Технология работы с карикатурой на уроках истории
статья по истории (8, 9, 10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей.
Вопросы и задания могут быть сформулированы следующим образом:
- Опишите, что вы видите на карикатуре.
- Кого символизируют персонажи (страны, люди, партии и пр.)?
- На основании чего вы определили персонажей? Подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения (особенности внешности, выражение лиц, одежда, жесты, предметы, символика и пр.).
- Найдите реальных исторических личностей. По каким признакам вы их определили?
2 этап. Определение исторической тематики карикатуры.
Возможные вопросы и задания:
- Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре?
- Какие черты (характеристики) исторического явления выделены в карикатуре?
- Дайте обоснование своим выводам.
- Укажите даты события (явления, процесса).
3 этап. Идентификация времени и, места (страны) создания карикатуры.
- Определите примерно, когда была создана данная карикатура. Обоснуйте свой ответ.
- В какой стране была создана данная карикатура? (В Советском Союзе или в Западной Европе была создана данная карикатура?)
4 этап. Психологические характеристики персонажей.
Вопросы и задания:
- Какими психологическими характеристиками наделены персонажи? Какими особенностями поведения и внешности выражены данные характеристики?
- Какие черты преувеличивает, «выпячивает» автор?
- Каким персонажам автор симпатизирует? В чем это проявляется в изображении?
5этап. Определение авторского мнения, идей.
Вопросы и задания:
- Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования.
- С какой целью создана карикатура?
- Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.
- Какие мнения, идеи она выражает?
- Совпадает ли точка зрения автора с официальным мнением?
- Что именно высмеивает (изобличает) автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект?
- Сторонником какой политической позиции (идеологии, «крыла» оппозиции) является автор карикатуры?
6 этап. Оцените объективность позиции автора.
- Ошибся ли автор в оценке события? Совплала ли его оценка с дальнейшим ходом истории?
7 этап. Предложите свое название карикатуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителя истории. Работа для аттестации на высшую категорию....
Творческая работа "Использование технологии обучение в сотрудничестве на уроках истории»
Данная работа содержит подробное описание педагогической технологии "Обучение в сотрудничестве". История создания, авторы технологии. Методы технологии: обучение в команде, учимся вместе, подход...
Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»
Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...
Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания".
Мастер-класс на тему "Технология работы с текстом на уроках истории и обществознания"....
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...
«Развитие смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории посредством технологии критического мышления».
Статья о развитии смыслового чтения на уроках истории...
Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».
Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...