материалы по теме Россия в первой четверти 19в.
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10 класс) на тему

материалы о внутренней и внешней политике Александра I; его политический портрет. Представлены события Отечественной войны 1812г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_po_teme_rossiya_v_19v.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение1.

Император Александр 1. Политический портрет

В первый год XIX в. на российский престол вступил новый император- сын Павла 1 Александр 1. Он родился в 1777г. и был любимым внуком Екатерины 2. Александр воспитывался при дворе бабки и быстро усвоил царившие там нравы. В нем формировались лицемерие, скрытность, критическое отношение к Екатерине, и к отцу.

Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей Ф.С. Лагарп. Приверженец идей либерализма, он пытался внести эти идем в сознание Александра. Среди них было отрицательное отношение к крепостничеству. В области политического устройства государства важнейшим требованиям либералов являлось введение конституции. Ф.С.Лагарп- швейцарец по происхождению, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов, был для Александра с 1783 г. не просто учителем, но и нравственным авторитетом, наставником. Благодаря ему взгляды Александра в юности носили весьма радикальный характер: великий князь симпатизировал Великой французской революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, фаворитизм, взяточничество. Пороки петербургского двора со временем сформировали у Александра отвращение к политике, желание не принимать в ней участие. Впервые уже при жизни Екатерины 2 он так оценивал ее желание возвести его на престол, минуя отца- Павла: «Если верно, что хотят посягнуть на права отца моего, то я сумею уклониться от такой несправедливости. Мы с женой спасемся в Америку, будем там свободны и счастливы, и про нас больше не услышат». Настроения будущего императора изменилось лишь после высылки Лагарпа из Петербурга.

Важно отметить и то, что контакты Лагарпа с Александром сохранялись и после его отъезда за границу. После воцарения Александра Лагарп предостерегался своего воспитанника от радикальных шагов: «Во имя Вашего народа, государь сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для ее величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства».

В то же время, частое пребывание Александра при дворе своего отца Павла1 в Гатчине превратило его в любителя парадов и маневров.

Александр 1 в первые годы своего царствования стремился к радикальным преобразованиям политического и социального строя империи. Молодой император был осторожнее и удачливее своего отца и старался ладить с влиятельными придворными, военными, бюрократическими кругами. В изданном при вступлении на престол манифесте Александр заявил о возрождении порядков, существовавших при Екатерине 2. Он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой». Это был тактический ход, но не выражение истинных стремлений царя-реформатора. Он мечтал об установлении конституционного строя в духе теорий эпохи Просвещения.


Приложение 2

Карточки по группам: 1гр. Страна с. 117; 2гр. Сословия и классы с. 117-118; 3гр. Расслоение крестьянства с.119-120; 4гр. Города и промышленность с.120-122; 5гр. Политический строй с.122

Приложение 3

Россия в начале 19века

Население: 40 миллионов человек. Площадь 16 млн. кв.км (1/6 суши). Многонациональная страна :славяне - русские, украинцы, белорусы;

турко-язычные -  татары, чуваши, башкиры;

финно- угорские- карелы, коми, мордва ,мари , удмурты;

тунгусо-манчьжурская  - эвенки, эвены.

В России существовало сословное деление общества:

 1привилегированные сословия: дворяне духовенство, купечество

2непривилегированные(облагались налогом и поставляли рекрутов , могли подвергаться телесным наказаниям ) : 1. мещане,2. казаки,  3.крестьяне(30миллионов):1)государственные; 2)помещичьи; 3)крепостные (14 миллионов).

Сословный строй изживал себя постепенно. Появлялись классы, характерные  для буржуазного общества: буржуазия и рабочие.

Промышленное развитие шло медленно: с 1820-х используются паровые машины. Преобладает на промышленных предприятиях (мануфактурах и заводах) труд крепостных. Тем не менее, вызревают предпосылки для промышленного переворота.

Политический строй – самодержавная монархия. Государственный строй – самодержавно-бюрократический.

Вывод: Россия – аграрная страна, преимущественно с крестьянским населением. Абсолютная монархия с местным управлением дворян и высших городских слоев. Управление страной нуждалось в переменах


Приложение 4

Внутренняя политика Александра I

Период правления Александра I делится на 2эт.

I эт. 1801-1817г.г. В этот период  предпринимались попытки реформ. Опирался  на негласный комитет :

 1)Строганов П.А.

2)Чарторыйский А.А.

3)Новосильцов Н.Н.

4)Кочубей В.П.

Была восстановлена «Жалованная грамота дворянству». Основные сферы преобразований: администрация и управление, крестьянский вопрос, просвещение.

