Рабочая программа по курсу "История Древнего мира"
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа курса «История Древнего мира» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу "История Древнего мира" | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Швец Н.И. подпись Ф.И.О. «29» августа 2018 года | УТВЕРЖДЕНО приказом № 161 от «29» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Древнего мира
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) основного общего образования, 5 А класс
(начальное общее, основное общее образование с указанием класса)
Количество часов:
всего: 68 в неделю: 2
Учитель: Федорова Т.А.
Программа разработана на основе:
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. - М.: «Просвещение», 2010 г.__________________________________________________________________________
Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2014._______________________________________________________________
(указать примерную и авторскую программы, издательство, год издания)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО общественно-гуманитарного цикла от 28.08. 2018 года № 1 ________________ Полещук Н.М. Подпись руководителя ШМО Ф.И.О. |
г. Зима, 2018 г.
Рабочая программа курса «История Древнего мира» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по истории.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу изучения курса «История Древнего мира» ученик научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Ученик получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. Жизнь первобытных людей | 7 |
3 | Раздел 2. Древний Восток | 20 |
Тема 1. Древний Египет | 8 | |
Тема 2. Западная Азия в древности | 7 | |
Тема 3. Индия и Китай в древности | 5 | |
4 | Раздел 3. Древняя Греция | 21 |
5 | Раздел 4. Древний Рим | 18 |
6 | Обобщение | 1 |
Итого: | 68 |
Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч.)
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
РАЗДЕЛ I. Первобытность. (7 ч.)
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытньтх людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводьт: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
РАЗДЕЛ II. Древний Восток. (20 ч)
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
РАЗДЕЛ III . Древняя Греция (21 ч)
Население древней Греции: условия жизни и занятия. древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
РАЗДЕЛ IV. Древний Рим. (18ч)
Население древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Обобщение (1 ч)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Приложение 1
График контрольных работ
№ | Раздел | № урока | Форма и тема контрольной работы |
1 | Введение | 1 | Входная диагностическая контрольная работа |
2 | Раздел 1. Жизнь первобытных людей | 7 | Тестовая работа по теме «Жизнь первобытных земледельцев и скотоводов» |
3 | Раздел 2. Древний Восток | 16 | Тестовая работа по теме: «Древний Египет» |
4 | Раздел 2. Древний Восток | 28 | Тестовая работа по теме: «Азия в древности» |
5 | Раздел 3. Древняя Греция | 49 | Тестовая работа по теме: «Древняя Греция» |
6 | Раздел 4. Древний Рим | 67 | Тестовая работа по теме: «Древний Рим» |
7 | Обобщение | 68 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа |
Оценочные и методические материалы
Оценочные (диагностические) материалы | Учебно-методические пособия (учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя) |
1. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс»/ Ю.И. Максимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. | 1. А.А. Вигасин. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова.-М.: «Просвещение» 2012г. 2. Шевченко Н.И.. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И. Шевченко.- М.: Просвещение, 2012. 3. Г.И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях.-М.: «Просвещение» 2012г. |
Таблица уровня сформированности планируемых результатов
(2018-2019 учебный год)
Предмет история класс 5А
Учитель Федорова Татьяна Анатольевна
ФИО
№ п/п | Содержательные линии | Достижение планируемых результатов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
1. | Хронологические знания и умения | называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
2. | Знание фактов | называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Древнего мира |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3. | Работа с источниками | читать историческую карту с опорой на легенду |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
проводить поиск необходимой информации в одном источнике |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия | |||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Описание (реконструкция) | рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока и Античного мира |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
составлять характеристику деятельности исторической личности | |||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Анализ, объяснение | объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
сравнивать исторические события и явления, природные условия, деятельность личностей в странах Древнего Востока и Античного мира, определяя в них общее и различия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий | |||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Версии, оценки | излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Древнего мира | |||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Применение знаний и умений в общении, социальной среде | использовать знания об истории и культуре народов Древнего мира в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Уровень освоения планируемых результатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Н - низкий уровень – 0-30% (оценка 2)
Б - базовый уровень – 31-60% (оценка 3)
П - повышенный уровень – 61-85% (оценка 4)
В - высокий уровень – 86-100% (оценка 5)
Приложение 2
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по истории Древнего мира в 5А классе
предмет
Учитель Федорова Т.А.
