Научно- исследовательская деятельность адмирала А.В.Колчака
статья по истории (11 класс) по теме
В данной статье говорится о необходимости всестроннего и объективного изучения, также восстановления полной исторической картины событий ХХ века. Предметом исследования является научно-исследовательская деятельность преданного забвению на долгие 70 лет адмирала Александра Васильевича Колчака, который был злейшим врагом большевиков. Советские авторы, говоря о Колчаке, редко выходили за рамки лишь оценок его деятельности, сам он как историческая личность, внимания не привлекал. В настоящее время идет процесс пересмотра деятельности "монархиста" А.В.Колчака. Процесс реабилитации личности полярного исследователя еще не закончен. До сих пор, многие люди знают о А.В. Колчаке, как о адмирале российского флота и как о Верховном правителе на востоке России в годы Гражданской войны. Необходимо полностью раскрыть вклад Колчака в науку страны, сформировать представление у общественности, что нужно интересоваться не только лидерами Красного движения, такими М.В. Фрунзе, С.М. Буденный и другими, но и лидерами незаслуженного забытого Белого движения. Историю мы должны изучать всесторонне и беспристрастно. Ценя вклад Александра Васильевича Колчака в науку, а также в военное дело, необходимо реабилитировать его честное и доброе имя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_deyatelnost_kolchaka.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская деятельность адмирала А.В. Колчака.
Первая треть ХХ столетия для России и ряда других государств оказалась наполненной драматическими и роковыми событиями, которые как оказалось, в корне изменили ход российской истории. Трудное время зачастую порождает и выдвигает на общественную и политическую периферию талантливых и образованнейших людей, способных оказывать влияние на развитие обстановки в стране, в той, или иной сфере её жизни. Движимые особыми чувствами к Отечеству, они как могли, пытались отстоять его индивидуальность, целостность и престиж на международной арене.
В последние три десятилетия в нашей стране происходят процессы по пересмотру и переоценке исторических событий. В предшествующий период многие факты, биографические сведения из жизни людей, оставивших след в истории, оказались подвергнутыми идеологической обработке, некоторые факты были преданы забвению. В первую очередь забвению оказались преданы люди, выступившие в свое время против Советской власти. Одним из таких людей является адмирал флота Александр Васильевич Колчак. Будучи сыном потомственных дворян, горячим патриотом своей Родины, человеком с развитым чувством долга и чести, А.В. Колчак не признал приход к власти РСДРП (б) во главе с В.И. Лениным. Его борьба против новой власти, увенчавшаяся собственной гибелью, и гибелью всего Белого движения на востоке России, привела к тому, что его имя практически на весь советский период нашей страны оказалось вне поля зрения историков. Его деятельность упоминалась в той связи, что он один из бывших врагов Советской России. Имеется в виду его политическая деятельность в Сибири во время Гражданской войны. Остальные аспекты из его короткой, но насыщенной событиями биографии, практически не изучались.
Особый интерес в наши дни вызывает научно - исследовательская деятельность адмирала А.В. Колчака, которого по праву можно отнести к основателям отечественной гидрологии. Этот аспект представляется значимым, так как изучение его научной деятельности получило толчок к развитию в начале 90-х гг. ХХ века, и в настоящий период является слабо изученной.
Становится актуальным в наше время вопрос о реабилитации имени адмирала Колчака. Ему ставят памятники, происходит переоценка его деятельности, его роли в истории России, но вопрос об официальном возвращении адмиралу доброго имени по-прежнему не решен, но следует отметить, что время торжества справедливости на подходе. В связи с этим ощущается необходимость тщательного и объективного изучения всех аспектов его деятельности.
Александр Васильевич Колчак, будучи сыном дворян, получил прекрасное образование. В 1888 году «по собственному желанию и по желанию отца», как сказано в стенограмме его допроса большевиками он, поступил в Морское училище Санкт-Петербурга[1]. До окончания училища он оставался в числе первых его воспитанников, в 1893 году был назначен фельдфебелем младшей роты. Весной 1894 года фельдфебель А.В. Колчак был выпущен из корпуса, занимая второе место в списке всех выпускников. Осенью того же года он был произведен в мичманы.