В сфере государственного управления было установлено единоначалие: вместо приказов созданы министерства. Образован законосовещательный орган при царе - Государственный Совет.

Предпринимались попытки решения крестьянского вопроса. С 1803г. было запрещено давать объявления в газетах о продаже крепостных. В этом же году  издали указ о вольных хлебопашцах, дающий право помещикам отпускать крепостных за выкуп. Указы 1808г., 1809г.  запрещали продавать крестьян на ярмарках. В 1801г. недворяне получили право покупать землю.

Проведена реформа образования. Процесс обучения включал 3ступени: низшая -приходские школы, средняя- городские и губернские школы для крестьян, лицеи для дворян, высшая – университеты. Университеты подготавливали преподавателей, распространяли учебники.

Михаил Михайлович Сперанский предложил реформы, направленные на европеизацию государственного аппарата.


Приложение 5

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).

Михаил Михайлович Сперанский предложил реформы, направленные на европеизацию государственного аппарата.

Сперанский( уроженец  Владимирского края), С 1807г. статс-секретарь. Позднее -  член Комиссии составления  законов.

В 1809г. составил проект государственных преобразований.  В основу положил принцип разделение властей: законодательной, исполнительной, судебной. Все они должны были действовать в рамках закона. Создавались представительные органы на всех уровнях ,высший –Государственная Дума. Все ветви власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Гос.совета,  утверждаемое царем становилось законом. Избирательными правами наделялись  все владевшие землёй и капиталами .Не участвовали в выборах: мастеровые, крепостные, домашняя прислуга. Крепостные наделялись гражданскими правами. Реальная власть оставалась в руках царя. Но принципиальное отличие  проекта: суждение Думы должны выражать народное мнение ; действие властей хотел поставить под контроль  общества.

Для осуществления проекта в 1810г. создан Государственный совет. Но! Александр I и консерваторы против преобразований. 1812г. Сперанский сослан.


Приложение 6

II эт. 1817-1825 г.г. поворот в сторону реакции. С целью пресечь вольнодумство с 1819г. появилась цензура. В 1822г. помещикам возвратили право ссылать крестьян без суда в Сибирь. С 1817г. при дворе важную роль играет Аракчеев. Нерегулярность рекрутских наборов не позволяла увеличивать армию в военное время и сокращать в мирное, поэтому Аракчеев предложил создать военные поселения, все население которых кроме ведения хозяйства занималось военной службой.

Аракчееву поручено составить проект освобождения крестьян: покупать в казну имения, поступающие на продажу.Государство должно было ставить на это 5 млн. руб. в год. Крестьянин, выходивший на волю должен был получить 2 десятины земли. Освобождение могло занять 200 лет.

1818г. Александр1 объявил на открытии польского сейма о решении дать России конституцию. Разработка поручена Новосильцову. В основе проекта – польская конституция и проект Сперанского.  К 1821г. разработана «Государственная уставная грамота Российской империи»: Россия должна стать федерацией из 12 наместничеств. В каждом наместничестве – представительный орган. Общероссийское представительное собрание из 2 палат: верхняя палата – Сенат (члены назначались царем); нижняя палата  избиралась местными собраниями и 1 из 3 кандидатов назначался царем на должность). Гарантировалась неприкосновенность личности. Наказан человек мог быть только по суду и на основании закона; запрещен арест без предъявления обвинения. Свобода печати. В этом документе меньше ограничений, чем у Сперанского в 1810г, но и этот проект не реализован.

Вывод: Итак, основные вопросы внутренней политики – крестьянский         вопрос и  вопрос государственного устройств  решены не были.


Приложение 7

Карточки по группам: 1гр. 1801-1812г.г. с. 130-132; 2гр. Начало Отечественной Войны с. 133-135; 3гр. Бородино с. 135-138; 4гр. Изгнание Наполеона с.140-142; 5гр. 1813-1825 работа с текстом Приложение81813-1825г.г.


Приложение8

Внешняя политика России I/4 XIXв.

Основные направления политики – западное и восточное.

1801 к России присоединилась  Грузия : Георгий 12 Багратион  отрёкся от престола в  пользу русского царя. 1813 по мирному договору с Ираном по окончание войны 1804-13гг. к России присоединились Дагестан и Сев. Азербайджан.

Наполеон I стремился к мировому господству. Для противодействия  Россия вступила в 1805г. в союз с Англией и Австрией против Франции . Русско-Австрийские войска  разбиты  Наполеоном при Аустерлице.

Турция закрыла Босфор  для России и в 1806г. началась русско-турецкая война. Она закончилась в мае 1812г.  присоединением  Бессарабии .

