Технология работы с карикатурой на уроках истории
статья по истории (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Богданов Геннадий Николаевич

Краткий алгоритм работы с карикатурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karikatura_algoritm.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей.

Вопросы и задания могут быть сформулированы следующим образом:

  • Опишите, что вы видите на карикатуре.
  • Кого символизируют персонажи (страны, люди, партии и пр.)?
  • На основании чего вы определили персонажей? Подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения (особенности внешности, выражение лиц, одежда, жесты, предметы, символика и пр.).
  • Найдите реальных исторических личностей. По каким признакам вы их определили?

2 этап. Определение исторической тематики карикатуры.

Возможные вопросы и задания:

  • Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре?
  • Какие черты (характеристики) исторического явления выделены в карикатуре?
  • Дайте обоснование своим выводам.
  • Укажите даты события (явления, процесса).

3 этап. Идентификация времени и, места (страны) создания карикатуры.

  • Определите примерно, когда была создана данная карикатура. Обоснуйте свой ответ.
  • В какой стране была создана данная карикатура? (В Советском Союзе или в Западной Европе была создана данная карикатура?)

4 этап. Психологические характеристики персонажей.

Вопросы и задания:

  • Какими психологическими характеристиками наделены персонажи? Какими особенностями поведения и внешности выражены данные характеристики?
  • Какие черты преувеличивает, «выпячивает» автор?
  • Каким персонажам автор симпатизирует? В чем это проявляется в изображении?

5этап. Определение авторского мнения, идей.

Вопросы и задания:

  • Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования.
  • С какой целью создана карикатура?
  • Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.
  • Какие мнения, идеи она выражает?
  • Совпадает ли точка зрения автора с официальным мнением?
  • Что именно высмеивает (изобличает) автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект?
  • Сторонником какой политической позиции (идеологии, «крыла» оппозиции) является автор карикатуры?

6 этап. Оцените объективность позиции автора.

  • Ошибся ли автор в оценке события? Совплала ли его оценка с дальнейшим ходом истории?

 7 этап.  Предложите свое название карикатуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Использование технологии обучение в сотрудничестве на уроках истории»

Данная работа содержит подробное описание педагогической технологии "Обучение в сотрудничестве".  История создания, авторы технологии. Методы технологии: обучение в команде, учимся вместе, подход...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...

Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания"....

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...