Следующие несколько лет жизни А.В. Колчака были связаны с военно-морской службой. В своей автобиографии он отмечал: «В 1895 году весной на броненосном крейсере «Рюрик» я ушел в плавание на Дальний Восток, где прослужил до 1899 года; вернулся в Кронштадт летом на крейсере «Крейсер», проплавав в китайских и корейских водах 4 года»[2]. Заграничное плавание наложило неизгладимый отпечаток на впечатление молодого моряка. «Это было первое мое большое плавание, - рассказывал он позднее на собственном допросе,- Главная задача была чисто строевая на корабле, но кроме того, я специально работал по океанографии и гидрологии. С этого времени я начал заниматься научными работами. Я готовился к южной полярной экспедиции, но занимался этим в свободное время; писал записки, изучал южно – полярные страны. У меня была мечта найти Южный полюс»[3].
В своей рукописи, написанной в июне 1903 года, лейтенант А.В. Колчак говоря о плавании в водах Тихого океана, отмечал: «Я убедился, что сведения о природе этих морей крайне недостаточны, даже для целей навигации, не говоря уже про массу возникших вопросов теоретического характера. Насколько я мог в условиях службы на военном корабле, я старался сам делать наблюдения над водой, чтобы разъяснить себе некоторые вопросы касательно течений Японского и Желтого моря. Постепенно я расширил область изучения и, собрав, что мог по литературе, касающейся гидрологии Тихого океана, занялся ею. Меня более всего интересовала северная часть океана, главным образом Берингово море и Охотское».[4]
Постепенно А.В. Колчак расширил область своих интересов, перечитав всю доступную ему литературу по гидрологии Тихого океана. В перспективе он думал об исследовании южных полярных морей, как бы «заброшенных» русскими мореплавателями после знаменитой экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Эта неосуществленная мечта не покидала его всю жизнь. О ней он упомянул годы спустя на его допросе в Иркутске[5].
В 1897 году молодой моряк, неудовлетворенный службой на военном корабле, и невозможностью заниматься исследовательской деятельностью, подает рапорт на его перевод на канонерскую лодку «Кореец», которая отправлялась к Командорским островам для охраны промыслов. А.В. Колчак полагал, что там он сможет вплотную заняться исследовательской деятельностью. Но его руководство решило иначе – он был отправлен на старый тихоходный крейсер с одноименным названием «Крейсер». Корабль был приписан к Балтийскому флоту, основное его назначение – подготовка молодых моряков[6].
Местом стоянки для корабля был избран корейский порт Генсан (ныне Вонсан). Во время выходов в открытое в море, мичман А.В. Колчак, не в ущерб занятиям с будущими боцманами, посвящал себя гидрологическим исследованиям.
Современный исследователь С.В. Дроков, говоря об итогах первого далекого плавания А.В. Колчака, отмечает, что в 1898 году он был произведен в лейтенанты, а также опубликовал «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенных на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер» с мая 1897 г. по март 1898 г.». В этой работе им уточнялись методы наблюдений и выверялась правильность карт холодных течений у берегов Кореи.[7]
Работы А.В. Колчака не остались незамеченными, и вскоре по возвращении в Санкт Петербург, он получил предложение барона Э.В. Толля, принять участие в полярной экспедиции, снаряжаемой Императорской Академией наук, в качестве гидролога и второго магнитолога. Чтобы подготовиться к работе на новом поприще, А.В. Колчак занимается в петербургской физической обсерватории, затем отправляется в столицу Норвегии, где практикуется под руководством Фритьофа Нансена.[8]
По замыслу руководителя экспедиции, известного полярного исследователя барона Э.В. Толля, она должна была исследовать Новосибирские острова, изучить условия мореплавания по Северному морскому пути, провести комплекс работ по геологии, астрономии и магнитологии. Однако, - как отмечают Л. Спиридонова и А. Иоффе, - самым важным для Толля оставался вопрос существования земли Санникова.[9]
Исследования А.В. Колчака в составе экипажа яхты «Заря», отправившейся восьмого июня 1900 года из Санкт-Петербурга в полярное плавание, начались вскоре после входа 1 августа в Югорский Шар. Как отмечает лейтенант А.В. Колчак в своем Отчете о гидрологических работах: «С этого дня начались наблюдения над температурами и удельными весами поверхностного слоя морской воды через промежутки времени около 4 часов и глубоководные работы, производившиеся на станциях, которые были предположены один раз в сутки, когда яхта находилась в море. По проходе Югорского Шара начали брать с каждой станции образцы морской воды для дальнейших исследований. На яхте производились только объемные анализы на содержание хлора».[10]
Со времени вступления в Карское море, одновременно стали вестись наблюдения над поверхностным слоем воды и велись записи о форме и состоянии встречаемого льда. Наблюдения над поверхностной водой состояли в определении её температуры и её удельного веса с помощью ареометров. А.В. Колчак отмечает, что им при этих работах выполнялись и принимались в расчет последние исследования и указания профессора Ф. Нансена, изложенные в его работе «Гидрометрия и поверхностное напряжение жидкостей»[11].
