Школа и воспитание в Древнем Риме.
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему
Презентация о системе воспитания и образования Древнем Риме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_i_vospitanie_v_drevnem_rime.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Римская цивилизация. (21 апреля 753 года до н. э. - 23 августа 476 г н.э.) Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода: царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э. Римское воспитание в каждом из этих периодов имело свои специфические особенности, обусловленные экономической и политической жизнью римлян.
Царский период римской цивилизации. Структура семьи : Во главе семьи стоял отец семейства. Власть его над личностью жены и детей была неограниченной, а так же усыновленными детьми и женщинами, вышедшими замуж за его детей и внуков. Он имел над ними право жизни и смерти. Таким образом, семья становилась вполне самостоятельным социальным и хозяйственным организмом.
Воспитание в царском Риме было семейным воспитанием землевладельцев-воинов, защищавших свои земельные участки. Мальчики под руководством отца учились земледелию, а девочки под руководством матери приучались к домашним работам. Мальчики обучались также военному искусству. В некоторых семьях отец обучал мальчика чтению, счёту, письму. Воспитание было построено на суровой дисциплине, на безусловном подчинении отцу-главе семьи.
Римская цивилизация эпохи Республики. Сосредоточение населения в городах вызвало появление школ. Расслоение его по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило деление школ. Элементарные Грамматические Обслуживали некоторую часть небогатого незнатного населения. В этих школах мальчики учились счету, письму, чтению. Обучались сыновья привилегированных слоев населения. Здесь обучались грамматике латинского языка, греческому языку, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе, истории).
В последние столетия республиканского Рима возникли школы риторов , где знатные юноши обучались риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике, музыке, с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. Грамматические школы и школы риторов были частными. Вследствие высокой платы за обучение они были доступны лишь привилегированным слоям общества.
Римская цивилизация эпохи империи. Римские императоры стремятся превратить элементарные школы в орудие подготовки верноподданных, устанавливая за этими школами бдительный государственный контроль. Грамматические школы и школы риторов превращаются в государственные, задачей которых является подготовка преданных императорской власти чиновников. Рим переживает период упадка, что отражается также на воспитании и образовании: в школах начинает господствовать формализм, риторика вырождается в чисто внешнее красноречие. Нравственность падает.
Семья была основой воспитания. В семейном кругу женщина пользуется большими правами и глубоким уважением, какого еще не знала история. Поэтому в Риме и появляются женщины в качестве воспитательниц. Домашнее воспитание было строгим. Женщинам и юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить вино, а нарушение этого закона каралось как тяжкое преступление.
Если у греков воспитание было направлено на достижение красоты и добра, то у римлян - практичности и полезности. В позднейший период в римских домах, образованных, стали появляться педагоги, которые пользовались большим уважением. Педагог был нравственным наставником и постоянным спутником. Нередко несколько мальчиков поручались одному педагогу.
С покорением Греции в римское воспитание начинают проникать и греческие взгляды. Греческий язык и греческая литература стали обязательными предметами даже в домашнем воспитании. Греческие учителя целыми толпами стремились в Рим в качестве преподавателей языка и литературы. Вместе с греческим развивалось и латинское образование. Юлий Цезарь написал латинскую грамматику. В школах соблюдалась, большая строгость, телесные наказания господствовали.
Выходя из отроческого возраста и надев мужскую тогу, молодой римлянин покидал школу и в качестве слушателя поступал в практическую школу народных собраний и судебных прений. Выбор звания, как и вся жизнь римлянина, обуславливалась принципом пользы . Предпочитались доходные искусства. Звание практического сельского хозяина и домовода считалось почетным для молодого римлянина и ему посвящали себя те, кто не имел наклонностей и таланта для высшего поприща.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маршрутный лист " Культура Древнего Рима" по посещению зала ГМИИ им. Пушкина
Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК 10 КЛАСС "АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА"
Данная презентация кратко рассказывает о Римском Форуме, колонне Траяна, храме Сатурна, Пантеоне и Колизее....
Урок истории в 5 классе "Возникновение Древнейшего рима"
Урок по Всеобщей истории в 5 классе ulanova_e.v._.jpg...
Цикл проверочных работ "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"
Проверочная работа по теме "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима" из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта....
Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима
Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим"...
Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"
Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...
Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.
Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...