1807г. русская армия под Фридландом разбита французскими войсками Заключен Тильзитский мир по которому Россия вынуждена присоединиться к континентальной блокаде Англии. Это ставило Россию во враждебные отношения с Англией и Швецией. В 1808г. Россия начала войну со Швецией; В 1809г. Россия выиграла войну и присоединила Финляндию.

Отечественная война 1812г.

12.06.1812 Наполеон вторгся в Россию. Наполеон I планировал разбить русские армии в приграничных сражениях. Армия разделена на  группы:

 МБ Барклай-де Толли

П И Багратион

А П  Тормасов

Отступление, так как  необходимо соединение  армий

6.07 Александр1 издал манифест с призывом о созыве народного ополчения .

3 августа армии Багратиона и Барклая де Толли соединились под Смоленском. 4-6 августа русские армии потерпели поражение в битве под Смоленском. 8 августа главнокомандующим назначен М.И.Кутузов.

 26 августа Бородинское сражение.

Бородинское сражение с 5-30 26 авг.1812г. Цель Наполеона: прорвать центр, обойти левый фланг и отбросить русских от Старой Смоленской дороги, освободить путь на Москву. Но! Около Утицы их остановили.

Основной удар пришелся на Багратионовы флеши. Багратион был смертельно ранен. К 12ч. ценой огромных потерь французы овладели флешами.

Одновременно французы атаковали  батарею Раевского. После второй атаки французов им  в тыл ворвались  кавалеристы во главе с Платовым М Г и Уваровым Ф П. Пока французы готовили отпор, Кутузов перебросил сюда  подкрепления. Атака  численно превосходящих французов продолжалась 1,5 ч. французская конница преследовал русских, но те организовали  контратаку и французы отступили. С наступлением темноты Наполеон приказал отставить  этот пункт.

Утром 27 авг. Кутузов приказал отойти к Москве, т.к. потери русских велики – 44тыс. бойцов и офицеров, кроме того, Наполеон не ввел в бой резерв – Старую гвардию.

2сент на следующий день после военного Совета в Филях, Кутузов, приняв на себя ответственность за судьбу армии и страны, вывел армию из Москвы.  Перевел  русскую армию с Рязанской на Калужскую дорогу и остановился в 80км от Москвы в Тарутино

Изгнание Наполеона

Наполеон, прождав предложения мира, сам вынужден обратиться к Кутузову и императору в начале сентября.  Но никто не просил у Наполеона мира.

Партизанское  движение  принимает все более важное значение: Герасим Курин(Подмосковье), Василиса Кожина(Смоленск).Кутузов направлял в тыл отряды :Денис Васильевич Давыдов, , Сеславин А.Н., Дорохов И.С. ,Фигнер А.С. проник  в Москву и присылал необходимые донесения.

Октябрь 1812 битва у села Тарутино; французы отступили. 7.10. вышли французы из Москвы.  Начинается изгнание  французов из России. Армия Наполеона практически небоеспособна. Русские войска тоже несли большие потери от холода.

25 декабря  Александр I подписал Манифест о победе.

Причины победы: справедливый, освободительный, народный характер войны, мужество солдат, искусство полководцев.Значение победы: урон  промышленности, сельскому хозяйству, разрушены города.  но! Общая беда сплотила  людей: консолидировалась русская нация. Россия отстояла независимость и национальную целостность.  

В город е  Коврове  ополчение как и повсеместно (в музее экспозиция ).

1813-1825г.г. Внешняя политика

Основные направления внешней политики -европейское и восточное. Задачи Александра в Европе:1. Разгромить Наполеоновскую Францию, под контролем которой находилась Европа. Могущество Франции угрожало Российским границам.2 Восстановить  прежние порядки в Европе, что повысило бы авторитет России. Кутузов был против войны, считал, что армия устала.

В янв.1813г. начался Заграничный поход русской армии. Александр намеревался вывести из войны Пруссию и Австрию, привлечь их на свою сторону. Россия заняла территорию Варшавского герцогства, часть Пруссии. Февраль 1813г. заключен Русско-Прусский союзный договор. Весной 1813г. союзники заняли Саксонию. В апреле умер Кутузов и главкомом союзнической армии стал Витгенштейн П.Х. Наполеон собрал армию, превосходившую по численности прежнюю и ввел ее в Саксонию. Сражения при Лютцене и Бауцене привели к необходимости отступления союзников за Эльбу. На июнь-август 1813г. заключено перемирие с Наполеоном. В это время формируется шестая антифранцузская коалиция в составе Великобритании, Австрии, Швеции, России и Пруссии.