В донесении президенту Императорской Академии наук Великому князю Константину Константиновичу в январе 1901 г. начальник экспедиции Э.В. Толль констатировал: «Зоологические и гидрологические станции делались во время плавания почти каждый день, раз в сутки, но ввиду трудности борьбы со льдами, они производились только во время стоянок в заливах. Станции всегда начинались гидрологическими работами, которыми заведовал лейтенант А.В. Колчак; эта научная работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудности соединить обязанности морского офицера с деятельностью ученого. Станция занимала каждый раз от 2 до 3 часов времени».[12]
7 октября 1900 года Заведующий гидрологическими работами, лейтенант флота А.В. Колчак в Отчете Академии Наук подвел итоги первого этапа плавания: «Всего с 1 августа по 15 сентября сделаны наблюдения на 32 станциях. Из них 17 произведено в открытом море, а 15 относятся к якорным стоянкам у берегов и бухтах Западного Таймыра. Со станции взято около 100 образцов воды и грунта и произведено 65 объемных анализов на содержание.
С приходом на место зимовки предположены на зимнее время ежедневные наблюдения над удельными весами и температурами подледного слоя воды, определение толщины льда и еженедельные сериальные наблюдения над температурами воды до дна и определение удельного веса придонной воды»[13].
Описывая ход экспедиции, А.В. Колчак приводит интересные данные о царивших на яхте взаимоотношениях между членами команды, и об отношении участников плавания к научно – исследовательскому процессу. Так он приводит отношение к экспедиции командира корабля лейтенанта Н.Н. Коломейцева: «Н.Н. Коломейцев с первых дней плавания ясно показал своим отношением ко мне, что он на всякую работу, не имеющую прямого отношения к судну, смотрит как на неизбежное зло, и не только не желает содействовать ей, но даже относится к ней с какой-то враждебностью. Я очень скоро убедился в этом, как только начались работы по гидрологии».[14]
На станции А.В. Колчак проводил измерение глубин моря, параллельно вел измерение температуры вод разных слоев. При помощи специального оборудования проводил забор донного грунта и образцов воды. Основное внимание уделялось изучению морской воды, проводились объемные, химические и газовые анализы образцов воды с разных глубин.
Помимо гидрологических работ, А.В. Колчак во время зимовки на острове Котельный, по его словам, совершил ряд санных поездок по островам с целью научных работ.[15] В 1901 году будущий адмирал с бароном Э.В. Толлем совершили экспедицию на п-ов Челюскина. Пройдя за 41 день путь в 500 верст, лейтенант не забывал вести маршрутную съемку и магнитные наблюдения.
