицкриг – молниеносная война – авантюристическая военная теория германского империализма. Основываясь на теории блицкрига, немецкие фашисты строили свои планы разгрома противника в короткие сроки с целью захвата чужих стран и порабощения других народов (СГК) Ставка Главного Командования (ГКО) – Государственный Комитет Обороны – чрезвычайный орган власти. Мобилизация – перевод вооруженных сил государства или отдельных их частей с мирного положения на военное и приведение их в полную боевую готовность; призыв военнообязанных на действительную военную службу. Эвакуация – вывоз населения, предприятий, учреждений из местности, находящейся под угрозой неприятельского нападения или какого – либо стихийного действия. (СВГ) Ставка Верховного Главнокомандования Народное ополчение – добровольное военное формирование из мирных жителей, создаваемое с целью защиты своего дома, земли, Родины, страны, в помощь регулярной действующей армии Операция «Тайфун» - так называлась операция по захвату Москвы в гитлеровских документах. | |
Причинно-следственные связи | Значение Смоленского сражения 1941 года состояло в том, что немецкие войска были задержаны на главном - Московском направлении. Это явилось для нас крупным стратегическим успехом. Советское командование получило как дополнительное время для создания новых мощных резервов, так и для укрепления Москвы. | |
Мнение историков | «…Несмотря на жестокие поражения и крупные неудачи Красной Армии в летних сражениях сорок первого года, противнику не удалось тогда добиться конечной цели блицкрига… Более того, благодаря все возраставшему сопротивлению советских войск, крепнущему отпору, агрессор так и не смог в соответствии с планом захватить ряд жизненно важных центров СССР, включая Ленинград. А в разгоревшемся Смоленском сражении он оказался вынужденным топтаться на времени ровно столько времени, сколько отводилось на весь «восточный поход». 30 июля — впервые с начала Второй мировой войны — Гитлер был вынужден отдать приказ войскам перейти к обороне на главном стратегическом направлении. Тем самым операция «Барбаросса» дала первую серьезную трещину». (Куманев Г.А. Проблемы военной истории Отечества (1938-1945 гг.). М., 2007 |
Онлайн тесты
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f5f3956a-8afb-41fa-a2c1-00af95909f36/view
http://www.samsdam.net/history/00056.php
Подготовка к ЕГЭ. Тесты
Первый вариант
1. Перейдя в наступление на фронте, протянувшемся от Северного Ледовитого океана до Черного моря, немецко-фашистские войска:
А. Сковали наземные силы Красной Армии, прежде всего танки
Б. Завоевали господство на море
а) верно только А в) верны и А, и Б
б) верно только Б г) оба суждения неверны
2. Причинами неудач Красной Армии в первый месяц Великой Отечественной войны были:
а) нежелание советских солдат сражаться за Сталинский режим
б) нехватка опытных командных кадров
в) отсутствие приведения войск в боевую готовность
г) внезапность нападения Германии для советского государственного и военного руководства
3. Государственный Комитет Обороны возглавил:
а) С.К. Тимошенко б) Г.К. Жуков в) И.В. Сталин г) В.М. Молотов
4. Значение Смоленского сражения состояло в следующем:
А. Впервые командование вермахта отдало приказ о переходе к обороне на основном стратегическом направлении
Б. Был нанесен серьезный удар по плану «блицкрига»
а) верно только А в) верны и А, и Б
б) верно только Б г) оба суждения неверны
5. Главный (ые) итог (и) битвы за Москву:
А. Был сорван план «молниеносной войны»
Б. Был открыт второй фронт в Европе
а) верно только А в) верны и А, и Б
б) верно только Б г) оба суждения неверны
Ответы: 1: а; 2: б, в, г; 3: в; 4: в; 5: а
Второй вариант
1. На Юго-Западном фронте:
А. Которым командовал генерал армии Д.Г. Павлов
Б. Были сконцентрированы самые крупные советские силы
а) верно только А в) верны и А, и Б
б) верно только Б г) оба суждения неверны
2. Причинами неудач Красной Армии в первый месяц Великой Отечественной войны были:
а) внезапность нападения Германии для советского государственного и военного руководства
б) численное превосходство немецкой армии в людях и технике над Красной Армией
в) вывод из строя значительной части советской авиации уже в первый день войны
г) отсутствие связи между войсками и командованием
3. Чрезвычайный государственный орган СССР, сосредоточивший в годы Великой Отечественной войны всю полноту власти и координировавший действия фронта и тыла:
а) Ставка Верховного Главнокомандования
б) Государственный Комитет Обороны
в) Совет Труда и Обороны
г) Совет по эвакуации
4. Оборонительные бои за Киев 1941 г. закончились:
А. Окружением основных сил Юго-Западного фронта.