16-19 окт.1813г. сражение наполеоновской и союзнической армий под Лейпцигом – Битва народов. Франция разбита и потеряла всю Европу. 31 марта 1814г. битва за Париж, закончившаяся капитуляцией Франции. Александр1 и прусские войска вступили в Париж. 6 апреля наполеон отрекся от престола за себя и наследников и сослан на остров Эльба. К власти вернулись Бурбоны – брат казненного Людовика16 – Людовик 18.Александр 1 настоял на конституционном устройстве Франции.

В 1814г. в Вене на конгресс собрались 450 дипломатов из 126 государств Европы. Ведущую роль играли представители Англии, Австрии, Пруссии, России и Франции. Во время работы конгресса Наполеон занял Париж. Союзники разбили армию Наполеона при Ватерлоо и сослали его на остров Святой Елены.  9 июня 1815г. по Акту конгресса Франция получала территорию, принадлежавшую ей в 1792г. Россия получила часть герцогства Варшавского – царство Польское. Кроме территориальных изменений Акт устанавливал баланс сил в Европе и незыблемость порядков. 14 сентября 1815г. создан Священный союз России, Австрии и Пруссии. Он должен был следить за незыблемостью государственных порядков.

Конфликт между государствами к 1820г. из-за нерешенности Восточного вопроса. Распад Османской империи приводит к активизации освободительного движения на Балканах. Россия по прежним договорам с Османской империи покровительствовала славянским народам, проживавшим на территории империи. В 1821г. Россия поддержала восстание в Греции. На конференции в Петербурге в 1825г. Россия предложила предоставить Греции автономию, но получила отказ.

Восточное направление: освоение русской Америки- Аляски, где русские поселения существовали с 18в. 1799г. русско-американская компания создана с целью колонизации Аляски. Разграничены территории, принадлежавшие Англии, находившиеся рядом с российскими. Разграничена сфере интересов с США на Аляске. Но для дальнейшего освоения нужны огромные средства и Россия  отходит от этого направления.

Итоги:

1.ликвидирована  французская угроза

2 установился мир в Европе

3 создана новая система международных отношений , в которой Россия играла одну из ведущих ролей

4Восточный вопрос не решен

5 Разграничена сфере интересов с США и Англией на Аляске


Приложение9

Вопросы к викторине

1 титул главы русского государства в 19в (император)

2 главнокомандующий русской армией  в битве у Бородино (Кутузов)

3 группа людей, имеющих законодательно закрепленные права и обязанности (сословие)

4 государственный деятель и реформатор  19 в  -уроженец  Владимирского края (Сперанский)

5 сподвижник Александра 1, член Негласного комитета (Новосильцов)

6 социальная группа, определявшая сущность российской монархии в 19в.(бюрократия)

7человек, ведущий борьбу за свободу и независимость своей Родины на территории, занятой противником (партизан)

8одно из привилегированных сословий в России 19 в (дворяне)

9 союзница России по по 3 антинаполеоновской коалиции  (Англия)

10 государственный деятель -  инициатор военных поселений(Аракчеев)

11группа людей, принадлежность к которой определяется их отношением к средствам производства (класс)

12 император Франции, вторгшийся в Россию в 1812г. (Наполеон)

13 самое многочисленное сословие (крестьяне)

14 самая многочисленная группа крестьян в России в 19в. (крепостные)

15 герой Отечественной войны, смертельно ранен во время атаки французов на флеши при Бородино (Багратион)

16 Войско, создаваемое в помощь регулярной армии, преимущественно на добровольных началах.(ополчение)

17 герой Отечественной войны, партизан, поэт (Давыдов)

18 Форма правление  в России в н.19в. (монархия)

19 Преобразование, изменение, переустройство чего-либо (реформа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме: «Россия в первой четверти XIX века»

Тест составлен в форме контрольно - измерительных материалов.В работе выделяется три уровня заданий : задание А ,  задание В ,задание С ....

Тесты по истории России на тему: "Россия в первой четверти 19 века"

Тесты предназначены для учащихся 8 класса, занимающихся по учебнику Данилова А. А....

материалы к зачёту: "Россия в первой четверти XIX века. Александр I". 10 класс.

Материалы охватывают вопросы, термины и понятия, имена - то, что необходимо знать при сдаче зачёта в устной либо в письменной форме учащимися 10-х классов, независимо от того, какой учебник использует...

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

Тест по теме "Россия в первой четверти XIX в."

Контрольно-измерителиный материал для проверки знаний по истории учащихся 8-10-х классов....

разработка урока по теме"Россия в первой четверти 19 века"

План урока по теме "Россия в первой четверти 19 века"...