В благодарность за совместно пережитые тяготы и риск Э.В. Толль назвал именем Колчака один из открытых ими островов у берегов Таймыра. Остров Колчака (ныне остров Расторгуева) находится между 68-70° восточной долготы.[16]
Записки Александра Васильевича о льдах дают редкую возможность проследить его первые шаги в их изучении, поскольку прежде он льдов не видел. Если в военном флоте Колчак тяготился трудностью сочетать научную работу с вахтой, то здесь они сочетались наилучшим образом. Выбирая для «Зари» проход между ледяных полей, он не сразу понял, что изучает льды как ученый. Сама обстановка заставила классифицировать льды для понимания того, что ждет его далее в пути.
В Отчете о гидрологических работах будущий Верховный правитель России отмечал: «Наблюдений надо льдом, если не считать обыкновенных заметок о форме и виде встречаемого льда, сделано немного, так как в море эта работа увеличивала потребное на производство станции время».[17]
В сентябре 1901 года барон Э.В. Толль, сорокатрехлетний полярник, начальник экспедиции, с мостика судна «Заря» увидел мыс Эмма в милях 15 от острова Котельный. После Дж. Де-Лонга на острове 20 лет никого не было. Не смог попасть и Э.В. Толль, причиной стали льды, пройти которые «Заре» оказалось не под силу[18].
Весной 1902 г. экспедиция достигла Новосибирских островов, дальше на север путь преграждали ледяные поля, дальнейшее продвижение в северном направлении оказалось невозможным, и барон Э.В. Толль решился на отчаянный шаг - с магнитологом Ф.Г. Зебергом и двумя каюрами, пешком отправился на север для поисков земли Санникова. Остальным же членам экспедиции из-за недостатка запаса продуктов и угля предстояло от Новосибирских островов вернуться на материк.
Синюков В.В., один исследователей полярных экспедиций лейтенанта А.В. Колчака, при анализе причин ухода Э.В. Толля, выделил фанатичность барона. По этому поводу он писал, что Толль по своей фанатичности чем-то напоминал Седова, который ушел к Северному полюсу явно без каких-либо шансов вернуться. Также этот же автор считает, что Э.В. Толль выдал слишком много авансов Академии наук, прессе, коллегам и вернуться без открытия Земли Санникова уже не мог[19].
Как отмечает Ю.В. Чайковский, Э.В. Толль ушел в свой последний поход, не задумавшись, способна ли будет "Заря" с таким составом плавать вообще и снять его самого с острова Беннетта, в частности. Научная работа офицеров свелась почти к нулю, а собственно ученых на борту не осталось[20]. По существу, барон изменить что-либо уже не мог.
С Беннетта Э.В. Толля и его спутников должна была снять «Заря», но льды,- как отмечает Ю.Чайковский,- оказались злее прошлогодних. 7 сентября, когда был уже на исходе уголь, искалеченное льдами судно, еле доползло до бухты Тикси в устье Лены. Авось Э.В. Толль перезимует, если успел запастись дичью[21].
Об этом говорится и в протоколах допросов адмирала А.В. Колчака, на допросе он рассказывал: «Лето мы использовали на попытку пробраться на север к земле Бенетта, но это нам не удалось. Состояние льда было еще хуже. Когда мы проходили северную параллель Сибирских островов, нам встречались большие льды, которые не давали проникнуть дальше. С окончанием навигации мы пришли к устью Лены, и тогда к нам вышел старый пароход «Лена» и снял всю экспедицию с устья Тикси. Коллекции были перегружены на «Лену», и мы вернулись в Якутск, затем в Иркутск и в декабре месяце 1902 года прибыли в Петроград»[22].
9 декабря 1902 г. в Петербурге А.В. Колчак и лейтенант Матисен, участник экспедиции Э.В. Толля, выступили с отчетами о проделанной работе; тогда же был поднят вопрос о снаряжении новой экспедиции для поисков барона Э.В. Толля. 9 января 1903 г., после непродолжительных споров в Академии наук было решено отправлять на шлюпках из Якутска на север новую экспедицию под руководством А.В. Колчака.