Количество часов:
всего: 68 в неделю: _2_
Плановых контрольных работ: _7_
Программа под редакцией:
Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011._______________________________________________________________
авторская программа, издательство, год
Учебник:
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений ; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012.___________________________________________________________________________
название, автор учебника, издательство, год
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Сроки проведения | Корректировка |
Введение | 1 | |||
1 | Входная диагностическая контрольная работа | 1 | 03.09-07.09 | |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей | 7 | |||
2 | Древнейшие люди | 1 | 03.09-07.09 | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | 10.09-14.09 | |
4 | Возникновение искусства и религиозных требований | 1 | 10.09-14.09 | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | 17.09-21.09 | |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | 17.09-21.09 | |
7 | Повторение по теме: «Жизнь первобытных земледельцев и скотоводов» | 1 | 24.09-28.09 | |
8 | Счет лет в истории | 1 | 24.09-28.09 | |
Раздел 2. Древний Восток | 20 | |||
Тема 1. Древний Египет | 8 | |||
9 | Государство на берегах Нила | 1 | 01.10-05.10 | |
10 | Жизнь простых людей в Древнем Египте | 1 | 01.10-05.10 | |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | 08.10-12.10 | |
12 | Военные походы фараонов | 1 | 08.10-12.10 | |
13 | Религия древних египтян | 1 | 15.10-19.10 | |
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | 15.10-19.10 | |
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | 22.10-26.10 | |
16 | Повторение по теме: «Древний Египет» | 1 | 22.10-26.10 | |
Тема 2. Западная Азия в древности | 7 | |||
17 | Древнее Двуречье | 1 | 06.11-09.11 | |
18 | Древневавилонское царство | 1 | 06.11-09.11 | |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | 12.11-16.11 | |
20 | Библейские сказания | 1 | 12.11-16.11 | |
21 | Царство Давида и Соломона | 1 | 19.11-23.11 | |
22 | Ассирийская держава | 1 | 19.11-23.11 | |
23 | Персидская держава «царя царей» | 1 | 26.11-30.11 | |
Тема 3. Индия и Китай в древности | 5 | |||
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | 26.11-30.11 | |
25 | Религия и культура Древней Индии | 1 | 03.12-07.12 | |
26 | Древний Китай | 1 | 03.12-07.12 | |
27 | Культура и религия Древнего Китая | 1 | 10.12-14.12 | |
28 | Повторение по теме: «Азия в древности» | 1 | 10.12-14.12 | |
Раздел 3. Древняя Греция | 21 | |||
29 | Греки и критяне | 1 | 17.12-21.12 | |
30 | Микены и Троя | 1 | 17.12-21.12 | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | 24.12-28.12 | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | 24.12-28.12 | |
33 | Религия древних греков | 1 | 09.01-11.01 | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | 09.01-11.01 | |
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | 14.01-18.01 | |
36 | Древняя Спарта | 1 | 14.01-18.01 | |
37 | Великая греческая колонизации | 1 | 21.01-25.01 | |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | 21.01-25.01 | |
39 | Поход персидского царя Дария в Грецию | 1 | 28.01-01.02 | |
40 | Поход персидского царя Ксеркса | 1 | 28.01-01.02 | |
41 | Возвышение Афин в V в. до н.э. | 1 | 04.02-08.02 | |
42 | Афины в V в. до н.э. | 1 | 04.02-08.02 | |
43 | Воспитание и образование в Греции | 1 | 11.02-15.02 | |
44 | Древнегреческий театр | 1 | 11.02-15.02 | |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | 25.02-01.03 | |
46 | Возвышение Македонии | 1 | 25.02-01.03 | |
47 | Создание и распад державы А. Македонского | 1 | 04.03-07.03 | |
48 | Эллинистическая культура | 1 | 04.03-07.03 | |
49 | Повторение по теме: «Древняя Греция» | 1 | 11.03-15.03 | |
Раздел 4. Древний Рим | 18 | |||
50 | Древнейший Рим | 1 | 11.03-15.03 | |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | 18.03-22.03 | |
52 | Устройство Римской республики | 1 | 18.03-22.03 | |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | 25.03-29.03 | |
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | 25.03-29.03 | |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | 08.04-12.04 | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | 08.04-12.04 | |
57 | Восстание Спартака | 1 | 15.04-19.04 | |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | 15.04-19.04 | |
59 | Установление империи | 1 | 22.04-26.04 | |
60 | Соседи Римской империи | 1 | 22.04-26.04 | |
61 | Рим при императоре Нероне | 1 | 06.05-08.05 | |
62 | Первые христиане и их учение | 1 | 06.05-08.05 | |
63 | Расцвет империи во 2-м веке | 1 | 13.05-17.05 | |
64 | Вечный город и его жители | 1 | 13.05-17.05 | |
65 | Римская империя при Константине | 1 | 20.05-24.05 | |
66 | Взятие Рима варварами | 1 | 20.05-24.05 | |
67 | Повторение по теме: «Древний Рим» | 1 | 27.05-31.05 | |
Обобщение | 1 | |||
68 | Промежуточная аттестация | 1 | 27.05-31.05 | |
Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
рабочая программа курса "История Древнего мира"
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по истории Древнего мира
Здесь вы найдёте календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и др. необходимые материалы...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...