Б. Прорывом немецких войск к среднему течению Дона
а) верно только А в) верны и А, и Б
б) верно только Б г) оба суждения неверны
5. План операции «Тайфун» — это:
а) план советского контрнаступления в битве за Москву
б) план немецкого командования по захвату Москвы
в) план немецкого командования по взятию Смоленска
г) план советского контрнаступления под Ельней
6. Советские войска перешли в контрнаступление под Москвой:
а) 7 ноября 1941 г б) 2—3 декабря 1941 г.
в) 5—6 декабря 1941 г. г) 20 декабря 1941 г.
Ответы: 1: б; 2: а, в, г; 3: б; 4: а; 5: в.
Взаимопроверка- Слайд 15
VI. Подведение итогов урока. Проблема урока: «Почему начало войны стало катастрофическим для СССР?» Главная проблемы – это причина поражения СССР в начальный период войны. Почему Сталин не был готов к этому? Почему в начальные годы страна оказалась в ситуации военной катастрофы? В чем же причины таких поражений? В советские годы считали, что это были всего лишь временные неудачи, но это трудно назвать неудачами, ведь поражения таких масштабов нельзя охарактеризовать иначе как катастрофу. Сейчас в основном считают, что причины поражения, во-первых, в тактике: до 10 июля части красной армии пытались переходить в самоубийственное наступление. Во-вторых, за первый месяц войны немцы захватили у СССР военных припасов, которых им впоследствии хватило на год. Какую же мы можем дать характеристику начальному периоду Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)? ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ:
- большие людские и материальные потери СССР;
- оборонительные сражения;
- перевод экономики на военные рельсы;
- провал плана «молниеносной войны»;
- первый контрудар под Ельней.
Выводы по уроку:
И, конечно, хотелось бы сказать о героизме тех людей, которые сражались за нашу Родину и погибли в начале войны.
Рефлексия. Слайд 16 Оцените урок по следующим позициям:
Позиция | Да | Нет | Не знаю |
Вы открыли для себя что-то новое? | |||
Были ли вы активны в процессе работы на уроке? | |||
Сумели ли вы реализовать свои знания на уроке? | |||
Был ли урок для вас содержательным? |
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Написать историческое сочинение.
Заключительное слово учителя. Слайд 17
А наш урок я хочу закончить словами из письма, найденного при раскопках в Смоленской области.
«Дорогие русские люди, соотечественники. Не забывайте нас. Мы, как могли боролись с фашистским псом. Но вот пришёл конец. Мы истекаем кровью. Кто после нас будет живой, пусть помнят, что люди боролись за свою Родину, любили её, как мать. Мы непобедимы. Красноармеец Крутов С.И.»
Давайте будем помнить, и чтить память о героях Великой Отечественной войны и любить нашу Родину!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"
Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"...
Проектная работа Проблемы начального периода Великой Отечественной войны.
Проектная работа о начальном этапе Великой отечественной войны...
Проектная работа Проблемы начального периода Великой Отечественной войны.
Проектная работа о начальном этапе Великой отечественной войны...
Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)
Запомните:От этого порогаВ лавине дыма, крови и невзгод,Здесь в 41 началась дорогаВ победоносный 45 год…Р. РождественскийУрок на тему «Начальный период Великой Отечественной войны (ле...
Урок-презентация "Начальный период Великой Отечественной войны"
Презентация иллюстрирует программный материал по теме....
методическая разработка по истории на тему "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 г.г.
Методическая разработка включает в себя программный материал по истории России для 11-го класса начального периода Великой Отечественной войны в расширенном объеме. Он рассчитан на 2 урока по 45 минут...
Урок по истории для 11 класса "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 годов"
Методическая разработка включает в себя наиболее трагические собыия 1941-1942 годов в Севастополе,когда последним оплотом отпоры врагу была 35 береговая батарея....Защитники держали оборону Севастопол...