«5 мая весь состав экспедиции из 17-ти человек, в том числе 8-ми каюров-якутов и тунгусов, с 10-ю нартами по 13-ти собак и вельботом, поставленным на две нарты, запряженные 30-ю собаками, направился через Абеляхскую губу к мысу Святой нос. Тяжелые нарты, а особенно вельбот, ограниченный корм для собак и сравнительно теплое время, заставлявшее нас находиться в пути только в ночные часы, когда становилось холоднее, обусловили невозможность делать переходы больше 6-ти часов сутки – собаки отказывались идти больше, несмотря на то, что мы все шли в лямках. Торос, местами очень серьезный для обыкновенных нарт, заставлял нас постоянно останавливаться, рубить дорогу для вельбота и общими силами перетаскивать 36-ти пудовую шлюпку через хаотически нагроможденные холмы ледяных глыб и обломков» - так докладывал А.В. Колчак Русскому Географическому обществу[23].
В период с мая по октябрь 1903г. время, которое отряд А.В. Колчака посвятил поиску места возможного пребывания Э.В. Толля на острове Беннетта, в жилище экспедиции обнаружил вещи, документы и последнюю записку барона Э.В. Толля, датированную 26 октября 1902 года, в которой указывалось об отправлении отряда на юг. Становилось, очевидно, что барон погиб на обратном пути.
Запаздывавшая экспедиция прибыла на остов Беннетта в начале августа 1903 года, её члены и лейтенант А.В. Колчак в том числе, понимали, что помощь несвоевременна и барон Э.В. Толль со спутниками, скорее всего, погибли. На допросе А.В. Колчак весьма подробно рассказал о поиске его отрядом начальника Русской полярной экспедиции и высказал предположения об условиях, в которых погиб барон: «Наконец, мы добрались до земли Бенетта 5-го августа, на Преображенье, - этот мыс я назвал мысом Преображенским, - и высадился на остров Бенетта. Ближайшее же обследование этого берега очень скоро дало нам признаки пребывания там партии барона Толля. Мы нашли груду камней, в которой находились бутылка с запиской со схематическим планом острова, с указанием, что там находятся документы. Руководствуясь этим, мы очень скоро, в ближайшие дни, пробрались к тому месту, где барон Толль со своей партией находились на этом острове. Там мы нашли коллекции, геологические инструменты, научные, которые были с бароном Толлем, а затем тот краткий документ, который дал последние сведения о судьбе барона Толля. Он говорил, что барон Толль прибыл в 1902 году летом на остров Бенетта, где он, в конце концов, решился сначала зимовать, так как уже было поздно, а главное, что их чрезвычайно задержало там, - это попытка охоты. Они старались там охотиться, чтобы пополнить свои запасы, но сделать это им не удалось. Поэтому барон Толль сначала решил перезимовать, надеясь на весеннюю охоту, и продолжать уже дальнейшее движение весною, с наступлением светлого времени, так как в августе уже становится темно. Охота эта была неудачна, и в октябре месяце выяснилось, что партия перезимовать не может, что ей придется умереть там с голоду. Тогда, в конце ноября 1902 года, барон Толль решился на отчаянный шаг - идти на юг в то время, когда уже наступили полярные ночи, когда температура понижается до 40°, когда море, в сущности говоря, даже в открытых местах не имеет воды, а покрыто льдом, так что двигаться совершенно почти невозможно ни на собаках, ни на шлюпках, ни пешком. В такой обстановке, в полярную ночь, он двинулся со своими спутниками на юг. Документ его кончается такими словами: «Сегодня отправились на юг; все здоровы, провизии на 14 дней». Партия, конечно, вся погибла. Тогда я увидал, что моя задача разрешена, что Толль ушел на юг, значит, оставалось сделать последний переход на Сибирские острова и осмотреть все склады, которые были там заложены, чтобы узнать, не оставался ли где-нибудь барон Толль»[24].
В октябре 1903 г. лейтенант А.В. Колчак, совершив трудную и рискованную экспедицию, переходит на материк и оказывается в поселке Устьянск. Его заслугой стало возвращение экспедиции без потерь.
Следует добавить, что одновременно с отрядом лейтенанта А.В. Колчака барона Э.В. Толля искали еще два вспомогательных отряда, образовавшихся в результате разделения команды А.В. Колчака на группы перед началом поисков барона Э.В. Толля. Ю.В. Чайковский пишет, что летом 1903 года ссыльный Оленин обошел берег острова Котельного, Толстов - Фаддеевского, Бруснев - Новой Сибири[25]. Все они были из отряда А.В. Колчака, и прибыв на о. Беннетта разделились по более мелким группам.
С.В. Дроков отмечает, что за полярное путешествие А.В. Колчак в 1903 г. был награжден орденом святого Владимира IV степени, а за выдающийся и сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг представлен в 1905 году к большой Константиновской золотой медали – награде, которой ранее удостаивались Н.А. Норденшельд и Ф. Нансен, в феврале 1906 года избран в действительные члены этого общества.[26]
Последовавшие после возвращения из полярного похода Русско-японская война, ранение на фронте, лечение на курортах, привели тому, что А.В. Колчак вынужденно забросил свою научную деятельность по изучению материалов, собранных во время Русской полярной экспедиции.
По прибытии А.В. Колчака в Петербург, Императорская Академия наук настаивает на переводе лейтенанта с флота в Императорскую Академию наук для обработки географических и картографических результатов экспедиции Э.В. Толля. Высокая оценка президента АН базировалась не только на основе собственных умозаключений, но и на отзывах специалистов. 29 декабря 1905 г. просьба президента АН морским министром была удовлетворена. А.В. Колчак приступил к изучению материалов экспедиции, и в апреле 1906 г. все основные работы по структуризации и обобщению данных были завершены. Материалы охватывали работы по описи берегов, промеру, гидрологии сибирских морей, наблюдения надо льдом, астрономические и магнитные наблюдения, что имело значение для научных и практических целей полярного плавания, а также для исправления на картах контура береговой линии северо-восточной сибирской части материка.
Итогом научных исследований явились публикации ряда работ. В «Известиях» Императорской Академии наук Колчаком была опубликована статья «Последняя экспедиция на остров Беннетта, снаряженная Академией наук для поиска барона Толля».[27]
В 1906 г. Главное гидрографическое управление Морского министерства издало три карты, подготовленные А.В. Колчаком. Одновременно он работал над монографией «Лед Карского и Сибирского морей», которая была издана в 1909 г.
Современный историк Плотников И.Ф. отмечает, что лейтенант А.В. Колчак в период работы в ИАН составил краткое описание шхуны «Заря», охарактеризовал её как тип корабля, предназначенного для плавания во льдах. В дальнейшем Александр Васильевич обстоятельнее займется теорией, практическими проблемами кораблестроения и в этой сфере деятельности достигнет существенных результатов.[28]
Несколько лет спустя, А.В. Колчак предпримет еще один поход на крайний Север. Дальнейшему освоению Арктики способствовали уроки, извлеченные из неудачной Русско-японской войны. Генштаб и Морское министерство осознало выгодность Северного морского пути, освоение которого позволило бы избежать кругосветных путешествий русского флота при его переводе с Балтийского моря на Дальний восток. Освоение Арктики было возложено на Главное гидрографическое управление Морского министерства, при котором работал А.В. Колчак в период с 1906 по 1910 годы.
Охваченный идеей новой северной экспедиции, лейтенант, полярный исследователь А.В. Колчак, просит об его отчислении из Морского Генштаба, чтобы вновь попасть в полярное плавание, которое предполагало путешествие из Санкт – Петербурга во Владивосток. 26 апреля 1909 года он читает доклад «Северо-восточный проход от устья реки Енисея до Берингова пролива» в Обществе Сибири и улучшения её быта.[29]
В автобиографии А.В. Колчак дает следующее описание своей деятельности: «Я принял участие в подготовительных работах этой экспедиции и при моем непосредственном участии были разработаны и спроектированы чертежи двух специальных ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач».[30]
Говоря об участии Колчака в разработке ледоколов, в последующем строительстве военных кораблей, следует указать на познания его в технике. Будучи еще кадетом, гардемарином, Колчак много времени проводил на Обуховском заводе, изучал металлургическое дело, технологию, даже освоил специальность слесаря. Приобретенные тогда познания и навыки существенно помогали теперь.[31]
В записке к смете снаряжения экспедиции капитан 2-го ранга, А.В. Колчак следующим образом определил назначение ледокольных судов и целей плавания: «Эти транспорты, приняв полный запас угля, используют навигационный период на гидрографические работы в районе от Берингова пролива до устья реки Лены и ко времени прекращения плавания в Ледовитом океане уйдут во Владивосток, с тем, чтобы в следующем году продолжать дальнейшие работы по исследованию Северного Ледовитого океана».[32]
Современный историк Плотников И.Ф. отмечает, что осенью 1909 года суда экспедиции Северного Ледовитого океана, зачисленные в транспорт военного флота, выходят из Кронштадта во Владивосток. Во время плавания астрономические наблюдения производились Б.Г. Давыдовым, гидрологические А.В. Колчаком и Г.А. Клодтом фон Юргенсбургургом. Последние заключались в измерении течений банками, температуры поверхности воды, её удельного веса; футшточные наблюдения. В гидрологические журналы записывался характер и проходимость льда, его границы наносились на особые «ледяные карты», замерялась толщина торосов, высота ледяных гор, температура льда на различных глубинах. Параллельно члены экспедиции вели и картографические работы, на ледоколах для этих работ было установлено специальное оборудование.
Командир «Вайгача», капитан 2-го ранга А.В. Колчак принимал личное участие во всех исследованиях.[33]
Следует добавить, что корабли, вышедшие осенью 1909 года из Кронштадта во Владивосток, пришли 3 июня 1910 года, длительное время стояли на ремонте. 17 августа ледоколы покинули Владивостокскую бухту Золотой рог и направились к Берингову проливу. Вскоре, 20 октября по причине невозможной навигации, корабли вернулись во Владивосток.
Контр-адмирал М.И. Смирнов, современник А.В. Колчака, в воспоминаниях отмечал, что остаток 1910 года было решено посвятить съемкам береговой линии и астрономическим наблюдениям до мыса Дежнева, затем перезимовав во Владивостоке продолжать экспедицию весной 1911 года.
«Вскоре по возвращении во Владивосток пришла телеграмма: Колчака вызывали в Петербург, - отмечает Зырянов П.Н.- для продолжения службы в Морском генеральном штабе. В послужном списке А.В. Колчака говорится, что 9 ноября 1910 года «приказом командира Владивостокского порта по приказанию товарища морского министра» он командирован в Петербург. 15 ноября транспорт «Вайгач» был сдан».[34]
Что касается дальнейшей судьбы экспедиции, имевшей все шансы для успеха, то она была продолжена под руководством героя Порт-Артура Б.А. Вилькицкого. Важнейшим достижением стало открытие Земли Николая II (ныне архипелаг Северная Земля).
Таким образом, участвуя в длительных плаваниях и северных полярных экспедициях, будущий адмирал внес значительный вклад в развитие отечественной гидрологии, в изучение вод и льдов Арктики. Он принимал участие практически во всех научных исследованиях экспедиции, им велась съемка северного побережья России, в частности он сделал фотосъемку полуострова Таймыр. Впоследствии им на основе картографических материалов, собранных в ходе экспедиции, было издано несколько карт, уточняющих контуры сибирского побережья России. Длительное время сохраняла актуальность его монография «Лед Карского и Сибирского морей», которая была им издана в 1909 г.
Александра Васильевича Колчака, ученика известных ученых мореплавателей Ф. Нансена и С.О. Макарова, по праву можно отнести к отечественным ученым - основоположникам гидрологии.
Безусловно, адмирал А.В. Колчак являлся не только крупнейшей фигурой в истории Отечественного военно-морского флота, лидером Белого движения на востоке России, но и талантливым ученым-гидрологом, посвятившим лучшие годы своей жизни изучению просторов и вод Арктики.
[1] Зырянов П.Н. Адмирал Колчак Верховный правитель России. М., 2006. – С.16
[2] Колчак о себе; Как Колчак стал Верховным правителем; Колчак Влюбленный: Публикация В.И. Шишкина. // Сибирские огни. – 1993. № 1. – С. 131
[3] Протоколы допросов А.В. Колчака. http://www.kamsha.ru/uvletchen/kolchak/interrogation/intro.html
[4] Документы Русской полярной экспедиции 1900-1902гг. Публикация Л.Спиридоновой А. Иоффе. // Источник. 1997. -№3. –С. 75
[5] Там же
[6] Зырянов П.Н. Адмирал Колчак Верховный правитель России. М., 2006. – С.28
[7] Дроков С.В. Александр Васильевич Колчак. // Вопросы истории. 1991. №1.– С. 52
[8] Кара-Мурза В. Белое движение в лицах: Портрет первый: Адмирал Колчак. // Преподавание истории в школе. 1990. №6. – С.68
[9] Документы Русской полярной экспедиции 1900-1902гг. Публикация Л.Спиридоновой А. Иоффе. // Источник. 1997. -№3. –С. 73
[10] Цит. по: Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верховный правитель России. М., 2002. –С. 212
[11] Там же
[12]Там же. – С.211
[13] Цит. по: Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верховный правитель России. М., 2002. – С.212
[14] Документы Русской полярной экспедиции 1900-1902гг. Публикация Л.Спиридоновой А. Иоффе. // Источник. 1997. -№3. –С. 85
[15] Колчак о себе; Как Колчак стал Верховным правителем; Колчак Влюбленный: Публикация В.И. Шишкина. // Сибирские огни. – 1993. № 1. – С. 132
[16] Черкашин Н.А. «Белая карта»: Совершенно секретно. М., 2006 – С. 56
[17] Цит. по: Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верховный правитель России. М., 2002. –С. 214
[18] Чайковский Ю. Гранит во льдах. // Вокруг света. -1991. №1. –С. 35
[19] Синюков В.В. Александр Васильевич Колчак как исследователь Арктики. М., 2000. – С. 76
[20] Чайковский Ю.В. Возвращение лейтенанта Колчака. К 100-летию Русской полярной экспедиции (1900 –1903) // (http:// www. russcience.chat.ru/papers/ch02vr.htm)
[21] Чайковский Ю. Гранит во льдах. // Вокруг света. -1991. №1. –С. 35
[22] Протоколы допросов А.В. Колчака. http://www.kamsha.ru/uvletchen/kolchak/interrogation/intro.html
[23] Цит. по: Чайковский Ю.В. Гранит во льдах. // Вокруг света. -1991. №1. –С. 37
[24] Протоколы допросов А.В. Колчака. http://www.kamsha.ru/uvletchen/kolchak/interrogation/intro.html
[25] Чайковский Ю.В. Гранит во льдах. // Вокруг света. -1992. №1. –С. 41
[26] Дроков С.В. Александр Васильевич Колчак. // Вопросы истории. 1991. №1.– С. 53
[27] Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верховный правитель России. М., 2002. –С. 44
[28] Там же. –С. 45
[29] Дроков С.В. Полярный исследователь Александр Колчак. // Северные просторы. 1989. № 6. - С. 34
[30] Колчак о себе; Как Колчак стал Верховным правителем; Колчак Влюбленный: Публикация В.И. Шишкина. // Сибирские огни. – 1993. № 1. – С.135
[31] Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верховный правитель России. М., 2002. – С. 50
[32] Дроков С.В. Полярный исследователь Александр Колчак. // Северные просторы. 1989. № 6. - С. 34
[33] Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верховный правитель России. М., 2002. –С. 228
[34] Цит. по: Зырянов П.Н. Адмирал Колчак Верховный правитель России. М., 2006. – С. 208
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности
Материал представляет собой опыт работы лицея по организации профильного образования и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла ...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...
Методические рекомендации для педагогических работников учреждений дополнительного образования детей. Научная (научно-исследовательская) деятельность. Структура и оформление.
Нормы и требования к оформлению научно-иссследовательской работы....
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Психолого-педагогические особенности формирования навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся (научная статья)
Научная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью их личностного и познавательного развития. В статье рассматриваются вопросы, связанные со структуризацией процесса научной деятельности и ...